Слова род имен существительных. Род существительных

Род имён существительных

1. Какова система родов имён существительных в русском языке?

Все существительные русского языка в форме единственного числа можно отнести к одному из следующих родов:мужскому, женскому, среднему, общему .

2. Как определить род имени существительного?

    Род существительного можно определить, согласовав с ним местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род;моя жена, моя стена, моя ночь - женский род,моё окно, моё небо, моё животное - средний род.

    У большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу: мой подмастерье, мой дедушка (мужской род);моя мать, моя сестра (женский род).

    Род существительных определяется по форме единственного числа. Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют : ясли, макароны, брюки, вилы .

3. Какие существительные относятся к общему роду?

    Существительные общего рода - это существительные, которые характеризуют человека, дают ему оценочную характеристику ; они имеют окончания -а, -я и относятся к 1-му склонению: неряха, заводила, запевала, работяга, грязнуля, стиляга, пьяница, неженка, соня, плакса .

    Существительные общего рода могут обозначать людей и мужского, и женского пола: Какой ты неряха! Какая ты неряха!

4. Как определить род неизменяемых существительных?

    Род неизменяемыхсуществительных,называющих людей , определяется по полу: храбрый идальго, изысканная леди .

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий , относятся к мужскому роду: военный атташе, ночной портье . Существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), даже если используются по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода .

    Неизменяемые существительные, называющие животных , относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода:австралийский кенгуру, смешной шимпанзе; шимпанзе кормила своих детёнышей .Исключения: цеце (муха),иваси (рыба) - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи , ароматное какао, выдержанное бордо, пьянящее шардоне, горячее капучино, локомотивное депо, новое пальто, плетеное кашпо . Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род); авеню, салями (женский род).

    Род иноязычных географических названий определяется по родовому слову: далекое Монако (это княжество, т.е. существительное среднего рода, значит, слово Монако тоже среднего рода), широкая Лимпопо (река - ж.р.), густонаселенный Токио (город - м.р.). Если можно использовать два разных родовых слова, то возможны варианты согласования: независимое Гаити (государство - с.р.), независимая Гаити (страна - ж.р.) и далекий Гаити (остров - м.р.); прекрасный Брешиа (город - м.р.) и прекрасная Брешиа (провинция - ж.р.). В некоторых случаях родовая принадлежность существительного устанавливается традицией, поэтому требуется словарная проверка.

5. Как определить род сложносокращенных слов (аббревиатур)?

Инициальные – по названиям букв, звуковые – по звукам, как обычные слова.

    Род аббревиатур обычно определяют по опорному слову в расшифровке аббревиатуры или же по родовому слову : НАТО (альянс - м.р.) постановил , МПГУ (университет - м.р.) принял новых студентов , СНГ (содружество - с.р.) выступило с инициативой , ЮНЕСКО (организация - ж.р.) объявила 2011 год годом лесов .

    В некоторых случаях родовая принадлежность существительного устанавливается традицией, поэтому требуется словарная проверка: вуз (опорное слово - заведение, но род мужской), МИД (опорное слово - министерство, но род мужской), ТАСС (опорное слово - агентство, но род мужской).

6. Как определить род существительных, оканчивающихся на -ЛЬ в форме им. п. (слова типатюль, мозоль, полироль, толь, вентиль )?

    Род таких слов надо запоминать, в случае затруднений проверять по словарям. Например, можно воспользоваться словарями в рубрике «Проверка слова»на сайтеgramota.ru .

    К мужскому роду относятся слова аэрозоль, полироль, пасквиль, водевиль, квантиль, квартиль, эндшпиль, тюль, толь, бемоль и др.

    К женскому роду относятся такие слова, как антресоль, мозоль, канифоль, вакуоль, триоль и др.

7. Как определить род существительных, обозначающих названия обуви и парных предметов?

    Род таких слов надо запоминать, в случае затруднений проверять по словарям.

    Слова, обозначающие названия обуви :

    Кроме этого, существует двуродовое существительное унты . Если во мн.ч. ударение падает на окончание слова (унты , -ов ), то форма единственного числа - один унт . Если же во мн.ч. ударение падает на основу (у нты), то форма им.п. ед.ч. - унта .

    Другие слова, обозначающие названия парных предметов: гамаши - одна гамаша, гетры - одна гетра, бакенбарды - одна бакенбарда, краги - одна крага . Но: гольфы - один гольф, рельсы - один рельс, коррективы - один корректив .

8. Как определить род составных существительных (слова типакафе-столовая ,диван-кровать )?

    В случае если у существительного изменяется по падежам только одна часть, род определяется по изменяемой части : персональная интернет-страничка (ж.р.). Если же у существительного изменяются обе части слова, то род определяется по более значимой по смыслу части : вкусный торт-мороженое (м.р.), удобное кресло-кровать (с.р.).

    См. дополнительно: Как сказать правильно: «Кафе-столовая закрыт(о, а) на ремонт».

9. Изменяются ли имена существительные по родам?

    Имена существительные по родам не изменяются , род у каждого существительного - категория постоянная: мама - только ж.р., яблоко - только с.р. и т.д.

    Почти все названия птиц, оканчивающиеся на – ь, это существительные мужского рода, НО выпь, неясыть. Лебедь – обычно м.р., но поэтическое – может быть женский род.

    Все названия насекомых, кроме вошь, моль – м.р.

    Вещественные существительные в определении рода которых можно испытывать колебания, аэрозоль, тюль, шампунь – м.р., а некоторые вещества – ваниль, канифоль – ж.р.

    Существительные, которые могут называть виды предметов, используются парно. (буцы, кеды, клипсы, тапки, туфли…). Когда нужно назвать предмет из пары часть слов имеет одну родовую форму – буца, клипса, сандалия, тапка, туфля – ж.р., а часть сущ. Может иметь две формы, которые являются нормой языка (кед-кеда, сл. Р.п. кедов – кед; унт – унта, Р.п. унтов – унт)

    Если говорим о роду существительных с размерно-оценочными суфф., то в подавляющем большинстве случаев сущ., образованные посредством суффиксов, указывающих на размер, эмоц. оценку, сохраняют род исходного слова (сын-сыночек, горе-горюшко), но есть исключения. - слова типа болтунишка, врунишка, лгунишка, трусишка, хвастунишка, шалунишка. – суфф. – ишк - , - слова зверушка, сараюшка, которые принадлежат к ж.р. - сущ. Уродина – общ. Род - ласкательные имена на – ик, - унчик, - чик…Производные от имен ж.р., но относящиеся к словам мужского рода.

    Несклоняемые сущ., которые обозначают неживой предмет, относятся в подавляющим большинстве к ср.р.. Небольшое кол-во слов, обозначающих неживые предметы, составляет исключения. Так к сущ. м.р. принадлежат - названия ветров (принимают род слова «ветер») - названия языков (пушту суахили, хинди), название искусственных языков (эсперанто) чаще используются как слова м.р., но приемлемый и средний род - названия некоторых продуктов (сулугуни, кофе). Их употребление как слов м.р. чаще всего сохраняется в текстах официально-делового стиля, а за его пределами языковая современная норма допускает использование и среднего рода. - названия шрифтов (альдене), некоторые отдельные слова типа экю, пинальти, статус-кво, хотя нормой является и м.р. и ср.р как и слова авто, сиртаки. к словам ж.р: - кольраби, салями, авеню, стрит

    Несклоняемые существительные, которые относятся к лицам. В этом случае род сущ. Зависит от пола лица. Все наименования женщин, титулов, обращений к женщине принадлежат к ж.р. (пани, фрау, леди…). Кроме того к ж.р. относятся сущ., чье ЛЗ раскрывает какие-либо особенности и признаки именно женщины (инженю(сцен. роль девушки), пери (мифологическое сущ-во в образе девушки)). Наименование мужчин, титулов, обращений к мужчинам принадлежат к м.р. (мсье, шевалье). Словами м.р. являются также сущ., которые называют лица по занимаемой должности, выполнению обязанностей итд. (т.е занятия, должности и особенности мужчин за которыми традиция страны закрепила это представление), (атташе, крупье, рефери, конферансье, денди). НО названия лиц по народности являются словами общего рода. Плюс визави и протеже. Несклоняемые названия, относящиеся к животному миру, большинство их относят к м.р. (кенгуру, какаду, колибри). Небольшое число слов, которые относятся к наименованиям животного мира, имеет род того склоняемого названия класса, по отношению к которому данное несклоняемое существительное выступает как видовая разновидность (цеце, иваси – ж.р.

Склонение существительных

Склонением существительных называется изменение слов по падежам и числам. Другое значение этого термина – это класс слов, объединенных общностью словоизменения и образец, по которому изменяются слова данного класса. в РЯ противопоставляются склоняемые и несклоняемые существительные. Подавляющее большинство существительных – склоняемое. Несклоняемые существительные объединяют:

    Иноязычные существительные (эскимо)

    Мужские иноязычные фамилии на гласный (Гете)

    Женские имена и фамилии на твердый согласный (Элизабет)

    Русские фамилии (Живаго, Польских)

    Украинские фамилии (Присивко)

    Значительная часть аббревиатур

В РЯ выделяются 3 типа склонения:

    Субстантивное

Самое большое по составу. Изучает все остальные существительные. В его рамках выделяется 1,2, и 3 склонение существительных.

К 1 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием в И.п. и существительные ср.р. с флексией –о, -е. В научной грамматике это склонение признается первым, а в школьной – вторым. Оно признается таковым, так как является наиболее продуктивным.

Ко 2 склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с флексиями –а, -я, плюс существительные общего рода типа «обжора».

К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием в ед.ч.

    Адъективное

Склонение субстантивированных прилагательных и причастий. (Булочная, приемная, больной итд.)

    Смешанное(пассесивное)

Это склонение имен собственных на –ов, -ин, плюс топонимы типа Тушино. Оно называется смешанным, так как имеет нетипичные флексии в некоторых падежах. (стол-столом, Кузнецов – Кузнецовым. –ов - -ым

«Академическая грамматика 80» предлагает выделять еще и нулевое склонение. К нему предлагается относить все несклоняемые существительные. Но вряд ли это вообще можно назвать склонением.

Схема морфологического анализа существительных:

    Начальная форма

    ЛГР (лексико-грамматические разряды)

А) собственное – нарицательное

Б) одушевленное – неодушевленное

В) конкретное, абстрактное – собирательное, вещественное. Аргументы.

А) мотивированный – немотивированный

Б) способ выражения рода

В) для личных имен характеристика оппозиции

    Согласовательный класс

    Форма числа

А) способ выражения числового значения

Б) значение формы числа

    Форма падежа

А) средства выражения падежных значений

Б) значение падежа

    Тип и разновидность склонения

    Синтаксическая функция существительного

    Для производных существительных способ словообразования

Прилагательное

Общая характеристика прилагательного как части речи.

Имя прилагательное – это класс слов, который характеризуется общекатегориальным значением признаков предметности (белый халат, свежий хлеб, дикий зверь итд.).

В отличие от глагола прилагательное выражает статический непроцессуальный признак предметности.

Белеет парус одинокий

Вдали белый парус

Как писал Овсянников-Куликовский: «прилагательное есть такое движение нашей мысли, в силу которого мы приписываем предметам признаки и представляем себе, что они находятся в предмете, пассивно в нем пребывают».

Генетически прилагательное связано с существительным. В историческом плане прилагательное вторично. С течением времени они выделились из нерасчлененного имени. Неслучайно многие современные прилагательные исторически восходят к существительным. В морфологическом плане прилагательные имеют общие грамматические категории рода, числа, падежа. Они небинарные, словоизменительные, формальные, синтаксические. Кроме того, прилагательное обладает еще собственной морфологической категорией степеней сравнения, которая выражает меру признака. Однако, она присуща только качественным прилагательным. В синтаксическом плане прилагательное характеризуется такой синтаксической связью с существительным как согласование. Первичная синтаксическая функция прилагательного – это функция согласованного определения. Наряду с ней прилагательные способны выполнять функцию именного сказуемого (ночь тиха). Для кратких форм прилагательных эта функция ведущая. В словообразовательном плане прилагательные характеризуются набором особых формантов - -ск-, -н-, -ов-, -ин-, -ан- итд. Для образования прилагательных характерны такие способы как суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный. Кроме того состав прилагательных пополняется за счет адъективации причастий (кричащие краски, избитые истины). Таким образом, имя прилагательное – это знаменательная часть речи, которая выражает значение статического непроцессуального признака предметности и реализует его в словоизменительных категориях рода, числа и падежа.

До недавнего времени прилагательные рассматривались как слова склоняемые. Большинство из них склоняется. Но в 20 веке начал активно формироваться новый подкласс несклоняемых (аналитических) прилагательных. Это заимствованные, иноязычные по происхождению слова (бордо, беж, хаки, мини, макси итд.). Он сейчас интенсивно развивается, что свидетельствует о росте черт аналитизма в СРЯ. Таким образом, современные прилагательные, так же как и существительные, характеризуются противопоставлением склоняемых и несклоняемых слов. Границы прилагательных понимаются в науке широко и узко. В широком смысле, в класс прилагательных могут включаться, кроме собственно прилагательных, местоимения-прилагательные и порядковые числительные. В узком смысле, прилагательные охватывают традиционно выделяемый класс слов.

В РЯ прилагательные представлены 3мя основными ЛГР:

    Качественные

    Относительные

    Притяжательные

Лексико-грамматические разряды прилагательных.

Основное противопоставление среди разрядов прилагательных составляют качественные и относительные прилагательные.

Качественные прилагательные представляют собой непосредственное наименование признаков (зеленый, большой); обозначают признаки, которые имеют количественную характеристику, т.е. могут проявляться в большей или меньшей мере (трудный – очень трудный).

По характеру обозначаемого признака качественные прилагательные делятся на 2 группы:

    Прилагательные, обозначающие переменный признак. По отношению к предмету он может выступать как оценка, даваемая говорящим (трудный экзамен, красивое платье). Такие прилагательные называются качественно-оценочными. Для них характерно наличие степеней сравнения и возможность образования антонимов.

    Прилагательные, которые обозначают абсолютный признак, не зависимый от оценки говорящего (клетчатый, полосатый, немой, холостой). Они не имеют степеней сравнения. Они называются собственно-качественными.

По значению качественные прилагательные делятся на:

    Эмперильные

Это прилагательные, обозначающие качества и свойства, непосредственно воспринимаемые органами чувств.

    Рациональные

Обозначают признаки, устанавливаемые в результате мыслительной деятельности.

Качественные прилагательные характеризуются радом словообразовательных и морфологических признаков, которыми они отличаются от других лексико-грамматических разрядов.

    Могут иметь степени сравнения

    Свойственно противопоставление полных и кратких форм (глупый - глуп)

    Могут сочетаться с наречиями меры и степени (очень умный, необыкновенно теплый, слишком грязный, абсолютно непонятный итд.)

    От качественных прилагательных образуются формы субъективной оценки (прилагательные с уменьшительно-ласкательными или увеличительными суффиксами). К ним относятся также префиксальные образования со значением интенсивности признака (предобрый, суперважный).

    От качественных прилагательных образуются соотносительные наречия с суффиксами -о-, -е- (быстрый-быстро, искренний-искренне).

    От качественных прилагательных образуются отвлеченные существительные (смелость, простота, синева).

    От качественных прилагательных могут образовываться глаголы со значением проявления признака (красный – краснеть)

    Качественные прилагательные вступают в антонимические и синонимические пары (высокий – низкий).

От кратких форм прилагательных необходимо отличать усеченные прилагательные. Они являются особыми формами прилагательных, которые, используясь в поэтической речи XVIII – начале XIX веков в верификационных целях: «на поле пала мрачна тень». Их употребление характеризуется усечением флексии, например «мрачна» от «мрачная» - особый поэтический прием. От кратких форм усеченные прилагательные отличаются:

    Характером ударения – несут ударение на основе

    Синтаксической функцией – в предложении являются определением

Краткие и полные прилагательные в СРЯ соотносительны, однако, эта соотносительность является неполной:

    Далеко не все полные качественные прилагательные имеют краткие формы.

    1. Кратких форм не образуют прилагательные, называющие масти лошадей

      Большинство цветовых прилагательных

      Прилагательные субъективной оценки (злющий, миленький)

      Качественные прилагательные, восходящие по определению к относительным с суффиксами –о-, -ск-, -н- (деловой, дельный)

      Прилагательные с –л- (горелый, бывалый). Они не образуют краткие формы во избежание омонимии.

      Многие сложные прилагательные (прозрачно-хрустальный мяч)

      Отдельные качественные прилагательные, которые не объединяются в группы (родной, старинный).

    В свою очередь есть целый ряд прилагательных, имеющих только краткую форму (рад, люб, горазд – слова категории состояния)

    Краткие формы соответствуют полным н во всем объеме их значения – краткая форма реализует лишь одно из значений многозначного полного прилагательного. (живая девочка – девочка жива (немертвая)

    За некоторыми краткими формами закрепляется условное значение, отличное от полных (он плохой человек – обладает отрицательными качествами, он плох – он тяжело болен).

    У ряда размерных (параметрических) прилагательных краткие формы приобретают добавочное значение – значение чрезмерности признака (велик, мал, тесен).

В СРЯ отсутствует полная соотносительность между краткими и полными прилагательными, как в структурном, так и в семантическом плане.

Семантика кратких форм.

Вопрос о семантике кратких форм до сих пор носит открытый характер в лингвистике. Виноградов предложил следующую трактовку семантики кратких форм в отличие от полных. Краткие формы выражают временный признак, полные – постоянный.

«Краткие формы обозначают качественные состояния, протекающие или возникающие во времени. Полные – признак, мыслимый вне времени». Это противопоставление значение действительно существует в языке. Он больной (вообще) – он болен (в данное время). Однако, оно не охватывает всех кратких и полных форм (мы редко с ним разговариваем- он вообще не разговорчив). Польский лингвист Богуславский предложил иную трактовку семантики кратких форм. С его т.з. краткие прилагательные используются в языке, чтобы подчеркнуть ту или иную степень признака (он довольно умен, он слишком силен). Существует мнение, что краткие формы в отличие от полных, обозначают относительный признак, т.е. признак, который ограничивается чем-либо (эти улицы узки для проезда). Однако и эти значение характерны не для всех кратких прилагательных. В современной русистике наиболее распространенной является следующая трактовка семантики кратких прилагательных. У кратких форм семантика свойства сочетается с семантикой состояния, при этом подчеркивается проявление свойства с т.з. воспринимающего лица. Краткие прилагательные выражают одно из свойств, в комплексе других свойств,т.е. выражают активно выделительный признак. С этим связана динамика обозначаемого свойства, возможность его прекращения, замена другим…

Краткие формы в РЯ обозначают актуально проявляемое свойство, активно выделительный динамический признак. Частными проявлениями этого значение являются значения:

    Временной локализованности (он болен)

    Ситуатувности, соотносительности, ограниченности

    Степени, оценка говорящего (он чрезвычайно умен)

В РЯ конкуренция между краткими и полными формами. Краткие формы обязательны или предпочтительны в следующих случаях:

    В утверждениях общего, вневременного характера, которые встречаются в научных положениях, определениях, афоризмах, сентенциях.

    В том случае, когда подлежащее – инфинитив.

    Когда отглагольное существительное – подлежащее.

    Когда подлежащее выражено местоимениями ср.р. с обобщающим значением

    В сочетании с отождествительными местоимениями и наречиями, так же с «так».

    В лозунгах, стереотипных пожеланиях, формулах вежливости.

    При наличии дополнений или обстоятельств, уточняющих или ограничивающих признаках.

    При сочетании с инфинитивом.

    При наличии придаточной части.

На употребление кратких форм прилагательных влияют такие факторы как:

    Характер подлежащего

    Субъектно-объектные отношения

    Характер временных отношений в предложении

    Наличие второстепенных членов или придаточной части

Краткие формы отличаются от полных и в стилистическом отношении. Вопрос об этом впервые был поставлен Пешковским. В своей книге «русский синтаксис в научном освещении он обратился к анализу пьесы Чехова «3 сестры» и поставил следующий вопрос: «если краткая форма обозначает временный признак, почему сестры, ссорясь и критикуя друг друга, используют исключительно полную форму?». Пешковский писал: «ты зла, ты глупа – есть уже оскорбление. В краткой форме мы видим большую категоричность, оторванность от реальных условий речи, отвлеченность. Связано с исключительной книжность данной формы». В стилистическом отношении краткие формы являются формами книжными. В разговорной речи и в просторечии они часто вытесняются полными формами. В связи с тем, что краткая форма выражает активно выделительный признак, она обладает большей экспрессией, ярче выражает оценку, свойственен оттенок категоричности (мальчик этот труслив).

Таким образом, краткие и полные формы различаются в СРЯ целым комплексом морфологических, синтаксических, семантических и стилистических признаков. При анализе краткой формы необходимо:

    Дать ее морфологическую характеристику

    Показать соотносительность с полной формой

    Определить значение в данном контексте

    Дать стилистическую характеристику

    Синтаксическая функция

Она была неговорлива, не холодна, нетороплива (ж.р., ед.ч., кр. Форма, соотносит. Неторопливая, выражает активно-выделительный признак, ситуативное, относительное значение, экспрессивная, оценочная функция, именная часть сказуемого).

Степени сравнения имен прилагательных.

    История изучения степеней сравнения в русской грамматике

    Типология степеней сравнения в русском языке

    Образование и значение форм сравнительной степени

    Образование и значение форм превосходной степени

До 19 века в грамматиках русского языка не разграничивали степени сравнения и степени качества. У прилагательных выделялись безотносительные или относительные степени качества. Безотносительные указывали на то, что признак проявляется в большей или меньшей степени, без сравнения с другими. Относительная степень предполагала сравнение. Выделялось 6 степеней качества – 3 на 3.

Безотносительные:

    Начинательная степень качества (-овод-, -евод)

    Длительная (-еньк-, -оньк-)

    Совершенная (-охонек-, -ехонек-)

Относительные:

    Положительная (красное) Формы положительной степени выражают простое наличие качественного признака, безотносительного к другим предметам. Она представляет собой своеобразную точку отсчета на шкале градуированности, при этом в РЯ не имеет особых морфологических форм.

    Сравнительная (краснее) Сравнительная степень или компаратив указывает на то, что признак в одном предмете проявляется больше, чем в другом или в том же предмете, но в другое время (девичья лица ярче роз; твое лицо бледней, чем было). В связи с этим в языке различаются кориферентное (это сравнение, при котором объектом сравнения и стандартом сравнения является один и тот же предмет или лицо) и некориферентное (это сравнение, при котором сопоставляются различные предметы) сравнения. В отличие от положительной степени компаратив в РЯ обладает особыми морфологическими формами – суффиксами.

    Превосходная (краснейший) Обозначает предельную степень проявления признака. Признак в одном предмете представлен в большей степени, чем в других предметах того же рода (Казбек – высочайшая вершина Кавказа). Превосходная степень, как и сравнительная, имеет особые морфологические формы – суффиксы.

В середине 19 века Буслаев разграничил собственно морфологические элементы и словообразовательные. Он показал, что собственно морфологической является относительная степень сравнения. Что же качается безотносительной степени качества, то она не может рассматриваться как грамматическая категория. Эти значения выражаются в языке нерегулярно, непоследовательно. К тому же прилагательные с суффиксами –охонек-, -ехонек- архаизируются. Служат для общего экспрессивного освещения речи, выражают оценку говорящего. В дальнейшем эти прилагательные стали называть «прилагательными субъективной оценки». Как писал Виноградов, Буслаев впервые ввел учение о степенях сравнения в традиционное руло. С 60х годов 20 века в русской грамматике выделяется 3 степени сравнения – положительная, сравнительная и превосходная. Категория степени сравнения качественных прилагательных указывает на то, что признак может проявляться в большей или предельно высокой мере. Основное грамматическое значение этих форм – значение разной меры признака в одном предмете по сравнению с другими или в одном и том же предмете, взятом в разные временные отрезки (трава в мае зеленее, чем в апреле, Вика серьезнее Оли). Это грамматическое значение проявляется в 3 степенях сравнения.

Род - грамматическая категория, свойственная разным частям речи в единственном числе и состоящая в распределении слов по трем классам, традиционно соотносимым с признаками пола или их отсутствием.

В русском языке выделяют три рода имен существительных:

    Мужской (он) Существительные мужского рода в единственном числе именительном падеже имеют окончания -а, -я, и нулевое (папа, дядя, нож, стол, ястреб ).

    Женский (она) Существительные женского рода в единственном числе именительном падеже имеют окончания —а, -я , и нулевое (жена, няня, ночь, слава, пустыня ).

    Средний (оно) Существительные среднего рода в единственном числе именительном падеже имеют окончания -о, -е (болото, золото, солнце, озеро, варенье ).

Также существует класс слов общего рода , которые, в зависимости от контекста, могут употребляться и в мужском, и в женском роде (зануда, неженка, плакса, умница, жадина ).

Определение рода существительных

Для определения женского рода имен существительных неодушевленных смотрится окончание. Для одушевленных существительных определяющим признаком является принадлежность их к существам женского пола (девочка, кошка ). Чтобы не спутать по окончанию существительные женского и мужского рода, нужно подставить для проверки местоимения «она, моя». Например, песня (она, моя).

Мужской род имен существительных определяется также по окончанию начальной формы. Чтобы не спутать род существительных, оканчивающихся на мягкий знак, также подставьте для проверки местоимения «он, мой» (пень, день ).

Существительные среднего рода определяется по окончаниям начальной формы и с помощью подстановки местоимений «оно, мое» (поле, окно ). Обратите внимание, что группа разносклоняемых существительных, заканчивающихся на сочетание -мя, также относится к среднему роду (племя, семя и т.д.). Среди существительных среднего рода почти нет одушевленных, их количество совсем незначительно (дитя, существо, животное) .

Среди существительных выделяют несколько особых групп, определение рода в которых затруднено. К ним относятся существительные общего рода, а также несклоняемые и сложносокращенные слова.

Значения существительных общего рода соотносите с их принадлежностью к одушевленным предметам женского или мужского пола. Например, девочка-неряха (женский род), мальчик-зазнайка (мужской род). К существительным общего рода относятся такие, которые обозначают качества людей (обжора, невежа, плакса ) или наименование лиц по должности, профессии, роду занятий (архитектор Петров - архитектор Петрова ).

Необходимо учитывать, что род несклоняемых существительных связан с их одушевленностью / неодушевленностью, видовым / родовым понятием. У одушевленных несклоняемых существительных род определяйте по принадлежности к полу (месье, мисс ). Существительные, дающие наименования животным, птицам, относятся к мужскому роду (пони, кенгуру, какаду ). Неодушевленные обычно относятся к среднему роду (пальто, кашне ). Исключения составляют слова, род которых определяется по ассоциации с родовыми наименованиями: кольраби - капуста (женский род), хинди - язык (мужской род) и т.д.

Для того, чтобы определить род несклоняемых собственных имен существительных, обозначающих географические наименования, необходимо подобрать родовое понятие (озеро, город, река, пустыня и т.д.). Например, город Рио-де-Жанейро (мужской род), пустыня Гоби (женский род).

Род аббревиатур определяется по роду ведущего слова «расшифрованного» словосочетания: ООН - Организация Объединенных Наций, ведущее слово «организация» (женский род).

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Смотрите так же:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Род имени существительного относится к его лексико-грамматическим категориям. Морфологический признак рода проявляется в способности этой части речи сочетаться с зависимыми словами. Существительные, относящиеся к разным родам, отличаются друг от друга падежными окончаниями при склонении, словообразовательной структурой и некоторыми лексическими особенностями. В русском языке существует три формы рода – мужской, женский и средний.

Вам понадобится

  • - анализируемое слово;
  • - лингвистический словарь или учебное пособие.

Инструкция

При определении женского рода имен существительных неодушевленных учитывайте, что у них окончания в форме именительного падежа единственного числа -а, -я (стена, воля) и нулевое, если существительное оканчивается на мягкий знак (рожь). Для одушевленных существительных определяющим признаком является принадлежность их к существам женского пола (девочка, кошка). Чтобы не спутать по окончанию существительные женского и мужского рода, подставьте для проверки местоимения «она, моя». Например, песня (она, моя).

Определяйте мужской род имен существительных по окончанию начальной формы: нулевое у слов, оканчивающихся на согласную (дом, стол), -а, -я – у одушевленных существительных, называющих существ мужского пола (дядя, Сережа). Чтобы не спутать род существительных, оканчивающихся на мягкий знак, также подставьте для проверки местоимения «он, мой» (пень, день).

Существительные среднего рода определяйте по окончаниям начальной формы -о, -е и с помощью подстановки местоимений «оно, мое» (поле, окно). Обратите внимание, что группа разносклоняемых существительных, заканчивающихся на сочетание -мя, также относится к среднему роду (племя, семя и т.д.). Среди существительных среднего рода почти нет одушевленных, их количество совсем незначительно (дитя, существо, животное).

Среди существительных выделяется несколько особых групп, определение рода в которых затруднено. К ним относятся существительные общего рода, несклоняемые и сложносокращенные слова.
Соотносите значения существительных общего рода с их принадлежностью к одушевленным предметам женского или мужского пола. Например, девочка-неряха (женский род), мальчик-зазнайка (мужской род). К существительным общего рода относятся такие, которые обозначают качества людей (обжора, невежа, плакса) или наименование лиц по профессии, должности, роду занятий (архитектор Иванов – архитектор Иванова).

Учитывайте, что род несклоняемых существительных связан с их одушевленностью / неодушевленностью, видовым / родовым понятием. У одушевленных несклоняемых существительных род определяйте по принадлежности к полу (месье, мисс). Существительные, дающие наименования животным, птицам, относятся к мужскому роду (пони, кенгуру, какаду). Неодушевленные обычно относятся к среднему роду (пальто, кашне). Исключения составляют слова, род которых определяется по ассоциации с родовыми наименованиями: кольраби – капуста (женский род), хинди – язык (мужской род) и т.д.

Кошевая О. Н., учитель начальных классов МОУ “Школа № 97 города Донецка”

Русский язык

Тема Род имён существительных: муж- ской, женский, средний.

Цель: познакомить с грамматическим признаком имён существительных - родом; создать условия для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи:

Развивающие:

. развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

. формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

. развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

. развивать речь детей, словарный запас, мышление.

Образовательные:

. научить определять род имён существительных;

. продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

Воспитательные:

. воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Знание о постоянных признаках существительного;

Умение применять знания в жизненных ситуациях;

Умение определять род существительных.

Оборудование: презентация Power Point, сигнальные карточки (м.р., ж.р., с. р); учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.

Ход урока

I . Организационный момент

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас.

2. Тренинг - массаж ушей.

Давайте разбудим свой мозг и начнём работать:

потянуть себя за мочки ушей сверху вниз (2 - 3 раза);

потянуть ушную раковину вверх (2 - 3 раза);

круговые движения ушной раковины по часовой и против часовой стрелки (2 - 3 раза).

II . Актуализация знаний учащихся (Слайд 1)

1.Упражнение для развития памяти.

Год - зимушка, вода - речка, метель - снежок, мороз - холод.

Разобрать слова по составу.

2. Фронтальный опрос (Слайд 2)

К какой части речи относятся слова, называющие изображенные предметы?

(Имена существительные)

Докажите…

Что называют именем существительным?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

К каким именам существительным задаётся вопрос кто, а к каким что?

На какие две группы можно разделить имена существительные?

3. Каллиграфическая минутка (Слайд 3)

Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин жили в деревне.

Назвать орфограммы (имена собственные)

Сделать синтаксический разбор предложения.

III . Постановка учебной проблемы. Работа в парах (Слайд 4)

Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти имена существительные в группы по определенному признаку. Вам помогут слова “ОН”, “ОНА”, “ОНО”.

Сосулька, снег, мороз, облако, иней, зима, пальто, вьюга, озеро.

Попробуйте определить тему урока по этим 3-м столбикам слов.

IV . Открытие нового знания

1. Работа по учебнику.

С. 25 упр. 39 (устно)

2. Рассказ учителя.

Род имён существительных.

Вам понятно, что петух — он, курица — она, волк - он, а волчица — она, кот - он, а кошка — она. А что делать с носорогом, белкой, кукушкой, мышью, ястребом? Они что, не имеют представителей противоположного пола?

Нельзя путать разные вещи: пол и род. Да, эти слова представлены таким образом: есть бегемот — и все особи так названы. Есть кукушка — и всё тут, есть ястреб — и никакой ястребихи в языке нет. В языке!

А если непонятно, если слово иностранное? Шимпанзе, фламинго? Это обычно слова мужского рода, если из текста не следует обратное. Маленькая кенгуру поскакала в лес.

А так — яркий фламинго, ловкий шимпанзе, симпатичный кенгуру.

Запоминалка (Слайд 5)

3. Упражнение на релаксацию

Массаж крыльев носа.

Постукивание костяшками пальцев по переносице.

Упражнение на дыхание.

V . Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа.

Упр. 40 стр.26

Задание: выписать сначала существительные женского рода, а потом мужского и среднего рода.

Подобрать по 2 существительных мужского, женского и среднего рода.

Взаимопроверка.

2. Ознакомление с несовпадением рода имён существительных. (Слайд 6)

Старушки обедали. Вдруг со стола со звоном упала ложка.

Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. — Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама? — удивилась немка. - Ложка ведь мужского рода. Значит, должен прийти мужчина.

Русская возмутилась:

Ну, вот ещё! Это если бы нож упал, тогда значило бы - мужчина. Нож - мужского рода...

Ха-ха-ха! - засмеялась немка.

Нож - мужского? Нет уж: если нож упадёт, то это ничего не значит. Он среднего рода.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на одну, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне: - Простите, шепнула она, - но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какая-то смешная примета. На чём она основана? Почему нож может чем-то напоминать мужчину или ложка - женщину? Мне это не понятно.

И в самом деле, разъяснить ей, на чём основано это суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском) вообще не существует никаких родов: ни женского, ни среднего! Ни в Армении, ни в Англии, ни в Турции такая примета не могла даже и образоваться.

3. Игровое задание "Шестой лишний". (Слайд 7)

Дождь, остров, конь, тень, куст, день.

Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь.

Земля, тайга, время, семья, родня, станция.

Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.

VI . Применение знаний и способов действия

1. Творческая работа. Составление текста по опорным словам. (Слайд 8)

Составить и записать текст, определить род имён существительных.

Зима, мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька, лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф , кормушка, зерно, холод, голод .

На доске:

Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.

Освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________ _________!

Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой!

2. Работа над загадками. (Слайд 9)

Отгадать загадки, определить род существительных (используя сигнальные карточки).

Лишь стукнет она

К нам в окошком снежком,

Мы санки берём

И на горку - бегом!

(Зима)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ...

(Январь)

Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывет.

(Облако)

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось—

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная...

(Снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.

(Сугроб)

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется...

(Кормушка)

Сито большое, сито голубое.

Сеет-веет белый пух

на леса, дома, на луг.

(Небо)

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает

(Солнце)

VII . Включение в систему знаний и повторение

1. Работа по учебнику.

Упр. 40, с. 26.

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Прочитайте, какие окончания имеют имена существитель-ные разного рода.

2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд 10)

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)

кулак - …(кукла)

каприз - …(приказ)

камыш - …(мышка)

коршун - …(шнурок)

VIII . Домашнее задание

Упр. 44, с. 27

IX . Подведение итогов. Рефлексия

Как определить род имени существительного?

Продолжите предложения:

На уроке я научился ….. Я затруднялся …..

Мне было интересно…. Я хочу…

Спасибо за сотрудничество.

На этом уроке вы узнаете, какого рода бывают имена существительные, потренируетесь в определении рода имён существительных в единственном и во множественном числе, понаблюдаете за родовыми окончаниями имён существительных. Почему род - это постоянный признак имён существительных? У каких имён существительных нельзя определить род? Существуют ли имена существительные общего рода? На эти вопросы вы сможете получить ответы на уроке

Введение

У наших предков, древних славян, когда-то все вещи и существа разделялись на три класса - мужского рода, женского рода и «вещественного» (или «вещного»). Они обожествляли многие предметы, наделяя их женским или мужским родом.

Например, слово дитя - вещного рода у древних славян. Дети во все времена не имели права обладать личной собственностью. (В. Волина)

Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.

Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский.

Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке .

Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». (Н. Бетенькова)

Тема урока: «Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных».

Как узнают род имён существительных

Прочитай имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, дочь, прадедушка, мужчина, женщина.

В русском языке имена существительные бывают мужского рода и женского рода. Какого рода мы записали слова в каждый столбик?

дедушка

папа

брат

дядя

прадедушка

мужчина

Это слова мужского рода, так как к ним можно подставить слово он .

Это слова женского рода, так как к ним можно подставить слово она .

Какое слово можно подставить к этим словам?

Колесо, дупло, насекомое, полотенце - ОНО. Это слова среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных узнают, подставляя местоимения.

К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой .

К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя .

К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.

Определяем род имён существительных во множественном числе

Если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму. Начальная форма имени существительного отвечает на вопросы кто? что?

Улетели журавли,

И грачи уже вдали.

Не успели оглянуться,

Вьюги снегу намели . (Вл. Приходько)

Журавли - во мн.ч., нач.форма - кто? журавль, он, м.р.

Грачи - во мн.ч., нач.форма -кто? грач, он, м.р.

Вьюги - во мн.ч., нач. форма - что? вьюга, она, ж.р.

Снегу - в ед.ч., нач. форма - что? снег, он, м.р.

Почему род - это постоянный признак имён существительных

Если имя существительное, например, женского рода, может оно быть мужского или среднего?

Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род - это постоянный признак имён существительных.

Март.

Набросало небо

Белые сугробы.

Выжгло на них солнце

Двери и оконца. (И. Заграевская)

Март - он, м.р.

Небо - оно, ср.р.

Сугробы - во мн.ч., нач. форма - что? сугроб, он, м.р.

Солнце - оно, ср.р.

Двери - во мн.ч., нач. форма - что? дверь, она, ж.р.

Оконца - во мн.ч., нач. форма - что? оконце, оно, ср.р.

У каких имён существительных нельзя определить род?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

Очи - что? око, оно, ср.р.

Бигуди, жалюзи

Усы - что? ус, он, м.р.

Санки - нельзя употребить в единственном числе.

Лыжи - что? лыжа, она, ж.р.

Коньки - что? конёк, он, м.р.

Каникулы - нельзя употребить в единственном числе.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Например, брюки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки.

Имена существительные общего рода

Интересны имена существительные: сирота, умница, плакса .

Умница - кого можно похвалить этим словом, мальчика или девочку?

Сравните: Он был круглым сиротой. Она была круглой сиротой.

Эти существительные в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода (Он был таким умницей!) , то как существительные женского рода (Она была такой умницей!)

Это существительные общего рода.

Подберём ещё имена существительные общего рода : заводила, непоседа, тихоня, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Родовые окончания имён существительных

Какие окончания могут быть у имён существительных в мужском, женском и среднем роде?

папа

Слава

дядя

Вася

дочка

природа

Даша

тётя

ср.р.

движение

веселье

бельё

Бородино

кружево

полотно

Закончите схему: впишите окончания.

У имён существительных мужского рода чаще всего окончания -а, -я, и нулевое .

У имён существительных женского рода окончания -а, -я и нулевое .

У имён существительных среднего рода окончания -о, -е, -ё.

(У некоторых существительных окончание -я , например, дитя , пламя , время ).

Что общего в составе слов - имён существительных мужского, женского и среднего рода

У существительных мужского и женского рода могут быть одинаковые окончания -а, -я, нулевое.

Можно ли определить только по окончанию род имён существительных?

Решаем орфографическую задачу в окончании имён существительных

Повидл_, радуг_, пещер_, болот_, полян_, колен_, колёсик _, отчеств_, озер_.

Зная род имени существительного, подставляя слова оно, она , можно решить орфографическую задачу в окончании, правильно написать букву безударного гласного.

Повидл_ онό, окончание -о,

радуг_ онá, окончание -а,

пещер_ онá, окончание -а,

болот_ онό, окончание -о,

полян_ онá, окончание -а,

колен_, колёсик _, отчеств_, озер_ онό, окончание -о.

Повидло , радуга , пещера , болото , поляна , колено , колёсико , отчество , озеро .

Как распределяются по родам заимствованные слова?

В русском языке слово солнце - среднего рода.

В немецком языке слово солнце - женского рода («ди зоннэ»).

Англичане просто говорят «сан» (солнце ), не относя это существительное ни к одному из существующих родов.

У французов солнце - мужского рода («ле солей»).

По-испански «эль соль» солнце - мужского рода.

Как распределяются по родам слова, которые пришли из других языков, то есть заимствованные слова?

В русском языке заимствованные слова сохраняют род, который они имели в иностранном языке.

Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду;

сальто, шасси, домино - к среднему роду, а слово шаль - к женскому роду.

Существительные, заимствованные из языков, в которых нет рода, в русском языке получают его : баскетбол, футбол (из англ.) - мужского рода.

Ищем имена существительные, определяем их род

Проверь себя. Найдите имена существительные, определите их род.

Кто на чём писал?

Когда-то давно бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных - пергамент. В Древней Руси писали на берёзовой коре, бересте.

бумаги - бумага, ж.р.,

рукописи - рукопись, ж.р.,

на табличках - табличка, ж.р.,

на востоке - восток, м.р.,

бумагу - бумага, ж.р.,

кость - ж.р.,

для письма - письмо, ср.р.,

кожу - кожа, ж.р.,

животных - животное, ср.р.,

пергамент - м.р.,

в Руси - Русь, ж.р.,

на коре - кора, ж.р.,

бересте - береста - ж.р.

Заключение

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род - оно, моё!

Это правило твоё! (Е. Семёнова)

На уроке вы узнали, что, если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму.

По родам имена существительные не изменяются.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. К данным именам существительным подберите близкие по значению имена существительные. Укажите род.

    Перстень - …

    Укрепление - …

    Граница - …

    Залив - …

    Удача - …

    Занавес - …

    Обязанность - …

    Безмолвие - …
    Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

  2. Прочитайте текст. Определите род имён существительных.

    Притворщица.

    В зоопарке Праги живёт большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.

  3. Прочитайте текст. Найдите имена существительные, выпишите их в 3 столбика:

    м. р., ж. р. , ср. р.

    Петя мечтает.

    Если б мыло

    Приходило

    По утрам ко мне в кровать

    И само меня бы мыло -

    Хорошо бы это было!

    Если б, скажем,

    Волшебник

    Подарил такой учебник,

    Чтобы он бы

    Сам бы мог

    Отвечать любой урок...

    Если б ручку мне в придачу,

    Чтоб могла решить задачу,

    Написать диктант любой… (Б. Заходер)

  1. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru ().
  2. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  3. Интернет-портал Gramota.ru ().
  4. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de ().


gastroguru © 2017