Что такое объективный идеализм в философии. Субъективный идеализм

Объективный идеализм

Объективный идеализм - совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности .

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori . При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии , Буддизм), философии античных философов (Пифагор , Платон).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Объективный идеализм" в других словарях:

    Одна из осн. разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). см. Идеализм. Философский… … Философская энциклопедия

    См. ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    См. Идеализм … Большой Энциклопедический словарь

    См. Идеализм. * * * ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, см. Идеализм (см. ИДЕАЛИЗМ) … Энциклопедический словарь

    Одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма (См. Субъективный идеализм), считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.). См. Идеализм …

    Объективный идеализм в философии истории - идеологическая методология исторического процесса, в котором ведущая роль в историческом процессе отводилась действию надчеловеческих сил: Божественной воле, Абсолютной идее, Мировой воле, Провидению и т.д … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    - (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Идеализм (значения). Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др. греч. ἰδέα идея) термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в… … Википедия

    - (франц. idéalisme, от греч. idéa идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.… … Большая советская энциклопедия

    ИДЕАЛИЗМ - 1) Установка живущего ради идеала; 2) Философская доктрина, отрицающая существование внешнего мира, сводящая его к имеющимся у нас о нем представлениям. Принцип абсолютного идеализма выражает фраза Беркли: «Быть – значит быть воспринимаемым».… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…
  • Введение в науку философии. Книга 1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Ю. И. Семенов. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…

Объективный идеализм.

Понятие «объективный» означает «существовать независимо от сознания человека и человечества». Объективный идеализм признает основой мира, его творящим и определяющим началом, «Мировой разум» («Мировой дух», «абсолютная идея»), который существует как объект, независимо от сознания человека. Это духовная сила, стоящая над миром.

Одним из ранних представителей объективного идеализма является древнегреческий философ Платон (428/7-348/7 в. до н. э.). Он считал, что основу мира составляет «мир идей». Идеи – это первообразы сущего. Идея выступает «образом» (парадигмой) для вещей, общим понятием класса сходных вещей, их целевой причиной, в смысле стремления вещей к идее.

Материальный же мир – «мир вещей» есть иллюзорный мир, порождаемый на основе «мира идей». Платон использует три первоначала:

Идеи – первообразы сущего;

Материя;

Демиург (творец) – бог, который устанавливает мир соответственно идеям.

Фактически, в качестве идей у Платона выступают общие понятия, которые Платон отрывает от сознания человека и превращает их в отдельные существа – нематериальные. Это элементарная идеалистическая абстракция.

Классическим представителем объективного идеализма является немецкий философ Г. Гегель (1770 – 1831). В философской системе Гегеля основу мира, его первоначало составляет «абсолютная идея» - мировое мышление, существующее до природы. Абсолютная идея Гегеля нематериальна, вечна, существует независимо от человека вне пространства и времени, и только в процессе саморазвития идея из «ничто» воплощается в природный материальный мир; происходит «отчуждение» идеи.

В современной западноевропейской философии идеи объективного идеализма защищаются религиозной философией НЕОТОМИЗМА.

Неотомисты – последователи учения средневекового философа и теолога XIII столетия Фомы Аквинского. В учении Фомы Аквинского первопричиной всего является божественный разум, который содержит в себе идеальные образы всех вещей и явлений, по этим образам он творит материальный мир.

Понятие «субъективный» означает зависимый от субъекта, от его сознания. Субъективный идеализм определяющим началом в мире признает сознание субъекта, его разум, волю. Свойства мира определяются особенностями человеческого сознания. Предметы, которые мы видим, осязаем, обоняем, не существуют независимо от наших чувственных восприятий и выступают как комбинации наших ощущений, представлений.

По мнению представителей субъективного идеализма, единственное, в чем можно быть твердо убежденным – это в существовании человеческого сознания, сознания субъекта. Чтобы не делал человек, он не может выйти за пределы своих представлений, восприятий, идей. Поэтому говорить о существовании внешнего мира бессмысленно.


Классическим представлением субъективного идеализма является английский философ 18-го столетия, епископ Джордж Беркли (1685-1753).

Обращаясь к «непосредственным чувствам» человека, Д. Беркли полагал, что представления, ощущения не отражают объективной реальности, а сами составляют истинную реальность. В «Трактате о началах человеческого знания» Д. Беркли писал:

«Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее она реальна. Устрани ощущения мягкости, влажности, красноты, терпкости и ты уничтожишь вишню… Вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений или представлений…».Далее Д. Беркли заключает: «Вещи… суть представления, а представления не могут существовать вне ума, их существование, поэтому состоит в том, что они воспринимаются».

Таким образом, основной тезис Беркли: существовать значит быть воспринимаемым. То, что не воспринимается, не существует. Без субъекта нет объекта. Вне чувственных восприятий, вне ощущения человека ничего не существует. Вещь – это совокупность представлений, объединяемых единым мнением. Никакого материального источника эти ощущения, не имеют. Уничтожьте эти ощущения, исчезает и вещь.

Если субъективный идеализм проводится последовательно, то это приводит к такой крайней идеалистической концепции, которая называется солипсизмом (от лат. «солюс» - единственный).

Солипсизм – признание существования только одного «я».

Согласно Д. Беркли, быть, значит быть воспринимаемым; из этого следует, что существую я один, что нет ничего кроме моего единичного «я», весь мир рождается и умирает вместе со мной; открывая и закрывая глаза я создаю и уничтожаю космос. Таков солипсизм.

Те философы, которые за основу мира, его первоначало принимают материю, называются материалистами. Первичность материи и вторичность сознания означает: что сознание не может существовать без материи; сознание является свойством высокоорганизованной материи; что сознание, его элементы по своему содержанию являются отражением материального мира в мозгу человека. Такому материалистическому решению основного вопроса философии соответствует материалистическая философия.

Материализм в своём развитии прошёл ряд этапов:

1. Домарксовский материализм;

2. Материализм Древнего мира (или наивный материализм древних):

Учение Чарвака;

Даосизм;

Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар;

3. Материализм XV- нач. XIX вв:

Д.Бруно, Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах, Д.Дидро, М.Ломоносов, Л.Фейербах;

4. Материализм революционных демократов:

В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Т.Шевченко, М.Налбандян, Я.Райнис, Х.Ботев, Э.Дембовский;

5. Марксистский материализм:

К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.

Философы (например, Декарт, Спиноза), которые за основу мира принимают и материю, и сознание называются дуалистами (дуа – двойственный).

Вопрос о том, что лежит в основе мира, был обозначен Ф. Энгельсом как основной вопрос философии. Последователи марксисткой философии формулировали этот вопрос, как вопрос о соотношении материи и сознания, который включает в себя две стороны; что первично и познаваем ли мир.

Вторым критерием различения философских систем является вопрос о познаваемости мира.

В решении вопроса о познаваемости мира и познавательных возможностях человеческого разума в философии можно выделить три основных направления:

Агностики

Скептики

Гносеологические оптимисты.

Агностики (от лат. «агнос» - незнание), считают, что мир принципиально непознаваем, а наши знания о внешнем мире являются иллюзорными.

Агностицизм проявляется в двух основных формах:

1. Юмизм , начало положил Дэвид Юм, английский философ 18 столетия, его точка зрения: мы не только не можем, уверено сказать, что наши знания истинны, но мы не уверены даже в том, что существует объективный мир. То есть, Юм сомневается не только в истинности наших знаний, но и в реальности объективного мира.

2. Кантианство – это форма агностицизма выражена Иммануилом Кантом (немецкий философ 18 столетия). Кант признавал существование объективного мира, но полагал, что человек познает только явления, т. е. то, как себя проявляют вещи, а сущность вещей мы не знаем, и знать не можем.

Скептики – те, которые утверждают, что мир хотя и познаваем, но человек ограничен в своем познании не совершенством своих органов чувств, познавательных средств и разума. Поэтому не все он может познать.

Гносеологические оптимисты – те, которые убеждены в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира.

Следующим критерием различения философских систем является метод мышления. Исторически сложилось два основных метода мышления:

Диалектика

Метафизика

Диалектика – от греч. «диалего–майе» - умение вести спор, полемику. В таком понимании диалектика вошла в философию Сократа (древнегреческий философ). В конце 18 и начала 19в. Г. Гегель словом «диалектика» стал обозначать особый метод мышления, который он сам развивал.

В настоящее время под диалектикой понимается такой метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются в их всеобщей взаимосвязи и развитии, с учетом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью. Это научный метод мышления.

Противоположным диалектике (т. е. альтернативным) является метод метафизический.

Метафизика – (означает после физики). Гегель термином «метафизический» обозначил метод мышления противоположный диалектическому. Сущность этого метода в том, что все вещи, явления рассматриваются как обособленные без учета всеобщей взаимосвязи явлений и как неизменные в своей основе. Это не научный метод мышления.

Таким образом, специфику философского знания составляет то, что это знание о всеобщих свойствах, связях, отношениях, закономерностях, которые проявляются во всех сферах действительности. (живой, неживой природе, обществе и в процессах мышления);предметом философии является мир как целое, человек, его отношение к миру, рассматриваемых с точки зрения всеобщей связи, свойства и отношений; философия выполняет различные функции, главными из них являются мировоззренческая, методологическая, познавательная, воспитательная и функция приобщения к духовной культуре; философия не является единым учением, она состоит из различных философских направлений, школ, философских систем.

Критериями философских систем являются:

Что лежит в основе мира? (дух или материя)

Познаваем ли мир?

Какой метод мышления используется в философских рассуждениях – диалектика или метафизика.

В соответствии с этими критериями выделяют философию:

Материалистическую и идеалистическую;

Метафизическую или диалектическую;

Агностическую или неагностическую.

Вопросы для самопроверки

1) Какова специфика философского знания?

2) Что является предметом философии?

3) Чем различаются миф и философия как средства объяснения мира?

4) Охарактеризуйте структуру философского знания.

5) Каковы мировоззренческая и методологическая функции философии?

6) Охарактеризуйте основные философские направления.

7) Дайте понятия классической, неклассической и постнеклассической

философии.

8) В чём сущность философии модернизма и постмодернистской

философии?

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2001.

2. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 2000.

3. Горшков В.А., Медведев Н.П., Агамов А.А. Основы философии.

Ставрополь. 1996.Тема1, стр.6-12.

4.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2000.

5. Канке В.А.Философия. Учебник. М., 2002.

6. Кохановский В.П. Философия. Учебник. Ростов-на – Дону, 2000.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

8. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. М.: Политиздат, 1991,

Ч.1. С.10-129.

Тема: Философское учение о диалектике.

1. Диалектика как метод мышления и как учение о развитии и всеобщей связи. Основные принципы диалектики и ее альтернативы.

2.Понятие закона. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

4. Закон отрицания отрицания.

5. Закономерности, выраженные в соотносительных категориях диалектики.

1.Диалектика как метод мышления и как учение о развитии и всеобщей связи. Основные принципы диалектики и её альтернативы.

Диалектика от древнегреческого слова «диалегомайе», что означает вести спор, полемику. Это слово в философии стало использоваться древнегреческим философом Сократом. Другой древнегреческий философ Платон придал этому слову несколько иной смысл. У него под диалектикой стало пониматься особое умение вести полемику. Диалектика приобретает смысл особого метода достижения истины – дихотомии двойственного противоположного высказывания относительно одного и того же предмета. Например: «мир конечен» и «мир бесконечен» или «атом неделимая частица», «атом делимая частица». Платон полагал, что рассмотрение таких противоположных суждений приводит к истине. В начале ХIХ столетия Георг Гегель окончательно придает диалектике смысл особого метода мышления, он закладывает основы диалектического учения в системе объектного идеализма. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали материалистическое учение о диалектике. Что же понимается под диалектическим методом мышления?

Диалектика – это такой метод мышления, при котором вещи, явления рассматриваются во всеобщей взаимосвязи и развитии, с учетом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым с преемственной связью.

Этот метод мышления является научным, он проверен опытами, экспериментами, жизненной исторической практикой людей. Именно поэтому он заслуживает внимания, как в естественнонаучных исследованиях, так и в философском учении.

Структура философского учения о диалектике включает в себя три составные части: исходные принципы диалектики, основные законы диалектики и закономерности диалектики, выраженные соотносительными категориями.

Суть онтологической проблемы заключается, прежде всего, в ответе на вопрос о сущности бытия (реальности, действительности).

Материализм является достаточно целостным направлением в философии, поскольку всех материалистов объединяет убеждение в том, что окружающий нас мир, природа - совокупность естественных материальных процессов. Что касается человеческого сознания, то оно, с точки зрения материалистов, представляет собой продукт работы мозга (высокоорганизованной материи), отражение внешнего материального мира; и в этом смысле сознание - производно, зависимо от материи.

Несмотря на идейную целостность материализма как онтологического учения, в истории философии существовало несколько его разновидностей.

Исторические формы материализма:

Древний материализм ; его часто называют «наивным» или «стихийным», так как в нем материалистический взгляд на мир представлялся чем-то само собой разумеющимся; теоретическое обоснование его, в силу неразвитости науки, почти отсутствовало. Материалисты древности опирались, главным образом, на житейские наблюдения, здравый смысл и обыденный опыт людей. Выдающимися философами-материалистами этого типа были древнегреческие мыслители: Фалес (ок. 652 - ок. 547 гг. до н.э.), Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок. 460 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.).

«Механистический» материализм Нового времени. Название обусловлено тем, что философы-материалисты этой эпохи стремились опираться в своих выводах на механику, которая занимала лидирующее положение в науке XYII-XYIII вв. Поэтому среди мыслителей сложилось убеждение, что научное объяснение мира (человека, природы и общества) возможно только при помощи законов и принципов механики. Наиболее крупными представителями этой формы материализма были: Д. Дидро (1713 - 1784), П. Гольбах (1723 - 1789) и другие французские просветители XYIII века.

«Вульгарный» материализм (лат. vulgaris - простой, обыкновенный), основатели которого немецкие мыслители, врачи-физиологи XIX века (Бюхнер, Фохт, Молешотт) упрощали проблему сущности сознания, сводили все мыслительные процессы к их физиологической основе. Они считали, что мозг так же выделяет мысль, как, например, печень - желчь; полагали, что содержание наших мыслей зависит от химического состава пищи, объясняя, например, рабство колониальных народов употреблением преимущественно растительных продуктов.

Антропологический материализм - специфическая разновидность материализма, которую разработал в XIX веке представитель немецкой классической философии Л. Фейербах (1804 - 1872), рассматривавший человека как центральную философскую проблему и одновременно исходный пункт своей материалистической философии.

Диалектический материализм - философия, которую разработали немецкие мыслители К. Маркс (1818 - 1883), Ф. Энгельс (1820 - 1895) и их последователи. Особенностью этой формы материализма было, во-первых, соединение материализма с диалектикой - методологией познания, требующей изучать явления в их изменчивости, противоречивости и взаимосвязи и, во-вторых, распространение идей диалектического материализма на область общественных явлений и исторический процесс («исторический материализм»).

Необходимо отметить, что хотя материализм и идеализм как противоположные онтологические учения возникли более двух с половиной тысячелетий назад, термины для их обозначения лишь в начале XYII века ввел в употребление немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646-1716).

Философские термины «материализм» и «идеализм» не следует путать с такими же словами, употребляемыми в повседневных рассуждениях на нравственные темы. В обыденном языке идеалистом называют человека бескорыстного, стремящегося к возвышенным целям, высоким идеалам, а материалистом - личность противоположного типа. Смешение философских и обыденных терминов нередко использовалось философами-идеалистами для дискредитации философского материализма как онтологического учения.

Помимо материализма и идеализма как основных онтологических направлений в философии, существуют и другие онтологические концепции - пантеизм, дуализм , плюрализм.

Пантеизм (греч. pan - все, theos - бог) - учение в котором материя (природа) и дух (бог) понимаются как две стороны единой субстанции. Термин «пантеист» ввел английский философ Дж. Толанд в 1705г., а термин «пантеизм» - его идейный противник нидерландский теолог Й. Фай (в 1709г.). Если Бог трактуется как безличный дух, растворенный в природе, слитый с ней, то можно говорить о «материалистическом пантеизме» (не случайно католическая церковь в эпоху Возрождении назвала пантеизм «материалистической ересью»). Наиболее крупными представителями такого пантеизма были Дж. Бруно (1548 - 1600) и Б. Спиноза (1632 - 1677).

От пантеизма следует отличать близкий ему по смыслу панентеизм («все в боге») - учение, согласно которому не Бог «растворен» в природе, а наоборот: мир пребывает в Боге как основе и творце мироздания. Термин «панентеизм» был введен немецким философом-идеалистом К. Краузе (1781-18320), для названия своей концепции, по которой мир - создание Бога и, одновременно, способ его проявления; мир покоится в Боге, но не сливается с ним полностью и т.п. Не составляет труда заметить идейную близость этого типа онтологии к объективному идеализму. Элементы панентеизма усматривают в философии Г. Гегеля и в ряде других религиозно-идеалистических учений.

Для материализма, идеализма и пантеизма (панентеизма) общим является признание в мире только одной субстанции, одной первоосновы всех многообразных явлений действительности. Такой тип онтологии в философии получил название «монизм» (греч. monos - один, единственный). Философский монизм в решении проблемы количества субстанций в мире противостоит дуализму и плюрализму.

Дуализм (лат.dualis - двойственный) утверждает, что материя и дух - это две равноправные, не сводимые друг к другу и независимые друг от друга субстанции. Термин был введен немецким философом Х. Вольфом (1679-1754). На позициях философского онтологического дуализма стоял видный мыслитель Нового времени Р. Декарт (1596 - 1650).

Однако, понятие «дуализм» применяют не только в онтологии , но и в других учениях, утверждающих равноправие двух противоположных начал (напр., добро и зло, Бог и Дьявол в средневековых дуалистических ересях), а также для обозначения двойственности, непоследовательности мыслителя в решении какого-либо вопроса. Так, в частности, можно говорить о гносеологическом дуализме И. Канта, допускающего познание феноменального мира («мира явлений») и одновременно отрицающего возможность познания их сущности («вещи-в-себе»).

Плюрализм (лат. pluralis - множественный) - философская позиция, согласно которой в основе мироздания лежат несколько независимых друг от друга начал (субстанций). Термин был также введен Х. Вольфом. Проявление плюралистического подхода в онтологии можно усмотреть уже в древних материалистических концепциях «четырех стихий» (напр., древнеиндийской школы чарваков, древнегреческого философа Эмпедокла). Идеалистический вариант плюрализма в новоевропейской философии разработал немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646-1716). В работе «Монадология» (1714) он представил реальный мир как совокупность бесчисленного количества духовных субстанций - «монад» - неделимых единиц бытия.

Сегодня термин «плюрализм» широко применяется в социально-политическом познании, как один из фундаментальных принципов устройства правового общества (плюрализм мнений, политический, экономический, культурный плюрализм и пр.).

Из вышеизложенного следует, что, несмотря на множественность онтологических теорий, большинство из них имеют либо материалистическую, либо идеалистическую направленность, что и позволяет считать именно материализм и идеализм базовыми концепциями онтологии.

Теоретико-познавательная основа субъективного идеализма

Субъективный идеализм - это одно из направлений философии, в котором основываются на отношении субъекта к внешней реальности, отрицая ее независимость от сознания и воли субъекта. Совокупность переживаний, ощущений, настроений и действий индивида считаются его миром или все это является неотъемлемой его частью.

Субъективный идеализм, ряд идей которого развивали Беркли, Фихте, Юнг, Кант, имеет множество разновидностей, в частности, различные школы позитивизма, операционализма, махизма и пр. У сторонников данного философского направления отмечается тенденция к устранению ярко выраженного психологизма, субъективизма и релятивизма. Наблюдаются попытки обозначить критерии важных истин. В этом стремлении грань между субъективным и объективным идеализмом видна не так отчетливо, как ранее.

Современный субъективный идеализм

В философии экзистенциализма основой субъективного идеализма является абсолютизация активности субъекта в практической деятельности и познании. Такая активность, как показывает диалектический материализм, не является произволом, поскольку такая форма познания не исключает его объективного источника и содержания. Кроме того, эти формы отображают общие свойства объективного мира и практической деятельности в нем. По этой причине противопоставлять субъективное и объективное возможно лишь в пределах основного вопроса философии.

Английский философ Джордж Беркли критиковал такое понятие, как материальная основа тел, теорию «О пространстве как вместилище всех природных тел» Ньютона и учение « О происхождении понятий материй и пространства» Дж. Локка. Беркли считал, что понятие материи основано на допущении того, что мы можем создавать абстрактную идею общего вещества, не обращая внимания на частные характеристики вещей. Но при этом Беркли утверждал, что это невыполнимо, так как мы не можем воспринимать материю чувствами. Наше восприятие каждой вещи базируется на отдельных ощущениях или на «идее». В таком случае от материи действительно ничего не остается - она становится неопределенной. Субъективный идеализм по Беркли определяется следующим афористическим постулатом: «Быть - значит быть в восприятии».

Агностицизм Юма

Позиции последователей агностицизма основываются на противоречии, согласно которому знания должны быть обязательно логическими. То есть все исследования должны проходить опытным путем, который не поддается анализу с точки зрения логики. Субъективный идеализм Беркли и Юма базируется на том, что опыт - это поток впечатлений, основания которых невозможно постичь. Ведь человек не может понять что-либо вне пределов собственных ощущений. Мы можем только наблюдать, как во времени вслед за причиной появляется следствие, но это лишь психологический фактор. Юм выражал сомнение, что можно доказать причинную связь. Действительность по Юму - это поток впечатлений, которые мы получаем непосредственно, когда видим, слышим, чувствуем или желаем.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


Смотреть что такое "ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ" в других словарях:

    Объективный идеализм совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности… … Википедия

    См. ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    См. Идеализм … Большой Энциклопедический словарь

    См. Идеализм. * * * ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, см. Идеализм (см. ИДЕАЛИЗМ) … Энциклопедический словарь

    Одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма (См. Субъективный идеализм), считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.). См. Идеализм …

    Объективный идеализм в философии истории - идеологическая методология исторического процесса, в котором ведущая роль в историческом процессе отводилась действию надчеловеческих сил: Божественной воле, Абсолютной идее, Мировой воле, Провидению и т.д … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    - (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Идеализм (значения). Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др. греч. ἰδέα идея) термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в… … Википедия

    - (франц. idéalisme, от греч. idéa идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.… … Большая советская энциклопедия

    ИДЕАЛИЗМ - 1) Установка живущего ради идеала; 2) Философская доктрина, отрицающая существование внешнего мира, сводящая его к имеющимся у нас о нем представлениям. Принцип абсолютного идеализма выражает фраза Беркли: «Быть – значит быть воспринимаемым».… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…
  • Введение в науку философии. Книга 1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Ю. И. Семенов. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…


gastroguru © 2017