Развернутый план внутренняя политика екатерины 2. Открытый урок "Внутренняя политика Екатерины II"

К мо-менту ее воцарения страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, не хватало денег в каз-не. Это требовало расширения свободы предпринимательской деятельности, ослабления государственного контроля над экономикой, вовлечения большего числа населения страны в сво-бодную экономическую деятельность и в политическую жизнь. Такой подход был близок самой Екатерине, хорошо знакомой с трудами французских просветителей. Но, с другой стороны, на-растание народного недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда либеральных идей русскими просветителями Н. И. Новиковым и А. И. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении реформ, а порой вели к ужесточению внутренней политики. Кроме того, Екатерина была вынуждена считаться с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота. Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой: одни ее мероприятия были в духе «просвещенного абсолютизма», а другие направлены на усиление репрессивных мер.

Рис. 1. Императрица Екатерина II ()

Идеи «просвещенного абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Основным мотивом у них была критика феодального общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, выступали за уничтожение средневековых форм эксплуатации и деспотического государственного управления. Согласно разработанной просветителями теории «общественного договора», народ делегирует часть свои полномочий, принадлежащих ему по «естественному праву», правителям, и таким образом в обществе обеспечивается разделение функций: одни занимаются производительным трудом, другие — обороной, третьи управляют страной. Критике подвергалась и католическая церковь. Просветители предлагали лишить ее земельной собственности и права активно вмешиваться в политику.

Екатерина II во многом разделяла эти идеи, но имела свое видение политики «просвещенного абсолютизма», которое изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Она отвергла идею «естественного права» и «общественного договора», считая, что в России главным способом организации общества может быть только неограниченная власть монарха (но «просвещенного монарха», «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь «просвещенному монарху» в управлении государством должны оказывать дворяне.

Не критикуя места и роли православной церкви в обществе, императрица вслед за французскими просветителями выступила с идеей передачи в государственное управление мона-стырских и церковных земель (секуляризации ). В 1764 г. был издан указ о секуляризации церковных зе-мель и переводе 2 млн монастырских крестьян в ка-тегорию государственных. Основными мероприятиями Екате-рины в русле политики «просвещенного абсолютизма» стали:

Учреждение дворянского Вольного экономического обще-ства (1765 г.);

Упорядочение крестьянских повинностей в западных (при-балтийских) губерниях;

Предоставление права открытия предприятий без разреше-ния правительства (1775 г.);

Секуляризация церковных владений на Украине (1786 г.);

Разрешение всем желающим заниматься промыслами (1767 г.);

Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771 г.);

Разрешение создания вольных типографий (1783 г.);

Начало проведения школьной реформы (1786 г.) и др.

Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв ко-миссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить действовавшее до того времени Соборное уло-жение 1649 г. Такие попытки предпринимали и Петр I, и его дочь Елизавета. Но, в отличие от них, Екатерина решила привлечь к разработке этого документа не только правительствен-ных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Де-путаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого); от дворян (по одному от уезда); от купечества (по одному от города), а также от государственных крестьян, ясач-ных людей, казаков и кочевых племен (по одному от провин-ции). От духовенства был лишь один представитель от Сино-да. Крепостные крестьяне (составлявшие тогда 53 % всего крестьянства) не имели права избирать своих депутатов (счи-талось, что их интересы будут представлять помещики). Зато такое право впервые получили государственные крестьяне и представители нерусских народов Поволжья, Урала и Сиби-ри. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей. 30 июля 1767 г. в Московском Кремле для работы в ко-миссии собрались 564 депутата, привезшие 1465 наказов с мест. 40 % депутатов составляли дворяне. В дворянских наказах им-ператрицу просили упростить куплю-продажу имений, уси-лить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах ор-ганы дворянского самоуправления. Купечество выступало за получение монополии на торговлю в городах и лишение дво-рян и крестьян права торговать там. Оно ходатайствовало о распространении на купцов ряда дворянских привилегий: освобождении от телесных наказаний, владении крепостны-ми крестьянами, покупке крестьян для работы на мануфак-турах. Депутаты от государственных крестьян жаловались на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и за-водчиков, высокие налоги. Представители нерусских народов требовали уравнения их в правах с русскими. Проработав полтора года и не приняв никаких решений, комиссия была «временно» распу-щена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Больше она не созывалась.

Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина опиралась на дворян в течение всего царствования. В их ин-тересах был проведен ряд важных мероприятий:

1. Указом 1765 г. было разрешено ссылать крестьян не только на поселение в Сибирь, но и на каторгу. Срок каторжных работ мог устанавливать сам помещик. Ссылкой на катор-гу карались теперь попытки крепостных жаловаться на сво-его помещика.

Рис. 3. Гравюра Х. Гейслера (XVIII в.). Наказание батогами дворового в присутствии помещика ()

2. Продолжилось начатое при Елизавете генеральное межева-ние земель, объявлявшее собственностью помещиков все захваченные ими ранее земли (в целом генеральное межевание принесло дворянам 50 млн десятин земли).

3. За 1762-1796 гг. дворянам было пожаловано 800 тыс. государственных крестьян.

4. Для укрепления дворянской монополии на землю промышленникам было запрещено покупать крепостных крестьян для работы на предприятиях.

5. В 1782 г. был отменен указ о «горной свободе», согласно которому право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружит. Теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и ее недр.

6. В 1763 г. Екатерина возложила все расходы, связанные с содержанием воинских команд, присланных для усмирения крестьянских выступлений, на самих крестьян.

7. В 1783 г. на Украине был запрещен переход крестьян от одного владельца к другому. Это означало введение крепостного права, которого прежде здесь не было.

В апреле 1785 г. была издана «Жалованная грамота дворянству», где были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянам после смерти Петра I. Кроме того, Екатерина II разрешила создавать дворянские общества в губерниях и уездах. Один раз в три года собирались дворянские собрания, на которых избирались уездные и губернские предводители дворянства. Они имели право обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и направлять ходатайства в высшие органы власти и к императрице.

Тогда же была обнародована «Жалованная грамота городам», в соответствии с которой все население городов делилось на шесть разрядов, определялась структура городского самоуправления (собрание городского общества, городской голова, городская дума и др.). Крестьянское восстание под предводительством Пугачёва и революционные события во Франции привели к ужесточению внутренней политики. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Количество губерний увеличилось с 23 до 50. Эта реформа привела к усилению контроля властей над населением страны. Впервые были созданы сословные судебные органы на местах: уездный суд для дворян, городской магистрат для горожан и нижняя расправа для государственных крестьян (суд над крепостными вершил сами помещик). Были ликвидированы Запорожская Сечь и остатки самоуправления на Украине (1775 г.). Революция во Франции привела к введению строгой цензуры и закрытию вольных типографий. За публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев был приговорен к смертной казни, замененной десятилетней сибирской ссылкой. Известного издателя и писателям Н. И. Новикова Екатерина приказала заточить на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Все это свидетельствовало о завершении политики «просвещенного абсолютизма».

Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер, проводилась в интересах дворянства — социальной опоры самодержавия.

Список литературы для изучения темы "Внутренняя политика Екатерины II ":

1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра. — М., 1986

3. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — М., 1997

4. Валишевский К. Преемники Петра. — М., 1992

5. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. — М., 1998

6. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. — М., 1991

Домашнее задание для закрепления материала о политике Екатерины II:

1. Какие факторы оказали влияние на внутреннюю политику Екатерины II?

2. Какие начинания Екатерины II можно отнести к политике «просвещенного абсолютизма»?

3. Для чего создавалась Уложенная комиссия? Каковы результаты работы Уложенной комиссии?

4. Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства?

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II
  • раскрыть понятие «просвещенный абсолютизм»;
  • показать его специфику в российских условиях;
  • привлечь внимание учащихся к причинам ужесточения внутренней политики в 70-90 годах;
  • дать общую оценку внутренней политики Екатерины II.
  • развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 7 КЛАССЕ

Тема урока «Внутренняя политика Екатерины II»

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II
  • раскрыть понятие «просвещенный абсолютизм»;
  • показать его специфику в российских условиях;
  • привлечь внимание учащихся к причинам ужесточения внутренней политики в 70-90 годах;
  • дать общую оценку внутренней политики Екатерины II.
  • развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение:учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 века. 7 класс». Рабочая тетрадь к учебнику истории 7 класса.

Ход урока.

1.Повторение изученного материала

Объясни новые слова:

1) Кондиции - (условия)

2) Фаворит - (придворный, пользующий благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику).

3) откуп - (передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажа каких либо товаров).

4 ) подряд - (договор, по какому одна сторона(подрядчик берется на определенных условиях выполнить работу по заданию другой стороны(заказчика))

5) ассамблея - (собрание- бал с участием женщин в домах российской знати).

Объясни даты: (Дворцовые перевороты)

1725 - 1727 гг. (царствование Екатерины I)

1725-1730 гг. (царствование Петра II)

1730 - 1740 гг. (царствование Анны Иоанновны)

1740 - 1741 гг. (царствование Ивана Антоновича)

1741 - 1761 гг. (царствование Елизаветы Петровны)

Постановка цели урока .

Мы с вами познакомились с историей России периода 1725-1762 годы. Это время называют эпохой дворцовых переворотов. За 37 лет 5 раз произошла смена правителей. Императора Петра III сменила на троне в 1762 году его жена Екатерина II, которая правила страной до 1796 года. Сегодня нам предстоит узнать, за что же прозвали Екатерину II Великой, какую внутреннюю политику она проводила, почему период ее правления называют «золотым веком русского дворянства».

Тема нашего урока «Внутренняя политика Екатерины II».

Мы рассмотрим следующие вопросы:

Особенности внутренней политики Екатерины П.

Политика «просвещенного абсолютизма»

Уложенная комиссия

- «Золотой век» русского дворянства.

Ужесточение внутренней политики в 70-е - 90-е годы XVIII.

Кто же такая Екатерина II?

В 1742 году императрица Елизавета Петровна назначила своим преемником племянника внука Петра 1 Петра Федоровича. (Екатерина II, в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская родилась в Германии).

В 1744 г., когда ей было 15 лет, ее сватали наследнику российского императорского престола Петру Федоровичу. В феврале этого же года она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя – Екатерина Алексеевна.

Изучение нового материала.

. После смерти Елизаветы Петр III царствовал всего 186 дней. Летом 1762 года он был убит в пьяной драке. А на российском престоле оказалась Екатерина II, не имевшая на него законных прав , характер у Екатерины был сильный, волевой, она, опираясь на гвардию, в 1762 г. отстранила от власти своего мужа, а себя провозгласила императрицей.

  1. Каковы же особенности проводимой Екатериной II внутренней политики?

К моменту воцарения страна переживала упадок крестьянского хозяйства, мануфактурное производство развивалось медленно, рынок рабочей свободной силы для развития промышленности отсутствовал, постоянно не хватало денег в казне. Екатерина II, хорошо знавшая труды французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, Аламбера, пыталась воплотить в жизнь их некоторые идеи. Она во многом разделяла эти идеи, но имела свое видение политики «просвещенного абсолютизма», которое изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Она отвергла идею «естественного права» и «общественного договора», считая, что в России главным способом организации общества может быть только неограниченная власть монарха (но «просвещенного монарха», «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь «просвещенному монарху» в управлении государством должны оказывать дворяне. В годы царствования Екатерины разразилась крестьянская война, произошла революция во Франции, появились в России свои «вольнодумцы» Новиков и Радищев. Все это привело кужесточению политики.

Главными решениями в рамках «просвещенного абсолютизма» были: секуляризация церковных земель, учреждение дворянского Вольного экономического общества, упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях, предоставления права открытия предприятий без разрешения правительства, разрешение создания вольных типографий, начало проведения школьной реформы и др.

2. В чем же заключалась эта политика? Каковы были первые итоги этой политики?

Работа с учебником.

Обо всем этом вы узнаете, самостоятельно прочитав текст учебника на с. 171-172.

Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества)

Каковы были первые мероприятия Екатерины II? (по учебнику зачитать).

Вывод: Можно сказать, что Екатерина начала реализовывать идеи просвещенного абсолютизма.

Но это была только одна сторона этой политики. Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики просвещенного абсолютизма стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить Соборное Уложение 1649 года. К началу работы Комиссии Екатерина подготовила «Наказ», призванный стать основой для создания Уложения.

Работа с учебником .

Каковы же были основные положения и мысли императрицы по поводу будущего юридического акта, вы узнаете, познакомившись с историческим источником «Из наказа Екатерины II Уложенной комиссии» (с. 177).

Для принятия нового свода законов Екатерина II созвала в Москве в Кремле 564 депутата от разных сословий: дворян, купцов, крестьян, казаков, кочевых племен. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей (всего1465 наказов). Купцы просили ввести монополию на торговлю. Дворяне – ужесточить меры по розыску беглых крестьян и местное самоуправление. Государственные крестьяне жаловались на высокие налоги, притеснения со стороны помещиков. Представители национальных меньшинств просили уравнять их в правах с русским населением.

Правление Екатерины II было «золотым веком» для русского дворянства.

Работа в тетради.

Выпишите в тетрадь мероприятия, по улучшению положения дворянства со стр.173-174.:

Указ 1765 года, разрешающий ссылать крестьян на каторгу.

Указ 1783 года, вводящий крепостное право на Украине,

- «Жалованная грамота дворянству» от 1785 года. В ней были собраны и подтверждены все привилегии дворянству, начина с 1725 года.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что в период правления Екатерины II дворянство укрепило свои позиции и положение в государстве. Период правления Екатерины – «Золотой век русского дворянства».

Вы согласны с этим мнением?

- Камнем преткновения в деле реформирования страны стало восстание Е.И. Пугачева, которое привело к ужесточению внутренней политики Екатерины II. Губернская реформа, проведенная в 1785 году, усиливала контроль властей над населением страны. Затем были ликвидированы Запорожская Сечь и остатки самоуправления на Украине.

После революции во Франции, чтобы не допустить революционные идеи в России, Екатерина IIустановила строгую цензуру и ликвидировала вольные типографии.

Все это свидетельствовало о запрещении политики «просвещенного абсолютизма».

Но не всегда и везде действия Екатерины находили поддержку. Если оценивать результаты деятельности Екатерины II, то в этом помогут нам мнения историков и современников о царствовании императрицы.

Закрепление изученного материала.

Мини-тест.

1. Ведущей отраслью экономики России было:

1) сельское хозяйство;

2) мануфактурное производство;

3) промысловое хозяйство;

4) заводское производство.

2. Эпоха Екатерины II вошла в историю как:

1) эпоха просвещенного абсолютизма;

2) имперская эпоха;

3) "бироновщина";

4) эпоха великих перемен.

3. Основные феодальные повинности крестьян данного периода:

1) десятина и отходничество;

2) барщина и оброк;

3) месячина и отработки;

4) подушная подать и барщина.

Итог урока .

1. В чем вы видите главную причину противоречивого характера внутренней политик Екатерины?

2. Назовите основные мероприятия, проведенные в духе «просвещенного абсолютизма».

3. Какие из них, на ваш взгляд, были самыми яркими?

Вы познакомились с основными направлениями внутренней политики Екатерины II. Узнали, что внутренняя политика носила противоречивый характер. Она проводилась в интересах дворянства и не могла не вызвать протест населения

Домашнее задание : прочитать параграф 24, ответить на вопросы/

Многие вельможи и дворяне считали, что царствовать после смерти Петра III должен был Павел или Иван Антонович. Но уже 22 сентября 1762 г. торжественно была коронована в Успенском соборе Московского Кремля и на протяжении всего царствования держала сына на почтительном расстоянии от трона.

Желание лучше узнать Россию привело Екатерину к мысли о поездке по стране, как до этого делал Петр Великий. В начале своего царствования Екатерина II посетила Ярославль и Ростов Великий, побывала в Прибалтике, проехала по Волге от Твери до Симбирска.

Екатерина II придавала огромную роль законодательству. Она писала, что законы создаются «для воспитания граждан», что «каждое государственное место имеет свои законы и пределы». По подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц.

Просвещенный абсолютизм

Период правления императрицы Екатерины II вошёл в историю России как эпоха «просвещённого абсолютизма» . Будучи сторонницей идей «просвещённого абсолютизма» Екатерина II считала, что огромные российские территории и суровый климат объясняют необходимость самодержавия в России. Во время её правления произошло укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата. Осуществлялся последовательный курс на централизацию государства и унификацию системы управления на всех уровнях.

С 1763 г. Екатерина II начала постоянную переписку с М. Ф. Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Она подчеркивала, что книга Ш. Л. Монтескье стала ее путеводителем в политике.

В русле просвещённого абсолютизма был проведён ряд реформ екатерининского времени:

  • созыв и деятельность Уложенной комиссии;
  • территориально-административная реформа (деление на губернии), определившая территориальное устройство Российской империи вплоть до 1917 г.;
  • принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии городского населения, поделив его на шесть разрядов;
  • принятие манифеста о свободе предпринимательства, отменившего необходимость разрешения правительственных органов для открытия предприятий;
  • реформы 80-х гг. XVIII в. в сфере школьного образования.

Внутренняя политика Екатерины II

Правительствующий Сенат был лишен законодательных полномочий, утратил прежнюю политическую роль (1763); секуляризация церковных земель (1764); ликвидация на Украине гетманства и учреждение Малороссийского генерал-губернаторства (1764); организация Вольного экономического общества (1765); «Наказ» (1767) Екатерины II (труд, раскрывающий принципы организации государства и роль государственных механизмов, основы правовой политики и законодательства, судопроизводства, уголовного права, основы сословной политики и общественной структуры).

Работа Уложенной комиссии (1767-1768) - цель: создание нового свода законов на основе Соборного уложения 1649 г. и правовых норм, вступивших в силу после его издания. Комиссия была распущена: крепостное право, сословный строй, самодержавие остались незыблемыми.

В 1775 г. проведена губернская реформа (реформа административно-территориального деления). Россия делится на губернии (50) и уезды, крепостное право распространилось на Украину. Город стал самостоятельной административной единицей. Основные учреждения в городе: городовой магистрат, «совестный суд» и ратуша в посадах.

Тема: Внутренняя политика Екатерины II .

цель:

усвоение уч-ся характеристики внутренней политики Екатерины II и закономерностей его формирования. - Характеристика личности Екатерины II. Раскрыть ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике.

задачи:

Образовательная – способствовать осмыслению причинно-следственных связей политики Екатерины II и предшествовавших ей правителей с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра 1.

Воспитательная – сформировать у уч-ся восхищение умом и наблюдательностью Екатерины II над природой человеческой, ее просветительской деятельностью, осуждение ее эгоистических начал в характере, направленных на возвышение одних слоев населения и унижение других.

ОБОРУДОВАНИЕ: ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА и ПК

ПОНЯТИЯ: эпоха просвещенного абсолютизма, секуляризация, Уложенная Комиссия.

ТИП УРОКА: комбинированный

ПЛАН УРОКА: Краткое содержание время

1. Проверка дом задания. Тестовые задания 10 мин

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Изучение нового материала.

4. Обобщение и систематизация знаний уч-ся.

5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

1.орг.момент.(Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Сегодня прекрасная солнечная погода. Надеюсь она соответствует вашему настроению? На прошлых уроках мы с вами изучали темы «эпоха Петра 1 и эпоха дворцовых переворотов» сейчас мы с вами проверим на сколько хорошо вы усвоили темы. На ваших столах лежат тесты на выполнение тестов 5 минут)

2.УСТНЫЙ ОПРОС. (а сейчас давайте с вами устно проверим ваши знания) Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме Эпоха Петра Великого и дворцовых переворотов.

1. Как были названы первые меры Петра I , направленные на перемены в России?

(СЛАВНЫЕ ДЕЛА ПЕТРА, которые внесли изменения в жизнь русских людей.

обучение юношей – недорослей и даже зрелых людей умению обходиться в обществе и прочим наукам.

Указ Петра I 19.12.1699 г о смене летоисчисления

начало кораблестроения, строительство крепостей, что потребовало специалистов по математике, умевших читать карты, открытие Навигационной школы)

2. Чего хотел добиться Петр I в международной политике? Зачем?

(Петр I стремился сделать Россию мировой державой, которую бы все уважали и боялись.

Стремился для этого создать морской флот, завоевать выход к Балтийскому морю, что ему удалось сделать в результате Северной войны со Швецией.)

3. Как названа в истории России эпоха, сменившая время Петра Великого после его смерти?(эпоха дворцовых переворотов)

1. Екатерина I и Верховный Тайный Совет. 1725 – 1727 г.

2. Петр II, внук Петра I, 1727 – 1730 г.

3.Анна Ивановна,

4. Иван 6 Антонович, 1740 – 1741 г

5. Елизавета Петровна, дочь Петра I . 1741 – 1761

6. Петр 3,1761 – 1762 г.

7. Екатерина II , жена Петра III

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ .(Слово учителя: Сообщение темы, проблем изучения.)

Случилось так, что из 75 лет, прошедших со дня смерти Петра1 и до 18 века на русском престоле перебывало семь человек, из них четыре женщины и трое мужчин. так вот на время правления мужчин пришло 8 лет, в то время, как женщины правили 67 лет. Польский историк Казимир Валишевский назвал этот период «царством женщин» а из 67-ми лет «царства женщин» ровно половину 33.5 года заняло правление Екатерины 2.

Наша задача сегодня на уроке - выяснить какую внутреннюю политику проводила Екатерина 2?

-Давайте с вами вспомним как Екатерина 2 пришла к власти?

Екатерина сказала: «Я хотела быть русской, чтобы русские любили меня. Или умру, или буду царствовать.»

Давайте сейчас выясним в каком состоянии ЕкатеринеII досталась российская империя? Для этого мы с вами объединимся в группы и поработаем с историческим документом (работа с документам №1)

Период правления Екатерины 2 историки называют «просвещенным абсолютизмом».

Давайте сейчас с вами откроем тетради и запишем это понятие в тетрадь.

( Просвещённый абсолютизм - политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине рядом европейских , принявших идеи философии XVIII века.)

Суть политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении сохранить существующий строй путем укрепления позиций дворянства, используя либеральные методы управления государством в соответствии с прогрессивными идеями эпохи. Екатерина 2 стремилась выглядеть для всей Европы мудрым справедливым просвещенным монархом.

Ради этого она переписывалась с просветителями Европы 18 века- Вольтером, Дидро и д.р.

Правовое обеспечение политики «пр.абсолютизма» содержится в «Наказе», который написала сама императрица. Это достаточно объемный труд. Главный вывод «наказа» заключался в том, что законы должны соответствовать естественному положению народа, для которого они написаны, а Россия должна управляться только самодержавным государем.

Самые важные события её правления были:

1.секуляризация земли(обращение государством церковной собственности в светскую)

2.уложенная комиссия(всесословное совещательное учреждение 18 века)

Властная и энергичная императрица сосредоточила в своих руках все нити управления страной. Роль Сената была сведена на нет. Практически непосредственно ей подчинялись коллегии и местные правители. Все важные вопросы внутренней и внешней политики решались по её повелению.

При их обсуждении Екатерина 2 приглашала на совет, лишь узкую группу особо доверенных лиц. В большинстве случаев это были умные, образованные и деятельные сановники. Отличаясь любвеобильностью, Екатерина до глубокой старости держала при себе меняющихся Фаворитов. Но лишь один из них- Г.А.Потемкин, талантливый и своенравный деятель, оказал серьезное влияние на решение императрицы. Впрочем даже в период наивысшего расцвета могущества Потемкина решающее слово было за Екатериной. Таким образом, самодержавие снова было доведено до высшей точки.

ФИЗМИНУТКА(а сейчас, давайте мы с вами проведем физ.минутку. давайте встанем поднимем руки, опустим, глубоко вдохнем и выдохнем)

Сейчас мы с вами займемся исследовательской деятельностью .(групповая форма работы)

Перед вами исторические документы и указы Екатерины Великой. Проанализируйте их, раскройте суть внутренней политики Екатерины.

Указ 11 января 1765 года о предоставлении помещикам права отдавать крестьян в каторжную работу

Секуляризация церковно-монастырского землевладения.26 февраля 1764год.

Из жалованной грамоты дворятству.1785год.

Из жалованной грамоты городам.1785 года.

Т.О. какой вывод о внутренней политики мы с вами можем сделать?

(Вывод: (делается сильными учениками)т.о. внутренняя политика Екатерины 2, проводимая в интересах помещиков – социальной опоры самодержавия, не могла не вызывать недовольства бедных слоев населения.)

Действительно внутренняя политика Екатерины II проводилась в интересах дворян, а бедные слои населения бели недовольны. Впоследствии все это привело к восстаниям одним из самых ярких это восстание Пугачева о котором мы будем говорить на следующем уроке.

4. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧ–СЯ

Обобщающая беседа:

а) Какие есть основания назвать время Екатерины II золотым веком дворянства.(дворянство самое привелегировонное сословие)

б) Какую роль сыграла личность Екатерины II в истории России?

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Девочки понравился вам урок?

Что вам особенно запомнилось на уроке?

Дом.Задание: Вопросы и задания к п. 47.

Творческое минисочинение “роль Екатерины II в истории России”

Доклад на тему: восстание Е.Пугачева.



gastroguru © 2017