Приставки на и ы упражнение. Правописание букв -и -ы после приставок

Написание начального ы вместо и в корнях после русскоязычных приставок, оканчивающихся на твердый согласный (кроме приставок меж- и сверх-): безыскусный, предыюльский, сызнова и т. п.
Эти написания являются целиком и полностью фонетическими.
Сохранение начального и в корне после приставок меж- и сверх- объясняется историческими причинами. Написание ы после приставки меж- прежде всего нарушило бы общее правило, известное с первого класса даже завзятым двоечникам: "жи и ши всегда пиши через и". "Посягать на святое" ради всего лишь четырех малоупотребительных слов, в которых приставка меж- соседствует с начальным и корня (межиздательский, межимпериалистический, межинститутский, межирригационный), орфография не решилась. Кроме того, историческая фонетика знает, что звуки ж и ш в русском языке в течение долгого времени были только мягкими (а не только твердыми, как ныне) [О былой мягкости \ж\ может напомнить современное произношение слов вожжи и дрожжи].
С приставкой сверх- произошла совершенно обратная история: звук х на протяжении многих веков мог быть только твердым, так что при сочетании приставки сверх- и корня, начинающегося с и, в действительности не происходило никаких фонетических изменений, которые стоило бы отражать в графике (ср. правописание сложных слов, первая основа которых заканчивается на и: трехимпульсный, четырехигольный).
Происхождение корня - русский он или иноязычный - в этом правиле не учитывается, хотя до выхода в свет ныне действующего орфографического свода (1956 года) ы вместо этимологического и после приставок писалось только в русских корнях, а в корнях заимствованных и сохранялось (разыграть, но безидейный). Однако такое разграничение вряд ли можно считать целесообразным, так как в современном языке такие слова, как идея, история, интерес и многие другие, уже не воспринимаются как иноязычные.
После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс-), и сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и благодаря этому быстрее понять их значение. Вследствие этого подхода (при котором учитывается происхождение приставки, но не корня) по-разному выглядит начальная буква корня в таких, например, парах, как постимпрессионистский - предымпрессионистский или контригра - розыгрыш.
Особое внимание следует обратить на глагол взимать, в котором исконно русская приставка вз, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу имать "брать", однако в начале корня сохраняется буква и, так как такое написание соответствует произношению (ср. взимать, но изымать).
Кроме того, следует помнить, что правило о переходе и в ы после приставок не распространяется на сложносокращенные слова: спортинвентарь, госинспекция.
Для того чтобы безошибочно писать гласные Ы и И после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением. Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.
Таким образом, правило превращения первой гласной корня И в Ы не распространяется:
- на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);
- на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);
- на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);
а также на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].
УПРАЖНЕНИЯ:
Однако же во что бы то ни стало он решился до_скаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну... (Н. В. Гоголь)
Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются... извольте сами нарочно раз_скать. (Н. В. Гоголь)
Из этого коллежский асессор мог видеть, что частному приставу были небез_звестны изречения древних мудрецов… (Н. В. Гоголь)
Необходимо наладить выпуск меж_нтернатской электронной газеты.
Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам без_нтересно и купчую беру на себя. (Н. В. Гоголь)
На самом деле ничего супер_нтересного внутри не обнаружилось.
До_скались, что он живет в какой-то странной компании, связался с каким-то отребьем петербургского населения… (Н. В. Гоголь)
Харьковский завод "Спорт_нвентарь" был основан в 1948 году.
Арагва, обнявшись с другой без_менной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. (М. Ю. Лермонтов)
Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз_грывал жалкую роль палача или предателя… (М. Ю. Лермонтов)
Сборник материалов Четвертой меж_нститутской научно-практической конференции молодых ученых.
Пора уж под_тожить, Как я живу и как вооружен. (М. Светлов)
Транс_орданский эмират был создан Англией весной 1921 г.
Он зашел в «Серую Радость», выпил стакан арканарской кислятины, потрепал хозяйку по щеке, перевернул, ловко двинув мечом, столик штатного осведомителя, пялившего на него пустые глаза, затем прошел в дальний угол и от_скал там обтрепанного бородатого человечка с чернильницей на шее. (А. и Б. Стругацкие)
За годы войны пед_нститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место.

Русский язык является одним из довольно сложных для изучения. Огромное количество разнообразных правил и исключений из этих правил может поставить в тупик не только иностранца, но и маленьких носителей русского языка. В 6 классе изучается такое правило, как правописание букв "и", "ы" после приставок. Подробнее об этом правиле читайте ниже.

Правило правописания "и", "ы" после приставок

Правило это не так сложно. Главное, что необходимо сделать, так это определить, какого происхождения приставка - русского или иноязычного.

Вам будет интересно:

В русскоязычных приставках, которые оканчиваются на согласную, в корне слова следует писать букву Ы. Например - "игра - разыграть".

Исключение составляют русские приставки меж- и сверх-. Например - "интересный - сверхинтересный". Также к исключениям относится глагол "взимать", в котором после приставки вз- пишется буква "и" и произносится звук [и]. В сложносокращенных словах также сохраняется "и" в корне слова. Например - "институт - пединститут".

После приставок иноязычного происхождения, которые оканчиваются на согласную, (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- и др.), в корнях пишется буква И. Например - "игра - суперигра".

Упражнения на закрепление правила

Рассмотрим, как представлено правило на "и", "ы" после приставок в упражнениях для 6 класса. Традиционным упражнением для закрепления правил правописания является диктант. Учитель диктует учащимся слова на обозначенную орфограмму. Ученики после сами проверяют свои работы и исправляют ошибки. Задание можно усложнить, если дополнительно использовать и другие виды орфограмм в упражнении.

1. В предыдущих выпусках местной газеты была затронута очень важная тема.

2. Жюри подытожило результаты соревнований.

3. В темной комнате трудно разыскать черную кошку.

4. Пединститут является одним из старейших вузов в городе.

5. Он разыграл неплохую комедию.

6. В Интернет попала дезинформация относительно нового телешоу.

7. Школьный спортинвентарь находится под отчетностью.

8. Он привык бывать в изысканном обществе.

9. Важно знать предыдущую тему.

Выборочное списывание также является популярным упражнением на закрепление правил правописания. Примером такого упражнения может быть следующее: учитель диктует слова на изучаемое правило. Ученики первого варианта записывают слова, в которых после приставки необходимо писать букву "и"; второй вариант, соответственно, записывает слова, в которых после приставки пишется буква "ы":

  • безымянный;
  • безынтересный;
  • безысходный;
  • взимать;
  • видоизменить;
  • доиграться;
  • контригра;
  • небезызвестный;
  • подытожить;
  • разыграть;
  • разыскивать;
  • сверхинтересный;
  • суперинтересный.

И, Ы после приставок - упражнения творческие

К творческим можно отнести различного рода задания на исправление ошибок. Например, ученикам предлагаются словосочетания со словами на изучаемую орфограмму, в которых допущены ошибки. Задача их - исправить эти ошибки: межынститутский конкурс, безымянная высота, сыграть в прятки, подискивать работу, началась суперигра, сверхынтересное интервью, неизвестный исполнитель, взымать налоги (ошибки в 1, 4, 6, 8 словосочетаниях).

Выполнение такого упражнения развивает орфографическую зоркость и способствует лучшему закреплению правила.

Еще один вид творческого задания - преобразование слов. К исходному слову добавить по очереди следующие приставки.

Задача учеников - не просто подставить все предлагаемые приставки, но и понять, употребляется ли такая приставка с конкретным словом, и в некоторых случаях добавить к словам суффиксы.

Также можно предложить учащимся при изучении написания "и", "ы" после приставок упражнение следующее: представить графически изучаемое правило. То есть создать самостоятельно схему или таблицу правила с примерами.

Учитель, объясняя орфограмму "Буквы "и", "ы" после приставок", упражнения выбирает в соответствии с образовательными задачами урока и личностными особенностями каждого ученика класса. Но тем не менее все упражнения, предлагаемые классу, должны носить продуктивный характер и должны быть нацелены на активизацию мышления.

Буква Ы после приставок на согласный.

Цели. Учить воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; находить слова с орфограммой­буквой ы , и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. Воспитывать чувства языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний. Метод: проблемный

Ход урока:

I . Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

II . Проверка домашнего задания.

    Фронтальный опрос по пройденным темам.

    Проверка выполнения домашнего упражнения №272. Учитель читает правильные варианты с объяснением, учащиеся проверяют свои работы.

    Выполнение работы на листочках слайдам 7, 12 «Вставь пропущенные буквы» и «Проверь себя». Учитель собирает работы.

    Словарная работа упражнение №268.

    Индивидуально: выполнение компьютерного теса «Правописание приставок на З/С.

III . Изучение нового материала.

1. Определяем проблему урока. Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы Ы и И в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока.

Прочитайте пары слов. Как они называются? (Однокоренные )

об Ы грать – И гра без Ы мянный – И мя раз Ы щет – И щет

Что необычного заметили в этих словах. Какой вопрос возникает? (Почему в корне однокоренных слов пишутся разные буквы – ы , и ? Когда нужно писать букву ы в корне?)

В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (Новые буквы –Ы или Ы , не в приставках, а после приставок .)

2. Работа в группах.

Вы И грать – об Ы грать по И мённый – без Ы мянный

по И щет – раз Ы щет

Что общего в каждой паре слов? В чём различие?
- Сравните произношение и написание гласных после приставок.
- Выявите закономерность в написании буквы Ы после приставок.

(Выявляется общее правило написания приставок. Запись на доске и в тетрадях. Делаются необходимые обозначения: в обоих столбиках в словах выделяются приставки, после приставок разные буквы: в 1­м столбике и , во 2­м – ы ).

Сравните произношение с написанием (Устанавливается их совпадение ).

Выявляется закономерность, определить основное условие выбора. (При необходимости – подсказка : на какой согласный оканчивается приставка?)

3. Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх­

контр-; дез-. сверхИнтересный контрИгра дезИнформация

Какое противоречие вы заметили? В чём особенность этих слов (Делается вывод, что эти приставки можно назвать исключением ).

– Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный)

4
. Обобщаются выводы, формулируется правило. Сверяется с материалом пособия на стр. 131.

Слайды 14, 15

Видеофизминутка

И СОГЛ . Ы

Искл.


СВЕРХ

И МЕЖ И

КОНТР

III . Закрепление изученного. Стр. 132 пособия

    Орфографическое чтение рифмованного алгоритма Слайд 16

    Упражнение №285 Объяснительное письмо с графическим обозначением орфограммы. (Выполняется в тетради)

    Упражнение №286. Работа со словарными словами. Записать, образовать слова приставочным способом.

    Упражнение № 287. Выборочно-распределительная работа (Выполняется у доски и в тетрадях)

IV . Итог урока.

– Найдите «третье лишнее»:

1) а) раз…скать , б) по…скать , в) от…скать ;

2) а) раз…грать , б) об…грать ,) про…грать .

3) а) раз…скать , б) сверх…нтересный , в) дез..нформация .

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

V . Домашнее задание .

Повторить предыдущие темы. Выучить материал стр. 131, упражнение №288 в пособии. Выучить рифмовку по желанию.

Цель:

  1. Повторит правило “З и С на конце приставок”;
  2. Повторить написание Ы, И после Ц;
  3. Изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок на согласный.

Оборудование урока:

  1. Таблицы: правописание приставок;
    Правописание гласных после Ц;
  2. Мультимедиа: портрет М.И. и текст ее стихотворения “Расстояние: версты мили…”
  3. На доске: Дата проведения урока, тема.
    Эпиграф : невежество – ночь ума, ночь без…лунная и без… звездная.
    Цицерон.

Запись слов по теме урока.

Ход урока

I. Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и цели урока.

II. Повторение:

– правописания приставок на З –, С – ;

– работа с эпиграфом.

– на экране портрет М.И. Цветаевой и текст ее стихотворения “Расстояние: версты, мили…”

– слово о поэте;

– работа с текстом стихотворения.

М. Цветаева.
Ра…стояние: версты, мили…
Нас ра…ставили, ра…садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…стояние: версты, дали…
Нас ра…клеили, ра…паяли,
В две руки ра…вели, ра…пяв,
И не знали, что это сплав.

Вдохновений и сухожилий…
Не ра…сорили – ра…сорили,
Ра…слоили…

Стена да ров.

Ра…селили нас, как орлов –
Заговорщиков: версты, дали,
Не ра…строили – ра…теряли.
По трущобам зеленых широт.

Ра…совали нас, как сирот.
Который уж – ну, который?-
Март?!
Ра…били нас – как колоду карт!

– Словарная диктовка (трудные случаи написания З –, С – на конце приставок и приставки С) с объяснением выбора.

расстояние, расставили, рассадили, расклеили, развели, рассорили, расслоили, расстроили, расселили, распяв, сплав.

– Игра “Кто быстрее и правильнее” Записать в два столбика диктуемые учителем слова с приставками на З –, С –, и и приставкой С –, обозначить орфограмму

– Подведение итогов работы.

2. Повторение правила “Буквы Ы, И после Ц”.

– На экране текст (стихотворение).

Ц…пленок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурец…
И только одного не знал
Где И, а где же Ы.

Задание: выписать из стихотворения слова с данной орфограммой в три столбика: Ы – И

– После проверки продолжить заполнение столбиков словами, продиктованными учителем.

– Добавить столбики словами, взятыми из предложений, которые вы видите на экране.

Сильные ц…клопы представляют собой большую опасность.
На Лисиц…ны приветливы слова Ворона каркнула во все воронье горло.
Три девиц… под окном пряли поздно вечерком.
Круглолиц…й мальчик оказался нашим новым соседом.

– Подведение итогов этапа урока.

III. Объяснение новой темы.

– Слово учителя.

Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.

Исследование записи на доске:

Слева, записанные слова с русскими приставками, а справа – с иноязычными приставками.

Запомните иноязычные приставки!

Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.

IV. Закрепление.

– выполнение упражнения:

– напишите мили-сочинение, используя данные слова:

предыстория, небезызвестный, небезынтересный, предыдущий, отыскать и другие.

V. Проверка и подведение итогов урока.

1. Высказывание на лингвистическую тему.

2. Объявление отметок.

VI. Домашнее задание.

Параграф 25, повторить теорию, обозначение орфограммы, упр. 135, выполнить задание по карточкам.

Карточка № 1

Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Без…дейность, равнодушие, бе…духовность надо изж…вать всеми силами.
На пред…дущем уроке уч…шиеся пок…зали непл…хие знания.
Ж…ри под…тожило результаты состязаний.
После землетр…сения люди всего мира оказывали помощ… Армении.
На арене ц…рка выступали ж…нглеры.
Сверх…нтересный спектакль открыл т…атральный сезон.

Буква Ы после приставок на согласный.

Цели. Учить воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; находить слова с орфограммой­буквой ы , и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. Воспитывать чувства языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний. Метод: проблемный

Ход урока:

I . Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

II . Проверка домашнего задания.

    Фронтальный опрос по пройденным темам.

    Проверка выполнения домашнего упражнения №272. Учитель читает правильные варианты с объяснением, учащиеся проверяют свои работы.

    Выполнение работы на листочках слайдам 7, 12 «Вставь пропущенные буквы» и «Проверь себя». Учитель собирает работы.

    Словарная работа упражнение №268.

    Индивидуально: выполнение компьютерного теса «Правописание приставок на З/С.

III . Изучение нового материала.

1. Определяем проблему урока. Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы Ы и И в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока.

Прочитайте пары слов. Как они называются? (Однокоренные )

об Ы грать – И гра без Ы мянный – И мя раз Ы щет – И щет

Что необычного заметили в этих словах. Какой вопрос возникает? (Почему в корне однокоренных слов пишутся разные буквы – ы , и ? Когда нужно писать букву ы в корне?)

В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (Новые буквы –Ы или Ы , не в приставках, а после приставок .)

2. Работа в группах.

Вы И грать – об Ы грать по И мённый – без Ы мянный

по И щет – раз Ы щет

Что общего в каждой паре слов? В чём различие?
- Сравните произношение и написание гласных после приставок.
- Выявите закономерность в написании буквы Ы после приставок.

(Выявляется общее правило написания приставок. Запись на доске и в тетрадях. Делаются необходимые обозначения: в обоих столбиках в словах выделяются приставки, после приставок разные буквы: в 1­м столбике и , во 2­м – ы ).

Сравните произношение с написанием (Устанавливается их совпадение ).

Выявляется закономерность, определить основное условие выбора. (При необходимости – подсказка : на какой согласный оканчивается приставка?)

3. Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх­

контр-; дез-. сверхИнтересный контрИгра дезИнформация

Какое противоречие вы заметили? В чём особенность этих слов (Делается вывод, что эти приставки можно назвать исключением ).

– Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный)

4
. Обобщаются выводы, формулируется правило. Сверяется с материалом пособия на стр. 131.

Слайды 14, 15

Видеофизминутка

И СОГЛ . Ы

Искл.


СВЕРХ

И МЕЖ И

КОНТР

III . Закрепление изученного. Стр. 132 пособия

    Орфографическое чтение рифмованного алгоритма Слайд 16

    Упражнение №285 Объяснительное письмо с графическим обозначением орфограммы. (Выполняется в тетради)

    Упражнение №286. Работа со словарными словами. Записать, образовать слова приставочным способом.

    Упражнение № 287. Выборочно-распределительная работа (Выполняется у доски и в тетрадях)

IV . Итог урока.

– Найдите «третье лишнее»:

1) а) раз…скать , б) по…скать , в) от…скать ;

2) а) раз…грать , б) об…грать ,) про…грать .

3) а) раз…скать , б) сверх…нтересный , в) дез..нформация .

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

V . Домашнее задание .

Повторить предыдущие темы. Выучить материал стр. 131, упражнение №288 в пособии. Выучить рифмовку по желанию.



gastroguru © 2017