Составить описание животного по русскому языку. Занятие «Сочинение – описание животного

Слайд 2

Подготовка к сочинению-описанию животного

  • Слайд 3

    Описание животного

    Загрустил котенок мой.Я спросил: “Ну, что с тобой?”Он молчит, сидя в коробке.Я сказал: “Какой ты робкий!Ты, наверное, не спал?”А котенок вдруг ответил:“Ты б не лез ко мне, Петрушка,Я тебе ведь не игрушка!”

    Слайд 4

    Итак, предмет нашего описания – домашнее животное. Что необходимо о нём написать? (Описать внешность: мордочку, лапки, хвостик, повадки).

    Слайд 5

    Задачей художественного стиля является нарисовать живую картинку, передать читателю чувства, которые испытывает автор. Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным), эмоциональным.

    Языковые средства. - слова в переносном значении, сравнения (ожерелье); - эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательным суффиксом; б) с суффиксом – оват; - глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия; - предложения вопросительные, побудительные, восклицательные; - предложения сложные, с однородными членами.

    Слайд 6

    Определите тип и стиль речи. О ком идёт речь? В чьём восприятии?

    Ужасное животное шло, кралось на мягких коротких лапах, животом ползло по полу. Голова у него была круглая, с редкими усами дыбом, а зелёные глаза, узкие зрачки горели дьявольской злобой. Во рту…торчали клыки.

    Слайд 7

    Как автор сумел избежать повтора-недочёта?

    Вошёл Михалыч, а следом за ним – большая, красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже была коричневая, а огромные уши свисали вниз. Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из-под неё проступали сильные мускулы.

    Слайд 8

    Отредактируйте тексты, устраните повтор.

    Васька был чёрный, пушистый, а лапки у него были белые, как в тапочках. Кончик хвоста у него тоже был беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у него зелёные, а зрачки узкие-узкие. У моей морской свинки Шуньки одно ухо розовое, а другое серенькое. А глазки у Шуньки как бусинки. Две лапки у Шуньки беленькие, а две – чёрненькие. У Шуньки острые коготки.

    Слайд 9

    Устраните в описании фактические неточности и ошибки. У кошки волосы или шерсть? Ногти или когти? Можно ли сказать, что она среднего роста?

    У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладишь его по волосам,- выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмёт лапу и долго так держит муху, а потом выпустит её или скушает.

    Слайд 10

    Как можно начать сочинение? Какое начало потребует рассказ о повадках животных, какое – о внешнем виде?

    Ну и забияка наш котёнок (щенок,…)! Какой красавец этот кот (щенок,…)! Ох и хитрец наш щенок (котёнок,…)! Какой ласковый…! Что за чудо эта…! Ох и непоседа…! Очень хороший…! …такой трусливый! У какой злой…! Такой удивительный…!

    Слайд 11

    Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…

    Слайд 12

    Подберите эпитеты, сравнения к данному слову, а также некоторым группам и глаголы, которые могут употребляться с данным словом.

    Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…

    Слайд 13

    Глаза: большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…

    Слайд 14

    Усы: длинные, черные, тонкие…Глаголы: топорщатся, торчат,

  • Слайд 15

    Язычок: Красный, шершавый, мягкий, как щёточка

  • Слайд 16

    Ушки: маленькие, черненькие…

  • Слайд 17

    Хвост:: черный с белым кончиком, пушистый, длинный…Глаголы: извивается, дрожит, стоит покачиваясь…

    Сочинение-описание животного обычно пишется по личным впечатлениям и наблюдениям. В описание животного могут включаться и элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, нельзя не говорить о его повадках, о веселых историях, связанных с ним. Тем не менее, в таких сочинениях главное - описать внешний вид животного или дать его характеристику, а не рассказать о каком-нибудь случае из жизни. В описании животного уместно использовать слова: порода, когти, клюв, туловище, морда (мордочка), лапы (лапки), грива, масть и т.д. Описывая животное нужно увидеть что-то особенное в его внешнем виде и повадках.

    Вот как это сделал Джек Лондон в своей книге «Белый Клык» (гл. «Серый волчонок»):

    «Он сильно отличался от своих братьев и сестер. Их шерсть уже принимала рыжеватый оттенок, унаследованный от матери-волчицы, а он пошел весь в Одноглазого. Он был единственным серым волчонком во всем помете. Он родился настоящим волком и очень напоминал отца, с той лишь разницей, что у него было два глаза, а у отца - один.

    Глаза у серого волчонка только недавно открылись, а он уже хорошо видел. И даже когда глаза у него были еще закрыты, чувства обоняния, осязания и вкуса уже служили ему. Он прекрасно знал своих двух братьев и двух сестер. Он поднимал с ними неуклюжую возню, подчас уже переходившую в драку, и его горлышко начинало дрожать от хриплых звуков, предвестников рычания. Задолго до того, как у него открылись глаза, он научился по запаху, осязанию и вкусу узнавать волчицу - источник тепла, пищи и нежности. И когда она своим мягким, ласкающим языком касалась его нежного тельца, он успокаивался, прижимался к ней и мирно засыпал.

    Первый месяц его жизни почти весь прошел во сне; но теперь он уже хорошо видел, спал меньше и мало-помалу начинал знакомиться с миром. Мир его был темен, хотя он не подозревал этого, так как не знал никакого другого мира. Волчонка окружала полутьма, но глазам его не приходилось приспосабливаться к иному освещению. Мир его был очень мал, он ограничивался стенами логовища; волчонок не имел никакого понятия о необъятности внешнего мира, и поэтому жизнь в таких тесных пределах не казалась ему тягостной.

    С каждым днем серый волчонок становился все злее и злее. Рычание получалось у него более хриплым и громким, чем у братьев и сестер, припадки щенячьей ярости были страшнее. Он первый научился ловким ударом лапы опрокидывать их навзничь. И он же первый схватил другого волчонка за ухо и принялся теребить и таскать его из стороны в сторону, яростно рыча сквозь стиснутые челюсти».

    Материалы, использованные при подготовке рубрики:

    1. Комплексный словарь русского языка / Под ред. д-ра филол. наук А.Н. Тихонова. - М.: Русский язык, - Медиа, 2005. - 1228 с.
    2. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.
    3. Шевцова Л. Г. Как написать сочинение.

    Котеночек

    Я очень люблю домашних животных. И вот наконец родители мне подарили на день рождения котенка. Он был маленьким, пушистым, черного цвета с белой крапинкой на лбу. Крапинка имела форму звездочки, потому все начали называть котенка Звездочкой. Кругленькая мордашка с черным носиком, блестящими глазенками и маленькими стоячими ушками была у моего котенка.

    Какое оно было смешно! Толстенькое, на коротких ножках. Каждый раз, когда оно меня видело, подбегало, терлось о ноги, будто приглашало поиграться с ним. Котеночек имел

    Веселый нрав, а потому очень быстро стало любимцем семьи.

    Больше всего Звездочка любила играться с бумажной бабочкой. Котеночек весело подпрыгивал, становился на задние ножки, крутил головкой.

    Я очень люблю свою Звездочку и довольный тем, что она у меня есть.

    Рекс

    У моей бабушки есть собака. Это большая среднеазиатская овчарка, которая имеет кличку Рекс.

    У него длинная густая шерсть белого цвета. Голова большая, мордашка удлинена, суженная к носу. Глаза в Рекса темные и умные. Смотрит он на всех пристальным, внимательным взглядом. Стройные длинные ноги заросли гладкой шерстью. Хвост

    Коротенький, а из него волнами спадает шерсть.

    Рекс большой и сильный, и характер имеет хороший и спокойный. И хотя он уже взрослый, любит играться с мячиком, бегать со мной наперегонки.

    Мне нравится Рекс, и я охотно с ним играюсь.

    Белочка

    Однажды я увидела на дереве в парке белочку. Золотисто коричневую, лишь кончик хвостика белый, будто сметаной политый. Хвост намного больший от самой белочки. Он пышен и пушист. Кавычки у нее коротки с хорошо развитыми пальчиками, крепкими и плотными.

    Благодаря острым коготкам животное быстро передвигается стволами деревьев, легко цепляется за ветви. Зубы в белочки крепкие и острые. Они легко разгрызают наиболее прочные орехи. Из всех лесных обитателей белочки являются самыми живыми и непоседливыми.

    Мне нравятся белочки, и я с удовлетворением наблюдаю за ними.

    Воробьи

    Люблю воробьев. Они гнездятся около человеческих жилищ. Веселое чирикание этих смелых и умных разбойников доносится из-под крыши над моим окном.

    У воробьев крепкий конический клюв, короткие крылья, длинный хвост. Маленькие быстрые глаза серенькой задиристой птички настороженно посматривают вокруг. Они весело прыгают на своих маленьких ножках, нервно перелетают из ветви на ветвь, что-то шепчутся между собой, затевают шумные драки.

    Воробьи питаются семенами, ягодами, насекомыми, уничтожают врагов сада. Я люблю наблюдать за этими маленькими веселыми птичками.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙОБЛАСТИ

    ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

    ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

    ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

    УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

    В 5 КЛАССЕ

    ПО ТЕМЕ «ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО»

    и литературы

    ГБОУ ООШ №9

    г. Новокуйбышевска

    Новокуйбышевск, 2013 г.

    Тема урока: Описание животного.

    Цели урока :

    Научить правильно строить описание и использовать в своем сочинении изобразительно-выразительные средства языка. Выяснить, как строится описание животных. Сравнить описание в научном и художественном стилях.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. (Объявить цели и задачи урока)

    Ребята, сегодня у нас новая тема. Мы познакомимся с описанием животного. Вашим домашним заданием будет сочинение – описание. Чтобы хорошо подготовиться к нему, мы должны:

    · определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал;

    · отработать элементы композиции;

    · собрать материал для сочинения.

    2. Запись в тетрадях числа, темы.

    3. Повторение. Опрос.

    · Какие стили речи вы знаете? (научный, разговорный, художественный)

    · Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)

    · Как вы думаете, в чем заключается основная идея описания? (в описаниях раскрываются признаки предмета, явления, лица).

    · Что можно описать? (описать можно человека, природу, помещение, какой-либо предмет, животное)

    4. Рассмотрение типа описания в различных стилях (научный, художественный), выявление особенностей каждого.


    Я уверена, что вы любите животных. У многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать своего любимого питомца вам не составить особого труда.

    · А как вы думаете, ваше сочинение - описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом? (в художественном)

    Познакомимся с Текстом № 1. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком). Читает сильный ученик.

    · В каком стиле речи выдержано это описание собаки?

    Познакомимся с Текстом № 2. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком) Читает сильный ученик.

    · Отличаются ли эти описания?

    (Первое описание – научное. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность).

    · Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)

    (Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)

    · Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)

    · Какие художественные произведения с описанием животных вы читали? (Тургенева, Паустовского, Чехова)

    5. Знакомство с композицией сочинения – описания животного в художественном стиле.

    Вернемся к Тексту № 2.

    · Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).

    Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.

    1. Внешние, наиболее яркие признаки животного.

    Работа с текстом.

    - Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного . ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

    · Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).

    · Запишем в тетради:

    2. Повадки, привычки . Ведь это тоже важно.

    В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.

    Запишем в тетради:

    3. Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный - глупый, ласковый - упрямый и пр.)

    6. Предупреждение ошибок.

    Послушайте предложения.

    Что режет нам слух? Есть ли повторы слов?

    «Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».


    · Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?

    Итак, при написании собственного текста необходимо избегать неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.

    Найдите, в чем ошибка!

    · Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.

    · Кот был среднего роста.

    · У животных волосы или шерсть?

    · Ногти или когти?

    · Нос или клюв? (у птиц)

    · Лицо или морда, мордочка, мордашка?

    · Руки или лапы?

    Ребята! Избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.

    7. Подведение итогов

    Давайте подведем итоги урока.

    · О чем мы говорил сегодня и к чему готовились?

    8. Выставление оценок.

    Домашнее задание : написать сочинение - описание животного «Мой любимый домашний питомец», «Любимое животное».

    Текст № 1

    Существуют разные породы собак. Их различают по величине, строению, окрасу, голосу. Болонку нельзя спутать с собакой другой породы.

    Болонка Пушок - маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка у Пушка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом. Вьющаяся шерсть на морде как бы скрывает нос и глаза. Все болонки быстро улавливают различные запахи, у них хороший нюх. У Пушка слегка продолговатые уши, которые он приподнимает, когда насторожен или прислушивается.

    Лапы у него небольшие, но очень сильные, причем передние лапы немного короче задних. Пушок хорошо бегает, звонко лает и откликается на свою кличку.

    Впервые эта порода собак была выведена в итальянском городе Болонья. От названия этого города и произошло название породы собак “болонка”.

    Текст № 2

    Пушок - это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.

    Пушку было всего четыре недели, он недавно открыл глаза и выглядел очень забавно.

    Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками.

    У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик, похожий на кнопку, и темные озорные глазки.

    Он был очень беззащитный , поэтому я все время носил его на руках, чтобы согреть. Когда щенок засыпал, то мордочку прятал в мою рубашку. В это время я не мог играть, потому что оберегал сладкий сон своего нового друга.

    Пушок был очень маленький, и когда бегал по комнате, казалось, что катится шерстяной клубок. Он с удовольствием пил молоко и ел специальный корм для маленьких собак. Мы очень дружили с Пушком, но сейчас, к сожалению, его у меня нет.

    Я всегда вспоминаю о нем с радостью и болью, потому что очень тоскую.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Учитель русского языка и литературы Грунина Л.В. МБОУ «Новосалмановская СОШ Алькеевского МР РТ»

    ШКОЛА НАЧИНАЮЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ

    ЦЕЛЬ УРОКА: - научиться описывать животное; - уяснить жанровые особенности сочинения – описания; - учиться составлять план, отбирать материал к сочинению; - подготовиться к написанию домашнего сочинения

    О КОШКАХ- ИНТЕРЕСНО Люди испокон веков уважали кошек. Например, в Японии у ворот дома специально ставили фигурки кошек, которые символизировали тепло домашнего очага, а в России в новый дом до сих пор первой запускают именно кошку. Кошки помогали ученым совершать полезные человечеству открытия: например, одна из них помогла изобрести йод, случайно опрокинув колбы с разными веществами и смешав их! Контрабандно привезенные котята постоянно живут с зимовщиками в Антарктиде. Эта традиция существует давно, и в 1988-1989 гг. прославился кот Тимофей, который проживал на станциях "Северный полюс" №№ 28 и 29 и помогал своим хозяевам. Кошки лучше, чем собаки, различают запахи. Благодаря этому в британской армии в первую мировую войну даже создали особый "кошачий корпус": его представители могли в нужный момент и в кратчайший срок обнаружить появление в воздухе ядовитых газов. Также для того, чтобы вовремя определять утечку газа из соответствующих приборов, кошек держали и на подводных лодках. Кошки работают в штате ряда почтовых отделений в Лондоне. Они официально получают там "зарплату", которая, к тому же, регулярно повышается с учетом инфляции, и так продолжается вот уже 130 лет. Кошки на почте занимаются очень важной работой: они охраняют посылки от проникновения грызунов.

    ПАМЯТНИКИ КОШКЕ

    ТЕМА СОЧИНЕНИЯ: ОПИСАНИЕ КОШКИ Основная мысль сочинения: МОЙ ЛЮБИМЕЦ- МОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДРУГ

    Описание КАКОЙ ТИП РЕЧИ НАЗЫВАЕТСЯ ОПИСАНИЕМ? Словесное изображение какого – либо явления действительности путем перечисления его отличительных признаков. КАКОВА ЦЕЛЬ ОПИСАНИЯ? Описать предмет, явление так, чтоб читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании

    ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 1.Вступление. Кошка- замечательный друг человека. 2.Основная часть Мой четвероногий друг (описание кошки) а) кличка; б)голова, мордочка (глаза, уши, нос); в) туловище (размер, шерсть); г) лапы; д) хвост; е) характер; ж) повадки; 3. Заключение. Я люблю свою кошку.

    Опираясь на план, опишите своих любимцев

    ИТОГ УРОКА -ЧЕМУ ВЫ НАУЧИЛИСЬ НА УРОКЕ? - КАКУЮ РАБОТУ ВАМ ПРЕДСТОИТ ВЫПОЛНИТЬ ДОМА? -КАКОЙ МАТЕРИАЛ УРОКА ПОМОЖЕТ ВАМ ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...

    Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

    "Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

    Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

    Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс»



  • gastroguru © 2017