Поминальная неделя после пасхи, что нужно знать об этих днях.

От светлого Христова Воскресения, дня Пасхи 2018 и до начала Фоминой недели длится Пасхальная (или Светлая) неделя. Это время празднования победы жизни над смертью – всеобщего и непрерывного ликования. Радоница в 2018 году выпадает на 17 апреля.

Поминальная неделя после Пасхи что нужно знать: главный поминальный день приходится на девятый день после Пасхи

Завершилась Светлая Пасхальная Седмица – неделя, когда православные радовались, празднуя торжество жизни над смертью. В это время в храмах не ведутся заупокойные службы и панихиды, не ходят на кладбище. Ушедших поминают на следующей неделе, которая называется поминальной или Фоминой.

Первое воскресенье после Пасхи имеет очень много названий. Проводы, Гробки, а по-церковному – Радоница – это специально отведенные в православном календаре дни, чтобы побывать в месте, где покоятся уже ушедшие родные и близкие люди, чтобы разделить с ними радость Светлого Христова Воскресенья. Главным поминальным днем у православных считается Радоница. В разных районах России он отмечается в разное время. Согласно церковным канонам главный родительский поминальный день приходится на девятый день после Пасхи, а именно на вторник, передает сайт. В 2018 году это будет 17.04.18.

Надо отметить, что этот день по-разному называется в разных регионах России. Где-то его называют Могилки, где-то Пасха мертвых, а где-то Радовница. Однако, суть этого праздника неизменна. Это специальный день для поминовения усопших родителей и самых близких людей. Считается, что название «Радоница» появилось от глагола «радоваться», так как в этот день мы не только вспоминаем умерших близких, но и поздравляем их с Пасхой, веря в то, что наступит Царствие Небесной и все мертвые воскреснут.

Поминальная неделя после Пасхи что нужно знать: поверья на Радоницу

Во время поминальной недели усопших не принято называть покойниками, так как в эти дни "они все слышат". Лучше их называть родственниками, близкими и знакомыми. За неделю до Проводов люди идут на кладбище упорядочивать могилы, сеять цветы, сажать калину и другие деревья.В Поминальное воскресенье нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю плохо будет всходить и родить.

Бедняки, которые собирают пасхальные яйца, пасхи и конфеты на могилах, должны прочитать молитву за покойника, иначе он будет приходить к ним в снах. Около могилы надо прочитать "Отче наш", можно трижды поцеловать крест или памятник. Когда уходите с кладбища, обратитесь к покойникам мысленно: "Нам пусть здоровится, а вам легко лежится", "Вам Царства Божьего, а нам — к вам не спешить".

В поминальное воскресенье на кладбище встречается энергия живых и мертвых. В поминальное воскресенье покойники при входе на кладбище встречают своих родственников. Чтобы уберечься от неприятностей, надо входить на кладбище через ворота. На входе трижды перекреститесь. Выходя сделайте то же, повернувшись лицом к могилам. Знак креста — это уважение к мертвым и в то же время оберег от нечистого. Дома свяченой водой трижды омойте руки и лицо. В свяченой воде также споласкивают полотенце, которое стелили на могиле под пасху.

Если найдете на пороге или дворе венок или цветы с кладбища, рассыпанную землю, соль или крупу, выметите со двора до ближайшего перекрестка. Порчи вернутся к человеку, который хотел их на вас навести. Беременным и детям до годика на кладбище лучше не ходить, так как у них слишком нежная и чувствительная аура, к тому же маленькие дети часто видят то, что не дано видеть взрослым. Лучше сходить в церковь.

В этот день готовят поминальный стол, приводят в порядок дом. Многие посещают церковь и кладбище. Очень полезно в поминальные дни раздать милостыню нуждающимся. По традиции, тот, кто отдает, получает в десятки раз больше. Отдать деньги или еду нужно с чистым сердцем, пожелать человеку блага.

По приметам, сформировавшихся на протяжении целых веков, нельзя подбирать мелочь по дороге с кладбища и крупные купюры, золотые цепочки и другие украшения. Некоторые люди оставляют на перекрестке или в людном месте для того, чтобы отдать свое горе или невезение, болезнь или неудачи. Нельзя наступать на найденные предметы, а если такое случилось и вы нашли их у себя во дворе – окропите святой водой и сожгите. Так злая энергия вернется к тому, кто ее послал.


Во вторник второй недели после Пасхи (которая называется Неделей Фоминой, или Антипасхи) Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших. До этого поминовение усопших на Страстной и Светлой седмицах в храмах не бывает.

Радоница - русская традиция. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия».

Слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а по-христиански радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Основанием для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад , соединяемое с Фоминым воскресеньем, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих близких с радостной вестью о Воскресении Христовом, и сам день поминовения называется поэтому Радоницей.

Святая Пасха является средоточием всего годичного богослужебного круга. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения, и распространившийся в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви. Тем более не следует в Пасхальный день заниматься работами на могилах: чистить, убирать, садить цветы и кустарник и т.п., что происходит довольно часто в наши дни.

Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу и хотя бы кратко помолиться об умершем. Если есть возможность - попросить священника совершить на могиле литию (краткую заупокойную службу), а если такой возможности нет, можно и мирянину совершить литию мирским чином. Затем прибрать могилу и в тишине помолчать, вспоминая дорогого нам человека.

Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Желательно особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, всегда был окрашен и чист.

Есть и пить (особенно водку) на кладбище христианину не подобает. Особенно недопустимо лить водку на могильный холм - этим оскорбляется память мертвого.

Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не нужно оставлять на могиле еду, чтобы могила не попиралась, например, собаками, продукты следует отдавать нищим.


Подготовил иерей Вадим Калямин

Неделя после великой Пасхи называется Светлая седмица. Все 7 дней проходят народные гулянья, люди ходят друг к другу в гости. Хлебосольные хозяйки накрывают столы простыми, но вкусными блюдами. Все празднуют победу жизни над смертью. Неделя является символом весеннего пробуждения природы, зарождения нового.

Считается, что усопшие также радуются Христову Воскрешению. Бытует суеверие, что души их всю пасхальную неделю бродят в мире живых и отмечают светлый праздник. Издревле в народе на Руси существовало много поверий и интересных обрядов после Великого праздника на Светлой неделе.

Интересны приметы недели после Пасхи, уходящие своими корнями в давние века и созданные по наблюдениям древних славян. Младенец, народившийся в пасхальную неделю, будет иметь крепкое здоровье и проживёт долгие годы. Умершие на Святой седмице одарены милостью Божией попасть в Царство Небесное. Увидеть ночью во сне умершего родственника - в текущем году в семье все будут живы и здоровы.

Есть много примет на Светлую седмицу после Пасхи относительно погоды

Известно много примет касательно молодых девушек:

  • замужним, кто услышит кукушку, предрекалось появление сына или дочки, а девицам на выданье - скорое счастье;
  • зудят губы у девицы - значит, целоваться ей с парнем, а брови чешутся к любовному свиданию;
  • ударилась локтем - кавалер вспоминает;
  • накликает свидание муха, упавшая в суп;
  • чтобы ладошки не потели, всю неделю нельзя дотрагиваться до соли;
  • красоту лица придаёт умывание водой с красной крашенки и серебра.

Помнятся и наказы предков, касающиеся обычных бытовых дел. В понедельник и четверг не положено заниматься шитьем - можно зашить глаза усопшим. Нельзя стирать бельё - замутится вода перед мёртвыми.

Старинные обычаи и забавы

Русская православная церковь и народ усердно чтят традиции недели после Пасхи, созданные предками. В храмах круглосуточно от Светлого понедельника и до Светлой субботы Царские врата открыты для прихожан. Образно это символизирует открытие Гроба Господня, когда ангел отвалил камень от дверей гробницы. Во время молитвы можно созерцать тайны священнодействия.

Всю неделю не разрешалось работать. Женщинам нельзя было заниматься домашними делами и хозяйством. Запрещалось ткать, прибирать, вязать, вышивать. Мужчины не прикасались к своей работе, не занимались землёй и домом. Все гуляли и праздновали Воскрешение.

Считается, что в Светлую неделю по земле странствует Христос с апостолами, одетыми в простое одеяние. Они просят милостыню, дабы определить хороший перед ним человек или плохой, чтобы воздать всем по заслугам. Поэтому все дни Светлой седмицы в домах особливо привечали нищих, больных, убогих, странствующих. Им давали еду и щедрое подаяние.

В среду и пятницу категорически запрещено поститься, даже перед причащением. Все дни Светлого праздника люди должны радоваться жизни, отдыхать душой и телом. Но так же нельзя поддаваться страсти чревоугодия. В Великую Пасху перед иконами ставили горшочки с мёдом (канунчики), в которые опускали свечу и зажигали, поминая усопших. На праздничной седмице кувшинчики, относили на кладбище на могилы и оставляли там.

В каждых деревнях и сёлах строили традиционную забаву ребятни и молодёжи - большие качели. Качаясь на них, празднующие призывали, чтобы уродились высокими злаки. Другое поверье, касающееся качелей, относится к очищению от грехов. С каждым качанием ветер сдувает с человека дурные мысли и бесчестные поступки.

Не проводились на неделе после Пасхи венчания, которые считались мирскими радостями, отвлекающими от Светлого праздника. Креститься не возбранялось. Но всю неделю девушки проводили ритуалы, посвящённые замужеству. Чтобы побыстрее найти суженого и выйти замуж, в Великий день девушка должна первой оказаться наверху колокольни и ударить в колокол.

Чтобы водились в кармане деньги, обязательно надо подать нищему медяк.

Традиции всех дней Светлой седмицы

Каждый день праздничной недели имел своё назначение.

  1. Понедельник - поливальный. Молодёжь ходила к старшим в гости с выпечкой и крашенками: крестники к своим крёстным отцу и матери, внуки радовали бабушек и дедов. Обливали друг друга водой из ведер, чтобы смыть недуги и болезни. В некоторых деревнях и сёлах только мужчины ходили в гости, а женщины оставались дома хлопотать по хозяйству, накрывать стол.
  2. Вторник называли купальницей. По славянскому обычаю в этот день обливали водой того, кто проспал заутреню. В некоторых губерниях начинались праздничные игры и состязания на ловкость и силу. В Светлый вторник женщины выходили прогуляться по гостям, а мужчины сидели дома.
  3. Среда - градовая. Запрещалось работать, чтобы не накликать град на урожай. С этой же целью христиане в церквях ставили свечки. Второе название среды - хороводница. По разным местам девушки начинали водить хороводы на вечерних гуляниях.
  4. Четверг - навский, или Пасха мёртвых. Поминают усопших, но ни в коем случае не скорбят по ним, а вместе с их душами радуются светлому событию Пасхи. Приносят на могилы куличи и яички. Птица, спустившаяся в этот момент с небес, считалась добрым поверьем.
  5. Пятница - прошеный день. В церквях почитают икону Божией Матери, по окончании литургии освящают воду. В народе происходило примирение между зятем и тестем с тёщей. Последние приглашали молодоженов домой, дабы испить вместе молодого пива.
  6. Суббота именуется Святой артос. Прихожанам разрешалось подняться на колокольню, позвонить в колокола. Священнослужители отламывали и раздавали хлеб - артос. Другое название - ублажение гордых. Родители молодых приходили к ним в дом, проводили смотрины семейного уклада, затем предки новобрачного ублажали и угождали молодой жене.
  7. Воскресенье - Фомино воскресенье, Красная горка. Считается, что браки, заключённые на Красную горку, крепкие и долговечные. Молодёжь собиралась в компании на природе, на горках, все пели, плясали, водили хороводы. Устраивали смотрины, сватались.

Люди искренне радовались Великому празднику. Всю Седмицу в губерниях, сёлах, деревнях стоял колокольный звон. Люди надевали красивые наряды, выходили на улицы, христосовались, обмениваясь троекратными поцелуями и говоря: «Христос воскресе!». Всё вокруг было светлым, радостным, пробуждающим к жизни и счастью.

После Святой Пасхи наступает Светлая седмица . На этой неделе православные христиане ходят, друг к другу в гости и дарят крашеные яйца и куличи. В течение недели при звоне колоколов иногда совершают крестные ходы вокруг церкви, при этом носят крест Христов. Таким образом, православные радуются победе Спасителя над смертью и адом.

Каждый день пасхальной недели именуют Светлым.

Понедельник и вторник раньше называли купальными. В эти дни всех, кто проспал утреню, обливали водой.

Среду именовали градовой - в этот день запрещалось работать, чтобы будущий урожай не побило градом.

В четверг поминали ушедших родственников.

Пятница отличается тем, что в это время православные особенно почитают Пресвятую Богородицу. В пятничном богослужении, кроме стихир и тропарей, поют песнопения, посвященные иконе Богоматери "Живописный Источник" . По завершении службы освящают воду.

Субботний день именуется святой Артос, священники преломляют и раздают прихожанам освящённый хлеб «Артос» с изображением креста.

Воскресенье - Красная горка. По старым поверьям, это идеальное время для заключения брака, поэтому на Красную горку играли множество свадеб . Также седьмой день светлой седмицы именую антипасхой или Фомино воскресенье (в память о чуде уверения Фомы). Антипасха означает «противоположный Пасхе» - что не есть противопоставление, а обращение к минувшему празднику, его повторение.

На протяжении всей пасхальной недели Царские врата в храмах не закрывают. В народе считают, что в это время распахнуты врата в рай, и каждый умерший во время светлой седмицы попадает прямо к Господнему Престолу.

Первая неделя после Пасхи - Пасхальная, Светлая, Проводная неделя. Приметы

Продолжается Великий праздник. Всю Светлую неделю пасхальный стол остается накрытым, хозяева угощают всех, кто приходит в дом. Наибольшим уважением пользуются больные, нищие, убогие.

Особый запрет налагался на любую физическую работу на этой неделе, нельзя было ткать, вязать, забивать колья в землю, возиться с навозом и т. п. Посевы в Святую неделю не бывают хорошими, поэтому лучше всего их не начинать.

Чтобы не страдать в жаркую погоду, на этой неделе нельзя было пить много воды.

В среду, называемую в народе Градовой, или Сухой, не работали, обходили поля с громничной свечой. Такие действия предохраняли поля и огороды рачительных хозяев от града в летнее время.

В четверг на Пасхальной неделе почитали умерших предков. В народе этот день называли Навской Пасхой, Пасхой мертвых. Готовили праздничную еду, красили яйца и отправлялись на кладбище, чтобы навести порядок на могилах. У ворот кладбища обязательно произносили пасхальное приветствие: "Христос воскресе!" , затем на могилах родственников молились, оставляли пасхальные (неосвященные) яйца и другие угощения, раздавали милостыню нищим.

В некоторых местностях в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть яйца надо было на открытом месте, "пакачаушы па траве", чтобы дети с небес видели и благословляли семью, которая их не забыла.

Вторая неделя после Пасхи - Фомина, Проводная неделя. Приметы

В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица . Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, "гушкалiся на арэлях" - качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.

Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что на завтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.

В этот день разрешалось работать в саду и огороде - обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: "Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць".

Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.

Вторник на этой неделе - один из главных дней в цикле поминовения предков - Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: "На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць". Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца (одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.

В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. Потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.

Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:

- белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;

- белый фартук на крест на могиле женщины;

- белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.

Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.

Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:

Чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;

Пасхальное неосвященное яйцо;

Что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);

Домашнее печенье, одну конфету;

Неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня - ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!).

После этого все "хрыстосавалiся з памершымi" - хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.

Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) "старейшина" отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые "слезы" на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне "слеза") была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.

Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у порога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет "трогать" землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие - неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков - заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйственных работ.

Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.

Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород - всегда будете с урожаем.

На родительский день можно увидеть вещий сон "от родителей" или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

"Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Светлая Седмица – неделя после Пасхи. Верующие продолжают радоваться великому чуду воскрешения Спасителя, победе жизни над смертью, чествуют Христа, усердно молятся. И такие молитвы, произнесенные в дни Светлой Седмицы особенно сильны. Что можно делать и нельзя в это время, мы постараемся рассказать в нашей публикации. Не оставим без внимания и народные обычаи, приметы, обряды по дням.

Празднование Светлой Седмицы – недели после Пасхи (Красной недели, Великой, Великоденьской )

В это радостное для всех православных время в храмах служат праздничные литургии и совершают крестные ходы каждый день. Начинает действовать разрешение на скоромную еду. Запрещаются венчания и заупокойные службы. Именно на Светлой Седмице умершие появляются перед райскими воротами, где Всевышний дарует им отпущение грехов.

В неделю после Пасхи молящиеся просят воскресшего Спасителя о снисхождении, прощении, вере, здоровье для себя и своих родных. Начинать день и заканчивать нужно благодарственной молитвой. Лучше делать это в спокойной обстановке. Молитвы и просьбы, высказанные на первой неделе после Пасхи считаются самыми сильными.
Рис2

Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи

Разрешено:

  • звонить в колокола, раздавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;
  • креститься;
  • отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
  • отказаться от негативных поступков и мыслей;
  • в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
  • устраивать смотрины;
  • жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.

Запрещено:

  • венчаться;
  • посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
  • усердно трудиться, особенно в среду;
  • поститься;
  • сидеть дома в воскресенье;
  • охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.

Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы

Вторник недели после Пасхи (Купальный, Светлый вт.)

Непременно следовало проснуться и сходить на утреннюю службу. Иначе сони накличут беду и нищету в свой дом. Поэтому проспавших поливали студеной водой. Женщины ходили в гости с куличами и крашенками . Мужчины занимались домашними делами.

Среда недели после Пасхи (Градовая, Хороводница, Светлая ср.)

Утром тем, кто еще не вышел замуж, следовало вознести молитву к Господу о скорейшем обретении семейного счастья. После весь день необходимо было быть среди людей, чтобы не пропустить судьбоносную встречу с суженым. Абсолютно запрещено работать, чтобы урожай не пострадал от града. Настоятельно рекомендуется идти в корчму веселиться с друзьями.

Навский , Светлый чт .)

Время посетить своих предков. В этот день посещают кладбища. Ухаживают за могилами, оставляют там ломтик кулича и крашенки . Птица, севшая на памятник, – это умерший родственник, который спустился принять гостинцы. Такую птицу, если она прилетала во время посещения могилы, считали хорошим добрым знаком небес. Строго запрещено пребывать в унынии. Это день для светлого приветствия своим умершим родственникам. День, когда они спускаются с небес, чтобы разделить с живыми светлую радость.

Пятница недели после Пасхи (Прощеная, Светлая пт .)

Это день всех любителей пива. В пятницу варили пиво, угощали и угощались этим напитком до легкого хмеля, чтобы пригласить удачу. Чрезмерное же пьянство кликало беду. На пиво звали зятя с семьей. Мирились с тещей и тестем, если успевали с ними поссориться.

Суббота недели после Пасхи (Святой Артос, Светлая сб.)

Верующие посещают колокольню в своем храме, звонят в колокола, чтобы проводить Светлую Седмицу. Ходят в гости, желают окружающим добра и благополучия . Священнослужителя раздают верующим освященные хлебцы-артосы с рисунком креста. Мыли дома, чтобы избавиться от несчастий и зла. Тем, кто живут в частном секторе нужно полить крышу из шланга. Те, кто живут в квартирах, могут ограничиться помывкой входной двери.



gastroguru © 2017