Выбор читателей
Популярные статьи
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствуют формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленность. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуется в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующих его отношения к другим людям, к Родине.
Наименование раздела программы: Басни.
Количество часов: 1.
Тип урока: дополнительное чтение.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приемами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарем; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть басни из круга детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова, А. Е. Измайлова.
Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.
Элементы дополнительного содержания: сравнение басен разных авторов
Тема урока. Басни. Эзоп “Голубь, который хотел пить”, “Бесхвостая Лиса”, А. Е. Измайлов “Филин и Чиж”, И. А. Крылов “Крестьянин и работник”.
Оборудование:
Ход урока
1. Организацион-ный момент.
– У нас на уроке гости. Продемонстрируем свои знания, умения работать четко и организованно в группах.
– Итак, друзья, начнем урок!
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас.
– У каждого из вас есть свой маршрутный лист, на котором вы будете оценивать свою работу на уроке.
(Презентация) (Слайд 1)
Литературы новый жанр узнали,
Особенности басен распознали.
Произведения вместе мы читали,
Урокам баснописцев мы внимали.
2. Постановка задачи урока.
– Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова . Прочитайте высказывание Крылова.
“ Люблю, где случай есть, пороки пощипать”. Как вы понимаете, что такое порок?
Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство. Как вы понимаете это высказывание?
– Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен. Выясним, какие пороки высмеивает автор. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов, вспомнить все, что вы узнали о баснях. Во время нашего путешествия нам предстоит познакомиться с новыми баснями
3. Речевая разминка.
– Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем разминку для нашего языка, ему сегодня придется очень много говорить.
а) “Играем в футбол”,
б) “едем на лошади”,
в) “чистим зубки”,
г) “сладкие губки”.
– Отправляемся в путешествие Стоп! Нам пришло письмо с волшебной скороговоркой. Давайте ее прочитаем про себя:
(Слайд 4)
Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла
Лиса лапотки плела:
Мужу – двое, себе – трое,
А детишкам – по лаптишкам.
– А теперь давайте прочитаем так, как будто мы лисы и крадемся в курятник.
– Но мы не сумели туда попасть и за нами гоняться собаки. Давайте прочитаем так, как будто они за нами гоняться, а мы стараемся убежать.
4. Повторение раннее изученного.
– Что такое басня? Вставьте, пропущенные слова.
(Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)
– Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен.)
Знаете ли вы баснописцев? (Д. Эзоп, И.А. Крылов, Л. Н. Толстой, С. Михалков.)– Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым баснописцем стал Эзоп.)
– До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
– Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)
– Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)
– В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.)
– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.)
– Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.
(Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.)
1 | Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы | ||
2 | Большое по объему произведение | ||
3 | Может быть написана в прозе или стихах | ||
4 | В начале или в конце сформулирован вывод-мораль | ||
5 | Повторы | ||
6 | Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание) | ||
7 | Мало описаний | ||
8 | Высмеиваются человеческие пороки | ||
9 | Много диалогов | ||
10 | Интересный короткий занимательный сюжет | ||
11 | Волшебный помощник |
5. Сообщение темы урока.
– Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.
– Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:
Работай дружно, по плану.
Умей выслушать другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством и басней еще одного замечательного баснописца А. Е. Измайлова.
– Александр Ефимович Измайлов (1779–1831) – баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных, у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: “Кулик-астроном”, “Лгун”, “Дворянка-буянка”, “Страсть к стихотворению”.
– Сегодня на уроке вы прослушаете басню “Филин и чиж”.
6. Физкультминутка.
– А сейчас я предлагают вам сделать зарядку для глаз.
(Работа по офтальмологической таблице Базарного.)
7. Словарная работа.
– Я предлагаю вам прослушать эту басню.
Но для начала небольшая словарная работа.
Что в чем было мочи – изо всех сил.
Изряден – хорош.
Беспристрастно – справедливо.
Внимательно послушайте басню. Найдите в ней мораль.
(Слайд 16)
8. Первичное восприятие произведения.
(Чтение басни учителем.)
9. Проверка первичного восприятия.
– Прочитайте название басни.
– Назовите мне героев басни.
– Каким баснописец показал филина?
Говорит прямо, а делает криво.
10. Постановка задач перед чтением.
Прежде чем приступить к самостоятельному чтению, вспомним памятку: (Слайд 18)
“Читай ежедневно вслух и “про себя”.
1. Читай внимательно, не отвлекайся на посторонние звуки.
2. Будь внимателен к каждому слову. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. Значение непонятных слов найди в “словарике”.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
11. Подвижная физкультминутка.
12. Восприятие текста.
(Работа по группам.)
– А сейчас у нас будет работа по группам. Получите свои задания. Оценивать работу групп будем следующим образом:
– если у группы все получилось, то покажите красный карандаш;
1-я группа: Эзоп “Голубь, который хотел пить”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 1, тетрадь с 42–43 № 1–4.
2-я группа: Эзоп “Бесхвостая лисица”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 2 тетрадь, с 42–43 № 1 – 4.
3-я группа: И. А. Крылов “Крестьянин и работник”: прочитайте по ролям, разгадывание кроссворда, тетрадь с 42– 43 № 1– 4.
13. Проверка работы групп.
(Чтение басни вслух, творческое задание.)
1-я группа:
– Как понимаете мораль басни?
– Какие басни Эзопа читали во 2 классе?
– Перевести мораль басни Эзопа “Голубь, который хотел пить”
2-я группа:
– Почему лисице не удалась ее хитрость?
– Как об этом говорит Эзоп? Перечитайте.
– Заполните сравнительную таблицу.
Сравнение.
3-я группа:
– Найдите и зачитайте мораль басни. Как вы ее понимаете?
– Разгадайте кроссворд.
13. Итог урока.
– Почему возник в литературе жанр – басня?
Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
– Почему басни называют нравоучительными?
Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.
– Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
Басня какого баснописца понравилась вам больше и почему?
– Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова, Эзопа, А. Е Измайлова устарели?
15. Домашнее задание.
– Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. На следующем уроке предоставим вниманию слушателей басни собственного сочинения.
Придумайте и запишите свою басню по опорным словам: кот, мышь, спать, расхрабриться.
16. Рефлексия.
Условные обозначения для оценки работы
Дорогие дети и их родители! Здесь вы можете читать «Басня Голубь, который хотел пить » а так же другие лучшие произведения на странице Басни Эзопа . В нашей детской библиотеке вы найдете собрание замечательных литературных произведений отечественных и зарубежных писателей, а так же разных народов мира. Наша коллекция постоянно пополняется новым материалом. Детская библиотека онлайн станет верным помощником для детей любого возраста, и познакомит юных читателей с разными жанрами литературы. Желаем Вам приятного чтения!
Голубь, измученный жаждой, увидел картину, изображавшую чашу с водой, и подумал, что она настоящая. Он бросился к ней с громким шумом, но неожиданно наткнулся на доску и разбился: крылья его переломались, и он упал на землю, где и стал добычею первого встречного.
Так иные люди в порыве страсти берутся за дело опрометчиво и сами себя губят.
Эпизод, описанный в произведении Эзопа, очень актуален в наши дни. Многие дети и взрослые делают все, чтобы заполучить желаемое. Представьте себе такую картину, что один мальчик захотел себе машинку и начинает кричать «хочу, хочу», падает на пол и бьется в конвульсиях, дабы ему этот машинку купили. И в большинстве случаев крики срывают ребенку голос, а биение в «конвульсиях» причиняет вред его телу, а желаемого результата и нет, ведь не все родители готовы потакать своим детям.
В мире взрослых все аналогично, только машинки превращаются в реальные автомобили и люди бегут, сломя голову, к своей мечте, не замечая препятствий, но сажают при этом свое здоровье, теряют силы и часто перестают наслаждаться той жизнью, которая у них есть.
Так что же? Отдаться какому-то делу, которое может и не состояться, или пытаться обдумывать каждый шаг и радоваться достигнутом результату? Каждый должен сам ответить на этот вопрос.
Статьи по теме: | |
Спирт этиловый Введение спирта
Наша статья раскроет информацию на всем известное средство «Этиловый... Сообщение о планете сатурн
Планета Сатурн, пожалуй, имеет самый необычный вид среди всех планет... Коучинг как личная трансформация
Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим... |