Введение патриаршества год. Установление патриаршества на руси

23 января (2 февраля) 1589 г. состоялось наречение митрополита Иова патриархом Московским и всея Руси.

До момента учреждения патриаршества Русская церковь возглавлялась митрополитами. До середины XV в. она относилась к Константинопольскому патриархату и не имела самостоятельного управления. После падения Византии Московская митрополия обрела церковную независимость от Константинопольского патриархата. В 1448 г. Собор русских архиереев независимо от Константинополя возвёл на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону, положив тем самым начало автокефалии Русской православной церкви. В 1586 г. Москву посетил Антиохийский патриарх Иоаким, а в 1588 г. - Константинопольский патриарх Иеремия II, которые согласились с идеей учреждения Московского патриаршего престола.

23 января (2 февраля) 1589 г. в Успенском соборе Кремля, в Похвальском приделе - традиционном месте избрания кандидатов в митрополиты, в присутствии Константинопольского патриарха и членов Освященного Собора было совершено избрание кандидатов на патриаршество.

Затем все участвовавшие в выборах прибыли во дворец, где Иеремия II представил царю Фёдору Иоанновичу трёх кандидатов: митрополита Московского и всея Руси Иова; архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама. Здесь же, в царских палатах, было произведено наречение Иова в патриархи.

26 января (5 февраля) 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия II с сонмом епископов совершил интронизацию первого русского патриарха Иова.

Перед отъездом из Москвы патриарх Иеремия оставил подписанную им и сопровождавшими его духовными лицами «Уложенную грамоту», подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

На Константинопольских Соборах 1590 и 1593 гг., на которых присутствовали восточные патриархи, было решено признать и подтвердить всё, что сделано патриархом Иеремией в Москве; в связи с учреждением русского патриаршества, утвердить патриаршие права в России лично за патриархом Иовом и за всеми его преемниками на все времена и признать за русским патриархом пятое место после патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

О правах русского патриарха и пределах его юрисдикции в соборных грамотах говорилось, что он будет иметь «патриаршее достоинство и честь, и сочетается и мерится с прочими Патриархи на вся веки...».

В 1721 г. в царствование Петра I патриаршество было упразднено; императором была учреждена Духовная коллегия , впоследствии переименованная в Святейший правительствующий Синод - государственный орган высшей церковной власти.

28 октября (11 ноября) 1917 г. решением Всероссийского поместного Собора патриаршество было восстановлено.

Лит.: Иеродиакон Николай (Летуновский). К 90-летию восстановления Патриаршества [Электронный ресурс] // Московская Епархия Русской Православной Церкви. 2001-2019. URL : http://www.mepar.ru/library/vedomosti/27/385/ ; Макарий (Веретенников). Патриаршество на Руси // Церковный Вестник. № 11 (312). Июнь 2005; Московское Патриаршество 1589-1700 // Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. М., 1988. Вып. 1; Петрушко В. Установление патриаршества в Русской церкви. Святой патриарх Иов [Электронный ресурс] // Православие. Ru . 1999-2008. URL : http ://www .pravoslavie .ru /arhiv /040310103305.htm .

См. также в Президентской библиотеке:

Макарий (Булгаков Михаил Петрович). История русской церкви. СПб., 1881. Т. 10: Период самостоятельности русской церкви. Патриаршество в России. Кн. 1 ;

Митрополит Тихон избран патриархом Московским и всея Руси // День в истории. 18 ноября 1917 г. ;

На патриарший престол возведён митрополит Филарет // День в истории. 4 июля 1619 г. ;

Шпаков А. Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества: княжение Василия Васильевича Темного. Киев, 1904. Ч. 1 .

Патриарх Московский и всея Руси - титул предстоятеля Русской Православной Церкви.
Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. До этого времени Русская Церковь возглавлялась митрополитами и до середины XV века относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления.

Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым Патриархом стал святитель Иов (1589-1605).

В 1721 году Патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод - государственный орган высшей церковной власти в Российской Церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.

Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени Патриарх носил титул «Московский и всея России». Замена России на Русь в титуле Патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально разумелась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской Патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.

Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам… имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным синодом, являясь его Председателем». Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими Церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест».

Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.

В Русской Церкви этот Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.

Хронологический список Патриархов Московских

Игнатий (30 июня 1605 года - май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей

Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года - 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.

После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах Блюститель Патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

Московские Патриархи в 1917-2008 годах

Святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин; 5 (18) ноября 1917 года - 25 марта (7 апреля) 1925 года)

История учреждения патриаршества на Руси

Пятого февраля (новый стиль) 1589 года в период правления царя Феодора Иоанновича утверждается патриаршество на Руси. Это был закономерный и довольно символичный акт наследия Россией славы древней Византии и её церковного значения, которая к тому времени подпала под османское владычество. На смену так называемому «второму Риму» (то есть Константинополю) приходит «третий Рим» во всемогуществе Московского православного государства.

Так после Флорентийской унии в 1439 году на русской земле начали сомневаться в истинности греческого духовенства. Кроме того, зависимость от Константинопольского Патриарха Русской церкви в пятнадцатом веке становится номинальной, а взятие турками Константинополя и вовсе уменьшило её.

Царь Феодор пишет в так называемой «Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата", что в желании стать ближе к Богу он стремиться учредить в Москве «превеликий престол Патриарший» и с этим он обратился к пресвятейшему Иеремею (Вселенскому Патриарху), который дал добро и благословил этим Третий Рим.

И вот двадцать шестого января в Успенском соборе Кремля при собрании народа и во главе с самим Феодором Патриархом Иеремией было совершено поставление русского первого Патриарха – Иова.

Избрание последующих Патриархов происходило таким образом. После кончины Патриарха так называемый блюститель патриаршего престола (обычно митрополит Крутицкий) рассылал от царского имени ко всему духовенству грамоты с приглашением приехать в Москву для избрания нового Патриарха.

Форма избрания нового Патриарха являлась полностью открытой или посредством жеребьёвки, которая установилась после кончины Филарета. Так имена шести претендентов из старших иерархов были записаны на шести одинаковых бумагах, после чего из обливали со всех сторон воском, перепечатывали царскими печатями и отправляли Собору, который заседал в Успенском московском соборе.

После этого три жребия клались на панагию скончавшегося Патриарха, а потом все члены собора облачались в одеяния и служили акафист Богородице. Затем вынималось два жребия и откладывалось в сторону, после чего так же поступали и с остальными тремя. Из двух выбирали один, содержащий имя нового Патриарха. При этом, нераспечатанный конверт передавали боярину, а тот отдавал его царю, который зачитывал вслух имя избранного.


"Патриарх Московский и всея Руси" - при всей древней торжественности этот титул прочно вошел в современный медиаоборот. Чей патриарх главнее, древнее, авторитетнее? - мы задаем эти вопросы как современные. Историю патриаршества в России "РГ" обсуждает с доктором исторических наук, профессором МГУ и деканом историко-филологического факультета Российского православного университета Сергеем Перевезенцевым.

Как и почему у нас возникло патриаршество?

Сергей Перевезенцев: Патриаршество на Руси официально возникло в конце XVI века. Но еще в середине XV века произошла известная Флорентийская уния, на которой Константинопольский патриарх признал главенство Римского Папы и согласился исповедовать в Православной церкви католические догматы. Большинство православного мира (в том числе и в самом Константинополе) восприняло весть об унии крайне критически. И на Руси в том числе. Митрополита-грека, приехавшего в Москву с Флорентийского собора и объявившего эту весть, вскоре просто выгнали из страны. А когда в 1453 году турки-османы взяли Константинополь и Византийская империя погибла, на Руси это восприняли как Божье наказание за предательство веры. С конца XV века стало заметным стремление русских богословов, политиков и мыслителей утвердить идею о том, что в мире осталась только одна-единственная независимая православная держава - Русь, Россия. С этим нарастающим ощущением единственности соглашались и все восточные христиане, уповавшие на то, что Россия их освободит от турецкого владычества. В итоге в середине XV века утверждается автокефалия (независимое самоуправление) русской митрополии, а через 150 лет - и патриаршество, пятое вслед за четырьмя предшествующими. Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский патриархи существовали с древности, где-то с IV века. На Руси они все именовались Вселенскими и почитались главными в решении богословских вопросов. Но до середины XVII века к греческой церкви сохранялось критическое отношение, считалось, что греки предали веру. Только церковная реформа патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в середине XVII столетия перенесла на Русь правила греческой церкви, но она же привела и к расколу, очень многие не приняли новшеств и стали "старообрядцами".

Сколько патриархов сегодня в мире, какова их иерархия и значимость?

Сергей Перевезенцев: Сегодня официально признается существование 15 поместных православных церквей. Во главе их не обязательно стоят патриархи, может стоять (как, например, в Элладской церкви) и архиепископ. В православной традиции нет правила единого главы всей церкви. Главы каждой из поместных церквей равны между собой и самостоятельны в принятии решений на подчиненных им церковных территориях. Вмешательство других церквей порождает политические конфликты. Такой конфликт как раз сейчас существует между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами из-за православных приходов в Катаре.

Из него в том числе выросла невозможность собрать по-настоящему Всеправославный собор на Крите?

Сергей Перевезенцев: Да, это одна из причин отказа Антиохийской церкви от участия в Соборе на Крите. Конфликт по поводу некоторых канонических территорий существует и между Сербской и Румынской церквями. В 90-е годы был конфликт между Константинопольским патриархом и Русской православной церковью, когда часть эстонских приходов ушла под власть Константинополя. Хотя тот с канонической точки зрения не имел права брать под себя эти приходы. Но и эти конфликты подчеркивают важную вещь: в Православной церкви нет единого главы, которому все обязаны подчиняться. Это - с древности - традиция Римского Папы, и во многом именно она послужила разделению церквей в XI веке. Константинопольский патриарх отнюдь не является "главным" в Православной церкви, лишь "старшим по чести" - признается некое его старшинство, но не юридическое, а моральное.

Название патриарших титулов менялось?

Сергей Перевезенцев: Конечно. Патриарх он тоже епископ, а в епископский титул обычно включаются названия тех территорий, на которые распространялась власть той или иной церкви. После присоединения Малой и Белой Руси во второй половине XVII века Московский патриарх стал носить титул Патриарха Белой и Малой Руси. В XIX веке уже не было понятия Русь, говорили: Россия.

Но сегодня мы говорим "...всея Руси", однако слово "Русь" теперь стало обозначать весь мир, который духовно и культурно связан с нашей церковью?

Сергей Перевезенцев: Да, за этим стоит идея Русского мира. Не политического, не обозначенного государственными границами, не связанного ни с какой экспансией, но мира духовного. Под словом "Русь" подразумевается духовная связь людей, живущих в разных концах Земли, но исповедующих православие и признающих ценности русского мира как главные для себя.

Чем вы объясните почти двухвековой пропуск в истории патриаршества? Насколько было важно его возрождение в начале XX века?

Сергей Перевезенцев: В этот период русской истории Церковь оказалась подчиненной государству. Этот процесс начался задолго до правления государя Петра Первого. Еще во времена его отца, Алексея Михайловича, предпринимались попытки подчинить Церковь государству и в экономическом, и в политическом, и в судебном смысле, но окончательно эта тенденция возобладала в XVIII и XIX столетиях. Результаты были противоречивыми. С одной стороны, Церковь получала прямую государственную поддержку, например, в своей миссионерской деятельности на Востоке. Именно в XVIII и XIX веках прославились великие православные миссионеры - Иннокентий Иркутский, Иннокентий Московский, просвещавшие Сибирь и Аляску. Но, с другой стороны, на Церковь - в народном мнении- возлагались все государственные грехи. И это имело серьезное отрицательное значение. Недаром в конце XIX - в начале XX века и в русских интеллектуальных, и в священнических кругах возникает движение за восстановление патриаршества. Еще перед Первой мировой войной планировался Собор, на котором должен был быть решен этот вопрос. И государь Николай II это дело поддерживал. Война не дала его провести. И сегодня, мне кажется, Церковь должна быть самостоятельной организацией.

Что собой представляли патриархи как личности. Среди них есть святые. Наверное, есть и неудачники?

Сергей Перевезенцев: Быть патриархом - тяжелое дело. Он ведь несет духовную, нравственную, физическую, юридическую ответственность за всю Церковь. Не говоря уж о том, что человек, находящийся на этом высочайшем посту, должен быть идеалом нравственной чистоты. Потому что именно через него чаще всего воспринимается и сама церковь.

Надо сказать, что большинство глав Русской церкви, начиная с XI века (со времен первых митрополитов), были людьми очень высокой культуры, глубокими знатоками и последователями христианского вероучения. Трудно назвать кого-то, откровенно сделавшего что-то плохое. Правда, один епископ в начале XVII века, при Лжедмитрии I, согласился занять патриарший престол после того, как с него силой свели первого русского патриарха Иова и отправили доживать в монастырь. Но он потом сбежал из Москвы и сейчас не вспоминается среди патриархов.

Первый патриарх Московский Иов. В 1989 году прославлен как святой. Фото: wikipedia.org

Какое место занимает Патриарх Московский и всея Руси среди других патриархов?

Сергей Перевезенцев: Номинально - пятое. На первом месте стоят первые четыре. Но фактически Русская православная церковь сейчас самая многочисленная по числу воцерковленных людей. Ее приходы находятся по всему миру. Поэтому фактически Русская православная церковь сейчас занимает положение, равное Константинополю. И по авторитету она одна из самых влиятельных. Не случайно на довольно часто проходившие в последние годы встречи Константинопольского патриарха с Папой Римским никто не обращал внимания, а встреча Святейшего патриарха Кирилла с ним вызвала огромный ажиотаж.

Краткая история русского патриаршества

Патриаршество в Москве было учреждено в 1589 году. Первым патриархом был Иов. В 1721 году оно было упразднено. Последовал так называемый синодальный период в истории Русской православной церкви, когда ею управлял Священный синод. В 1917 году на Всероссийском поместном соборе патриаршество было восстановлено. Патриархом стал митрополит Московский Тихон (Беллавин).

Как менялось название патриаршего титула

Первый патриарх Иов именовался "святейшим Патриархом царствующаго града Москвы и Великаго Росийскаго царствия" и "Патриархом царствующаго града Москвы и всеа Русии".

"Всеа Руссии и всех северных стран Патриарх" - так обычно звучал титул до петровских времен. "Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх" - так писал свой титул патриарх Никон. На гробнице патриарха Адриана его титул написан так: Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх.

Патриарх Тихон носил титул "Московский и всея России". Современная форма "Святейший Патриарх Московский и всея Руси" была выбрана патриархом Сергием (Страгородским) в 1943 году, но она использовалась и в древности.

Кандидат в патриархи должен быть по Уставу церкви архиереем РПЦ не моложе 40 лет, иметь высшее богословское образование и достаточный опыт церковного управления епархией. Сан патриарха является пожизненным.

В 1589 г. произошла важная перемена в положении Церкви. Русская Православная Церковь, бывшая до этого митрополией, возведена была в степень Патриархата.

Со времени Халкидонского Собора Патриархами именовались Предстоятели пяти первенствующих епископских престолов – Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Их официальный перечень определял «ранг чести» поместных Церквей. Еще в IX в. сложилось представление, что Вселенское Православие сосредоточено в пределах пяти Патриархий (после разделения Церквей – четырех). Однако политические реалии XVI в. выявили несоответствие между положением Московского царства как Третьего Рима – покровителя и опоры для всех Православных Церквей, включая самих Восточных Патриархов, - и иерархическим митрополичьим достоинством церковного главы Московской Руси. Константинопольский и другие Восточные Патриархи не спешили с увенчанием Русского митрополита Патриаршеством, преследуя цель удержать на Руси церковную юрисдикцию Константинопольской Патриархии.

В собственном смысле церковная самостоятельность Руси началась еще с середины XV в., со времени святителя Ионы, начавшего собой ряд русских митрополитов, избиравшихся и поставлявшихся на Руси самостоятельно, без сношения с Константинопольским Патриархом. Однако неодинаковость иерархического титула русского Первосвятителя с Восточными Патриархами ставила его сравнительно с последними ступенью ниже в церковной администрации. Вследствие этого, при фактической самостоятельности, русский митрополит оставался в номинальной зависимости от Патриарха, и русская митрополия продолжала считаться частью Константинопольского Патриархата.

В 1586 г., воспользовавшись прибытием в Москву Антиохийского Патриарха Иоакима, царь Феодор Иванович через своего шурина Бориса Годунова начал переговоры по вопросу об учреждении Патриаршества на Руси. Патриарх Иоаким изъявил согласие на желание царя, но при этом высказал, что такого важного дела нельзя разрешить без совещания с другими Патриархами. Он обещал вынести предложение царя на рассмотрение Восточных Патриархов. В следующем году был получен ответ, в котором говорилось, что Патриархи Константинопольский и Антиохийский согласны с желанием царя и для соборного решения вопроса послали за Александрийским и Иерусалимским Патриархами. Для поставления Патриарха предполагали отправить в Москву Иерусалимского Первосвятителя. Но неожиданное прибытие в Москву в июле 1588 г. Константинопольского Патриарха Иеремии II для сбора пожертвований в пользу своей разоренной султаном Патриархии ускорило разрешение вопроса. Борис Годунов вступил с ним в продолжительные и трудные переговоры о русском Патриаршестве. Первоначально Иеремии предлагали перенести Вселенский (Константинопольский) Патриарший Престол в Россию. После некоторых колебаний Иеремия согласился на это, но выступил против того, чтобы резиденция его была во Владимире (как предлагала русская сторона), считая это недостаточно почетным. «Что я буду за патриарх, - говорил он, - если не буду жить при государе». После того Иеремии предложено было поставить в сан Патриарха Московского митрополита Иова, на что Иеремия и согласился. 26 января 1589 г. в Успенском соборе митрополит Иов был поставлен в Московские Патриархи.


Утвердив своей грамотой учреждение в Москве Патриаршества, Иеремия с богатыми дарами был отпущен. При этом государь выразил желание, чтобы было получено благословление и других Восточных Патриархов на утверждение русского Патриаршества. В 1590 г. в Константинополе был созван Собор с участием Антиохийского и Иерусалимского Патриархов и многих лиц из греческого духовенства. Собор утвердил сделанное Иеремией распоряжение об учреждении в России Патриаршества и русскому Патриарху по преимуществам чести определил последнее место после Иерусалимского Патриарха. В Москве этим были недовольны. Здесь рассчитывали, что Всероссийский Патриарх, соответственно значению Русской Церкви и величию русского государства, займет, по крайней мере, третье место в ряду Восточных Патриархов. Однако состоявшийся в Константинополе в феврале 1593 г. новый Собор с точностью подтвердил постановления Собора 1590 г. и прислал свое определение в Москву. Вместе с тем Русской Церкви на будущее время предоставлялось право избирать своих Патриархов собором русских епископов.

С возведением русского митрополита в сан Патриарха в преимуществах чести русского Первосвятителя сравнительно с Восточными Патриархами произошла существенная перемена. Теперь по иерархическому достоинству он сделался совершенно равным прочим Патриархам. Что же касается прав Патриарха по управлению Церковью, то в этом отношении существенных перемен не произошло и не могло произойти. Русский Первосвятитель и в звании митрополита пользовался в своей Церкви такою властью, какой пользовались Восточные Патриархи в пределах своих Патриархатов. Таким образом, к русскому Патриарху перешли прежние административные права митрополита. Ему принадлежал высший административный надзор над всей Русской Церковью. В случае нарушения епархиальными владыками правил церковного порядка и благочиния Патриарх имел право делать им наставления, писал грамоты и послания, призывал их к ответственности. Он мог делать общие распоряжения касательно всей Церкви, созывать епископов на Соборы, на которых ему принадлежало первенствующее значение.

Учреждение Патриаршества было крупным церковно-политическим успехом московского правительства. Изменение статуса Русской Церкви в 1589 г. было признанием ее возросшей роли в православном мире.



gastroguru © 2017