Реформа народного просвещения александра 2. Реформы Александра II и их оценка, последствия


Образовательная реформа Александра II

Необходимость изменения системы школьного и университетского образования в Российской империи назревала давно. Это понимал и император, и его приближенные, и интеллектуальная элита общества. Поэтому разработкой проектов реформ университетского и среднего образования в течение нескольких лет занимались специально созданные комиссии. Реформа образования была проведена императором в два этапа – в 1863 г. (высшее) и 1871 г. (среднее)

Основополагающие документы

1864 г. – Положение о начальных народных училищах;
1894 г. – Положение о гимназиях и прогимназиях.

Действия императора

Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны.
Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений;
В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы;
Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию;
Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища;
Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания.
Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы;
В университетах можно было создавать научные общества.
При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки;
Были восстановлены кафедры философии и государственного права;
Возросла роль попечительских и педагогических советов.

Создание учебных заведений

Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов:
Земские школы, которые создавались земствами;
Церковные школы;
Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения;
Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии;
Женские образовательные заведения.
В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний. В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.

Результаты реформ

1. Созданы педагогические общества.
2. Появились комитеты грамотности.
3. Собирались педагогические съезды.
4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Большинство преобразований проводились в период 1860 - 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи. Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 опивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.


Финансовая реформа 1860 - 1864 года . Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года . С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года . После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года . Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся отграничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года . Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года . Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года . Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получила больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

  • Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
  • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
  • Военно-техническое отставание от западных стран.

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.


Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.

Предпосылки и причины реформ Александра 2

Россия дольше любых других государств оставалась страной с феодальным строем и крепостным правом. К середине 19 века такой тип государства окончательно изжил себя, а конфликт, назревавший еще с 18 века, достиг своего пика. Необходимо было срочно менять как государственное устройство, так и, главным образом, экономическую систему.

С развитием технологий и появлением промышленной техники, все больше отпадала необходимость в ручном труде, однако помещики все еще активно использовали труд крестьян, облагая их огромными налогами. В результате, крестьянство повсеместно разорялось, начались повсеместные забастовки и голодовки, что привело к значительному упадку крепостного хозяйства и доходов помещиков. Государство, в свою очередь, также получало меньше прибыли от разорившихся помещиков, и казна страдала. Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон.

Страдала также и развивающаяся промышленность, так как из-за повсеместного закрепощения крестьян, не хватало свободной рабочей силы, которая могла бы обслуживать станки на заводах.

В 1859-1861 годах крестьянские бунты и революционные настроения достигли своего пика. Ситуацию также усугубляла проигранная Крымская война, которая окончательно подорвала доверие граждан к царю и правительству, которое показало свою полную несостоятельность, как экономическую, так и военную. В такой обстановке начались разговоры о необходимости отмены крепостного права и новых реформах, которые бы помогли стране выбраться из кризиса.

Император Александр 2, пришедший на престол в 1855 году, на одном из своих выступлений перед дворянством заявил о необходимости скорейшей ликвидации крепостничества сверху (указом государя), иначе это произойдет снизу (революция).

Началась эпоха великих реформ.

Основные реформы Александра 2

В числе основных политических реформ Александра 2 можно назвать:

  • Крестьянская реформа (1861 год);
  • Финансовая реформа (1863 год);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного самоуправления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год);

Суть всех реформ Александра 2 заключалась в перестройке общества и системы управления и формирование нового типа государства. Одной из самых главных реформ можно назвать отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась несколько лет и, несмотря на сопротивление дворянства и буржуазии, была все же проведена. В результате крестьянской реформы все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости – вместе с личной свободой они также получали небольшой участок земли совершенно бесплатно, на котором могли жить и работать. Кроме того, крестьянин мог купить себе пахотный надел за небольшую сумму – это внесло в казну государства достаточно большие деньги. Кроме того, крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли совершать сделки купли-продажи, могли открывать торговые и промышленные предприятия, претендовать на переход в другое сословие. Также они были освобождены от административной и юридической зависимости от своих бывших помещиков.

Еще одна реформа Александра 2 – реформа печати. В Империи появилось такое понятие, как гласность и свобода прессы (относительная), газеты могли обсуждать мероприятия, проводимые правительством и даже критиковать отдельных министров, однако, не затрагивая при этом императора. Также был снят «железный занавес», и люди могли свободнее выезжать из страны.

Изменилась и судебная система. Старый тип суда был заменен новым, который провозглашал принцип единства для всех сословий и принцип гласности, открытости. Появился суд присяжных, что позволило судопроизводству отделиться от исполнительной власти и выносить более независимые решения.

Земская и городская реформы сформировали открытые органы местного самоуправления, в городах появились суды, местные управы – это значительно упростило процесс городского самоуправления.

Военная реформа предполагала замены петровской системы рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Это позволило создать более обширную армию, которую можно было мобилизовать в кратчайшие сроки при первой необходимости. Также возрос уровень военного образования благодаря росту военных училищ и академий.

Вместе с развитием военных академий, стали появляться и другие учебные заведения. Благодаря просветительской реформе общий уровень образованности общества начал стремительно расти.

Реформы, проведенные в царствование Александра II, в 1860-е-1870-е годы, и охватившие многие области русской жизни.

Александр II вступил на престол в 1856 году, находясь под самым сильным впечатлением от проигранной Крымской войны 1853-1856 годов. Весь ход ее и результаты убедили царя: Россия значительно отстала в своем промышленном развитии и, собственно, в военном отношении от передовых европейских государств. Не менее ясным было и осознание того, что главная причина отсталости страны коренилась в крепостном праве. С его отмены Александр II и начал свое царствование.

Крестьянская реформа

Одной из главных и чрезвычайно сложных задач, вставших перед царским правительством, было добиться хотя бы формального согласия на реформу от тех, кто владел крепостными - от дворян-помещиков. Эту задачу в какой-то степени удалось решить в конце 1857 года, когда под нажимом верховной власти на местах стали создаваться выборные дворянские комитеты, которые должны были составить проекты освобождения крестьян для своих губерний. Эта работа растянулась более, чем на год, причем в ходе ее помещики стремились соблюсти, прежде всего, свои имущественные интересы: удержать за собой как можно большую часть земли, получив при этом максимальный денежный выкуп. В 1859 году все местные проекты поступили в распоряжение Редакционной комиссии, которая должна была на их основании составить единый проект Положения об отмене крепостного права для всей страны. Эта комиссия под председательством Я.И. Ростовцева состояла, в основном, из либерально настроенных чиновников, среди которых умом и характером выделялся Н.А. Милютин. Члены Редакционной комиссии, подходившие к разработке проекта с общегосударственных позиций, склонны были в большей степени, чем помещики, учитывать интересы крестьянства - хотя бы потому, что опасались массовых волнений. Однако, в 1860 году подготовленный комиссией проект прошел еще раз через ряд правительственных инстанций, в которых преобладали сановники, настроенные крепостнически, продворянски. В результате, в итоговом документе - «Положении о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», - который 19 февраля 1861 года подписал царь, на первый план вышли все-таки «выгоды и преимущества дворянские».

Согласно Положению вотчинная власть помещика ликвидировалась - то есть с 19 февраля он не мог уже вмешиваться в личную и хозяйственную жизнь крестьянина. Однако до полного освобождения было еще далеко. Бывшие крепостные попадали в переходное состояние, получив название временнообязанных. Имелось ввиду, что в течение того времени, пока они не внесут выкуп за полагавшуюся им землю, крестьяне обязаны были по-прежнему работать у своего бывшего помещика на барщине и платить ему оброк. Но и затем, развязавшись с помещиком, они не становились все-таки самостоятельными хозяевами. Дело в том, что крестьяне выходили на волю не персонально, а целыми обществами, то есть оставались во власти традиционных общинных порядков, как то: коллективное владение землей при постоянных переделах, круговая порука и тому подобное.

Совершенно очевидно было, что реформа многих крестьян обрекла на малоземелье. Согласно Положению, они должны были получить определенную норму земли, различную для разных губерний - в зависимости от качества почвы. При этом более, что для 65% крестьян эта норма оказывалась меньше тех наделов, которые раньше они получали в пользование от помещиков. Очевидно, что те своих крестьян не баловали, предоставляя им лишь самый минимум, необходимый для ведения хозяйства; таким образом, большинство российских земледельцев выходили на волю, получив земли меньше необходимого. «Лишняя» земля в виде отрезков присоединялась к той, которая оставалась в собственности помещика.

Тяжелейшим испытанием для крестьянства стала выкупная операция. Сумма денег, которую крестьянин должен был выплатить помещику, совершенно не соответствовала цене покупаемой им земли. По сути дела крестьянин выкупал самого себя - свои рабочие руки, свои заработки, с которых он платил оброк. Выходя на волю, он должен был заплатить помещику такую сумму денег, которая, будучи положенной в банк, ежегодно приносила бы помещику доход, равный прежнему годовому оброку крестьянина (в те времена годовые в банке составляли 6%; к этим 6% от выкупной суммы и приравнивался годовой крестьянский оброк). Для большинства крестьян заплатить такой выкуп полностью в сколько-нибудь обозримый срок было делом совершенно непосильным. Стремясь ускорить выкупную операцию и максимально ублаготворить помещиков, государство выплачивало им сразу 80% выкупа, остальное они получали с крестьян по договоренности: сразу или в рассрочку, деньгами или отработками. По отношению же к государству крестьяне оказывались в долговой кабале: в течение 49 лет они должны были выплачивать государству 6% от суммы, затраченной им на всю эту операцию. Эти «выкупные платежи» стали тяжелым бременем для крестьян и источником дополнительного дохода для государства (6%Х49 = 294%, то есть государство как злостный ростовщик заведомо собиралось получить с крестьян почти в три раза больше того, что было затрачено на их выкуп).

В целом, признавая огромное значение крестьянской реформы, освободившей основную массу трудового населения от крепостной зависимости, необходимо иметь ввиду, что государство в ходе этой реформы предоставило крестьянам слишком мало земли за непомерно большой выкуп, поставив их тем самым в экономическую зависимость от их прежних хозяев-помещиков. Большинство крестьян не могло прожить без того, чтобы не взять в долг у помещика хлеба, в пользование - тот или иной кусок земли. Помещик, как правило, шел навстречу, но взамен требовал отработать на своей земле. Таким образом, у поместных хозяев появлялась возможность компенсировать потерю даровой рабочей силы, которую он имел при крепостном праве; развитие же крепостного хозяйства было предельно затруднено.

Крестьянская реформа, резко изменившая базовые социально-экономические отношения в стране, предопределила целый ряд других преобразований: в сфере управления, судопроизводства, комплектования армии и т.д.

Земская реформа

В 1864 году Александр II подписал «Земские положения», в соответствии с которыми в России вводилась система местных органов самоуправления. Они создавались на двух уровнях: в уездах и губерниях. Уездные земские собрания выбирались населением уезда раз в три года; губернские формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. Выборы в уездные земские собрания были организованы таким образом, чтобы обеспечить заметное преимущество дворян-помещиков. Характерно, что в губерниях, где поместное дворянство отсутствовало, например, на Русском Севере или в Сибири, а также там, где оно было, с точки зрения правительства, ненадежно, как в западных губерниях - ополячено, окатоличено - земство вообще не вводилось.

Все население уезда делилось на три группы (курии): 1) землевладельцев; 2) городских избирателей; 3) выборных от сельских обществ (крестьян). Для первой и второй курий определялся имущественный ценз: в них ходили лица, имевшие годовой доход свыше 6 тысяч рублей. Равный для этих курий ценз отнюдь не означал равных возможностей, ведь поместное дворянство в целом было несравнимо богаче городского населения. Что же касалось крестьян, то для них были организованы не прямые, а многоступенчатые выборы: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались «выборщики», а затем уже составленный из них уездный съезд избирал депутатов в земское собрание. В результате всех этих ухищрений малочисленное поместное дворянство выбирало в уездное земское собрание столько же депутатов-гласных (от слова «голос»), сколько обе другие курии вместе взятые. В губернских же земствах дворянские депутаты составляли, как правило, более 70% гласных.

Земские собрания представляли собой распорядительные органы. Они определяли общее направление деятельности земства и, собираясь раз в год, в конце декабря на сессии, контролировали деятельность земских управ, которые создавались соответствующими земскими собраниями из своих членов сразу же после выборов. Именно земские управы и осуществляли реальную работу земств в уездах и губерниях.

Функции земств были довольно многообразны: местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но и обсуждать. Более того, разным губернским земствам не разрешалось налаживать контакты и согласовывать друг с другом свою деятельность. Однако работа на местах требовала и больших расходов. Основная часть средств (до 80%) шла от поземельного сбора, который обеспечивали все те же изнуренные разнообразными платежами крестьяне.

Недостатки российского земства были очевидны: урезанная структура - отсутствие волостных земств на низшем уровне и общероссийского земского собрания наверху (земство называли «зданием без фундамента и крыши»); решительное преобладание дворянства во всех земских органах; скудость средств. И все же реформа поначалу казалась весьма значительной. Выборность земств, их независимость от местной администрации - все это позволяло рассчитывать на то, что земство в своей деятельности будет исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Действительно, земству удалось добиться определенных успехов, особенно в сфере просвещения и медицины - земские школы и больницы стали совершенно новым и очень позитивным явлением российской пореформенной действительности. Но земствам так и не удалось стать полноценными органами самоуправления: вместо того, чтобы развивать эту систему, самодержавно-бюрократическая власть стала беспощадно гнуть ее под себя, позволяя своим функционерам - губернаторам, прежде всего, - самые разнообразные возможности для вмешательства в деятельность земств и подчинения их административному контролю.

Городская реформа

В 1870 году в России вводится «Городовое положение». В соответствии с ним, в более чем 500 городах создавались органы городского самоуправления - городские думы, избираемые сроком на 4 года. Из своей среды думы выбирали городские управы - постоянно действующие исполнительные органы. В отличие от земств выборы в городские думы были бессословными: в них принимали участие все те, кто платил городские налоги. Однако и здесь избиратели делились на три курии - по имущественному достатку. В конечном результате городское управление оказывалось в руках представителей немногочисленной первой курии, состоявшей из предпринимателей и богатых домовладельцев.

Функции городского самоуправления были сродни с земскими: думы и управы занимались делами, связанными с благоустройством города, попечением о местной торговле и промышленности, здравоохранением и народным образованием. Основные средства городские думы получали от торговых и промышленных заведений в размере 1% от их доходов. Но только 40% от этих, как правило, не очень значительных сумм, использовались городскими думами по назначению. Остальные 60% шли на содержание полиции, городских тюрем, казарм для солдат, пожарных. И все же при весьма скромных возможностях новые органы заметно оживили городскую жизнь и немало способствовали развитию городов в хозяйственном и культурном отношениях.

Судебная реформа

В 1864 году были утверждены «Судебные уставы», в соответствии с которыми старый канцелярский чиновничий суд упразднялся безоговорочно. Вместо него создавались две судебные системы, практически независимые друг от друга: мировая и государственная.

Мировой суд был создан для того, чтобы разгрузить государственный от массы дел, связанных с мелкими правонарушениями и незначительными исками. Мировой судья выбирался местным населением из своей среды; он должен был иметь образование не ниже среднего. Сама судебная процедура носила предельно упрощенный характер: мировой судья заслушивал дело и тут же выносил приговор. Суд был открыт для посетителей.

Государственный или коронный суд обустраивался сложнее. Вся Россия делилась на судебные округа, и окружной суд становился основным органом новой системы. Характерно, что границы судебных округов не совпадали с границами губерний. Это делалось для того, чтобы затруднить влияние местной администрации на новый суд. С этой же целью судьи и следователи становились несменяемыми; уволить их по желанию начальства было невозможно - только по приговору суда. Окружные суды контролировались судебными палатами - по несколько смежных округов на палату. В судебную палату можно было подать апелляцию, то есть жалобу на несправедливое решение суда, и попытаться добиться пересмотра дела. Общий контроль над системой осуществлял Сенат, принимавший кассации - тоже жалобы, но, в отличие от апелляций, на нарушение законности в ходе судебного процесса.

Принципиально новый характер носил и весь судебный процесс. В отличие от старого, в ходе которого несколько чиновников за закрытыми дверями подгоняли материалы следствия под определенную карательную формулу, новый процесс был не только открытым и гласным, но и состязательным. Обвинение, которое вел прокурор, состязалось здесь с защитой, находившейся в руках адвоката (в русской традиции - присяжного поверенного). Судья всего лишь вел процесс, стремясь максимально соблюсти порядок и законность. Исход судебного процесса определялся присяжными заседателями - представителями общества, которые должны были, просмотрев дело, ответить на вопросы, поставленные перед ними судьей - ответить не формально, а по совести. На основании их ответов судья выносил приговор.

Судебную реформу справедливо считали наиболее последовательной. Однако введенною ею система со временем так же стала подвергаться искажениям. Наиболее значительные из них были связаны с политическими процессами, которые с конца 1860-х годов стали обыденными явлениями русской жизни. Будучи не удовлетворено слишком мягкими, с его точки зрения, приговорами, и не имея надежных рычагов давления на суд присяжных, правительство постепенно передает политические дела военным судам - как правило, без всяких на то законных оснований. Зато военные суды, в которых роль присяжных заседателей играли офицеры-строевики, всегда выносили те приговоры, которые требовала от них власть.

Военные реформы

Военные реформы представляли собой целый комплекс мер, направленных на то, чтобы повысить боеспособность российских армии и флота, устранить те недостатки, которые стали очевидными в ходе Крымской войны. Подготовка и проведение этих реформ были связаны, прежде всего, с именем военного министра Д.А. Милютина (брата Н.А. Милютина, деятеля крестьянской реформы).

Прежде всего, здесь следует отметить «Устав о воинской повинности», подписанный Александром II в 1874 году, согласно которому в России вводилась всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на всех годных по состоянию здоровья мужчин, достигших 20 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота - 7 лет и 3 года соответственно. При этом Устав предусматривал различные льготы: по семейному положению, сокращение срока службы в зависимости от уровня полученного образования. В результате в мирное время на действительной службе находилось не более 25-30% от общего числа призывников.

Много внимания Д.А. Милютин уделял совершенствованию управления армией. С этой целью еще в 1864 году он добился создания системы военных округов - 15 на всю Россию. Во главе войск, расквартированных на территории каждого округа, стоял командующий, подчинявшийся непосредственно министру.

Серьезным достижением Милютина стала система военного образования. Он ликвидировал закрытые военные учебные заведения - кадетские корпуса. Вместо них учреждались военные гимназии с хорошо продуманной учебной программой; окончив их, можно было поступать в самые различные учебные заведения. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в юнкерские училища - пехотные, кавалерийские, военно-инженерные, артиллерийские. Высшее военное образование давали академии - Генерального штаба, артиллерийские и пр.

Важной составляющей военных реформ стало перевооружение армии и флота. На флоте, которым управлял энергичный и умный брат царя великий князь Константин Николаевич, перевооружение началось еще в годы Крымской войны. Место парусных деревянных кораблей заняли паровые металлические суда. Сухопутные войска получили скорострельные винтовки, новую артиллерию и т.п. Во имя модернизации армии государство шло на огромные расходы.

Проведенные в период царствования Александра 2 преобразования имели важные последствия для России тех времен. Не только потомки, но и современники императора отмечали как положительное значение реформ Александра 2для развития государственности, так и отрицательное.

Неизбежность реформ

Сразу после вступления на престол в феврале 1855 года - на следующий день после кончины отца императора Николая 2 - Александр 2 дал понять своим подданным, что прекрасно понимает, в какую пору ему придется править и в каком состоянии досталась ему страна. Об этом он заявил в своей первой речи в качестве императора перед членами Государственного совета. Общественно-политическая обстановка в России была на тот период далека от стабильной и прогрессивно развивающейся. Необходимо было в короткие сроки решить ряд довольно сложных как внутренних, так и внешних политических вопросов, чтобы вывести страну из кризиса.

От отмены крепостного права до обучения крестьянских детей

Император Александр 2 вошел в историю под именем «Освободитель». которая была при нем осуществлена, несколько затмила остальные преобразования его правления, а их было немало. Та же реформа народного образования Александра 2 - чем неповод дать ему имя «Просветитель»?

В среде интеллигенции, помимо женского вопроса, обсуждались последствия исхода крестьян от помещиков и их дальнейшая участь. Идеи о потребностях организации для крестьянских детей споров практически не вызывали - необходимость их обучения просвещенные умы государства признавали безоговорочно. Многие в качестве примера приводили гения российской науки Михаила Ломоносова, судьба

которого была столь удивительна и уникальна. Глубокое уважение к нему испытывал и Александр 2. Реформы образования должны были открыть многим крестьянским детям дорогу в мир знаний. Большим сторонником просвещения в народе был И.С.Тургенев, предложивший свой проект создания комитета грамотности, который и был одобрен императором.

Историческое значение преобразований, введенных в правление Александра

Кроме того, что принял и подписал новые образовательные Уставы, провел полную просветительскую реформу, среди его заслуг есть и другие важные преобразования, коснувшиеся всего российского общества. На 1862-1863 годы приходится принятие изменений управления финансовыми ресурсами государства, на 1865-й - закона о печати. Реформы - самоуправления, судебная, военная - обществом были приняты по-разному, но их необходимость признавалась всеми. Пусть не все было осуществлено так, как задумывалось, но сам факт преобразований и положительное значение реформ Александра 2 для дальнейшего развития государства трудно не признать. Пусть некоторым из них дают разные оценки и поныне, но как на внутренней, так и на внешнеполитической арене Россия в эпоху Александра 2 стала сильнее.



gastroguru © 2017