Выбор читателей
Популярные статьи
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
Учебное пособие является первым систематизированным изложением основ нейро-психологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития (ОР). В нем содержится стимульный материал для нейропсихологического исследования речевых и неречевых психических функций; описание алгоритма (схемы) нейропсихологического обследования и основных нейропсихологических синдромов ОР у правшей и левшей; описание методов комплексной нейропсихологической коррекции ОР, разработанных в соответствии с принципом `замещающего онтогенеза`.
Предлагаемый системный подход эффективен не только в виде психологического сопровождения ОР, но и в работе с детьми, посещающими массовые детские учреждения, а также со взрослыми, так как базируется на классическом (по А.Р.Лурия) методе нейропсихологического анализа. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно психологам, логопедам, дефектологам, врачам.
СКАЧАТЬ
Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел 1. СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Введение
Глава 1. Анамнестические данные и клиническая беседа
Глава 2. Методы исследования латеральных предпочтений
§ 1. Опросник
§ 2. Моторные асимметрии
§ 3. Сенсорные асимметрии
Глава 3. Методы нейропсихологического обследования
§ 1. Двигательные функции
§ 2. Тактильные и соматогностические функции
§ 3. Зрительный гнозис
§ 4. Пространственные представления
§ 5. Слуховой гнозис
§ 6. Память
§ 7. Речевые функции
§ 8. Письмо, чтение и счет
§ 9. Интеллектуальные функции
Глава 4. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития (конспект)
§ 1. Функциональная несформированность лобных отделов мозга
§ 2. Функциональная несформированность левой височной области
§ 3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)
§ 4. Функциональная несформированность правого полушария
§ 5. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга
§ 6. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга.
§ 7. Атипия психического развития
Раздел 2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРИ ОТКЛОНЯЮЩЕМСЯ РАЗВИТИИ
Введение
Глава 1. Нейропсихологический подход к анализу пространственных представлений
Глава 2. Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений
Глава 3. Типология пространственных представлений и их нарушения у взрослых и детей
Глава 4. Модель иерархического строения пространственных представлений
Раздел 3. ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЕВША. ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ
Введение
Глава 1. Вглядитесь в своего ребенка!
Глава 2. Большие хитрости маленьких левшей
Глава 3. Не торопите левшу!
Глава 4. Попробуй, разберись в этом пространстве...
Часть II. КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1, СТАБИЛИЗАЦИЯ И АКТИВАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА. ПОВЫШЕНИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ГЛУБИННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОЗГА, ФОРМИРОВАНИЕ БАЗИСА ПОДКОРКОВО-КОРКОВЫХ И МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Глава 1. Дыхательные упражнения
Глава 2. Массаж и самомассаж
Глава 3. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями
§ 1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация
§ 2. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара
§ 3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий
Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
Глава 5. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ОПТИМИЗАЦИЯ И КОРРЕКЦИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
Глава 2. Зрительный гнозис
Глава 3. Пространственные и «квазипространственные» представления
§ 1. Освоение телесного пространства
§ 2. Освоение внешнего пространства
§ 3. Пространственные схемы и диктанты
§ 4. Конструирование и копирование
§ 5. «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции
Глава 4. Кинетические процессы
§ 1. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость
§ 2. Графические способности
§ 3. Последовательность, ряд. Время
Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы
§ 1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма
§ 2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух
Глава 6. Мнестические процессы
§ 1. Тактильная и двигательная память
§ 2. Зрительная память
§ 3. Слухоречевая память
Глава 7. Номинативные процессы
РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ. ОПТИМИЗАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ЛОБНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА
Глава 1. Программирование, целеполагание и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли
Глава 2. Коммуникативные навыки
Глава 3. Причинно-следственные отношения. Последовательность
Глава 4. Произвольное внимание. Синестезии
Глава 5. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы
Глава 6. Роль инициации. Наказание и поощрение
Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.
Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Л.С.Цветковой, Т.В.Ахутиной, Н.К.Корсаковой и других.
Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать - это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.
Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий - на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.
Семенович Анна Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии. Закончила МГУ им. Ломоносова, ФПК Российской медицинской академии последипломного образования «Психологические проблемы в детской и подростковой психиатрии». Имеет сертификаты участника международных и российских научных конференций.
Консультирует детей с различными вариантами развития на базе ЦППРиК «Строгино» и «Тверской». Занимается научно-исследовательской работой, выступает в СМИ, проводит ФПК для психологов, логопедов, врачей и педагогов.
Научные интересы: проблема мозговой организации психических процессов человека в норме и патологии. Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Функциональная асимметрия мозга, подкорково-корковое и межполушарное взаимодействие; формирование интегративной работы мозга в онтогенезе. Проблема левшества. Нейропсихосоматические интеграции человека, их формирование в онтогенезе. Нейропсихологическая диагностика, прогнозирование, профилактика, коррекция и абилитация процессов развития.
Анна Владимировна имеет 120 научных и учебно-методических публикаций. Наиболее крупные из них: «Мозговая организация психических процессов у левшей», «Эти невероятные левши», «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».
Отзывы об авторе "Семенович А.В."УДК 616.89+376.3 ББК 56.14+88.4 С 302
«Учебник XXI века»
Семенович А.В.
С 302 Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007. - 474 с.
ISBN 5-98563-072-2
Автор книги - известный нейропсихолог, профессор МГППУ. Издание посвящено изложению научно-прикладных основ нейропсихологической коррекции в детском возрасте. В нем рассмотрены фундаментальные нейро-психологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Представлен метод замещающего онтогенеза как базовая технология коррекции, абилитации и профилактики; схема (алгоритм) и конкретные психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей.
В заключительной части учебного пособия представлены дидактические материалы - психолого-педагогические программы занятий, разработанные на основе нейропсихологического подхода к коррекции, абилитации и профилактике процессов развития.
Книга адресована студентам психологических факультетов вузов и специалистам (педагогам, клиницистам, психологам и т.д.), ориентированным на эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов развития.
УДК 616.89+376.3 ББК 56.14+88.4
ISBN 5-98563-072-2
Семенович А.В., 2007. ИД «Генезис», 2007.
Введение 6
Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ 11
Раздел 1. Научные основы нейропсихэлегического
сопровождения процессов развития 21
Глава 1. Теоретические аспекты 21
§1. Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста 21
§2. Три функциональных блока мозга (III ФБМ) 41
§3. Межполушарное взаимодействие в онтогенезе 46
Глава 2. Научно-прикладные аспекты 52
Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 64
Глава 1. Схема внедрения метода замещающего онтогенеза
в коррекционно-абилитационную практику 70
§1. Коррекция и абилитация функционального статуса
лобных отделов мозга (3-й ФБМ) 76
§2. Коррекция и абилитация функционального статуса
подкорковых отделов мозга, инициация подкорково-корковых
и межполушарных взаимодействий (1-й ФБМ) 86
§3. Коррекция и абилитация функциональной
специализации задних отделов мозга
и межполушарных взаимодействий (2-й ФБМ) 95
Часть II. КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ПРОЦЕССОВ
РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 109
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала
организма. Повышение пластичности сенсомоторного
обеспечения психических процессов (1-й ФБМ) ПО
Глава 1. Дыхательные упражнения ПО
Глава 2. Массаж и самомассаж 114
Глава 3. Работа с мышечными дистониями, патологическими
ригидными телесными установками и синкинезиями 119
§1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.
Растяжки. Релаксация 119
§2. Работа с локальными мышечными зажимами
и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара 130
§3. Преодоление патологических ригидных
телесных установок и синкинезий 139
Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных
(одновременных и реципрокных) взаимодействий 142
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных
и невербальных психических процессов (2-й ФБМ) 151
Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы 151
Глава 2. Зрительный гнозис 154
Глава 3. Пространственные и «квазипространственные» представления 158
§1. Освоение телесного пространства 158
§2. Освоение внешнего пространства 160
§3. Пространственные схемы и диктанты 166
§4. Конструирование и копирование 168
§5. «Квазипространственные»
(логико-грамматические) речевые конструкции 171^
Глава 4. Кинетические процессы 176
§1. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость 176
§2. Графические способности 179
§3. Последовательность, ряд. Время 187
Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы 192
§1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма 192
§2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух 195
Глава 6. Мнестические процессы 200
§1. Тактильная и двигательная память 201
§2. Зрительная память 202
§3. Слухо-речевая память 206
Глава 7. Номинативные процессы 209
Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических
процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ) 213
Глава 1. Формирование навыков внимания
и преодоления стереотипов 213
Глава 2. Программирование, целеполагание
и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли 215
Глава 3. Коммуникативные навыки 220
Глава 4. Причинно-следственные отношения. Последовательность 223
Глава 5. Произвольное внимание. Синестезии 225
Глава 6. Обобщающая функция слова. Многозначность
и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы 230
Глава 7. Роль инициации. Наказание и поощрение 237
Часть III. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 239
Программа 1. (Е.В. Пивоварова)
Курс индивидуальных занятий с детьми 5-6 лет 244
Курс групповых занятий с детьми 5-6 лет 290
Программа 2. (М.В. Евлампиева, Т.Н. Ланина, М.В. Черенков)
Курс занятий с детьми 5-10 лет 319
9. Мелкая моторика 384
Программа 3. (Т.Н. Ланина)
Курс занятий с детьми 4-7 лет 461
Блок I. Разминка 461
Блок П. Растяжки рук 462
Блок III. «Море» 463
Блок IV. Пальчиковая гимнастика 464
Блок V. «Глазодвигательный репертуар» 465
Блок VI. «Артикуляционный праксис
и межсистемные взаимодействия» 467
Блок VII. Механическая гимнастика для рук 470
Литература 474
Введение
В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, по типу «симптом-мишень», во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Для всех уже давно очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические (то есть нарушающие и/или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.
Описанные к настоящему моменту нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития позволяют наглядно продемонстрировать, сколь разнообразны патогенетические церебральные механизмы детской психологической дизадаптации. Соответственно только их своевременная, грамотная квалификация приводит к выбору наиболее адекватного и индивидуализированного пути преодоления имеющихся трудностей. А в более широком контексте нейропсихологии детского возраста - к своевременной профилактике, абилитации, грамотно му прогнозированию процессов онтогенеза.
Традиционно методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Пер-
Метод замещающего онтогенеза /
вое - собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слухо-ре-чевой памяти, счетных операций, письма и т.д.
Второе направление - методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориентированные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения - восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.
Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов - «сверху» и «снизу» - открывает нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй - «на тело». Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводятся к обычной суммации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.
Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Для дифференциально-диагностической квалификации и коррекции различных типов онтогенеза необходимым представляется внедрение специального клинико-психолого-педагогического аппарата. Адекватна в этом смысле разработанная нами технология «Комп лексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990-1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архи пов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития. Имманентными составляющими этой единой технологии являются нейропсихологическая диагностика и про-
8 Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте
гнозирование; профилактика, коррекция и абилитация процессов разви тия в норме, субнорме, патологии и т.д.
Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.
Настоящее издание включает три части. Первая посвящена основным нейропсихологическим закономерностям психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Представлен «метод замещающего онтогенеза» как базовая технология нейропсихологичес-кой коррекции, абилитации и профилактики в детском возрасте. Приведена краткая схема (алгоритм) нейропсихологического сопровождения процессов развития.
Вторая часть содержит описание иерархически организованной трехуровневой системы комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития. Подчеркнем еще раз, что коррекция и абилитация (развитие способностей) практически неразделимы в детском возрасте ввиду универсальности закономерностей единого онтогенетического процесса.
Здесь нет специальных разделов, посвященных нейропсихологической коррекции чтения (дизлексий), письма (дисграфий), счета (дискалькулий). Это связано с наличием двух соображений. Во-первых, указанные процессы являются чрезвычайно сложной, как бы «надфункциональной» системой, в состав которой входят и операциональные (речевые, гностические, двигательные и т.д.), и ре-гуляторные факторы. Нейропсихологическая коррекция и абилитация именно этих, ядерных, факторов являются залогом адекватного формирования у ребенка и счета, и чтения. Соответственно в настоящем
Метод замещающего онтогенеза
учебном пособии поставлена задача максимально полного описания работы именно с этими базовыми, основополагающими конструктами. Практический опыт доказывает, что такой подход зачастую приводит к якобы «спонтанному» преодолению имеющейся недостаточности по математике или русскому языку и литературе.
С другой стороны, нельзя не подчеркнуть, что именно дефициту названных процессов (равно как и речи) и его преодолению у детей посвящено огромное множество дефектологической и логопедической литературы. В нейропсихологии эта проблематика всесторонне и глубоко (как методологически, так и методически) освещена в классических трудах школы Л.С. Цветковой. В этой связи, очевидно, нет необходимости специально останавливаться на данной тематике. Существенно продуктивнее для читателей будет обращение к первоисточникам, отраженным в списке рекомендованной литературы.
Методы 1-го уровня направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга, что в конечном итоге создает основу для оптимального статуса подкорково-корковых интеграции, меж- и внутриполушар-ных взаимодействий и их динамических перестроек; 2-го - на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий; а 3-го уровня - на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению конролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.
Интериоризация предлагаемого материала (только на первый взгляд кажущегося простым и понятным) предполагает скрупулезное освоение базовых постулатов нейропсихологии, не говоря уже о владении принципами системно-эволюционного анализа и непременном обучении у опытных специалистов.
Подчеркнем - у опытных и знающих специалистов, а не у тех, кто где-то когда-то присутствовал на чьих-то обучающих семинарах, а сегодня предлагает вам (если, конечно, вы достаточно платежеспособны) за короткий срок сделать из вас волшебников. Вам предстоит помогать страдающим детям и их не менее страдающим родителям. А
10 Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте
согласно правилу ЮНЕСКО: «Эксперименты над живыми людьми позволительны только с их полного согласия». Посему, прежде чем начинать обучение, постарайтесь как можно более тщательно выбирать себе учителей и учебники; одна из ярких примет нашего времени - бездумное «сканирование» малограмотными людьми абсолютно непоня тых ими идей в эклектичный дайджест под собственным именем.
Последующая упорная практическая отработка накопленных знаний, непременно включающая постоянную, подчас даже нелицеприятную рефлексию, позволит накопить соответствующий опыт, использовать свою интуицию и творчество. Ведь очевидно, что методы, содержащиеся в каждой из глав, могут быть расширены и дополнены другими, аналогичными; несколько модифицированы (без утери содержания) в зависимости от ваших профессиональных интересов, а также исходных возможностей и возраста ребенка.
Для того чтобы на наглядных примерах проиллюстрировать, каким образом могут быть сформированы психолого-педагогические технологии на базе «метода замещающего онтогенеза», в данное издание включена третья часть, где представлен ряд дидактических разработок нейропсихологической коррекции и абилитации применительно к конкретному обучающему процессу. Предложенные программы могут быть использованы как трамплин для приобретения вашего индивидуального профессионального почерка; как образцы (раппорты) создания психолого-педагогических технологий. Мы надеемся, что изложенные в данном пособии идеология и структура психокоррекционного воздействия позволят более эффективно решать задачи, стоящие перед любым профессионалом, работающим над проблемой отклоняющегося развития. Думается, что подготовленный специалист, читающий данную книгу, при необходимости сможет не только ассимилировать накопленный нами опыт, но и развивать его, используя разработанный алгоритм.
В заключение хотелось бы выразить глубокую признательность всем, кто стоял у истоков создания метода замещающего онтогенеза: их имена уже упоминались выше в ссылках на литературные источники. Без их ежедневной скрупулезной работы теоретический конструкт, заложенный в основе данной нейропсихологической технологии, просто не был бы материализован, апробирован и внедрен в практику. Неоценимый вклад в разработку идеологии и научно-прикладной базы метода замещающего онтогенеза внесли канд. психол. наук Л.С. Назарова, В.В. Можайский и В.М. Шегай; а также Н.Д. Бари-нова, Н.А. Иванова, Т.Н. Ланина и О.Ю. Михалева, любезно предоставившие свои авторские разработки, вошедшие во вторую часть настоящего издания.
НЕИРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ
Приоритетное участие нейропсихологии в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием и разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющегося развития, активно развиваемый в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихоло-гической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К. Корсаковой и Ю.В. Микадзе и др. Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма (почек, поджелудочной железы, желчевыводящих систем, ритмики мозга и т.д.) ребенка. Наблюдается рост проявлений агрессивности, токсикомании, иных форм делинквентного поведения; резкое снижение их возрастного порога. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д.; различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость/истощаемость, склон-
Часть I . Нейропсихологическое сопровождение процессов развития _
ность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых (в первую очередь стволовых, ростральной частью которых является гипоталамо-диэн-цефальная область) структур мозга.
Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихо-логически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, фунциональной специализации правого и левого полушарий мозга. На психическом уровне это выглядит, в частности, как варианты дизонтогенеза речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформированность произвольной саморегуляции, в целом - учебная и социальная неуспешность.
Перечисленные патофеномены в сочетании со специфической социокультурной депривированностью (вытеснение игровой деятельности, элиминация коммуникативных процессов и т.п.) современных детей являются компонентами единой системной дизадаптации. Следовательно, анализировать и корригировать их необходимо системно, базируясь не только на специальных знаниях, но и на универсальных нейробиологических и социокультурных закономерностях развития, начиная с эмбрионального периода.
Наиболее уязвимые в современной детской популяции субкор тикальные системы наряду со своими нейродинамическими, распре делительными и коадаптационными задачами обеспечивают нейросо-матически реализацию наиболее жестких, генетически заданных, врожденных моделей психической актуализации, механизмов рефлекторного обеспечения, импринтинга и кондиционирования как основы обучения, экстраполяционного поведения.
В речи, например, помимо чисто неврологических и физиологических аспектов, они инициируют дебют базовых жесто-мимических, вокализационных, пред- и невербальных (вкус, запах, осязание и т.п.) каналов коммуникации; межфункциональных альянсов с другими психическими процессами на сенсомоторном и аффективном уровнях.
В недрах подкорковых систем мозга формируются и регламентируются условия и интегративные механизмы удовлетворения искон-
14 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития
ных потребностей разного ранга (витальных, коммуникативных, саморазвития). Обширный репертуар функций реализуется благодаря тому, что эти церебральные структуры (начиная с эмбрионального периода) не только обеспечивают уникальное взаимодействие между нейробиологическими, соматическими и психическими процессами человека, но и образуют базис для онтогенеза подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. А их дефицитарность закономерно приводит к нарушениям и искажениям процессов развития на различных уровнях их мозгового обеспечения.
Такая глобальность онтогенетических функций и задач требует специального внимания и в диагностическом, и в коррекционном плане. Учитывая высокую частоту заинтересованности указанных систем мозга в возникновении различных препатологических и патологических состояний, необходимо внедрение психолого-педагогического инструментария, изоморфного этим неблагоприятным явлениям. В настоящем издании представлен апробированный и доказавший свою валидность алгоритм, описывающий пути преодоления указанных дизонтогенетических процессов.
На основе теоретических и научно-прикладных исследований (Семенович, Архипов, 1995, 1997, 1998; Семенович, 2000, 2002, 2004) была разработана интегративная программа «Комплексное нейро-психологическое сопровождение развития ребенка». Она в индивидуальном, образовательном и семейном контекстах объединяет следующие базовые подходы: 1) нейропсихологический, традиционно связанный с неврологическим; ассимилирующий общепсихологические, дефектологические, логопедические и др. методы; 2) теле сно-ориентированный в оправе иных видов и форм групповой и индивидуальной психотерапии; 3) немедикаментозная иммунопрофилак тика и коррекция психосоматического дизонтогенеза (натуропатия, массаж, акупунктура, мануальная терапия, пальцевый цигун, детская йога и т.п.). Внедрение данного комплекса в широкую практику показало его эффективность как дифференциально-диагностического, профилактического, коррекционного и абилитационного инструмента.
Собственно нейропсихологическая стратегия и тактика этой программы реализована в методе замещающего онтогенеза (Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова и др., 2001).
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) - нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагноста-ка-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педа-
Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития ""
гогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире - нейро-психосоматического) обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздействия МЗО идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно-динамических психологических возрастных перестроек.
Данный подход к диагностике, коррекции, абилитации, профилактике и прогнозу процессов развития методологически опирается на базовые постулаты клиника-эволюционной системной парадигмы (X. Джексон, К.Г. Юнг, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, Л.А. Орбели, НА. Бернштейн, А.С. Шмарьян, Л.О. Бадалян, В.П. Самохвалов и др.); нейропсихологические законы строения, развития и реабилитации мозговой организации ВПФ А.Р. Лурия-Л.С. Цветковой и Э.Г. Симерницкой; научно-практические технологии телесно-ориен тированной психотерапии (В. Райх, А. Лоуэн, Д. Боаделла и др.).
В качестве исходных «Комплексное Нейропсихологическое сопровождение развития ребенка» включает принципы:
Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корко-вых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, этоло-гические, арттерапевтические, восточные (йога, тай-чи и т.п.) психотехники. Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихо-логическая коррекция когнитивных процессов, ассимилирующая по не-
Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития "
обходимости другие формы воздействия (логопедического, психотерапевтического, арттерапевтического и т.д.)
Как диагностическая, так и коррекционная (абилитационная и т.д.) модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения в опосредование вербальных и невербальных психических процессов в онтогенезе (Симерницкая, 1985; Семенович, Архипов, 1997, 1998; Семенович, 2000, 2003, 2004), теорией нейропсихологической реабилитации Л.С. Цветковой. Другим ее источником являются классические представления о гетерохронном, асинхронном и иерархическом характере психологического онтогенеза человека; основных градиентах и векторах формирования их мозговой организации.
Соответственно в данном комплексном подходе выделяются выступающие как коррекционные мишени уровни:
1). Непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и стато-кине-тического баланса нейропсихосоматических процессов.
На этом уровне происходит первичная закладка и формирование саморегуляции ребенка посредством ритмологических, ритуализован-ных способов воздействия. Обнаружение и разрушение патологических, псевдокомпенсаторных механизмов, оптимизация естественного и истинно компенсаторного потенциала непроизвольной саморегуляции ребенка. Ведущими на этом уровне являются телесно-ориентированные, натуропатические, этологические, арттерапевтические и т.п.методики.Внейропсихологическом контексте основная мишень- когнитивные, эмоциональные, психосоматические факторы и процессы, опосредуемые субкортикальными и глубинными отделами мозга; иниции руется и закладывается фундамент всех интегративных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) систем мозга.
2). Операционального обеспечения взаимодействия с собой и внешним миром.
Главной мишенью здесь является преодоление асинхронии и ди-зонтогенеза (нарушений/искажений) различных операциональных пси хологических (в первую очередь когнитивных навыков и автоматизмов) факторов. Их коррекция и абилитация, создание предпосылок для полноценного формирования целостных психических функций (речи, памяти, соматогнозиса, пространственных представлений и т.д.) и межфункциональных взаимодействий (письма, соматореф-лексии, мышления и т.д.). В отличие от первого уровня на втором больший вес приобретают методы когнитивной коррекции, разработанные в нейропсихологии, дефектологии и психотерапии. Они организованы таким образом, чтобы направленно сформировать, ав-
18 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития
томатизировать, стабилизировать и повысить функциональные воз можности подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодей ствий ребенка.
3). Произвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов.
На данном уровне корригируются и формируются синтетические, интегративные меж- и надфункциональные взаимодействия, закрепляются и стагнируются накопленные на прежних уровнях способы и ал горитмы использования обобщающей и регулирующей функции речи, ин теллектуальных операций, произвольного внимания. Автоматизируются навыки произвольной саморегуляции в эмоциональном и когнитивном аспектах. Все методы (нейропсихологические, логопедические, психотерапевтические и т.д.), применявшиеся ранее, ассимилируются и модифицируются в новую систему, подчиненную и детерминированную групповыми (игровыми, социальными) правилами, ритуалами, канонами, расширением репертуара «ролей» и т.п. Коррекция и абилитация направлены на формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно-тормозного вли яния на все формы и уровни психической деятельности ребенка.
Понимание и усвоение логики «раритетного» применения методов разного уровня в их взаимодействии невозможны без продуманных тактики и стратегии, основанных на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации типа развития ребенка.
В этой связи необходимыми шагами грамотного сопровождения ребенка являются не просто констатация и квалификация его актуального психического статуса, но:
Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития
и на языке мозга. В результате и образуется матрица, позволяющая установить интегральный неиропсихологическии статус регуляторных и операциональных систем ребенка. Следствием этого является выбор типа, иерархии и этапов коррекционных и абилитационных программ, изоморфных характеру данного конкретного онтогенеза.
Этот пошаговый анализ позволяет приблизиться к вычленению первичного дефекта в многослойной структуре дизонтогенетического явления и соответственно провести системно-динамический факторный, синдромный анализ имеющихся проблем. Он включает диффе ренциацию «фасада», «ядра» и «коллатералей» имеющей место психологической дизадаптации, реконструкцию и реставрацию базисных то чек дизонтогенеза ребенка во времени; уход от психолого-педагогического воздействия по принципу «симптом-мишень».
Требования к внедрению предлагаемой коррекционной (абили-тационной, профилактической) системы подразумевают единовре менное включение методик всех уровней. Однако удельный вес и время, начало и завершение их применения будут варьироваться в зависимости от исходного статуса и динамики психолого-педагогического сопровождения. Чем глубже дефицит (несформированность), тем больше времени должно быть уделено проработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующим. Одновременно должны повышаться жесткость, регламентация и структурированность программ произвольной регуляции поведения ребенка, активным носителем которой является психолог (педагог, родители).
В принципе трудно себе представить ситуацию, при которой занятия могут проходить без привлечения групповых и игровых (правила, роли и т.д.) закономерностей 3-го уровня. А в идеале даже в относительно простых случаях должны присутствовать методы воздействия на все уровни. Кроме того, очевидно, что автоматизмы, например, 1-го уровня с успехом могут ассимилироваться в программы 2-го и 3-го уровней в качестве составляющей любого из упражнений.
Единственное, что исключается природой данного подхода, - тактика «перетягивания каната», когда длительное время избирательно нагружается какой-то один из уровней. Ведь остальные-то неизбежно будут при этом обкрадываться, а он сам - истощаться. В любом случае вы получите искаженный, малопрогнозируемый и, что самое главное, нестойкий эффект, который «как в песок» исчезнет после малейшего стресса (грипп, учебная нагрузка, смена обстановки, эмоциональное перевозбуждение с любым знаком и т.п.), пережитого ребенком. Это предостережение актуально хотя бы потому, что в настоящем издании не раз констатируется: сегодня большая часть детской популяции представляет собой варианты дисгенетичес-
20 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития
кого синдрома, приводящего к системной недостаточности всех базовых составляющих мозговой организации онтогенеза.
Коррекционный нейропсихологический процесс (в индивидуальном и/или групповом режиме) включает проведение детско-роди-тельских групп и методический пакет для ежедневной домашней отработки ребенком приобретенных навыков. Очевидно, что эффективность такого сопровождения многократно возрастает, если ребенок (и его семья) получает психотерапевтическую поддержку, параллельно наблюдается натуропатом, мануальным терапевтом и другими специалистами.
Полная нейропсихологическая диагностика проводится в начале, середине и по окончании 2-3-месячного (в среднем) цикла. В зависимости от исходного статуса ребенка это может быть достаточно кратковременное амбулаторное сопровождение, а может - многолетний процесс. Оптимальная (для индивидуального типа развития) актуализация операциональных и регуляторных уровней психической деятельности в их взаимодействии является критерием эффективности коррекционной работы.
В целом же Нейропсихологическое сопровождение (коррекция, профи лактика, абилитация) отклоняющегося развития как варианта индивидуальных онтогенетических различий - всегда пролонгированный, непрерывный диагностический процесс, поскольку именно для детского возраста специфична стремительная подчас динамика межфакторных и межфункциональных перестроек.
Исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка (при адекватном подходе к его проблемам) неизбежно приведут к наращиванию его психического потенциала. В противном случае функционально «невостребованные» структуры мозга будут тормозить и искажать весь ход психогенеза. Причем неполноценно будут развиваться не только высшие когнитивные процессы, базис для которых закладывается в раннем детстве. Отставание в познавательной сфере неизбежно повлечет изменения в сфере интересов, потребностей и эмоционально-личностной структуре растущего ребенка, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стремится к заполнению пустоты.
Обозначив наиболее крупные формальные блоки метода замещающего онтогенеза, перейдем к краткому обсуждению общих закономерностей нейропсихологии детского возраста, что даст возможность рассмотреть содержательно суть нейропсихологической коррекции и абилитации процессов развития. «Прежде чем ответить на вопрос, каковы основы того или иного психического процесса - необходимо тщательно изучить строение того психологического процесса, мозговую организацию которого мы хотим установить» (Лурия, 1962).
В последние годы катастрофически падает уровень психологического здоровья детей. Причин тому множество: и ухудшение экологии, и болезни мамы в период беременности, хромосомные нарушения плода, патологии родов, травмы и нейроинфекции в постнатальном периоде, педагогическая запущенность и, как ни странно, опережающее развитие.За консультацией нейропсихолога часто обращаются родители детей с дефектами речи, задержками развития и перинатальной патологией, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, проблемами поведения и обучения, психосоматическими нарушениями. Кто такой нейропсихолог? Чем он может помочь? Как проходит консультация? Давайте обо всем по порядку.
Нейропсихолог – это не врач, а, чаще всего, клинический психолог, прошедший соответствующее обучение. Детский нейропсихолог исследует высшие психические функции (ВПФ) с их взаимосвязью с работой мозга ребенка (выявляет первопричину различных отклонений в развитии мышления, внимания, памяти, восприятия, организации движений, саморегуляции и поведения, определяет сильные стороны в развитии ВПФ (на которые можно опереться в дальнейшей работе) и разрабатывает программу коррекционно-развивающих занятий).
Диагностика начинается со знакомства психолога с ребенком и его родителями. Пока специалист и ребенок общаются, родителю предлагается заполнить анкету о развитии ребенка (анамнез). Далее ребенку даются специальные задания (пробы), оценивающие состояние его ВПФ: ребенок рисует, решает задачи, запоминает слова, называет картинки в альбоме. Для каждого возраста подбираются соответствующие задания. Диагностика длится от 30 до 60 минут в зависимости от возраста ребенка. Затем проводится беседа с родителем. Нейропсихологическое обследование проводится с помощью нейропсихологических методов А.Р. Лурия, адаптированных для детского возраста.
Комплексное диагностическое исследование ребенка позволяет выявить общий уровень психофизического развития ребенка, его индивидуальные особенности и потенциальные возможности. Исходя из этого даются рекомендации и разрабатывается индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий. Занятия проводятся в игровой форме, соответствуют возрасту ребенку и уровню его психического развития. Чаще всего, в занятиях используется комплексный подход – сочетаются специально подобранные двигательные упражнения (сенсомоторная коррекция) и задания на развитие внимания, мышления, межполушарного взаимодействия…(когнитивная коррекция). Таким образом запускаются механизмы активизации и саморегуляции нервной системы. Один курс нейрокоррекции составляет 20-25 занятий (желательно 2 раза в неделю).
Помощь ребенку не ограничивается только занятиями с нейропсихологом. Родители также обучаются использованию игрового взаимодействия с ребенком, им разъясняют важность соблюдения режима дня, общеукрепляющих процедур. Нейропсихолог может дать рекомендации родителям обратиться к смежным специалистам – неврологу, остеопату, логопеду, психотерапевту. Не следует опасаться таких рекомендаций, таким образом осуществляется комплексный подход к решению сложившейся проблемы.
В конце курса проводится повторная диагностика для того, чтобы сравнить результаты до коррекции и после, посмотреть динамику развития.
Детский мозг необычайно пластичен и при правильном подходе к сложившейся проблеме происходит регресс дефекта (т.е. повышается положительная динамика, исчезают негативные симптомы). Таким образом, нейропсихологический подход позволяет выявить отдельный фактор, препятствующий овладению определенными знаниями и умениями, скорректировать его и повысить адаптацию ребенка в массовом дошкольном/школьном учреждении и семье, и развить его способности.
Специалист ЦНиР
Нейропсихолог, клинический психолог
Хлебникова И.В.
Детский медицинский психолог, нейропсихолог
Окончила МГППУ по специальности психолог, преподаватель психологии.
Дополнительное образование: МГППУ (перинатальный психолог); МИОО – психомоторная развивающая среда, психомоторная коррекция детей дошкольного и младшего школьного возраста; РНИМУ им. Пирогова (клинический психолог); НИЦ детской нейропсихологии им. Лурия (нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте); Институт кинезиологии – антистрессовая кинезиология.
Основные направления профессиональной деятельности: Нейропсихологическая, патопсихологическая и психолого-педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков; Консультации родителей по вопросам детско-родительских взаимоотношений.
Нейропсихологическая коррекция (групповое занятие, группы 3-5 чел), 60 мин. | ||
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) коррекция, 60 мин. | ||
Нейропсихологическая коррекция при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии)), 60 мин. |
Статьи по теме: | |
Школьная энциклопедия К какой расе относятся сирийцы
90 % населения Сирии составляют мусульмане, 10% христиане. Мусульмане... Лимонный кекс на кефире с маком
Лимонный кекс на кефире без яиц (с пропиткой) — мой любимый рецепт к... Салат из сайры - простые и оригинальные рецепты аппетитной закуски Салат из сайры консервированной с рисом
Я очень люблю салаты с консервированной рыбой. Их можно готовить... |