Тайна, сокрытая в чудотворной иконе Божией Матери Остробрамской…. Остробрамская икона Божьей Матери — от чего защищает и в чем помогает

Этот образ Царицы Небесной условно принадлежит к иконографическому типу Елеу́са (греч. Ελεούσα - милостивая).

Остробрамская икона Божьей Матери отличается от всех известных особенной торжественной манерой письма и изображением без Богомладенца.

История

Первые сведения о древнем списке образа Богоматери зафиксированы в 1691г. в «Хрониках монастыря кармелитов босых в Вильно». Повествуется о помещении иконы в новую часовню над Святыми Вратами и чудесном исцелении упавшего с крыши ребёнка.

Христиане католики считают, что писаный лик сам явился миру в 1431 г. над одними из врат крепостной стены, окружавшей древний Вильнюс от неприятелей.

Некоторые исследователи–искусствоведы утверждают, что Остробрамская икона писалась для костёла кармелитов и принадлежит кисти голландского художника XVI в.

В православной среде принято мнение, что образ Богородицы, писанный на досках из дуба, соединённых между собой, привезён великим литовским правителем Ольгердом из Херсоне́са Таври́ческого в дар своей первой жене, витебской княжне, крещённой в православии, Марии Ярославне.

Образ Пресвятой Богородицы за много веков находился и в православных храмах, и в костёлах. Но какой бы христианской церкви икона не принадлежала, по укладу тех времён она оберегала город от любых врагов на самых высоких воротах оборонительных стен. Назывались они «О́стрыми воро́тами» (польск. Ostra Brama) .

Поскольку в те века Вильнюс был частью Речи Посполитой, то и языком общения был польский. Образ Богородицы стал именоваться Остробрамской.

В XVII в. икона обрела серебряный оклад в свой полный размер 200 ˣ 165 см. Над Её головой на накладном украшении прикреплены две короны. Одна - Царицы неба, другая - королевы земли польской. От лика по всем направлениям идут лучи. Полумесяц в нижней части ризы - благодарный дар, добавленный в XIX в.

Дни памяти образа Остробрамской иконы Божьей Матери:

  • у католических христиан - 16 ноября;
  • у православных верующих 8 января по н.с. - в Собор Пресвятой Богородицы и 27 апреля по н.с. - в день кончины Виленских мучеников Антония, Иоанна, Евстафия.

В чём помогает

Иконографический тип Елеу́са в греческом искусстве чаще именуется Гликофилу́са (греч. Γλυκοφιλούσα). В переводе на русский язык - сладко любящая. Соответственно к образу Пречистой обращаются с просьбами о детях.

Бездетные пары просят покровительства у Божьей Матери в зачатии и рождении здоровых младенцев. Беременные женщины - о благополучных родах. По своей любви Царица Небесная просит у Сына единородного для людей укрепления в вере, исцеления от болезней телесных и душевных.

В благодарность о спасении и помощи, приносятся в дар к образу Остробрамской Божьей Матери бескровные жертвы - вотивные дары. Стены часовни, где находится чудотворная икона, покрыты золотыми и серебряными изображениями сердец, рук, ног и прочими подношениями.

Молитвы

Пречистая слышит просьбы всех, с верой и надеждой обращающихся к Ней. Молитву допускается творить своими словами, а можно читать из молитвослова ту, которая по душе.

Икона в доме

Идеальное расположение для святых образов - восточная сторона. Христиане всегда придавали Востоку особое значение, считая, что рай находился именно там.

В этой части света появляется солнце, а значит жизнь.

Однако не в каждом доме можно соблюсти это правило. Да и нет строгих запретов по расположению икон в жилище относительно сторон света. Можно располагать в гостиной, детской, над входной дверью и напротив неё.

Место в супружеской спальне тоже подойдёт, так как телесная близость в браке не является грехом. И всё же несколько правил стоит соблюсти.

Не допускается располагать коны:

  • на полочках с книгами, сувенирами, фотографиями членов семьи;
  • картинами и изображениями, пусть даже религиозного характера, а также священников и праведников;
  • вместе с кухонной утварью, игрушками.

Если квартира маленькая, то можно повесить икону на любую свободную стену. Но самое главное правило - соблюдать порядок перед святынями.

Где находится в Москве

Поклониться образу Остробрамской Божьей Матери можно и недалеко от Москвы. В селе Данилово, Пушкинского района есть деревянная часовня со звонницей, возведённая в честь князя Даниила Московского.

На западной её стене, справа от входа, находится список чтимой иконы из Вильнюса. Размер небольшой, но канонические правила письма сохранены в точности как в видении Иоанна Богослова: «…одетая в солнце, под ногами Её луна, над головой венец из двенадцати звёзд…».

Богослужение перед Остобрамской иконой Божьей Матери происходит по римско-католическим правилам. Однако и православные христиане вольны приезжать чествовать Царицу Небесную.

Сохранился обычай обнажать голову, проходя воротами города Вильнюса, называемыми ныне Аушрос (лит. Aušros Vartai) , в знак почитания Остробрамскому образу Пресвятой Богородицы.

Духовное значение Остробрамской иконы Божией Матери для верующих и православной церкви. В чем помогает Остробрамская икона Божией Матери, о чем и как правильно молиться, от чего защищает, где находится? Обо всем подробнее в данной статье!

Память: 26 декабря / 8 января

Остробрамская икона Божией Матери окутана ореолом тайны, которая не раскрыта по сей день. Чем так прославилась, и почему является одной из главных святынь для литовцев, поляков и белорусов. Кому благоволит Пресвятой образ, если все конфессии считают его своим. Для справки:

  • Вильнус – столица Литвы, место, где находится икона ныне;
  • до 1918 – Вильн(а)я;
  • до 1938 – Вильно .

Иконография

Мимолетного взгляда достаточно, чтобы понять – манера письма Остробамской Богородицы отличается от православных традиций: влияние западной школы иконописи явны. Об исторических источниках принадлежности образа одной из ветвей христианства спорят до сих пор:

  1. Православные считают его своим, относя к Византийской школе XIV века. Об этих истоках заговорили в 1829, когда икону, в очередной раз, реставрировали. Под слоем краски, закрытая ризою, обнаружена надпись на славянском: «Честнейшую Херувим…»
  2. Католики опираются на предание, которое имеет несколько версий появления святыни. По их мнению Остробрамскую икону написали не ранее второй половины XVIвека.

Пока историки спорят. На нас взирает смиренный Лик Девы Марии. Она без младенца, что является редким видом иконографии. Этому есть объяснение. В композицию входил еще один образ – Архангела Гавриила, который принес Святой Пречистой Деве благую весть о чудном материнстве. Она – Избранница Божия, которая превзошла благочестием всех женщин земли. Ее ублажат все народы, ибо Слава будет исходить от Господа.

Особое отличие образа:

  • Двойная корона: одна – символ Небесного Царствования, вторая – земного, причем конкретно – польского;
  • Дева изображена в обрамлении лучей, расходящихся подобно солнечным;
  • Внизу – серебряный полумесяц, рожками вверх – вота (благодарение) с гравировкой на польском, датирована 1849 годом;
  • Звезды (12) – ореолом переплетаются в сиянии нимба;
  • Риза, покрытая позолотой, скрывает большую часть изображения.
  • Видны: Лик, и скрещенные на груди руки.

Материалом для иконы столь внушительных размеров (200 х 163 см) послужил один из самых долговечных видов древесины – дуб. Тщательно подогнанные 8 досок, толщиной 20 мм, покрыты слоем известкового грунта. Используются краски «темпера» – разбавляются водой, с добавлением скрепляющих эмалей природного происхождения.

Считается, что православный образ Богородицы «Умиление», перед которым Серафим Саровский молился 1000 дней и ночей в лесной глуши, восходит к тому же типу иконографии, что и Остробрамский. Да, они похожи, если бы не короны. Это является косвенным доказательством Византийского происхождения Первообраза .

Версии о происхождении иконы

Их несколько. Самая основная, которая имеет под собой основание – православная точка зрения на появление образа Остробрамской иконы Богородицы. У Римо-католиков, которым в настоящее время принадлежит икона, есть иные. Версии появления иконы в Вильне:

  • Великий князь Ольгерд (1345–1377) добыл ее в победоносном походе на крымских татар. Теодор Нарбут считает: он привез икону из Корсуни (1363), где проживало много православных греков. Преподнес в дар любимой жене Марии. Иулиания (вторая супруга) посвятила образ Свято-Троицкой церкви.
  • Есть так же мнение, будто чудесный образ прислал греческий император Иоанн Палеолог, когда узнал о принятии князем христианства.
  • Согласно поверьям в 1431 году над вратами возник образ Божьей Матери. Икона чудесным образом явила себя, как когда-то Афонская Иверская.
  • Есть несколько версий об авторстве. Работу приписывают то итальянскому художнику, то нидерландскому – Мартину де Воса. Другие историки – польскому автору Луке. По их мнению мастер изобразил Варвару (Барбару) Радзивилл – королеву Польши (16 век).

Примечание: Храм, в который была отдана икона Иулианией, возвели (1347) на месте гибели трех мучеников за веру: Антония, Иоанна и Евстафия. До принятия христианства Ольгерд (Альгирдас) казнил людей, не щадя даже приближенных особ и друзей.

Впрочем, разгадать загадку происхождения иконы вряд ли удастся. За много веков образ подвергался многочисленным реставрациям, поновлениям. Он неоднократно менялся, становясь богаче и изящнее. От изначального письма, практически ничего не осталось.


Сейчас невозможно узнать Лик первообраза. Какие тайны скрыты под богатой ризой и слоями красок. Нет единого мнения о появлении его в граде Вильне. Интересна, хотя и запутана, история Остробрамской иконы Матери Божьей .

История

Имя, Остробрамская, икона получила по названию главных ворот Великого княжества. Брама переводится, как «врата». Так называлась православная часть города, где жили русские, строя дома окрест Свято-Троицкой обители. При правлении князя Александра крымские татары, заручившись покровительством Менгли-Гирея, стали угрожать Вильне. Готовясь к обороне, горожане начали возводить крепостные стены.

1498 год. К закладке основания приступили в апреле. Князь со свитой обходил периметр будущей крепости. На участках возведения башен епископ (католик) благословлял строительные кирпичи, шедшие на фундамент. К1507 году строительство закончили. Сооружение имело пять врат:

  • Медникские (Медницкие), переименовали в Жмудские, затем Русские. К XVIвеку стали – Острые;
  • Рудникские;
  • Трокские;
  • Велейские;
  • Красные.

Острым или Возвышенным называли часть города, где проживали в основном русские. Именно там возвели одни из главных ворот с одноименным названием.

Остробрамская икона периодически принадлежала разным христианским конфессиям. Даже Иван Грозный не смог ее приобрести, предлагая обменять на жизнь и свободу 50 польских вельмож. События, сотрясающие Вильню продолжались долго:

  1. 1596 год ознаменовался принятием унии. Православный Святотроицкий храм перешел под владение униатов, затем монастырь заселили монахи-кармелиты.
  2. Период с 1799 по 1805 крепость практически вся была разрушена. Но часовня, где хранился Островратарный образ, уцелела. После реставрации стен и ворот, икона вернулась на свое место над Острой брамой.
  3. Война 1812 года отразилась на Вильне. Французы разграбили город как при нашествии, так и во время отступления. Только в 1829 разрушения, причиненные армией Наполеона, отреставрировали.
  4. Костел имени Св. Терезы закрыли в 1832, монахов-кармелитов выселили. Икона вернулась в прежнее владение. Ныне образ Богородицы принадлежит римо-католикам.

Сегодня в старой части города улица «Врата Зари» ведет к Остробрамскому образу. Он находится в часовне над знаменитой аркой-входом. Пречистая Дева является Заступницей всех христиан земли, поэтому Ее почитают как православные, так и остальные верующие во Христа .

Значение и церковное почитание

Сентябрь 1993 года. Город Вильнус посетил Папа Иоанн Павел II, известный своими польскими корнями. Визит был не долгим, каждая минута насыщена событиями, свободного времени нет. Но несмотря на это он нашел возможность остановиться в небольшой часовне. Пав на колени, глава католической церкви молился, не обращая внимания на сжатый график.

Остробрамский образ Божьей Матери дорог католикам – их связывает длительная общая история. Почитают ее, скорее, как «Жену, облеченную в солнце», описанную в «Откровении» Иоанном Богословом. Возможно под ризой сокрыта тайна происхождения образа, которую лучше всего скрыть. Но веру в Силу Богородицы, смиренно взирающей на молящихся, они не прячут.

Белорусам она памятна, как некогда утраченное богатство и великолепие, связанное с прошлым самой Вильни. Полякам тоже некогда принадлежала власть над славным городом, а вместе с ним и почитание образа.

История меняется, но любовь к иконе не проходит. Каждый христианин видит в ней свою Покровительницу и Заступницу.

Значение Остробрамской Божией Матери для России

Посещая столицу Литвы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с великим почтением приложился к католической и нашей святыне. Православные, посетившие Вильнюс и часовню у Острых врат знают, отвести взгляд от Царицы Небесной трудно, он притягивает взоры, внушает трепет и благоговение. В часовне всегда многолюдно. Люди часто опускаются на колени, веря в благодатную помощь.

Надеемся, что святыня когда-нибудь вернется в Россию. Для нас она по типу иконографии Благовещенская. Представляет только часть сюжета. Корсунь не раз подвергалась тяжелым последствиям разноплеменных нашествий и войн. Разорение касалось и древних святынь, которые утрачены на веки.

Здесь похоронено 3 тысячи наших солдат

В годы II Великой Отечественнойвойны в 1944 Вильнюс избавили от фашистов. В освобождении участвовало Третье Белорусское соединение. В качестве союзников выступили польские воины, так называемой, армии Крайовой. Операция называлась «Острая брама». Для советских –это название части города, а для поляков – Имя образа Богородицы.

Там же руководство польского отряда было арестовано из-за совершения многих преступлений, несмотря на то, что они иногда выступали, как союзники. Советы для них были так же ненавистны, как и фашисты. Образ Пресвятой Девы Марии, Слава Богу, не уничтожили. Говорят, что во время войны не бывает неверующих. Возможно, таясь, наши солдаты молились Пречистой о сохранении жизни и скорой победе.

Примечание: Н. Соколов в 1883 выложил все имеющиеся сведения о происхождении Остробрамской иконы. Между католиками и православными по сей день ведется спор, написан ряд статей как у нас, так и в Польше .

В чем помогает икона

Строя крепостные стены, люди знали, что они удержат врага только в том случае, если Бог будет на их стороне. На башнях оставляли специальное место, где размещали чудотворные образы. Святыни давали надежду, вселяли уверенность, что город устоит под любым натиском. Правители Вильни не стали исключением, имея в Арсенале икону Богородицы. Она защищала жителей, встречая входящих.

Однажды, когда шведы захватили Вильню, произошло событие, заставившее с почтением относиться к святыне. Во время несения караула вражеские захватчики, за кощунственное поведение, были на смерть прибиты створом врат. Случилось это в Страстную субботу, накануне Пасхи.

В 1714 году в Вильне случился страшный пожар. Часовня над воротами сгорела до тла. Однако образ Богородицы остался невредим. Поэтому верят, что там, где есть икона Остробрамской Матери Божией, пожар не страшен. Люди заметили, какие просьбы исполняются чаще всего:

  • Прошения о даровании детей.
  • Исцеления различных недугов (фигурка приношения свидетельствует какая болезнь была преодолена, например, рука, нога).
  • Больше всего – сердечек. Это говорит не только о физическом выздоровлении, а о любви, отношениях, улучшении психического состояния и пр.
  • Богородицу, перед Остробрамским образом, просят избавить от проклятия, чародейства, сглаза. Верят, что прощаются грехи предков до 7 колена.
  • Мир и спокойствие от иконы чувствуют даже атеисты, которые из любопытства приходят посмотреть на чудотворный Лик.

Богородица помогает во всем, если молиться и просить с верой. Поэтому чаще всего помощь приходит тем, кто блюдет благочестие, исполняет заповеди, чтит не только Святую икону, но и Все Небесные силы. Когда человек в опасности, он в смирении обращается к Той, которая может спасти, заступиться, поддержать, вразумить .

Свершившиеся чудеса

Многочисленные дары подтверждают, что молитва была услышана. Полумесяц – это тоже благодарность за какую-то огромную помощь, полученную польским христианином. В Киеве находится список с Остробрамской святыни. По отзывам людей:

  • Немой ребенок заговорил, сразу же после молитвы родных перед иконой.
  • Родители нашли и вернули домой дочь, уехавшую в Китай. Причем бесплатно.
  • Супруги смогли забеременеть после 10 бездетных лет.
  • Исцеление 4-х летнего мальчика от лейкемии.

Многие люди приобретают Остробрамский образ для домашней молитвы. Верят, что благодаря Пречистой Деве в доме сохраняется мир, благополучие, дети становятся более почтительны к родителям. Богородица помогает при психических расстройствах, подавленном настроении, неурядицах в семье .

Как разместить в доме

По древнему обычаю иконостас устанавливался в Красном Углу, напротив входной двери. Чтобы каждый входящий мог совершить крестное знамение перед иконами. Это говорило о добрых намерениях посетителя. Сейчас таких традиций не придерживаются, даже больше – иногда скрывают, что в доме есть иконы.

Но образы-вратарницы, которые обычно устанавливают над вратами города, где проходят войска, правительство, главный въезд, или на религиозных объектах и т. д., не прячут, а наоборот, вешают так, чтобы он находился напротив входа. Так как, чаще всего, такими святынями ограждается дом:

  • от злых людей, имеющих недобрые намерения;
  • от неприятностей, приходящих извне;
  • это благословение выходящих домочадцев, чтобы с ними не случилось беды;

Матерь Божия становится Защитницей и Утешительницей тех, кто проживает в доме, о ком кто-то молится, или хотя бы иногда крестится перед иконой. В отсутствии хозяев вор в жилище не заберется, не случится пожара или каких-то убытков, потери имущества.

Заключение: Остробрамская икона Матери Божией Сама определила место, в котором пребывает ныне. На все воля Божия. Где чтят Господа, там и спасаются. Бог хочет, чтобы все обрели искрению веру, не погибли в суете дней. А Царица Небесная помогает решать эту задачу во всех концах земли.

Остробрамская икона Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери имеет особое значение для православных верующих и для католиков. Наиболее распространенная версия гласит, что образ Остробрамская Божья Матерь Был привезен князем Ольгердом в четырнадцатом веке из Херсона в Вильно. После смерти князя образ был передан в Троицкую обитель. Икона часто переходила из рук в руки, но сейчас она находится на историческом месте в надвратной часовне Острые Ворота в Вильнюсе. Остробрамские врата с часовней одна из важных достопримечательностей столицы Литвы, являются постоянным объектом паломничества. В настоящее время перед образом Обстрамская божья матерь осуществляется богослужение по римско-католическому обряду. Но и множество православных постоянно стекаются к этой иконе.

Как и в Москве, когда люди проходят под Спасскими вратами и снимают шапки, так и под сводами Остробрамских врат как католики, так и православные обнажают благоговейно головы. Перед священным ликом постоянно горят свечи, множество людей идут в башню в часовню, а кто не может, тот стоит на узкой улице.

Чудотворная икона написана на восьми дубовых досках в два сантиметра толщиной. Размер иконы 165 х 200 сантиметров. Это довольно редкий тип изображения Божьей Матери без Младенца в руках. Руки Богоматери скрещены на груди, а сама она изображена по пояс, скланя голову и опустив глаза.

Сейчас в убранстве иконы множество регалий. На голове Богородицы двухъярусная брачная корона Королевы Небес и корона Королевы Польши. Позолоченная серебренная риза закрывает фигуру, открытыми остаются только руки и лик. Внизу иконы серебряный полумесяц – вотум 1849. Нимб с острыми лучами сияния со звездами.

Православные верующие считают чудотворный образ древней византийской иконы. В начале девятнадцатого века при реставрации в момент снятии ризы была выявлена славянская древняя надпись, а именно хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим». Считается, что изначально икона входила в композицию Благовещения и в древности образ назывался Корсунским Благовещенским. Именно Дева Мария представлена в момент явления архангела Гавриила, изображение которого было утеряно.

В настоящее время чтимый список с Остробрамской иконы Божией Матери находится в деревне Кяна – церкви Остробрамской Богоматери.

Остробрамская икона в чем помогает и ее значение

У христиан образ Остробрамской иконы является одним из главных помощников при защите от недоброжелателей и темных сил. Поэтому вешать ее нужно над входной дверью.

Остробрамская икона Божьей Матери от чего защищает.

Чудотворный образ поможет уберечься от дурного глаза и сплетен, он оградит вас от внезапной смерти и разных проблем.

Если вы будете молиться на икону, то это избавит вас от наложенного проклятия или других магических негативов, причем до седьмого колена.

Благодаря иконе в вашей семье наладится энергетика, успокоится атмосфера и в доме будет достигнута гармония.

Если у вас есть родственники, страдающие психологическими заболеваниями, страдающие депрессией, то ваша молитва к иконе может помочь им.

Если у вас будет трудное время, то обращение к лику, время, которое вы побудете с ним наедине, поможет найти решение проблем.

Для защиты дома нужно постоянно молиться с открытой душой и чистыми помыслами Богородице со следующей молитвой:

Чтоб женщина забеременела, выносила и родила любимого здорового ребенка необходимо прочитать следующую молитву.

На территории бывшего Советского Союза известна Остробрамская икона, уникальная тем, что не только православные обращаются к ней с молитвами, но и католики просят наставления и помощи в собственных мольбах.

История появления иконы

Лик Остробрамской Божьей Матери почитают, как православные христиане, так и католики. Католическая церковь утверждает, что икона данной святой написана в западноевропейских традициях. У них принято считать, что ее изображение – это копия, списанная с иконы написанной нидерландским художником-иконописцем в 17 веке.

Существует две официальные версии появления этой иконы. Согласно одному из древних преданий, изображение Святой Марии появилось 27 апреля 1431 года. В городке под названием Вильно на городских воротах, которые в народе называли «острыми». От сюда впоследствии и пошло одноименное название иконы. Все верующие люди отмечают красоту образа и богатые изысканные одеяния Матери Божьей.

Существует и другое древнее придание, по нему Остробрамская икона Богородицы была подарена местному князю, греческим императором в день принятия им христианской веры. Говорят, что в этот день лик чудотворной святой сам возник над городскими воротами.

Этот образ во всем мире считается одним из самых редких, поскольку на нем отображена одна святая Мария без младенца на руках. Руки ее скрещены на груди, а голова наклонена. Верующие предполагают, что этот жест говорит о принятии ей святой вести от Ангела. На голове у Божьей матери изображен нимб в форме солнца с длинными остроконечными лучами, а в самом низу иконы отображен полумесяц из серебра.

В ходе войны с армией Наполеона в 1812 году икону сильно повредили вражеские захватчики. Однако уже в 1829 г. ее отреставрировали до изначального состояния. В начале 1832 года был закрыт кармелитский монастырь, в котором находился лик святой Марии. Он был переименован в католический костел в честь Остробрамской Божьей Матери. В наши дни, подлинник этой святыни находится в Остробрасмком костеле римской католической церкви.

В чем помогает Остробрамская икона Божией Матери

Когда приезжающие сюда приверженцы католической и православной веры, когда подходят к воротам, то из уважения снимают головные уборы, чтобы отдать почтение святому образу, увековеченному и сохраненному на протяжении веков. Там ставят свечи, горящие на протяжении года, а толпы людей надеются посмотреть на чудо, прикоснуться к нему и почувствовать влияние Всевышнего через икону Пресвятой Богородицы Остробрамской на их жизнь. От чудотворной святыни идет неисчерпаемая энергия, которой невозможно противостоять.

Данная икона – это редкий экземпляр, на котором Дева предстает без младенца. Изображенная по пояс, она склонила голову и скрестила руки на груди. На ее голове надета корона, состоящая из двух ярусов, острые лучи которой становятся основанием нимба, расположенного над головой. Одетая в ризу серебряного цвета она задумалась о мире.

Редкость образа придает ему особую силу и могущество, несравнимое с другими святыми образами и иконами

Многие используют реплики и списки с этого образа, ведь Остробрамская икона помогает обеспечить дому защиту от внешнего воздействия и духов, которые настроены враждебно по отношению к членам дома. У иконы просят защиты, возможности сохранить семью и оградить ее от вмешательства внешних обстоятельств. Также Остробрамскую икону вешают или хранят дома для наличия крепкой любви между супругами. Принято считать, что она может помочь избавиться от тоски и уныния. Другие, молившиеся у иконы, отмечали, что быстро находится решение мучающих проблем, а порой они решались самостоятельно без постороннего вмешательства, как по решению могущественной силы.

Особенности Остробрамской иконы

Если посмотреть описание Остробрамской иконы, то на многих из этих образов располагается полумесяц в нижней части, а сама Богородица пребывает в свечении подобному солнечным лучам. Простой символизм тут является понятным, но есть и более глубокий, который подчеркивает природу Богородицы и могущество этой икону.

На самом деле полумесяц, над которым располагается круг называется древним словом Аллатра и этот символ использовался издревле для того, чтобы указать на личности, которые превзошли свое телесное начало. Эти души пребывая в теле вознеслись на иной уровень и освободились от оков плоти. Поэтому они могли нести свет другим людям. Такой была и остается Богородица.

Молитвы иконе

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Остробрамская Виленская»

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних си́л, Небесе́ и земли́ Цари́це и гра́да на́шего Ки́ева всемо́щная Засту́пнице!

Приими́ хвале́бное пе́ние сие́ от на́с недосто́йных ра́б Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко престо́лу Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да ми́лостив бу́дет на́м, гре́шным, и да проба́вит бла́гость Свою́ чту́щим Тя́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́.

К кому́ бо возопии́м Влады́чице? К кому́ прибе́гнем в го́рестех на́ших, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч на́ш и воздыха́ния на́ша прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Те́м же мо́лим Тя́ усе́рдно: покры́й Твои́м хода́тайством на́ша прегреше́ния, защити́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на на́с.

О, Ма́ти Го́спода на́шего Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. Приими́ недосто́йную моли́тву на́шу и соблюди́ на́с в чистоте́ душе́вней, сохрани́ на́с от наве́та злы́х челове́к и от внеза́пныя сме́рти, и да́руй на́м пре́жде конца́ покая́ние. Поми́луй на́с в дневны́х часе́х и у́тренних и вече́рних, и во вся́кое вре́мя сохрани́ на́с: стоя́щих, седя́щих соблюди́, и на вся́ком пути́ ходя́щих, и в нощны́х часе́х спя́щих снабди́, покры́й и заступи́. На вся́ком ме́сте и на вся́кое вре́мя бу́ди на́м, Ма́ти Преблага́я, стена́ необори́мая и заступле́ние кре́пкое. Ты́ храни́тельница жи́зни всея́ на́м яви́ся, Пречи́стая; Ты́ на́с изба́ви от бесо́в в ча́с сме́рти; Ты́ и по сме́рти упокое́ние обрести́ испроси́ у Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего.

Мы́ же, гре́шнии, со упова́нием моле́ния Тебе́ возно́сим и уми́льно вопие́м: ра́дуйся, Благода́тная; ра́дуйся, Обра́дованная; ра́дуйся, Преблагослове́нная; Госпо́дь с Тобо́ю, с Тобо́ю с на́ми. К Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей, и Тебе́, я́ко всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и дру́г дру́га и ве́сь живо́т на́ш по Христе́ Бо́зе предае́м, Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со безнача́льным Его́ Отце́м, со Пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Всеми́лостивая Госпоже́, Цари́це Богоро́дице, от все́х родо́в избра́нная и все́ми ро́ды небе́сными ублажа́емая! Воззри́ ми́лостиво на предстоя́щия пред свято́ю ико́ною Твое́ю лю́ди сия́, усе́рдно моля́щияся Тебе́, и сотвори́ предста́тельством Твои́м и заступле́нием у Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да никто́ же оты́дет от ме́ста сего́ то́щ упова́ния своего́ и посра́млен в наде́жде свое́й, но да прии́мет ки́йждо от Тебе́ вся́ по благо́му изволе́нию се́рдца своего́, по ну́жде и потре́бе свое́й, во спасе́ние души́ и во здра́вие те́лу.

Наипа́че же осени́ и огради́ покро́вом Твои́м, Милосе́рдная Ма́ти, Це́рковь Твою́ Святу́ю, вы́шним Твои́м благослове́нием архиере́и на́ши правосла́вныя укрепи́, ми́ром огради́, и Святе́й Твое́й Це́ркви це́лых, здра́вых, че́стных, долгоде́нствующих пра́во пра́вящих сло́во Своея́ и́стины да́руй, от все́х же ви́димых и неви́димых вра́г, со все́ми правосла́вными христиа́ны, ми́лостиво изба́ви, и во правосла́вии и тве́рдей ве́ре до конца́ веко́в непосту́пно и неизме́нно сохрани́. Призира́й благосе́рдием, Всепе́тая, и призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния на всю́ страну́ на́шу, гра́ды на́ша и гра́д се́й [или́: хра́м се́й, или́: и духо́вный вертогра́д, зде́ су́щий], и на сия́ бога́тыя Твоя́ ми́лости неоску́дно излива́й. Ты́ бо еси́ всеси́льная Помо́щница и Засту́пница все́х на́с. Приклони́ся к моли́твам и все́х ра́б Твои́х, ко святе́й ико́не Твое́й зде́ притека́ющих, услы́ши воздыха́ния и гла́сы, и́миже раби́ Твои́ мо́лятся во святе́м ме́сте се́м.

А́ще же и инове́рный, и иноплеме́нник, зде́ преходя́, помо́лится, услы́ши, чадолюби́вая Госпоже́, и сего́ человеколю́бне и ми́лостивно соде́лай, я́же к по́мощи ему́ и ко спасе́нию. Ожесточе́нныя же и разсе́янныя сердцы́ свои́ми во страна́х на́ших на пу́ть и́стины наста́ви: отпа́дшия от благочести́выя ве́ры обрати́ и па́ки святе́й Правосла́вней Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви сопричти́. В доме́х люде́й Твои́х и во бра́тии святы́я оби́тели сея́ ми́р огради́ и соблюди́, в ю́ных бра́тство и смиренному́дрие утверди́, ста́рость поддержи́, о́троки наста́ви, в во́зрасте соверше́ннем су́щия умудри́, си́рыя и вдови́цы заступи́, утесне́нныя и в ско́рбех су́щия уте́ши и охрани́, младе́нцы воспита́й, боля́щия уврачу́й, плене́нныя свободи́, огражда́ющи ны́ при́сно от вся́каго зла́ бла́гостию Твое́ю, и уте́ши ми́лостивным Твои́м посеще́нием и вся́ благоде́ющия на́м. Да́руй же, Блага́я, земли́ плодоно́сие, возду́ху благорастворе́ние и вся́, я́же на по́льзу на́шу, да́ры благовре́менныя и благопотре́бныя, всемо́щным Твои́м предста́тельством пред Всесвято́ю Живонача́льною Тро́ицею.
Пре́жде отше́дшия отцы́ и ма́тери, бра́тию и сестры́ на́ша, и вся́ от ле́т дре́вних ко святе́й ико́не Твое́й се́й припа́давшия, упоко́й в селе́ниих святы́х, в ме́сте зла́чне, в ме́сте поко́йне, иде́же не́сть печа́ль и воздыха́ние. Егда́ же приспе́ет и на́ше от жития́ сего́ отше́ствие и к ве́чной жи́зни преселе́ние, предста́ни на́м, Преблагослове́нная Де́во, и да́руй христиа́нскую кончи́ну жития́ на́шего, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну и Святы́х Та́ин прича́стну, да и в бу́дущем ве́це сподо́бимся вси́, ку́пно со все́ми святы́ми, безконе́чныя блаже́нныя жи́зни во Ца́рствии возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Остробрамская»

Кондак 1

Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Ты же, яко благая Заступница чтущих Тя, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:

Икос 1

Ангел с небесе послан бысть рещи Богородице: Радуйся! Мы же, земнороднии, дивящеся воплощению от Тебе Сына Твоего и Бога нашего, дерзаем воспевати Тебе сице:

Радуйся, благодатная Богородице Дево;

Радуйся, преблагословенная в женах.

Радуйся, яко Спаса родила еси душ наших;

Радуйся, яко Свободителя явила еси нам.

Радуйся, небесе и земли Царице;

Радуйся, яко превышши еси всякаго создания.

Радуйся, ангелы на небеси чтимая;

Радуйся, человеки на земли прославляемая.

Радуйся, яко пришедши ко Елисавете, Сама прорекла еси: «Отныне ублажат Мя вси роди»;

Радуйся, яко воистинну вси роди до ныне Тя непрестанно ублажают.

Радуйся, верно Тя величающим помощь скорую дарующая;

Радуйся, чудотворными Своими иконами, яко солнцем, светящая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 2

Видящи, всеблагая Владычице, с высоты святаго жилища Своего скорбь и тесноту жития в державе нашей, восхотела еси явити зде славу Твою, чудотворным образом Твоим подающи скорбящим утешение, болящим исцеление, бедствующим помощь, да видяще таковую милость Твою к нам, благодарными усты воспеваем вси Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум благопросвещен имуще, святии праотцы и пророцы в образех, видениих и сониих чудное Рождество Твое и тайну Приснодевства Твоего изобразиша. Апостоли же Христови, проразумевше духом, коль вожделенно будет для верующих изображение святейшего лика Пречистыя Девы Богоматере, избраша из среды себе божественного Луку, яко живописца предивна. И той, испросив Матернее от Тебе благословение, подкрепляемый постом и молитвою, написа первую икону Твою, Владычице, к нейже Сама рекла еси: с образом сим будут благодать Моя и сила. Сего ради со умилением и любовию воспеваем Тебе:

Радуйся, Лествице высокая, Иаковом древле виденная;

Радуйся, землю с Небом совокупльшая;

Радуйся, Бога, на земле явльшагося, во чреве Твоем понесшая;

Радуйся, яко Неопалимая Купина нетленною пребывшая.

Радуйся, светоносный Облаче, из негоже всех Владыка, яко дождь на руно, на землю сниде.

Радуйся, чудный Жезле, цветами добродетелей верных украшающая.

Радуйся, Живоносный Источниче;

Радуйся, алчущими жаждущим вечныя правды Насыщение рождшая.

Радуйся, Христа, манну жизни, во чрево Свое вместившая;

Радуйся, души наша хлебом безсмертия насыщающая.

Радуйся, яко молящиеся Тебе от всякаго зла сохраняются;

Радуйся, яко Твоя честныя иконы чудесами прославляются.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет всякаго человека, с верою притекающаго к Твоей цельбоносней иконе, юже даровала еси людем на утешение. Сего ради и мы, со умилением взирающе на святый Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, из глубины сердца вопием: осени и нас сирых и безпомощных, да воспоем прославляющему Тя Господу: Аллилуия.

Икос 3

Имый благое попечение о людех благосердый Господь, попусти иконе Твоей святей оставити на время некое храм Православныя Церкве, егда монаси латинстии, вземше образ Твой святый, поставиша его во храме своем. Ты же и тамо явила еси токи благодатных чудес Твоих, да познают вси христиане, коль сильна есть помощь Богоматере, и да с радостию воспевают Ти сице:

Радуйся, всех христиан помощнице;

Радуйся, Православныя Церкве славо и утешение.

Радуйся, яко отроковицею вошла еси в храм Господень;

Радуйся, яко во храме воспиталася еси.

Радуйся, святых храмов первейшее украшение;

Радуйся, яко и Сама соделалася еси храмом Сына Божия.

Радуйся, в четыредесятый день отрока Иисуса в храм Божий принесшая;

Радуйся, яко сбысться предреченное Тебе во храме Симеоном Богоприимцем.

Радуйся, любящая всех чтущих храмы Божия;

Радуйся, святых храмов твердое ограждение.

Радуйся, яко во Храме Небеснем вечно царствуеши;

Радуйся, яко вся верныя в храм сей ввести тщишися.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 4

Бурю земнаго скорбнаго жития нашего в немощех и болезнех видящи, Премилосердная Мати Божия благоизволи быти чуду явления образа своего во граде Киеве, темже мы с радостию неизреченною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, дивную Заступницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше ближнии и дальнии о дивном чудеси святыя иконы Твоея, Пречистая Владычице, со усердием многим притекаху к цельбоносному Твоему образу, приемля от него дары неисчетных Твоих благодеяний. Темже и мы, аще и недостойни суще, со благоговением и радостию покланяемся Тебе пред сим чудным образом и достодолжно Тя песньми ублажаем:

Радуйся, обет девства Господеви давшая;

Радуйся, до конца той соблюдшая.

Радуйся, девство и рождество сочетавшая;

Радуйся, яко по рождестве пребыла еси Дева непорочная.

Радуйся, добрыя обеты приемлющая;

Радуйся, не соблюдающих обеты наказующая.

Радуйся, покровительнице притекающих к Тебе по обету паломников;

Радуйся, милости дарующая Тебе молящимся.

Радуйся, благим намерением способствующая;

Радуйся, злая начинания разрушающая.

Радуйся, во дни земнаго странствия нашего добрая Путеводительнице;

Радуйся, к тихому пристанищу нас приводящая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 5

Яко лучезарная звезда возсия в стране нашей святая Твоя чудотворная икона, Богородице Дево. Мы же, озаряемии сиянием пресветлых чудес Твоих, преклоняюще колена сердца, вопием Подателю чудес Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видящи, яко тщетна есть помощь врачев земных, уврачевати болящего сына не могущих, боголюбивая мати его начат возносити усердныя молитвы ко Врачу небесному. Вразумление получив призвати в помощь Тя, Богородице, поспеши в храм Твой, ко святому образу Твоему и, совершив пред ним усердное молебное пение, испроси чудеснаго исцеления сына. Сего ради и мы немощнии, надеющиися на Твою всесильную помощь, дерзаем воспевати Ти:

Радуйся, немощным здравие дарующая;

Радуйся, всякия болезни исцеляющая.

Радуйся, оставленных врачами под Свой покров приемлющая;

Радуйся, исцеление им подающая.

Радуйся, огнь лютыя болезни утоляющая;

Радуйся, от одра смертнаго возставляющая.

Радуйся, безнадежным надеяние;

Радуйся, упование наше непостыдное.

Радуйся, немощи душевныя врачующая;

Радуйся, грешников на путь правый наставляющая.

Радуйся, греховную отъемлющая скверну;

Радуйся, бане, омывающая совесть.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 6

Предстояще пред Твоим образом, архиреев сословие, священницы, монаси и вси людие проповедуют неисчетная Твоя благодеяния, яже обильно изливаеши от святыя Твоея иконы. Сего ради и мы, грешнии, предстояще ныне пред чудотворным Твоим образом, веруем и уповаем, яко испросиши вся благая и полезная нам у Сына Твоего и Бога нашего, Ему же дерзновенно вопием: Аллилуия.

Икос 6

Возсия благодать от святыя Твоея иконы, юже иногда яве узреша разбойницы; тии же честно исповедавше грехи своя вся и избавльшеся Тобою от верныя смерти духовныя, научиша ны воспевати Ти похвалы сия:

Радуйся, от напрасныя смерти спасающая;

Радуйся, от греха смертнаго избавляющая.

Радуйся, Начальника живота и смерти рождшая;

Радуйся, Мати Живота, смерть умертвившаго.

Радуйся, яко в час смерти Своея тихо возлегла еси на одре Своем;

Радуйся, яко Сын Твой и Бог наш кротко душу Твою от тела отдели.

Радуйся, яко с телом взята была еси на небо:

Радуйся, яко и по смерти жива еси.

Радуйся, непостыдную кончину нам дарующая;

Радуйся, в час кончины нашея нас заступающая.

Радуйся, и по смерти нас не оставляющая;

Радуйся, от воздушных мытарств спасающая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 7

Хотяй явити велию любовь Свою к людям, Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою Пренепорочную, покров и защиту роду христианскому дарова, да будеши печальным утешение, скорбящим радование, отчаянным надеяние, вечныя муки Своим ходатайством избавляющи и к небесному веселию всех приводящи, вопиющих непрестанно гласом хваления Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо даровала еси, Дево Богородице, от боголепныя иконы Своея, егда возвращала чада похищенныя родителем их, усердно к лику Твоему святому с молитвою притекающим. Мы же, с любовию прославляюще Тя, Помощницу нашу Всеизрядную, немолчными гласы вопием:

Радуйся, Своим пришествием нас обогащающая;

Радуйся, всех прибегающих под кров Твой приемлющая.

Радуйся, раны греховныя благоутробно врачующая;

Радуйся, праведный гнев Божий на нас, грешных, Твоим молением скоро утоляющая.

Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая;

Радуйся, к покаянию нас призывающая.

Радуйся, грешников молений не отвергающая;

Радуйся, желания богоугодная исполняющая.

Радуйся, радость скорую подающая;

Радуйся, на смиренныя призирающая.

Радуйся, врагов наших видимых и невидимых побеждающая;

Радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 8

Странно и сумнительно неверующим слышати, како от святыя Твоея иконы чудеса источаются, одебеле бо сердце людей сих, яко видяще не видят и слышаще не слышат и не обратятся к Тебе, да исцелиши их. Мы же, усердно почитающе чудотворный образ Твой, преклоньше колена, умильно лобызаем его, вопиюще Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь мир преисполнен, яко звездами Богосветлыми, чудотворными иконами Твоими, Богородице Дево, в нихже яко Солнце лучезарное, имеющее луну подножием и звезд сих знамениями окруженная, икона Твоя Остробрамская предивными чудесы благодатно сияет и согревает хладныя сердца наша знаменьми Твоего о нас милостиваго попечения. Сего ради чествуем Пречистаго Лика Твоего святое изображение и Тебе пред ним вопием:

Радуйся, благочестивых иноков и инокинь благая покровительнице;

Радуйся, иереев благоговейных похвало.

Радуйся, во дни скорбнаго жития нашего на земли скорая помощнице;

Радуйся, во всех бедах и напастех всемощная защитнице.

Радуйся, алчущих кормительнице;

Радуйся, жаждущим жизни питие неисчерпаемое.

Радуйся, сирот незримая воспитательнице;

Радуйся, вдов заступление.

Радуйся, лествице небесная, еюже Бог к нам сниде;

Радуйся, мосте, преводяй суших от земли на небо.

Радуйся, ключу царствия Христова;

Радуйся, двери райския нам отверзающая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 9

Всякаго естества ангельскаго превышши еси, Богородице Дево, честнейшая херувим, и славнейшая без сравнения серафим, предстоящи бо Сыну Твоему на Небеси, выну молишися Ему за род христианский, сего ради и начертание сей песни ангельской на иконе Своей имаши. Не престани молитися и о нас, недостойных, у престола Вседержителя, да с радостию вопием Господеви: Аллилуия.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут по достоянию восхвалити предивная чудеса, от святыя Твоея иконы являемая, изумевает же ум всяк пети Тя, Богородице. Ты же, яко благая сущи, приими от нас похвалы сия:

Радуйся, за христиан Сыну Твоему усердно молящаяся;

Радуйся, страну нашу святым Твоим омофором покрывающая.

Радуйся, ум наш к Богу приводящая;

Радуйся, злыя наша помыслы искореняющая.

Радуйся, сердце наше любовию к Богу воспламеняющая;

Радуйся, хотение наше ко благу наставляющая.

Радуйся, гнев Божий, праведно на ны движимый, скоро утоляющая;

Радуйся, козни духов злобы разрушающая.

Радуйся, от их нападения нас охраняющая;

Радуйся, во искушениих плоти и духа крепкая помощнице.

Радуйся, падших скорое востание;

Радуйся, к Богу наше дерзновение.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 10

Спасения ищуще, к Тебе прибегаем, Милосердная Мати, и икону Твою святую ныне обстояще, со благоговением и верою чествуем, ибо всем покланяющимся Тебе скорое вспоможение подаеши, и во иных градех и весех чтущих Тя полезное прошение исполняеши. Темже, воспоминая неисчетная чудотворения Твоя, вопием Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси Ты, ограждающая нас от всяких болезней, всем с верою призывающим Тя в помощь, Пресвятая Дево Богородице. Ты бо, Мати, младенцу, зело страждущему, исцеление даровала еси. Сего ради, прославляюще Твое Матернее милосердие, благодарственными усты вопием Ти вси из глубины души:

Радуйся, яко по молитве пред иконою Твоею болезни лютыя прекращаются;

Радуйся, всем во всякой потребе вся полезная и благая подавающая.

Радуйся, никогоже отревающая;

Радуйся, призывающих Тя заступающая.

Радуйся, в семействах мир и дружелюбие устрояющая.

Радуйся, матерей детородящих скоро и безболезненно от бремени разрешающая;

Радуйся, чад их благодатно охраняющая.

Радуйся, скорбным вдовицам и сирым помогающая;

Радуйся, в брани нашей со духами злобы нам помогающая.

Радуйся, от наветов вражиих нас спасающая;

Радуйся, от клеветы и досаждения охраняющая.

Радуйся, благая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 11

Пение наше, аще было бы и тмочисленное, не довлеет к достойному прославлению милостей Твоих, Всехвальная Владычице, яже непрестанно изливаеши роду человеческому. Мольбу безчадных супругов, пришедших к чудотворней иконе Твоей, не оставила тщетною, но даровала еси им милость деторождения. Тем же, да не неблагодарни явимся пред Тобою, по силе нашей похвальная восписуем Ти с любовию, вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светоприемную свещу зрим Твою честную икону, Пречистая и Преблагословенная Дево Богородице, невещественный в душах наших возжигающе огнь любви к Тебе, Всеблагая. Ты же приими веру и усердие наше, направи на стези истины путь наш, умоли Господа и Сына Твоего, да спасет нас, имиже весть судьбами, да не погибнем в нераскаянии о гресех наших, и услыши моление к Тебе взывающих:

Радуйся, чрез икону Твою нам благодеющая;

Радуйся, Матерния щедроты Твоя на нас изливающая.

Радуйся, греховныя помыслы властно отгонящая:

Радуйся, маловерных вразумляющая.

Радуйся, неверных смыслы просвещающая:

Радуйся, милосердие Божие разумети нам помогающая.

Радуйся, страх Божий в сердца верных влагающая;

Радуйся, о храмах Божиих попечение имущих духовною радостию утешающая.

Радуйся, от сна лености нас воставляющая;

Радуйся, светом Богопознания и благочестия омраченных озаряющая.

Радуйся, блага земная, суетныя и скоропреходящия, презирати нас научающая;

Радуйся, к небесным и вечным сокровищам умы и сердца наша возводящая.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 12

Благодать дати восхотев, дарова нам Господь цельбоносную икону Твою, пред нею же возносяще усердная моления, возводим ум свой к Первообразней - Тебе, Богородице, просящи даровати нам благая и полезная во временней жизни сей, и в будущей жизни блаженство безконечное, да воспоем со ангелы и всеми святыми на небеси: Аллилуия.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, яже обильно источаеши нам от святыя Своея иконы, хвалим Тя, Пресвятая Богородице и, предстояще пред пречистым Твоим образом со слезами, умиленною душею и сокрушенным сердцем взываем Ти:

Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго;

Радуйся, Мати Господа и наша Мати и покровительнице.

Радуйся, источающая всем нам неоскудныя милости;

Радуйся, избавляющая от всяких бед и напастей благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Радуйся, телес наших здравие;

Радуйся, душ наших спасение.

Радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего и Бога нашего;

Радуйся, яко всем твориши спастися.

Радуйся, избавление всех зол;

Радуйся, полезная всем дарующая.

Радуйся, яко Тя едину надежду имамы;

Радуйся, яко Ты еси божественный покров рабом Твоим.

Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Кондак 13

О, всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово, нынешнее молебное приемши приношение, и на нужды наша призирающи, подаждь нам силу Твоея благодати, управи нас на пути спасения и умоли ниспослати нам милости щедрыя Сына Твоего, Ему же хвалу велию во умилении возносим: Аллилуиа. (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Пресвятая Божья Матерь Остробрамская – это икона, на которой изображена Дева Мария со склоненной головой и скрещенными руками. На голове Пресвятой Девы можно увидеть корону и нимб, от нимба исходит сияние лучей со звёздами. Данный образ выражает смирение и покой, но одновременно – уверенность в заступничестве, защите.

Это редкий тип изображения Богородицы: без младенца Иисуса. Данная святыня считается одной из основных достопримечательностей города Вильнюс. Икона располагается в часовне над острыми воротами в город, именно своим расположением она обязана названию Остробрамская («брама» — «ворота»). По одним источникам образ Девы Марии появился на месте своего нынешнего пребывания в XIV веке, а по другим – в первой половине XV века.

История появления

Изображение Остробрамской Божьей Матери имеет огромное значение как для православных верующих, так и для католиков. Многие представители католической веры считают, что образ Богородицы выполнен в западноевропейской традиции. Они предполагают, что изображение является списком с иконы нидерландского художника, и было сделано в XVII веке.

Православные уверены, что Остробрамская икона – это древний Византийский образ. Некоторые исследователи полагают, что он был привезён князем Ольгердом в Вильню после битв, проходивших в Византии неподалеку от города Корсунь (Херсон). Поэтому второе название иконы – Корсунская Благовещенская.

Согласно еще одной версии, бытующей среди православных, этот образ был подарен на крещение правящего князя. Также существует предположение, что икона – часть большой картины, изображающей Архангела Гавриила, который принес Пресвятой Деве весть о том, что она скоро станет матерью Сына Божьего. Дева Мария, услышав эту новость, склонила голову в умилении и покорности воле Божьей. Но до настоящего времени не найдено доказательств этому предположению. Некоторые верующие придерживаются версии, что Остробрамский образ сам появился над городскими воротами, продемонстрировав христианам чудеса веры.

Несмотря на наличие множества версий происхождение иконы, католики и православные миролюбиво делят эту святыню между собой, приезжая из разных уголков Европы, чтобы поклониться образу Пресвятой Девы. День божественного изображения празднуется католиками ежегодно 14 апреля, а православными – 26 декабря.

Незаменимая помощница

Главный вопрос, на который ищут ответ верующие, — в чем помогает икона пресвятой божьей матери, от каких бед защищает? Обращаются к этой иконе, если:

  1. Хотят уберечься от дурного глаза, сплетен, внезапной смерти, различных проблем.
  2. Желают достичь гармонии в доме, успокоить атмосферу и нормализовать энергетику жилища.
  3. Стремятся защитить супругов от вмешательства третьих лиц, помочь паре сохранить любовь на протяжении долгих лет.
  4. Намерены избавить свой дом от нежелательных гостей, а также от любых посетителей, способных причинить вред семье и месту ее обитания.
  5. Хотят избавиться от проклятия или какого-либо другого негатива вплоть до седьмого колена.
  6. Стремятся помочь своим близким с депрессиями, психическими заболеваниями и другими душевными проблемами.
  7. Нуждаются в успокоении тревожного младенца, хотят вселить радость в душу маленького человека.

Икона Остробрамской Богородицы также поможет будущим мамам благополучно выносить и родить детей. Значение образа Божией Матери для беременных женщин – защита и покровительство в этот сложный и ответственный период. Особенно ценят икону те пары, которые отчаялись иметь детей из-за проблем с вынашиванием и родоразрешением.

Свершившиеся чудеса

Вот сколько чудес может совершить Богородица Остробрамская. Значение иконы для верующих подтверждается многочисленными примерами помощи страждущим. Так, зафиксированы случаи, когда благодаря Богородице:

  1. Исцелялись дети с серьёзными заболеваниями, в частности с онкологическими патологиями (лейкемия) и с тяжёлыми нарушениями развития (задержка речевого развития).
  2. Находились люди, пропавшие без вести или похищенные. Причём, благодаря помощи Божьей Матери, они возвращались целыми, невредимыми.
  3. Бездетные пары становились счастливыми родителями.

Но чтобы чудо произошло, нужно общаться с иконой с искренней верой в ее помощь. Если же имеются сомнения, то сначала нужно попросить Богородицу развеять их, а потом обращаться к ней с просьбами о помощи.

Правила размещения в доме

Чтобы защитить жилище от всего плохого, Остробрамскую икону нужно вешать прямо над входной дверью, она должна быть обращена лицевой стороной внутрь дома. Обычно изображение вешают после прочтения молитвы Божьей Матери. Выбор места расположения определяется традицией и значением иконы. Так как ее историческое место – над входными воротами в город, в доме ее также следует располагать над входом. Чтобы пречистый образ стал неотъемлемой частью жилища, необходимо твердо верить в его чудодейственную защитную силу.

Как правильно молиться

Многие верующие, у которых дома появилась Остробрамская икона, интересуется, как ей правильно молиться. Следует помнить, что не бывает правильных и неправильных слов, главное – чтобы молитва шла от души.

Перед тем, как обратиться к образу, нужно освободиться от суетливых мыслей и мирских дел, остаться один на один с Богородицей. Молиться можно при помощи специальных молитв или своими словами. Бывает так, что человек начинает читать молитву, но потом у него вырываются собственные слова и просьбы. Если такое произошло, то следует остановить молитву и сказать всё, чего хочет душа А после того, как появится чувство успокоения и радости, необходимо вернуться к молитве и дочитать ее до конца.



gastroguru © 2017