Выбор читателей
Популярные статьи
Наверняка, каждый хоть раз слышал о леди Годиве
. Отважная женщина решилась проехать по улицам города верхом на лошади обнаженная, чтобы освободить от налогов его обитателей. В Британии этот персонаж настолько популярен, что все жители уверенны в реальности легенды, действия которой относятся к началу 11 века. На самом деле леди Годива сняла с себя всю одежду ради общего блага – попробуем разобраться в этом обзоре.
Легенда о леди Годиве была настолько популярна, что в 13 веке английский король Эдуард I решил выяснить всю правду о таком экстраординарном событии. Согласно авторитетным хроникам в 1057 году (на 17 лет позже заявленной монахом Роджером даты) в Ковентри действительно были отменены налоги. Но ни в одной из официальных летописей не упоминается об обнаженной даме.
Годива (англ. Godiva от латинизированного др.-англ. Godgyfu, Godgifu — «подаренная Богом»; 980—1067) — англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая, согласно легенде, проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Великобритании ради того чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных.
Легенда о благородной спасительнице
Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она не один раз обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.
Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так горячо просит.
Граф думал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу. Небесная кара была мгновенной - он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.
Жюль Жозеф Лефевр. Леди Годива
Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.
Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни. Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.
В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.
Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.
Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера - монаха монастыря Святого Албана - только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события - 10 июля 1040 года.
Леди Годива. Старинная гравюра
Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.
Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.
Древняя богиня
До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов - мерсийцев, а на юге племя саксов - хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» - языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа
Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков». Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.
Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.
Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.
Христианизация языческого праздника
Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святой Осбурги в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника - вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.
Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.
Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника. Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.
На фотографии запечатлена актриса и каскадерша Эмили Кокс (Emily Cox) во время съемок исторического воссоздания легенды леди Годивы на площади Святой Анны (St. Ann’s Square) в Манчестере.
Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.
Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.
Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.
Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.
В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в костюмы дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.
Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.
Интересные факты
В честь леди Годивы был назван астероид 3018 Годива.
Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.
Грэм Джойс в книге "Правда жизни" / "The Facts of Life" 2002 года пишет о том как в Ковентри был установлен памятник леди Годиве. Так же есть эпизод где одна из главных героинь, очарованная поступком леди Годивы, повторяет ее подвиг.
Как это ни странно звучит, но иногда в честь Леди Годивы получают свое название магазины одежды.
Леди Годиву «с распущенной рыжею гривой» упоминает Осип Мандельштам в стихотворении С миром державным я был лишь ребячески связан…
Леди Годиву упоминает Саша Черный в стихотворении «Городская сказка» («…стан, как у леди Годивы»)
Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в «Литовском ноктюрне» («В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива»)
Питер Гэбриэл упоминает имя Леди Годивы в своей песне Modern Love: «For Lady Godiva I came incognito / But her driver had stolen her red hot magneto».
Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне «Сталь» (Ну а ежели кто не ещё а уже / И душа как та леди верхом в неглиже"
Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».
Британская группа Placebo упоминает в своей песне «Peeping Tom» Подглядывающего Тома, который следит на расстоянии за неизвестной девушкой.
Группа Velvet Underground, упоминает имя Леди Годивы в своей песне «Lady Godiva’s Operation».
Группа Boney M в 1993 году записала песню «Lady Godiva». Впервые она была опубликована в том же году на альбоме More Gold.
Группа Mother Love Bone издала песню «Lady Godiva Blues» на альбоме Mother Love Bone 1992 года и на переиздании альбома Apple.
2 серия («Волшебное ню») 7 сезона сериала "Зачарованные" про Леди Годиву.
В повести Сергея Лукьяненко «Недотепа» упоминается леди Кадива, которая тоже проехала обнаженной по улицам города, чтобы её муж отменил налоги. И проезжала она не один раз.
В первом эпизоде сериала «Черное зеркало» обыгрывается история леди Годивы.
Английский видеоблогер и певец Alex Day записал песню «Lady Godiva», в которой рассказывается легенда о графине.
У немецкой метал-группы Heaven Shall Burn есть песня Godiva, а также фрагмент картины Джона Кольера “Леди Годива” изображен на обложке альбома Veto.
Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о леди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество.
Шоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.
Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.
Edward Henry Corbould (1815-1905). Lady Godiva
John Thomas (1813 - 1862). Lady Godiva. Maidstone Museum, Kent, England
Уильям Холман Хант (1827-1910). Леди Годива. 1857
Годива (англ. Godiva (/dav/), от латинизированного др.-англ. Godgyfu, Godgifu - «подаренная Богом»; 980-1067) - англо-саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая, согласно легенде, проехала обнажённой по улицам города Ковентри в Англии ради того, чтобы граф, её муж, снизил непомерные налоги для своих подданных.
Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива поставила свой народ выше собственной чести, гордости и пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая её за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и сдержал слово, снизив налоги.
Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описана в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители 24 деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре. О событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.
Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри - монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году; согласно его словам, события происходили 10 июля 1040 года. В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри, хотя и на 17 лет позже, начиная с 1057 года налог действительно не взимался. В том же году (31 августа или 30 сентября) граф Леофрик скончался. Однако, как связаны эти события и связаны ли они вообще - непонятно.
Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился взглянуть из окна на голую всадницу - и в тот же миг ослеп.
История про Тома известна с 1586 года, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.
В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодное празднование в честь леди Годивы. Этот фестиваль проводится и по сей день. Главным образом это карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы.
Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник - леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.
Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой. В честь леди Годивы был назван астероид (3018) Годива.
В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри». Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара.
В 2004 году режиссёр Ирина Кодюкова сняла мультфильм «Легенда о леди Годиве».
Ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, героини одной из самых популярных английских легенд, скачущей обнаженной на коне по улицам древнего города Ковентри, был учрежден благодарными горожанами еще в 1678 году.
По легенде леди Годива, юная красавица-жена местного лорда Леофрика, графа Мерсиа, славящаяся своим благочестием и добрым нравом, была поражена окружающей бедностью и, сострадая местному населению, молила постоянно своего мужа, отличавшегося чрезмерной алчностью в отношении своих подданных, иногда прибегая к крайней мере в отношении неплательщиков – к смертной казни - отменить беспощадные налоги, которыми он буквально душил людей своего графства, или хотя бы снизить их размер, чтобы облегчить и без того нелегкую жизнь простолюдинов. Однако все ее мольбы оставались безответными. Однажды граф Леофрик, будучи навеселе, дабы положить конец бесконечному заступничеству жены за "подлое" население своего графства, пообещал ей смягчить налоговый гнет, а то и даже вовсе отменить налоги, если Годива выполнит одно условие: графиня при свете дня должна была проехать на коне через все улицы и площади городка совершенно обнаженной. «Я согласен, - заявил граф, - но вы, леди, должны знать, что древние греки и римляне почитали главным совершенством природы человеческое тело. Демонстрируя его, они стремились изменить жизнь к лучшему. Так вот, если вы проедете в полдень обнаженной верхом на лошади через рыночную площадь Ковентри, прославляя тем самым человека как творение Божье, я отменю все городские налоги». Хитрый граф был уверен, что набожная женщина ее ранга никогда на это не пойдет. Но он ошибся - к великому егоизумлению, Годива не отступилась.
В назначенный день она приказала жителям города запереться дома, закрыв все ставни. Впрочем, по другой версии, зная о предстоящем, жители города Ковентри в назначенный день сами закрыли все двери и ставни окон своих домов из любви и уважения к своей госпоже, чтобы хоть как-то спасти ее честь, поэтому она грациозно проехала в сопровождении двух одетых всадниц по улицам города, прикрытая лишь своими длинными блестящими волосами (по одной из версий, длинные пышные волосы выросли у леди Годивы, как только она решилась обнажиться, чтобы прикрыть ее наготу), почти без свидетелей.
После испытания женщина вернулась к мужу, который сдержал слово и понизил налоги, а по некоторым данным, вообще их отменил, оставив только один налог — на содержание лошадей. Видно граф, наряду с прочими достоинствами, обладал еще и доброй долей хорошего (английского) чувства юмора. С тех пор потомки и прославляют леди Годиву, установив ей памятник и учредив праздник. В Ковентри также впервые была инсценирована легендарная поездка Годивы – роль графини исполнял мальчик.
Немного обмана -
К условию графа привес.
Ведь я не путана,
Мне ставни закрытые в честь.
Надеюсь налоги
Он подданным снизит потом.
Вы смилуйтесь, боги,
И наглый единственно Том!
Под красной попоной
Мой конь будто схвачен огнем.
Туман без картона
И я примечательна в нем.
У леди Годивы
До пояса волосы - плед,
Пушистое диво
И сердца добрейшего след.
Интересно, что в англосаксонской хронике, составленной до 1066 года, ничего не сказано про легендарный поступок обнаженной всадницы. Также о нем не упоминается в подробном источнике сведений об Англии XI века – в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя. Первое упоминание об обнаженной леди Годиве появилось спустя 200 лет после ее смерти в 1236 (по другим данным - 1188) году в записях, точнее в книге «Flores Historiarum», Роджера Вендровера - нормандского хроникера, монаха монастыря Святого Олбана, основанного на деньги правителя Мерсии еще в VIII веке. Согласно этим сведениям, события происходили 10 июля 1040 года. Возможно, автор использовал какой-то ныне утерянный источник. С другой стороны, его считают завистником славы и богатства Ковентри. Так что, возможно, это был наговор. В дальнейшем народная молва сильно дополнила это предание.
История о доброй графине имеет своих приверженцев и скептиков. Не все верят в ее реальность, несмотря на историческую основу. Основные противоречия в легенде:
Налоговая система Англии того периода была сложной и разорительной, зачастую непосильной для мелких землевладельцев. Но даже такому крупному хозяйству, которым владели супруги Леофрик и Годгифу, было непросто существовать под постоянно увеличивающимся гнетом налогов. Поземельный налог, так называемые «датские деньги» (Danegeld), направляемые на финансирование обороны Англии, военная повинность (за счет землевладельца), судебная повинность (королевский суд, как и другие государственные бюрократические процедуры, был платным), прочие налоги - владелец земли должен был собрать уже со своих подданных не только эти налоги, причитающиеся государству, но и налоги, на которые должен жить сам и содержать своё большое хозяйство. Грамоты, предшествующие Нормандскому завоеванию Вильгельма 1066 г. демонстрируют изобретательность эрлов и прочей знати в способах облагать налогами разные группы населения. Налоги собирались натурой: домашними животными, продуктами питания, несением трудовой и воинской повинностей, обеспечением постоя, церковными податями и так далее, и так далее. Ситуация осложнилась в 1040 году, когда к власти пришел законный сын Кнуда Великого, внук Харальда Синезубого, Хардекнуд, который был одновременно и королем Дании. Власть ему пришлось отнимать силой - у незаконного сына того же Кнуда, для чего ему и понадобилась помощь викингов. Чтобы оплатить услуги этих викингов-хускарлов пришлось резко увеличить налог, и к «датским деньгам» прибавились «военные деньги» (Нeregeld, херегельд) – самый высокий в то время налог, разорявший многих. О размере налога говорит тот факт, что при археологических раскопках на территории Дании находят больше англосаксонских монет, отчеканенных в то время, чем в самой Англии, что не могло не вызывать недовольство жителей страны. Когда хускарлы, приехавшие собирать налоги, были убиты толпой жителей Вустера, Леофрик проявил лояльность к новому королю: по его приказу разорил непокорный Вустер – мы видим, что надеяться на Леофрика народу Ковентри не приходилось. Сам налог херегельд будет отменен еще при жизни Годгифы и её супруга – но не по их решению: его отменит очередной король, Эдуард Исповедник, в 1051 году. В 1057 году после смерти Леофрика уже сама Годгифа еще снизит налоги, а перед своей кончиной всё, доставшееся ей по наследству от супруга, передаст церкви.
В наше время английские историки, соглашаясь с тем, что леди Годива – реальный исторический персонаж, все же сомневаются в достоверности легенды о ее своеобразном заступничестве за своих земляков.
Между прочим, обратите внимание на хронологию: когда леди Годива, родившаяся в 980 году, совершала свою знаменитую поездку в стиле "ню" по улицам Ковентри, ей было 60 лет! Для средневековья это был возраст глубокой старости, учитывая среднюю продолжительность жизни в это время - 35-40 лет (и это для мужчин, а для женщин и того меньше). Представляете себе дряхлую старушку в обнаженном виде разъезжающую на лошади по узким улочкам средневекового города!? Может быть, его жители закрыли ставни, просто потому что не желали видеть этого этого извращения?
Кстати, как утверждает Ботинок , Годива была благородной дамой, но не могла быть леди – этого титула еще не существовало, в то время жена эрла носила титул «гебедда» (gebedda). Попробуем понять значение этого титула. В древнескандинавском языке военный вождь и одновременно глава общины назывался «конунг», а вот супругу такого конунга в некоторых источниках называли «heals-gebedda», где «heals» - шея, как и в древнеанглийском. С течением времен в английском языке это слово забудется и вместо него появится «neck», а вот в немецком оно преобразуется в «Hals» и подарит нам слово «Hals-stuck» (галстук, буквально: штучка на шее). В слове «gebedda» самая простая часть - «-bed-» - вы знаете это слово: «кровать», окончание «-da» превращает его в прилагательное, а приставка «ge-» , которая именно в таком же смысле применяется и в эсперанто, означает совместность лиц обоего пола. Если собрать всё слово «gebedda» целиком, получится «та, что разделяет с ним постель». Вспомнив о «heals», мы получим «сожительница на шее». Сами понимаете, результат анализа подан в несколько юмористическом плане, но, главное, мы узнали, что «сопостельница эрла» леди (титул известный в виде «hlæfdige» зафиксированный в 1200-х, примерно значит: «хозяйка, пекущая хлеб», довольно быстро превратится в «lafdi», «lavede» или «ladi» - то, что мы сегодня и называем «жена лорда»), то есть Годива, женой лорда (первое упоминание этого титула относится к XIII-му веку в виде «laverd» или «loverd») быть не могла.
Но все эти подробности биографии благородной аристократки сегодня известны разве что историкам-медиевистам. А потомки с благоговением чтут знаменитую легенду.
Adam van Noort |
Есть мнение, что в оригинальной картине могло и не быть силуэта в окне. Упоминание о любопытном случае впервые появилось в 1634 году трое солдат из Нориджа (Norwich) приехали в Ковентри и один из них записал легенду в дневнике. Эта запись содержит некое упоминание о возможном зрителе, но было настолько расплывчатым, что нашли ее только задним числом. Он состоит всего из двух строк, вероятно, от утерянной баллады:
Her fayre long hayre did much offend
The wantons glancing Eye.
На ее сверкающие длинные волосы
взглянул преступно распутный глаз
Вполне возможно, что нечто подобное и было в той балладе, основанной на старой записи монаха Роджера из Албанского аббатства и его неизвестного источника, однако в первоначальном тексте хроники до изменения ее Ричардом Графтоном (Richard Grafton) говорилось, что Годива проехала через молчащий толпу на рынке, прикрывшись распущенными волосами. Так или иначе, но в 1659 году, в городе появилась деревянная статуя человека, смотрящего из окна, и путешественникам рассказывали, что негодный человек, который выглянул из окна полюбоваться голой красавицей, тут же упал мертвым. Позднее, сверхъестественное наказание было уменьшено до ослепления.
Кстати, в письменном виде впервые слово «peep» (подглядывать) и было употреблено в отношении этого самого Тома в середине XV века. Возможно, «peep» произошло от староанглийского «piken» (быстрый взгляд). «Peeping Tom» на сленге того времени означало «надоедливо любопытный человек», но в историю леди Годивы окончательно в современном виде он попал только в начале XIX века.
Germany 1938 Brown Band Horse Race Lady Godiva Mi671y Stamp Set MNH |
1967 |
Я в Ковентри ждал поезда, толкаясь
В толпе народа по мосту, смотрел
На три высоких башни - и в поэму
Облек одну из древних местных былей.
Не мы одни - плод новых дней, последний
Посев Времен, в своем нетерпеливом
Стремленье вдаль злословящий Былое, -
Не мы одни, с чьих праздных уст не сходит
Добро и Зло, сказать имеем право,
Что мы народу преданы: Годива,
Супруга графа Ковентри, что правил
Назад тому почти тысячелетье,
Любила свой народ и претерпела
Не меньше нас. Когда налогом тяжким
Граф обложил свой город и пред замком
С детьми столпились матери, и громко
Звучали вопли: "Подать нам грозит
Голодной смертью!" - в графские покои,
Где граф, с своей аршинной бородой
И полсаженной гривою, по залу
Шагал среди собак, вошла Годива
И, рассказав о воплях, повторила
Мольбу народа: "Подати грозят
Голодной смертью!" Граф от изумленья
Раскрыл глаза. "Но вы за эту сволочь
Мизинца не уколете!" - сказал он.
"Я умереть согласна!"- возразила
Ему Годива. Граф захохотал,
Петром и Павлом громко побожился,
Потом по бриллиантовой сережке
Годиву щелкнул: " Россказни!" - "Но чем же
Мне доказать?" - ответила Годива.
И жесткое, как длань Исава, сердце
Не дрогнуло. "Ступайте, - молвил граф, -
По городу нагая - и налоги
Я отменю", - насмешливо кивнул ей
И зашагал среди собак из залы.
Такой ответ сразил Годиву. Мысли,
Как вихри, закружились в ней и долго
Вели борьбу, пока не победило
Их Состраданье. В Ковентри герольда
Тогда она отправила, чтоб город
Узнал при трубных звуках о позоре,
Назначенном Годиве: только этой
Ценою облегчить могла Годива
Его удел. Годиву любят, - пусть же
До полдня ни единая нога
Не ступит на порог и ни единый
Не взглянет глаз на улицу: пусть все
Затворят двери, спустят в окнах ставни
И в час ее проезда будут дома.
Потом она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса - подарок
Сурового супруга - и на миг
Замедлилась, бледна, как летний месяц,
Полузакрытый облачком... Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым лестницам - и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.
На нем она пустилась в путь - как Ева
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она.
Разинув пасть, лукаво вслед за нею
Косился желоб. Тявканье дворняжки
Ее кидало в краску. Звук подков
Пугал, как грохот грома. Каждый ставень
Был полон дыр. Причудливой толпою
Шпили домов глазели. Но Годива,
Крепясь, все дальше ехала, пока
В готические арки укреплений
Не засняли цветом белоснежным
Кусты густой цветущей бузины.
Тогда назад поехала Годива -
Как гений целомудрия. Был некто,
Чья низость в этот день дала начало
Пословице: он сделал в ставне щелку
И уж хотел, весь трепеща, прильнуть к ней,
Как у него глаза оделись мраком
И вытекли, - да торжествует вечно
Добро над злом. Годива же достигла
В неведении замка - и лишь только
Вошла в свои покои, как ударил
И загудел со всех несметных башен
Стозвучный полдень. В мантии, в короне
Она супруга встретила, сняла
С народа тяжесть податей - и стала
С тех пор бессмертной в памяти народа.
Перевод И.Бунина
Статуя Леди Годивы в Старой Ратуше. Ковентри |
Мисс "Леди Годива" 1929 |
С миром державным я был лишь ребячески связан,
Устриц боялся и на гвардейцев смотрел исподлобья -
И ни крупицей души я ему не обязан,
Как я ни мучил себя по чужому подобью.
С важностью глупой, насупившись, в митре бобровой
Я не стоял под египетским портиком банка,
И над лимонной Невою под хруст сторублевый
Мне никогда, никогда не плясала цыганка.
Чуя грядущие казни, от рева событий мятежных
Я убежал к нереидам на Черное море,
И от красавиц тогдашних - от тех европеянок нежных -
Сколько я принял смущенья, надсады и горя!
Так отчего ж до сих пор этот город довлеет
Мыслям и чувствам моим по старинному праву?
Он от пожаров еще и морозов наглее -
Самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый!
Не потому ль, что я видел на детской картинке
Лэди Годиву с распущенной рыжею гривой,
Я повторяю еще про себя под сурдинку:
- Лэди Годива, прощай... Я не помню, Годива...
Январь 1931
MANDY GODIVA book Dean Yeagle |
Lil Lady Godiva by Sailmaster-Seion |
Edward Henry Corbould |
Эдвард Генри Корболд |
Маршал Клакстон |
Альфред Джозеф Вулмер |
Alfred Woolmer, 1856 г. |
Alfred Joseph Woolmer |
William Howard |
Старинная гравюра Jones |
по мотивам гравюры Jones. Florence Weston |
Торжественно стучат подковы о булыжник.
И замер Ковентри в тревожном ожидании, А из волос простое одеяние Укрыло тело, и никто не вышел, Чтоб ненароком опорочить грешным взглядом Ту, что, презрев законы и приличия, Имея только волосы в наличии, Твердила про себя: «Терпи и верь, так надо…» Жюль Жозеф Лефевр |
Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы, 1865 г. |
Edith Arkwright, 1882 г. |
Vint 1936 Irene Patten |
Balthus (Balthasar Kłossowski de Rola 1908-2001) "Girl on a white horse" 1941 |
Fred D. Jones, 1950 |
Remedios Varo, 1959 |
Сальвадор Дали, 1971 |
Marco Bronzini |
Mirek Deja |
Джозефин Уолл |
Анастасия Гребцова |
Грегор Якубовский |
Александра Недзвецкая. Леди Годива |
Felicia Cano |
Kirsi Salonen |
Крис Ролинс |
Nestor Martinez |
Karla Gudeon |
Ladies Godiva by Rudi Hurzlmeier |
darksilenceinsuburbia.tumblr.com |
Laura Inksetter |
by Patricio Betteo, via Flickr |
sarah jane szikora |
Lorelay Bove |
JONNA BRASCH |
Kate Smith |
Liz Wright, 1987 |
Monica Delgado |
Valérie Melançon |
P.Simkins |
Ruth Powers |
TheRovingHedgehog on Etsy |
Hans Arnold |
by MagellansBellyStudio |
Mariano Vargas |
by Muse1908 |
Lady Godiva by blackBanshee80.de. on @DeviantArt |
Deborah van Auten |
George Frederick Watts |
Dora Leigh. Такая себе Годива будущего |
Steampunk Lady Godiva, WinonaCookie |
by Jeff MacNelly |
Джон Томас. Мейдстон музей, Кент, Англия. XIX в. |
Леди Годива - часы в Ковентри Лошадь и Lody Godiva были сделаны из дерева студентами в 1950 г. |
by Isaac Kahn |
Эля Ялонецки |
бронзовая статуэтка, L. Mignon, Бельгия, ок.1890 |
by Tania Babb |
GODIVA (2013) by Joao Ruas Акрил, Fabriano и дерево |
Wedgwood Lady Godiva plate |
Осенняя Годива 2010 |
Качалка грезерки (1911) [Л. Д. Рындиной]
Как мечтать хорошо Вам
В гамаке камышовом
Над мистическим оком - над бестинным прудом!
Как мечты - сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Истомленно лунятся: то - Верлен, то - Прюдом!
Что за чудо и диво!
То Вы - леди Годива,
Через миг - Иоланта, через миг Вы - Сафо!..
Стоит Вам повертеться -
И загрезится сердце:
Все на свете возможно, все для Вас ничего!
Покачнетесь Вы влево -
Королев королева,
Властелинша планеты голубых антилоп,
Где от вздохов левкоя
Упоенье такое,
Что загрезит порфирой заурядный холоп!
Покачнетесь Вы вправо -
Улыбнется Вам Слава,
И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб;
Прогремит Ваше имя,
И в омолненном дыме
Вы сойдете на Землю, - мирозданья Колумб!
А качнетесь Вы к выси,
Где мигающий бисер,
Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс.
И мечты-сюрпризерки
Над качалкой грезёрки
Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс!
К сожаленью, истина проста и состоит в том, что это банальная алкогольная версия одноименной знаменитой компании шоколадных конфет. Существует в двух версиях: одна - из белого шоколада, вторая из темного. Ликер нравится шоколадным наркоманам и нимфеткам. Выпускается с 1992 года. Обычно его используют как добавку в кофе со сливками для получения темного шоколадно-моккового гибрида или подается к черному кофе в качестве десерта.
Lady Godiva. Czech perfume bottle. |
Интересна трактовка легенды в онлайн-игре «Легенда: Наследие Драконов» .
Lady Godiva выросла в семье знатного вельможи, не ведая горя и тревог. Достигнув совершеннолетия, девушка была отдана в жены прославленному воину. Союз двух любящих сердец обещал быть долгим и безоблачным. Но судьба предначертала молодой женщине иной жизненный путь...
Полчища воинственных жителей Хаира ворвались в соседний город и устроили там кровавую резню. Спасать несчастных отправился отряд отважных воинов под предводительством мужа Lady Godiva. Но на беду, многочисленные войска магмаров оказались сильнее. Бесстрашные герои были разбиты и захвачены в плен.
Когда страшная весть донеслась до Lady Godiva, она тотчас же приняла решение, во что бы то ни стало вызволить любимого, пусть даже ценою собственной жизни. Позабыв о страхе, она отправилась к врагам в осажденный город. Удивленные такой храбростью, магмары выслушали прекрасную просительницу. Ее слова вызвали безудержный и дикий смех у главаря. Оглядев с ног до головы девушку, он выдвинул требование: если она пройдет обнаженной через весь город, то ее муж останется в живых. Магмары осознавали, что Lady Godiva слишком скромна, благопристойна и целомудренна, чтобы пройти через подобное унижение. Для особы ее ранга и воспитания это было жестокое испытание.
На восходе Мирроу из ворот особняка вышла молодая женщина. Ее длинные распущенные волосы струились роскошными золотыми локонами, прикрывая наготу безупречного тела. Исполненные жалости и восхищенные смелостью девушки жители закрыли ставни домов, никто не осмелился взглянуть на нее. Гордо подняв голову, Lady Godiva прошествовала через весь город и вошла во вражеский лагерь. Она выполнила свою часть договора, теперь настал их черед сдержать свое слово. Но жаждущие крови магмары на глазах у несчастной вероломно и безжалостно убили ее мужа…
А через несколько месяцев мир Фэо был потрясен появлением новой отважной воительницы. Трудно поверить, как ловко эта изнеженная девушка отражала тяжеловесные удары мечом, как грациозно держалась в седле, как уверенно и напористо вела себя с противником. Так начался победоносный путь величайшего из воинов мира Фэо - Lady Godiva. Она восхищает своей неуклонной волей к победе и стойкостью, ведь она не просто мстит за смерть любимого, она борется за свою родную землю. Природная мягкость и внимательность невероятным образом сочетаются в ней с целеустремленностью и выносливостью. Она повергает в трепет самых сильных врагов, мастерски владея мечом и бесстрашно вторгаясь в самую гущу кровавого боя. Легендарный клан Mercenaries с гордостью принял отважную воительницу в свои ряды. Как оказалось суждено свыше, истинное предначертание Lady Godiva – быть воином, великим воином…
Леди Годива — это так же и экспериментальный импульсный ядерный реактор, построенный в Лос-Аламосской национальной лаборатории. Свое название реактор получил из-за того, что его активная зона была полностью обнаженной — никакой биологической защиты, отражателей нейтронов, или даже корпуса не предусматривалось (части уранового ядра были закреплены на металлическом каркасе). Несмотря на то, что большая часть действий с устройством выполнялась дистанционно, из-за отсутствия биологической защиты устройство оставалось крайне опасным. Так, экспериментатор Отто Фриш однажды чуть не погиб, приблизившись к собранному ядру Годивы. Человеческое тело хорошо отражает нейтроны, и приближение человека к ядру приблизило его к критичности. 12 февраля 1957 года произошёл аварийный выход устройства на критичность. Никто из людей не пострадал, но энергия ядерной реакции серьёзно повредила устройство, и оно было признанно не пригодным к ремонту. Позже были построены ещё несколько устройств, аналогичных по принципу действия, но гораздо более совершенных: они управлялись полностью дистанционно (в отличие от первого устройства, в котором некоторые действия приходилось выполнять вручную), предусматривалось охлаждение ядра, что позволило увеличить мощность импульсов.
Острова Кука 2013 Ag 20$ |
Монеты Ковентри (полупенни) с изображением леди Годивы. 1792, 1793, 1794 |
В 1966 году имя леди Годивы вдруг замелькало на первых полосах газет в связи с совершенно невероятными обстоятельствами. В изданной в том же году «Книге пэров Дебретта», подробном справочнике, повествующем о том, кто есть кто среди английской аристократии, была высказана новая точка зрения на родословную королевы Елизаветы II. Королева, среди предков которой, как давно известно, был Вильгельм Завоеватель, по утверждению составителей справочника, являлась также – в 31-м колене – потомком Гарольда, монарха, смещенного Вильгельмом. После поражения и гибели отца в битве под Гастингсом 14 октября 1066 года дочь Гарольда бежала на континент, где вышла замуж за Владимира Мономаха, великого князя Киевского. Их потомков можно проследить в нескольких европейских королевских династиях. Один из них вернулся в Англию во времена правления Эдуарда II Плантагенета, короля, жестоко убитого в тюрьме в 1327 году. Дотошные читатели «Книги пэров Дебретта» проследили родословную жены Владимира Мономаха: ее прапрадедом оказался не кто иной, как Леофрик, предположительно отправивший благочестивую жену на конную прогулку в обнаженном виде по улицам Ковентри. Таким образом, королева Елизавета может утверждать, что ведет свою родословную, в числе прочих великих, и от леди Годивы.
Процессия в честь леди Годивы в Ковентри. David Gee (1839–1911) Середина XIX в. |
"Леди Годива" на параде в Англии. 1935 г. |
"Леди Годива" на параде в Англии. 1962 г. |
Amy Vitale как Lady Godiva. фото: Michael Resnik |
Правда, настоящая леди Годива не могла сидеть на таком седле, как девушки из Гайд-Парка, да и как на картине Джона Кольера тоже. Мужские седла в те времена уже чем-то напоминали современные, хотя и делались обычно из дерева. Женские же седла по описанию напоминали стульчик, часто со спинкой, на котором лежала подушка. Дама сидела боком на этом стульчике, не просто свесив ноги на одну сторону лошади, как на картине Адама ван Хорта, а ставила их на подвешенную опору-дощечку.
А. Семакова. "Купание красной Собчак" |
1. У современной Годивы на всю квартиру –
Две шоколадки и душ.
Править бы миром, но прОклятым пиром
Властвует строгий муж.
У современной Годивы не те пунктиры,
Карта размечена четко.
Томная ночь расстрелялась, как в тире,
Слава глазам и походке.
У современной Годивы признанье дивы –
Что вы, уймитесь, боги,
Что там лошадка, её перспективы
Больше, чем чьи-то налоги.
Четкая поступь, злой взгляд и, заначкой,
Выдох на всё, что спорно.
Это хорошая цель, как иначе.
К цели, вперед – обнаженной.
2. У вечно юной Годивы три Джа правят миром,
Хоть бы весь город – галопом.
Спорны пороки, и всё те же боги
Прочат ей путь автостопом
К звёздам. И пиво у юной Годивы
Стынет в руках, её ноги
Кто-то целует, кто станет кумиром,
Может, на ночь, но в сроки.
Это романтика, фразы и мысли.
Дым на губах стынет жженым.
И если в этом дрожать над немыслимым,
Можно дрожать обнаженной.
3. У постепенной Годивы в руках суть мира,
Стоит чиркнуть зажигалкой и выключить свет.
И кожей чувствовать – ровным потоком хлынет
Странной поземкой вдоль стен близкий уж силуэт.
Ради кого-то
на эшафоты,
как обнаженный суккуб.
Или опавший дуб.
Лечь, как на стол в морге труп,
Лишь бы кто-то
Так же остался, как и хотел быть,
Крут.
Ну а в итоге всё пусто. Мир грешен и скуп.
на этом всё... |
За свою жизнь я слышал много легенд, но именно эта запала мне в душу. Удивительная история которой почти тысяча лет. Случилось она в маленьком британском городке, где я бываю чаще чем в Москве.
В Великобритании даже самый маленький городишко хранит свою историю. Англичане удивительные люди в этом плане, они не просто гордятся тем или иным событием произошедшим у них, они живут им.
Недалеко от Бирмингема есть небольшой город , о котором я уже много раз вам рассказывал. Бываю я там , только за прошлый год я приезжал туда 6 раз, а в этом году был трижды и собираюсь снова. На то у меня есть свои причины, но сейчас не об этом.
Главная гордость и легенда этого небольшого городка - Леди Годива . Вот её история:
Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам . Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива поставила свой народ выше собственной чести, гордости, и пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая её за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью женщины и сдержал слово, снизив налоги.
Удивительно в этой истории то, на мой взгляд, что сам поступок и принятие его народом имеют одинаковую ценность и друг друга дополняют уважением.
1. В центре города , на главной площади установлен памятник Леди Годиве:
2. Как и гласит легенда, Годива восседает обнаженная на коне:
В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодное празднование в честь леди Годивы. Этот фестиваль проводится и по сей день. Главным образом это карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы.
3. Голубые ленточки повязанные на скульптуру, говорят о недавно прошедшем празднике:
4. Если пройти чуть дальше площади, то можно попасть к зданию городского культурного центра Herbert . Вход, как и почти во все музеи и галереи Великобритании - бесплатный:
5. В галерее есть отдельный зал посвященные леди Годиве :
6. В основном здесь выставлены картины разных художников и эпох на которых изображена знаменитая Годива. Это полотно художника Джона Кольера (John Collier) 1898 год:
7. В этом же зале, наравне с великими художниками выставлены рисунки обычных детей, которые учатся в Ковентри. Удивительно и очень трогательно:
9. FA Phillips 1902 год:
10. Леди Годива кисти Маршала Клакстона 1850 год:
11. Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан в мраморе, на гобелене, на полотнах живописцев, в кино, на ТВ и даже на обёртке шоколада фирмы «Годива». По пути в Великобританию у меня была пересадка в Брюсселе. Специально для этого поста купил плитку:
12. На каждом ломтике шоколада изображена Годива. На вкус очень даже приятный:
13. Понятно, что шоколад бельгийский:
В 1955 году американский режиссёр Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри» (Lady Godiva of Coventry). Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара. Его можно найти и посмотреть в онлайне.
Вот такая замечательная история. Ну а я в очередной раз собираюсь навестить
Статьи по теме: | |
Значение слова консолидация
КОНСОЛИДАЦИЯ консолидации, мн. нет, ж. (книжн., спец.). Действие по... Спирт этиловый Введение спирта
Наша статья раскроет информацию на всем известное средство «Этиловый... Сообщение о планете сатурн
Планета Сатурн, пожалуй, имеет самый необычный вид среди всех планет... |