Как делать земной поклон по правилам? Земной поклон как делать правильно в православии.

Подробности Создано: 14.09.2015 11:34

Молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.

Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.

А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.

Впрочем, мы отвлеклись.

Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.

Поклоны

Существует три вида поклонов:

1. Простое преклонение головы;

2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.

3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.

В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:

Преклонение головы

Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:

А. На слова священника Мир всем ; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием.. .; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами .

Б. На слова церковных песнопений: припадем , поклонимся .

В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)

Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.

Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе . Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.


Длительное преклонение головы

При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним . При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.

Е . Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.

Ж . Во время чтения Святого Евангелия.

Поясной поклон

Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!

Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:

А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.

Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.

В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .

Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).

Д. После пения Честнейшую Херувим .

Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.

Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе .

З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).

И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).

К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).

Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.

М. В начале пения молитвы Отче наш .

Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

Земные поклоны

Земные поклоны отменяются:

А. От Пасхи до праздника Святой Троицы;

Б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);

Г. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;

Д. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день два земных поклона:

1) после слов священника: Преложив Духом Твоим Святым ;

2) и тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите.

Вот в эти два момента земные поклоны даже в воскресный день сделать благословляется. В другие моменты – не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).

Первый из моментов – окончание освящения Святых Даров – нелегко отследить, если царские врата закрыты и через них не видно, как священнослужители делают земной поклон. В таком случае, можно совершить земной поклон при возгласе священника: Святая святым .

Если день не воскресный, то к этим двум земным поклонам во время Литургии нужно прибавить еще один. Этот поклон делается, когда Чашу последний раз являют верующим. А это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, благоговейно погружает в нее частицы, вынутые из просфор, и тихо читает положенные молитвы. После этого священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков! В это время тоже положено совершить земной поклон. Если день воскресный, то нужно осенить себя крестным знамением и совершить поясной поклон.

Е. Еще земные поклоны отменяются до вечера для человека, который причастился. Но с началом вечерней службы начинается новый богослужебный день, поэтому начиная с вечера даже причастник может делать земные поклоны.

Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?

Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.

Стояние на коленях

Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:

А. Во время перенесения святыни.

Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;

В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся .

Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.

Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона

А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.

Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.

Б. При начале пения Символа веры ;

Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);

Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)

Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).


Данный вопрос при кажущейся своей простоте и формальности, на мой взгляд, является довольно сложным, так как большинство людей (и в этом нет ничего предосудительного!) приходят в храм только по воскресеньям и двунадесятым или большим праздникам (если не считать служб Великого поста).

Это, конечно же, в силу трудовой и семейной занятости вполне объяснимо и нормально. Слава Богу, что современный христианин при скоростях и технологиях нынешнего мира выполняет этот главный необходимый минимум.

Известно, что во дни воскресные, время от Пасхи до вечерни Пятидесятницы, от Рождества Христова и до Крещения Господня (святки) и в двунадесятые праздники земные поклоны запрещены Уставом. Об этом свидетельствует святитель Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. Он пишет о том, что святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны в вышеупомянутые дни. То же самое утвердили и правила I и VI Вселенских Соборов. То есть мы видим, что высшим церковным авторитетом – апостольскими постановлениями и соборным разумом – земные поклоны в данные дни не приняты.

Отчего это?

На этот вопрос отвечает святой первоверховный апостол Павел: «Уже неси раб. Но сын» (Гал. 4:7). То есть земной поклон прообразует собою раба – человека, совершившего грехопадение и на коленях вымаливающего себе прощение, в глубоких смиренных и покаянных чувствах кающегося в своих грехах.

А Воскресение Христово, весь период Триоди Цветной, малые пасхи рядовых воскресений, святки и двунадесятые праздники – это время, когда «Уже неси раб. Но сын», – то есть Господь наш Иисус Христос восстанавливает и исцеляет в Самом Себе образ падшего человека и восстанавливает его в сыновнем достоинстве, снова вводя его в Царствие Небесное, устанавливая Новый Завет-союз между Богом и человеком. Потому земные поклоны в периоды вышеупомянутых праздников – это оскорбление Бога и будто бы отвержение человеком этого восстановления в сыновстве. Человек, делающий земной поклон, в праздник словно говорит Богу слова, противоположные стихам Божественого Павла: «Не хочу быть сыном. Хочу остаться рабом». К тому же такой человек прямо нарушает каноны Церкви, установленные благодатью Святого Духа апостольскими правилами и Вселенскими Соборами.

Я лично слышал мнение о том, что, мол, часто мирянин не ходит в храм на будничное богослужение, то пусть поделает земные поклоны хоть в воскресенье. Не могу с этим согласиться. Так как апостольские постановления и Вселенские Соборы запрещают это, а Церковь с Божьей помощью стоит на послушании. К тому же обычай становиться в храме на колени по собственному произволению также строго запрещен.

Людям, которые не ходят в храм на вседневные богослужения (повторюсь, что это не грех. Занятого человека можно понять), я бы рекомендовал взять на себя подвиг земных поклонов в келейной домашней молитве в будничные дни. Сколько кто понесет, чтобы со временем это также не стало бременем неудобоносимым: пять, десять, двадцать, тридцать. А кто может – и больше. Установите норму с Божьей помощью для себя сами. Земной поклон с молитвой, особенно с Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – очень полезная вещь. Но, как говорится, всему свое время.

На воскресной же Литургии земной поклон делается в двух местах богослужения. Также примерно и смыслово их кладет и священник в алтаре перед Престолом. Первый момент: при окончании пения «Тебе поем», когда происходит кульминация евхаристического канона и всей Божественной литургии, – на Престоле пресуществляются Святые Дары; хлеб, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Второй момент: при выносе Чаши для причастия верующих, так как священник перед причащением в алтаре также делает земной поклон. В период от Пасхи до Пятидесятницы эти земные поклоны заменяются поясными. Больше на воскресной Божественной литургии или Литургии в иной вышеобозначенный период земные поклоны не делаются.

Если же вы, дорогие братья и сестры, находитесь на Литургии будничного дня, то тогда земные поклоны разрешаются Уставом в двух уже вышеназванных случаях, а также при начале пения «Достойно и праведно»; конец молитвы «Достойно есть», или задостойника; в конце Литургии при возглашении священником «Всегда, ныне и присно», когда батюшка в последний раз на Литургии появляется с Чашей с Телом и Кровью Христовыми в руках в Царских вратах и переносит ее с престола на жертвенник (символ Вознесения Господня). На вечернем же богослужении земной поклон разрешается (на утрене), когда священник или диакон выходит с кадилом из алтаря после восьмой песни рядового канона и возглашает перед иконой Девы Марии на иконостасе «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Далее поется песнь преподобного Космы Маиумского «Честнейшую Херувим», во время нее тоже принято стоять на коленочках из-за любви и благоговения перед Пресвятой Богородицей, так как считается, что Она в это время пребывает в храме и посещает всех молящихся в нем.

Будем же, дорогие братья и сестры, стараться соблюдать Устав церковный. Он – наш золотой фарватер в мутной воде внешнего мира и внутреннего сердечного с его эмоциями и чувственностью. С одной стороны, он не дает нам уклониться в леность и нерадение, с другой – в прелесть и духовное заблуждение «прижизненной святости». И по этому фарватеру корабль церковный плывет в Царствие Небесное. Наше же дело на его борту – благодатное послушание. Ведь все святые отцы ставили его и ценили очень высоко. Ведь непослушанием первые люди отпали от Бога, а послушанием мы соединяемся с Ним, видя пример, конечно же, Богочеловека Иисуса, Который был послушлив до смерти и даже смерти крестной.

Иерей Андрей Чиженко

Строка поиска: поклоны

Найдено записей : 50

Здравствуйте, меньше года назад я согрешила, в чем очень раскаиваюсь. Я ходила в церковь и исповедалась, батюшка принял мою исповедь и отпустил мне грехи. После я сама 40 дней с молитвой делала земные поклоны утром и вечером. Но время идет, а я себя так и не простила. Могу ли я быть прощенной, забыть свой поступок? Как мне быть?

Наташа

Здравствуйте, Наташа. Не ищите успокоения и забвения, оно невозможно. Вы можете получить лишь облегчение и силы для дальнейшей жизни. Сами посудите - грех наносит повреждение самой природе нашей, подобно телесной ране, оставляющей след, шрам а порой подобно потере руки, ноги, глаза. Наивно ждать, что новая рука отрастет. Христианство дает нам костыли и протезы вместо утраченных конечностей, и надежду вернуть их вновь, если не в этой жизни, то хотя бы в вечности. Удержите небольшое покаянное правило, так, чтобы оно не было видимо никому, но всегда напоминало Вам не сам грех, но тяжесть его последствий. Это правило научит Вас смирению. В то время как стремление во что бы то ни стало избавиться от угрызений совести направлено на приобретение совсем другого свойства, которое нам не полезно. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Получилось так, что я приняла Причастие, а потом после службы захотелось остаться и помочь в Храме Божием. Помощь моя была в очищении подсвечников и мытье полов. Делала это с удовольствием. Но позже я узнала, что в этот день нельзя даже земные поклоны ко Господу совершать, выплевывать слюну, а также мыться в душе, принимать ванну... Не то, что полы мыть! Несколько огорчилась и хотела бы узнать, на самом ли деле всего этого нельзя делать после Причастия? Или же это все предрассудки? Благодарю за ответ. Спаси Вас Господь.

р.б. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! День Причащения – это особый день для христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом. Как для приема наиболее почетных гостей, мы убираем и приводим в порядок весь дом, и оставляем все обычные дела, так и день Причащения следует проводить как великие праздники, посвящая их, насколько это возможно, уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению. Не смущайтесь, что Вы помогли в храме в этот день: дело все-таки благое, но впредь старайтесь провести день причастия в молчании и тишине. Что касается обычая не делать земных поклонов после Причастия и не целовать рук священника, то его несоблюдение не является грехом. Схиигумен Парфений указывает: «Следует здесь упомянуть и о преувеличенной у некоторых осторожности после Причащения. Они стараются не только не плевать целый день после причащения, что, конечно, похвально, но и отходы пищи, если они побывали во рту, считать священными, и потому даже стараются проглотить несъедобное, а что никак нельзя проглотить (рыбьи кости и др.) стараются сжечь на огне. Такой чрезвычайной строгости мы нигде не встречаем в Церковном Уставе. Требуется только запить после причащения и, прополоскав запивкой рот, проглотить, чтобы какая-либо малая крупица не осталась во рту – и только! Придуманные по этому вопросу "надстройки" не имеют совершенно отзвука в Церковном Уставе».

иерей Владимир Шлыков

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, в период от Пасхи до Троицы не кладутся земные поклоны, а когда читаешь молитвы, после прочтения кафизмы в Псалтири, там есть молитва Ефрема Сирина, как ее читать в этот период?

Любовь

Любовь, Воистину Воскресе! Молитву прп. Ефрема Сирина мы читаем только в период Великого Поста, и сейчас ее не нужно читать. Земные поклоны от Пасхи до Святой Троицы не делают. Обычно земные поклоны мы не делаем в церкви, а дома, чтобы никого не смущать, если есть желание, - то можете делать земные поклоны после прочтения кафизм, сколько захотите.

иеромонах Викторин (Асеев)

Нужно ли делать земной поклон при выносе Чаши для причастия в воскресные и праздничные дни на Пасхальной неделе?

Светлана

Светлана, есть земные поклоны не только покаянные, но и благодарственные. Перед Чашей мы делаем земной поклон, даже если мы не причащаемся. На Пасху земные поклоны не делают, до праздника Святой Троицы, но перед Чашей можно сделать благодарственный земной поклон. Хотя сложилась традиция не делать вообще на Пасхальные дни земных поклонов, даже перед Святыми дарами. Я думаю, Вам не нужно себя особо выделять, так как вы можете ввести в заблуждение остальных. Если очень хочется - сделайте земной поклон мысленно, Господь все равно Вас увидит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, с какого числа можно делать земные поклоны?

Влад

Влад, Воистину Воскресе! В праздник Святой Троицы на коленях читаются три большие молитвы. С этого момента начинаются земные поклоны. Но хочу вам сказать, что дома можно и сейчас делать земные поклоны, если душа просит, ниего страшного в этом нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте отец Викторин! Большое спасибо Вам за ответ. Хочу еще Вас спросить о Псалтири. Когда нужно совершать земные поклоны при чтении Псалтири? Совершаются ли они при чтении молитв после "Славы"? Объясните мне, пожалуйста, все поподробнее. Большое спасибо. Храни Вас Господь.

Валентина

Валентина, земные поклоны при чтении Псалтири не совершаются. Их можно делать после окончания чтения всех кафизм этого дня, т. е. Вы, например, сегодня прочитали одну или две кафизмы, и по окончании всего чтения можно сделать земные поклоны, сколько хотите, сколько Вам по силу. Лучше всего определить себе меру на каждый день, не очень много, но и не мало, чтобы каждый день делать одинаковое количество поклонов. Я думаю, можно назначить себе 5- 10 поклонов ежедневно, а больше не нужно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 1. Скажите, в утреннем и вечернем правиле сколько поклонов надо давать, и после каждой молитвы,или после определенных? 2 . Можно ли читать Псалтырь и пить дома святую воду с просфорой в дни женской нечистоты, или этого делать нельзя?

Фотиния

Фотиния, поклоны можно делать дома по желанию, сколько захотите, но практика показывает, что лучше делать не более 10 в день для начала. Лучше делать немного, но регулярно. Утром делайте не более 10, а вечером, на ночь достаточно 3 поклонов. Во время женской нечистоты молиться, читать Псалтирь можно, но пить Святую воду и есть просфору не нужно - это Святыня, и к ней нужно относиться благоговейно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшки, подскажите, пожалуйста, во время литургии земные поклоны когда делаются? Святые дары выносятся два раза, первый раз показывают и уносят, а второй раз для причащения. Янаблюдала за прихожанами и так ничего и не поняла. Я так понимаю, если сама причащаюсь, то земной поклон делаю, а если нет, то поясной?

Наталья

Наталья, хорошо делать земные поклоны, но они должны быть своевременны. Первый раз Чаша выносится на Литургии во время Великого входа - поклон земной не делается, можно сделать поясной. Во второй раз чашу выносят уже освященную, перед причастием, и в чаше присутствует Сам Христос, и конечно, сделать земной поклон перед Самим Христом нужно, даже если мы и не причащаемся.

иеромонах Викторин (Асеев)

Вы полностью правы, спасибо Вам большое, именно это мне надо было услышать. У меня есть еще один вопрос. Я слышала, что в воскресенье и субботу вечерои нельзя бить поклоны. Так ли это? И почему? Заранее благодарю.

Под словом "бить" подразумевается 100-600 поклонов, мы сейчас так не говорим, да и в таком количестве их сейчас редко кто делает. Представьте себе, что Вы будете делать столько поклонов каждый день, как это делали христиане до нас – думаю, в таком случае, суббота и воскресенье Вам покажутся настоящими выходными! Подобный устав был именно с этим и связан. Будни - это дни покаяния, дни трудов, а воскресение и суббота -это дни праздников, когда даются послабления и телесно, и духовно, поэтому в эти дни отменят поклоны. Но так как мы этих правил не соблюдаем, то дома даже в праздничные и воскресные дни сделать десяток земных поклонов не грех. К тому же есть поклоны покаянные, а есть поклоны благодарственные. Если есть желание, то можно в качестве благодарственного выражения сделать не более десятка поклонов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я хочу венчаться, обязательно ли должен венчать священник, у которого я исповедалась? И еще один вопрос. У меня есть страшный грех, я пошла первый раз на исповедь, рассказала в слезах, взахлеб, очень я восприимчивая, и священник очень давил не меня моим поступком. Я понимаю, что он прав. Но после исповеди он на меня наложил епитимию: месяц читать молитву и делать поклоны, вот уже 3 месяца не могу выполнить, работа никак не позволяет каждый день делать поклоны, даже ночью, так как график такой. Что делать? И еще, после исповеди я долго не могла придти в себя, долгое время была в депрессии. Боюсь опять идти, хотя надо после выполнения епитимии. Боюсь этого эмоционального упадка. Жду ответы на вопросы. За ранее спасибо.

Анна

Нет, Анна, венчать Вас может любой священник. А насчет епитимии Вам нужно вновь встретиться в тем священником и попросить о смягчении ее, у Вас, действительно, непростые обстоятельства.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, на Литургии, когда священник говорит, чтобы преклонили головы оглашенные и чтобы они помолились, что в этот момент делать крещеным? Надо ли преклонять голову (конечно, это хочется сделать, но вроде это предлагается сделать оглашенным)? И я не понимаю, когда же нужно делать земные поклоны? Говорят, что в воскресные дни их не делают и не делают после Великого поста. Словом я запутался, потому как в храме кто стоит на коленях во время Евхаристического канона, кто стоит прямо, кто делает земной поклон при словах "Святая Святым", кто нет... Подскажите, как поступать правильно? С большим уважением!

Андрей

На ектенье об оглашенных крещенным не нужно преклонять голову. В период от Пасхи до Троицы и в воскресные дни действительно не положено класть земные поклоны, они заменяются поясными.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка. Если можете, разъясните, пожалуйста, такой вопрос. Причастие Святых Христовых Тайн - это награда или это лекарство и подмога христианину? Для меня даже утреннее и вечернее правило - это невероятно тяжкий труд, что уж говорить о сложнейшей подготовке ко Причастию, очень бывает тяжело молиться со вниманием, и если этого не получается, приходит раздражение, негодование, ропот и вся молитва идет насмарку, так что приходится оставлять, чтобы она не была осквернена. Понимаю, что молитва важна и что она - корень всего, а молиться не получается, и от этого большое расстройство. А холодно и отрешенно вычитать текст совесть не позволяет, и понятно, что это будет не молитва. В итоге получается, что молитва словно муштра или каторга, и если это все-таки преодолеть, то, значит, Причастие - это как награда. Но, может быть, все-таки это не награда, а наоборот, Тело и Кровь Христовы даны нам в помощь для преодоления трудностей, но тогда тут получается противоречие, чтобы получить эту спасительную помощь, человеку надо выполнить тяжелый труд без всякой помощи, чтобы только потом ее получить, когда труд уже преодолен. Что же тогда первично, труд ради Причастия или Причастие ради помощи в труде? Подскажите, как об этом думать, что Вам придет на сердце по этому вопросу? Спаси Господи!

Алексей

Уважаемый Алексей, Вы заблудились в трех соснах, потому что имеете неправильное понятие о причастии, ибо оно не лекарство и не награда. Корень этого слова – "часть", и мы все члены церкви отдельные части одного целого, то есть – Тела Христова, а Он есть глава Церкви. Таким образом, через причастие Святых Христовых Таин мы соединяемся с Богом и со всей полнотой Церкви. Самое главное – Причастие является основой нашей будущей жизни и поэтому не может рассматриваться как лекарственное средство или награда. В давние времена люди были в основном неграмотными и не имели книг, но, тем не менее, готовились к причастию, совершая простые молитвы и поклоны. Расскажите о своей проблеме духовнику и определите с ним свое молитвенное правило, которое Вам по силам.

иерей Александр Бабушкин

Добрый вечер. Спаси Господи Вас. 1. Год в храме, исповедаюсь, причащаюсь. Есть желание и нужда в духовном отце, как его найти (выбрать)? 2. Сильно болен сын с детства, на группе. Ему 21 год, как его вразумить о вере? Палкой ведь не погонишь? 3. Почему не платят 10 в церквях? 4. Отношение православия к биометрическим паспортам? 5. Отец после инсульта полностью потерял память, чем могу максимально помочь? 6. Кроме исповеди чем можно и как правильно за молить грех о убиенных в утробе? Очень признателен.

Николай.

Николай, о выборе духовного отца неоднократно и даже пространно писалось на нашем сайте, просто полюбопытствуйте. Основной смысл - надо, чтобы Вы почувствовали отклик и понимание от того священника, а также его дар утешения по отношению к себе.
В отношении сына - а можно и палкой погонять. Вы - отец, используйте свой авторитет, превосходство, силу воли и убеждения. С сыном можно вести себя и потверже.
Третий вопрос касается десятины, насколько я понял? Ну, почему же, есть люди и сейчас, и их немало, которые отдают в храм десятую часть доходов.
Биометрические паспорта и прочие электронные средства учета, согласно церковному пониманию проблемы, сами по себе не несут какого-то мистического содержания. Но они приближают нас к тотальному контролю, который на руку любому мировому диктатору, и, естественно, диктатору из диктаторов - Антихристу.
По пятому вопросу надо обращаться к медикам, насколько я знаю, в современной медицине есть эффективные методики восстановления памяти, но они требуют постоянных занятий и упражнений.
А в грехах, в том числе упомянутых Вами, нужно, прежде всего, каяться. Впрочем, ничто не мешает принять на себя с благословения священника какой-нибудь небольшой подвиг - молитвы или поклоны, или пост - в память об этих грехах, как епитимия, чтобы их никогда не забывать.

игумен Никон (Головко)

Живу в миру. Молюсь по четкам. И как воздерживаюсь, то одолевает бес блудной страсти. Какие молитвы читать против этого беса?

Сергий

Здравствуйте, Сергий! Чтобы молиться по четкам, нужно благословение священника. Если таковое у Вас имеется, то во время молитвы полагайте земные поклоны. А также в борьбе с этой страстью необходимо исповедоваться. Вот одна из молитв против блудной страсти (молитва Макария Оптинского): "О Мати Господа, моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощствующему плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь".
Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

На выходных ездила в Верхотурье, в Свято-Николаевский монастырь, где и причастилась. А потом заехали в Свято-Покровский монастырь, там поклонились чудесной иконе Богородицы "Умиление" и мощам Косьмы Верхотурского. И только потом вспомнила, что после причащения нельзя делать земные поклоны. Как быть?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! Советую Вам принести покаяние на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, мне 13 лет, уже как 2, а может и меньше, года очень сильно каюсь перед иконой, дело в том, что у меня ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ плохие мысли приходят, Вы даже не представляете, и все время, когда эти мысли приходят, я бегу к иконе и целую ее, и рукой касаюсь ее, и молюсь, чтоб Господь меня простил за все за то, что я про Него и про других так говорю (про себя, в уме) и обзываю всех, и так по минут 5 -10, я даже в школе так делаю, только не при иконе, а просто на потолок или вперед смотрю, и уже некоторые начали меня в этом подозревать. Пожалуйста, помогите, я даже когда на остановку иду, и то 3 раза молюсь, я больше не могу, устала, я даже хотела отказаться от христианства, чтоб плохого никому не причинять, но боюсь, Господь разозлится и заберет моих родителей и семью, помогите, что мне делать? Заранее спасибо.

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают земными, - когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные, наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

«Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только - поклоны, великие и малые, или иначе - земные и поясные. Земной поклон это – не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона - тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей св. Церкви».

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, - одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом. Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

Св. Филарет, митр. Московский по этому поводу говорит:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, - в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

«К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу - от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) - коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил. Так 20-ое правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно Св. Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Св. Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы Св. Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Св. Пётр, Архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 г. по Р. Хр., правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев, в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, в заключение говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

А великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской , живший в IV веке по Р. Хр., правила которого в количестве 92-х также включены в Книгу Правил и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-ом правиле , заимствованном из 27-ой главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко-назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».

Надо вникнуть в смысл этого постановления церковного, чтобы понять, сколько в нем глубочайшего значения и назидания, коим в наше время многие не хотят пользоваться, предпочитая свое собственное мудрование голосу Св. Церкви. Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен».

На вопрос: «Допустимы ли не установленные Уставом земные поклоны?» архиепископ Аверкий отвечает:

«Недопустимы. Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев. …Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?»

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню - земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении – руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых - руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

Земной поклон как делать правильно в православии?

Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать поклон?

Любой человек, который хоть раз переступал порог церкви, храма или монастыря, в тот же самый момент возникало чувство некой величествественности и умиротворенности, такое впечатление, как будто человек попадает на небо, находясь в низу на Земле. Любой человек, посещающий с определенной периодичностью храм, знает о том, что он может нести в себе некий глубокий смысл, общую строгость и стройность, а также величественную духовную красоту. Никто не может сказать о том, что в храме существуют какие-либо атрибуты или предметы, которые расположены в хаосе - это совершенно не так. Ведь именно церковная атрибутика занимает определенный порядок в храме и несёт свой чин. Вознесение молитвы или молебна перед алтарем того или иного Святого Лика совершается на протяжении многих веков, согласно одному и тому же древнему порядку. Именно поэтому человек, который вступает на порог церкви, знает, что там его не будут ожидать какие-либо сюрпризы, ведь всё происходит одним и тем же чередом.
Иногда люди, которые впервые попадают в храм, задаются вопросом, как правильно бить земной поклон? Самостоятельно человек односложно ответить на этот вопрос не сможет, поэтому нужно обратиться к церковным канонам или священнослужителям, которые всё время находятся в храме и подсказывают верующим людям о соблюдении тех или иных традиций.


Земной поклон – как делать?

Поклон представляет собой некое символическое деяние, которое совершается из древних времен и отображается в библейских сказаниях. Испокон веков каждый православный верующий человек знает, что поклон выражает особое и великое почтение перед творцом, то есть Всевышним. Поэтому священнослужители храма рекомендуют прихожанам, совершая поклон - не спешить и в то же самое время возносить благодарственные молитвы, направленные к Богу. Для того, чтобы разобраться, как правильно совершить поклон необходимо выяснить о существование различных видов данного действия. Служители церкви поясняют, что существуют великие поклоны, земные и малые поясные, а также есть простое преклонение головы перед Всевышним.


Во время совершения земного поклона, необходимо пасть ниц на колени таким образом, чтобы коснуться собственным челом пола храма. Именно такой поклон на протяжении всей своей жизни возносил Соломон, который постоянно совершал молитвы и освещала различные храмы, которые и по сей день носят имена Всевышнего. Стоит отметить, что с исторических сведений известно, что такие же поклоны совершали многие праведники Ветхого Завета, а также Даниил в тот период своей жизни, когда находился в вавилонском плену. Считается в православной вере, что именно земной поклон был освящен Иисусом Христом, а впоследствии вошел в историю и практику православной христианской церкви.


Коленопреклонение


Практически каждый православный верующий человек знает о том, что наибольшую часть коленопреклонения совершают во время Великого христианского поста. Поскольку известно, что Святитель Василий Великий утверждал, что коленопреклонение является якобы неким символом падения человека во время греха, а в тот момент, когда человек встает из него, тогда приходит прощение его грехов согласно волевыявлению Всевышнего.


Из этого следует вопрос, которым задаются многие православные верующие люди, как правильно совершить 40 земных поклонов? Служители храма поясняют, что такие земные поклоны совершаются в любое время дня и суток, за исключением особых дней, о которых пойдет речь далее. Поэтому прихожанам ни в коем случае не нужно проявлять лень. Следовательно, необходимо добровольно совершить 40 земных поклонов, которые для Всевышнего будут означать падение в бездну покаяние и надежды, следовательно, Всевышний примет ваше искупление и благословит такие труды.


Также служители церкви утверждают, что независимо от того на протяжении скольких дней, и какое количество поклонов сделает православный верующий человек, если в его душе и сердце имеются дурные помыслы или грешные желания, а также если он мечтает вознести какую-то кару другому человеку. Таким образом, имея столь грешные помыслы, количество поклонов не будет иметь никакого значения. Однако если христианин искренне и от чистого сердца верует в помощь Всевышнего, уважает его и любит, тогда Бог протянет ему руку помощи и обязательно поможет в любых начинаниях и простит все грешные деяния.


Опыт епископа Афанасия Сахарова

Испокон веков такой вопрос: как правильно совершить земной поклон? Возникал практически в каждом веке в особенности в православии. Однако согласно различных верований, существует известный ревнитель церковного устава, которым является исповедник Афанасий Сахаров, у которого практически всегда имеется ответ на поставленный вопрос.


Изначально необходимо выяснить для себя, в какие моменты в жизненных ситуациях, можно совершать земные поклоны, а когда этого делать не стоит. Во время проведения службы в храме земные и поясные поклоны совершаются обязательно, каждым человеком, который находится в храме, будь-то прихожанин или же просто верующий человек. Иногда церковные законы могут меняться в зависимости от территории проживания верующего или месторасположения храма.


В правилах Вселенского собора написано, что в воскресные дни, ни в коем случае нельзя преклонять колени для того, чтобы сохранить честь Иисуса Христа, то есть Христово воскресенье. Но в то же самое время можно совершать малые поклоны, однако при этом не забывать возносить молитвословие, которое будет нести определенный смысл, как для самого человека, так и для Всевышнего.


Поясные и земные поклоны


    Положено совершать три малых поклонах во время чтения и пения, такого, как придите, поклонимся, святый Боже и трехкратная Аллилуйя.


    Также во время богослужения произносят 118 псалом во время его произношения, необходимо также совершить три малых поклона на каждый стих.


    Также служители церкви утверждают, что во время чтения разнообразных ектений и во время пения Господи помилуй, и падают Всевышний, необходимо совершить малые поклоны и крестное Знамение.


    Во время звучания Евангелие, также совершается малый поклон перед началом чтения или после.


    В тот момент, когда служитель храма произносит акафист, необходимо совершить малый поклон во время каждого кондака и икоса. Важно отметить, что во время произношения 13 кондака, необходимо совершить поясной поклон.


    Малые поклон совершается каждый раз вовремя благословения рукой священнослужителя. Однако в период Великой Пасхи необходимо креститься и отвечать Воистину воскрес но при этом всё равно производить малые поклоны.



Особые правила поклонов

Поскольку мы выясняем различные нюансы, связанные с земным поклоном, необходимо отметить, что в храме, церкви или монастыре, зачастую во время проведения богослужения присутствуют не только прихожане, но и сестры-монашки. Ни в коем случае православному верующему человеку, который не знает правил поведения в храме и церковных канонов, не стоит подражать таким женщинам и совершать такие же поклоны, как и они.


Поскольку у сестер монашек имеется собственный особый устав, который иногда может разница с общими церковными канонами. Поэтому православным верующим людям, необходимо придерживаться общеизвестного устава Отцов всех Святых, который предназначен для церквей и храмов, таким образом, человек может со временем познать и раскрыть смысловое значение проведения службы.


Каждение


Служителям храма известно традиция, когда во время каждения настоятелем храма православные верующие прихожане начинают отвлекаться от осуществления богослужебного молебна. Вследствие чего люди передвигаются из одной стороны в другую, в то же самое время, приковывая к себе всё внимание или же к священнику, который в тот момент к ним приближается. Также некоторые прихожане храма, могут создавать шум, а также вставать спиной к ближайшему алтарю, однако стоит знать, что такое поведение в храме просто недопустимо. Поскольку в момент совершения каждения православные верующие люди, должны расступится, делая своеобразный узкий путь священнику, пропуская его, а после этого необходимо тихонько встать на предыдущее место и возобновить вознесение молебна.


В случае, если служитель храма начинает кадить каждого прихожанина, следовательно, священнику необходимо поклониться, а далее вернуться к осуществлению службы. Важно отметить, что в этот момент, ни в коем случае не стоит искать глазами служителя храма на протяжении всего действия каждения. Изучив такие простые и понятные правила, можно не только приблизиться к Всевышнему, но и усвоить основные нюансы проведения службы.


Можно ли делать земные поклоны на Литургии

Согласно церковным канонам в Проскомидии и Литургии оглашенных, поклоны совершаются согласно обычных богослужений. А во время проведения литургии верных, необходимо совмещать земные поклоны с поястными.


В тот момент, когда Служитель храма на Великом входе выходит на амвон, а в руках держит в этот момент чашу и дискос. Церковный хор в этот момент запивает херувимскую песнь.


    Необходимо совершить малый поклон до окончания первой половины песни, священник в этот момент находится на амвоне.


    В тот момент, когда звучит поминовение священников, необходимо приклонить голову.


    В момент троекратного Аллилуйя совершить три малых поклона.


    В тот момент, когда служитель церкви, говорит, благодарим Господа, совершается Великий поклон.


Многие православные верующие люди интересуются: Можно ли после совершения причастия выполнять земные поклоны? Служители храма в свою очередь отвечают, православным верующим, что ни в коем случае нельзя делать коленопреклонение после причастия, поскольку такое деяние совершается ради святыни, которая расположена внутри каждого человека. Потому, чтобы православного верующего не стошнило, не стоит делать такое деяние.



Заключение

Важно отметить, что различные виды поклонов не являются самым важным в жизни, каждого православного верующего христианина, однако они способствуют укреплению общей веры, просветлению сердца и правильного духовного настроя. Практически каждому прихожанину, известно, что для того, чтобы постичь смысл проведения богослужения, необходимо совершать поклоны. Если же находясь в храме вы забыли, какой поклон необходимо совершить, подойдите заранее к служителю храм и расспросить его поподробнее, поскольку именно он сможет указать, какие деяния необходимо совершать в момент того или иного служения.




gastroguru © 2017