Бэкон, Роджер – краткая биография. Биография роджера бэкона кратко

БЭКОН Роджер

БЭКОН Роджер

(ок. 1214-1292 или вскоре после) - англ. и естествоиспытатель; «удивительный » (doctor miralibis). Францисканец; обучался и преподавал в Парижском и Оксфордском ун-тах ( . 1220-х-1257). В 1278-1292 заключен в тюрьму по решению руководства Ордена. Среди главных трудов Б.: написанное для папы Климента IV энциклопедическое «Большое сочинение» («Opus majus»), а также «Малое сочинение» («Opus minus»), «Третье сочинение» («Opus tertium») и др.
Являясь последователем Аристотеля и поклонником Роберта Гроссетеста, Б. противопоставлял бесплодным, по его мнению, теолого-философским построениям в духе Александра Гэльсского и Альберта Великого конкретные достижения экспериментального естествознания. Выделяя три источника познания: веру в , рассуждение и опыт , он указывал, что только посредством опыта достигает полного и истинного постижения явлений, и потому «экспериментальная - владычица умозрительных наук». Опыт же, по Б., подразделяется на внешний - объектов природы и человеческого искусства, и внутренний, духовный - мистическое в акте божественной иллюминации сверхъестественных объектов: истин веры и самого Бога. Высшей формой знания является , а в качестве его основных «корней» выступают лингвистика, и мораль. При этом , чьи истины являются врожденными и обладают самоочевидной достоверностью, есть «врата и ключ» (porta et clavis) всех прочих наук. Среди же физических дисциплин особое Б. уделяет оптике, или науке о перспективе, развивая учение о передаче всех естественных воздействий посредством т. н. умножения видов, т.е. трансмиссии форм действующей причины, мыслимой по аналогии с умножением света. В рамках же своей моральной философии Б. предлагает такую будущего государственного устройства, в соответствии с которой христианское должно управляться сословием клириков, «священников знания», владеющих достижениями всех наук и возглавляемых Папой Римским.
Кроме того, Б. известен как конструктор приборов и механизмов, возможный изобретатель пороха; особую славу принесли ему смелые догадки относительно будущих изобретений и открытий, изложенные в «Посланиях о тайных действиях искусства и природы и о ничтожестве магии». Так, им высказываются идеи создания очков, подзорной трубы, телескопа, безопорного моста, самодвижущихся повозок и кораблей, летательного аппарата, аппарата для подводного погружения, военных зажигательных стекол и др.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

БЭКОН Роджер

Соч.: Opera quaedam hactenus inedita, L., 1859; The opus majus, ed. by J. Bridges, v.1–3, Oxf., 1897–1900; Opera hactenus inedita, fasc. 1–16, Oxf., 1909–40.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Little A. G., Roger Bacon"s life and works, Oxf., 1914; Carton R., L"expérience physique chez Roger Bacon, P., 1924; Εaston S. С., Roger Bacon and his search for a universal science, Oxf., 1952; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Именной указатель).

В. Зубов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

БЭКОН Роджер

БЭКОН, Бейкой (Bacon) Роджер (ок. 1214, Илчестер, графство Сомерсет-1294, Оксфорд)-английский натурфилософ и богослов, францисканец, “удивительный доктор” (doctor mirabilis). Учился в Оксфорде у Роберта Гроссетеста и Адама из Марша до 1234, затем в Париже, где слушал Александра Гэльского, Альберта Великого, Гильома из Оверни. Преподавал в Париже, в 1252-57 в Оксфорде; о предмете преподавания можно судить по его комментариям к кн. I-IV аристотелевской “Физики”, к кн. XI “Метафизики”. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. Францисканец “спиритуалистской” партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам (“прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором”) со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. Между 1265 и 1268 по просьбе папы Климента IV спешно за год-полтора излагает свое учение в т. н. “Большом труде” с примыкающими к нему вводным “Третьим трудом” и фрагментарным “Малым трудом”. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 “Компендий теологии”. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за “некоторые подозрительные новшества”, возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье, или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. Все сочинения Бэкона-наброски-проспекты ненаписанного “главного труда”, суммы всего знания; в идеале “совокупной мудрости” у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата “Тайная тайных” (Secretum secretorum). Сознавая одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна “вырванному глазу”, если не устремлена в союзе с другими к “пользе”-высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает частным “операциям” строителей. Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу, учащихся скоро “на пятой теореме Евклида” иссякнет, ум увязнет в дебрях и “с отвращением извергнет” даже то,что воспринял.

Бэкон расширяет “грамматику” в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. Аристотеля и “комментатора” (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть, их полезнее бы сжечь. Знакомство с другими мирами помогает Бэкону вести небывало острую критику латинской Европы как всего лишь одной из культур, которая далеко уступает языческой древности в красоте нравственных добродетелей, отстала от арабского мира в изучении природы, особенно в деле изготовления математических и астрономических инструментов, погрязла в губительном для философии пустословии парижских профессоров, в бесполезном многословии проповедников, физически вырождается из-за упадка практической медицины.

База познания-математика. Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: “Без математики невозможно знать небесное, а небесное - происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины”. Большинство исследований Бэкона посвящено оптике (“перспективе”; к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). Его работы о луче и спектре разложения света занимают заметное в истории средневековой оптики, тогда как в других науках он пользуется преимущественно достижениями своей эпохи. Правда, и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. Вслед за Робертом Гроссетестом он развивает неоплатонически-августиновскую метафизику света как первовещества вселенной. Все в ней познается через перспективу, ибо “все воздействия совершаются посредством размножения (излучения) видов и энергий действующими силами нашего мира в воспринимающей материи”. “Толпа философствующих” “бессмысленно блуждает в тумане” из-за незнания перспективы. Последней у Бэкона не уступает по важности - как теоретическая, трактующая о началах веществ, так и практическая, изготовляющая драгоценные металлы, краски и т. п. лучше природы.


Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (около 1214-1292) родился в Илчестере (графство Сомерсет). Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). До 1247 года преподавал в Парижском университете. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами; он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis». В 1250 году Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете; вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден. Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько омрачилась подозрениями в занятиях чёрной магией и в отступничестве от догматов истинной церкви. Около 1257 года генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium).


Бэкон в Оксфорде,
художник Питер Джексон

В 1268 году Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. В 1278 за сделанные им резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов был обвинён в ереси и заключен в тюрьму; освобождён Роджер Бэкон был лишь в 1292 году.

Роджер Бэкон активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т.п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса. Поскольку Роджер Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 году), долгое время считался его изобретателем. В 1260 ученый указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха.
Цинол розница .

Бэкону приписывались самые разнообразные изобретения и открытия: порох, очки, телескоп и т.д. При этом сомнений в существовании магии у него было ничуть не больше, чем у его современников. Бэкон признавал и то, что отличить черную магию от науки не так-то просто. Он считал, что натуральная магия, используемая во благо, имеет право на существование. Алхимия, – утверждал Бэкон, – родственна физике. Она имеет дело с цветом и прочими субстанциями, с горением асфальта, с солью и серой, с золотом и прочими металлами, и хотя Аристотель ничего не писал об алхимическом искусстве, его необходимо изучить для понимания натурфилософии и теоретической медицины. С помощью алхимии можно делать золото, а следовательно, это занятие способно пополнить государственную казну.

Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний – мистический «озарение» и внешний). Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука, и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.). Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования.

Роджер Бэкон (1214 г., Илчестер - 1292 г., Оксфорд) - английский естествоиспытатель, философ, монах-францисканец.

Жизненный путь

Семья Бэкона считалась обеспеченной. В частности, он мог тратить более 2000 фунтов на книги, инструменты и другие вещи для научных изысканий. Но когда родственники Бэкона поддержали Генри III в борьбе против узурпатора Симона де Монфора, то их постигло финансовое разорение и даже изгнание.

Бэкон обучался в Парижском и Оксфордском университетах. В 1241 г. он стал магистром искусств. Затем начал преподавать в Парижском университете, где читал лекции по Аристотелю. Пребывая в Париже, Бэкон стал известным благодаря спорам со схоластами. Кроме того, он стал доктором философии и получил титул «doctor mirabilis» («удивительный доктор»).

В 1250 г. ученый начал преподавать в Оксфордском университете. В этот же период он вступил во францисканский орден. Бэкон быстро стал известным, в то же время его подозревали в отступничестве от церковных догматов и в занятиях черной магией. Поэтому в 1257 г. лекции Бэкона были запрещены, а ему приказали оставить город. Кроме того, философ был отдан под надзор в один из францисканских монастырей Парижа.

В 1265 г. благодаря папе Климента IV Бэкон опубликовал 3 трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium). В 1268 г. ученый вернулся в Оксфорд, где продолжил занятия науками. В конце 1260-х философ закончил работу над Communia naturalium и Communia mathematica. В этих трактатах рассматривались общие вопросы физики и математики.

В 1278 г. за резкие нападки на порочность духовенства Бэкона обвинили в ереси и поместили под домашний арест, а по другим данным в тюрьму. Только в 1292 г. ученый получил свободу. В этом же году он умер.

Научные и философские взгляды

Сочинения, которые создал Роджер Бэкон можно разделить на два разряда: рукописи и напечатанные. Большинство из них посвящено философии.

Бэкон считал, что наиболее достоверной наукой является математика. Ведь с её помощью можно проверить данные остальных наук. Также он утверждал, что она является самой легкой и доступной. Философ выделял 3 типа опыта:

  • жизненный опыт (приобретается в процессе жизни);
  • опыт-доказательство (получен через внешние чувства);
  • духовный опыт (познается через мистическое состояние или внутреннее озарение).

Помимо этого Бэкон занимался астрологией, алхимией и оптикой. Алхимию он разделял на теоретическую (исследование состава и происхождения металлов) и практическую (добыча и очистка металлов). Ученый считал, что в будущем эта наука принесет немалую пользу медицине.

Основные сочинения:

  • «Spculum Alchimoae»;
  • «Perspectiva»;
  • «Specula Mathematica»;
  • «Opera hactenus mеdita»;
  • «Opus Tertium»;
  • «Opus Majus»;
  • «Opus Minus»;
  • «Compendium Studii Philosophiae».

В честь Бэкона назван один из кратеров на Луны.

В труде «Communia Mathematica» Роджер Бэкон предсказал появление следующих вещей:

  • высокоскоростные морские путешествия;
  • автомобиль;
  • аэроплан;
  • микроскоп и телескоп;
  • порох и бомбы.

Недаром ученый говорил, что величайший новатор – это время.

Бэкон считал, что благоденствие обнаруживает пороки человека, а бедствие, наоборот, выявляют его добродетели. Он также говорил, что любая насильственная мера порождает новое зло. А применять насилие заставляет лишь гнев и страх.

По мнению Бэкона, чтение делает людей знающими, беседа - находчивыми, а привычка записывать - точными.

Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки. Мало что известно наверняка о деталях жизни Роджера Бэкона или о хронологии и вдохновении его главных работ.

Детство, образование и университетская жизнь

Бэкон родился в Илчестере в 1214 году, Сомерсет, Англия. Он родился в дворянской семье, хотя и не крупной. В юности он изучал произведения древних греков, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В тринадцать лет он поступил в Оксфордский университет, где провел следующие восемь лет. В конце концов он получил ученую степень по искусству.

В 1240-х годах, возможно, в первые годы десятилетия, Бэкон читал лекции в Университете Парижа, Франция, на трудах древнегреческого философа Аристотеля (ок. 384 – с. 322 до н. Э.). В этот период он также написал три работы по логике или изучению того, как правильно рассуждать. В течение относительно нескольких лет в жизни Бэкона произошли три важных события: его возвращение в Англию из Франции, пробуждение его научных интересов и его вступление во францисканский орден, христианскую группу, основанную святым Франциском Ассизским (1182–1226). ,

Универсальная наука

С самого начала у Бэкона была идея универсальной или общей науки, которая способствовала бы распространению христианства, продлению жизни, укреплению здоровья и объединению богословия (изучение Бога и Его путей) и науки опыта. Он оценил науку как «самую красивую и самую полезную». У Бэкона были и другие причины побуждать христиан заняться наукой об опыте. В то время многие считали, что борьба с антихристом (или великим злодеем, чье прибытие на Землю было предсказано в Библии) была близка. Бэкон видел науку опыта как христианское оружие для борьбы.

Его работы

Около 1257 года Бэкон был вывезен из Англии во Францию и по неизвестным причинам подвергся некоторому заключению, возможно даже тюремному заключению, во французском монастыре. Одна теория состоит в том, что люди допрашивали его из-за его научных интересов, но более вероятно, что его взгляды на жизнь францисканцев оказались непопулярными среди некоторых францисканцев в Англии.

В этот период заключения Бэкон написал свои величайшие произведения: Opus majus (основная работа), Opus minus (небольшая работа) и Opus tertium (третья работа). Разногласия между учеными относительно порядка и целей этих работ еще раз показывают множество неизвестных о жизни Бэкона. В «Опус Мажус» он использовал уже написанные научные материалы, добавил новый материал и включил раздел по теории морали. Что касается наук, общий тон Opus majus - это мольба, пытающаяся убедить папу (главу католической церкви) в важности экспериментальных знаний.

После трех работ Бэкон написал большую часть «Коммуниума натурализма» (общих принципов естественной философии), одного из его лучших произведений. В 1272 году он опубликовал еще одну книгу по изучению философии, в которой вновь появляется старый, злой, аргументированный Бэкон. В нем он утверждал, что видел присутствие антихриста в тогдашних враждующих христианских группах, и он вообще придерживался крайней точки зрения на жизнь францисканцев. Также возможно, что заключение в последние годы его жизни происходит из этой книги.

Биография 2

Роджер Бэкон – известный философ, который придумал и подтвердил множество теорий по бытию человека, по его цели в жизни, и предназначению. Он также является одним из главных реформаторов в теологии, так как его и близко не устраивала сложившиеся ситуация, также занимался множеством точных наук, математикой, физикой, астрономией, в которых также совершил немало важных открытий.

Роджер родился в 1214 году, но, к сожалению, город установить так и не удалось. В детстве будущий философ проявлял немалый ум, показывал свою тягу к познанию и изучению всего и вся, старался всюду быть первым. Также задавался отнюдь недетскими вопросами в таком раннем возрасте, что говорило о его возможной будущей деятельности, а родители сразу заметив это начали работать над мальчиком, благодаря чему он к достаточно раннему возрасту уже имел большой багаж знаний.

После того как мальчик подрос и стал юношей, он решил отправиться в учебное заведение и изучать там разнообразные науки. В нём философ познаёт множество различных основ, которые не вызывают у него особого интереса, так как он хорошо с ними знаком, после чего он покидает свой университет, и отправляется в странствия по миру. Во время своих путешествий он встречает множество философов, которые так или иначе создают его представление о философии того времени, корректируя его суждения о множестве понятий, но в большей степени о религии.

Также он выступал активным реформатором теологии, так как считал её чересчур авторитарной системой норм и ценностей, тем самым подрывая её авторитарность, чего он собственно добивался.

После своих странствий Роджер оседает в неизвестном городе, где начинает писать свои первые труды по различным наукам, в том числе и по философии. В этом же городе он принимает к себе учеников, которых учит своей философии. Также во времена своего пребывания в этом городе он ведёт переписки с множеством учёных и деятелей науки, обмениваясь важными наблюдениями, что благотворно влияет на его развитие как профессионала. Умирает предположительно в том же городе от старости, к сожалению не оставив после себя наследства, так как он был человеком науки, у которого не хватало времени даже на семью.

Английский философ и естествоиспытатель (ок. 1214-1292) родился в Илчестере (графство Сомерсет). Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). До 1247 г. преподавал в Парижском университете. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами; он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis». В 1250 г. Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете; вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден. Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько омрачилась подозрениями в занятиях чёрной магией и в отступничестве от догматов истинной церкви . Около 1257 г. генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium). В 1268 г. Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. В 1278 г. за сделанные им резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов был обвинён в ереси и заключен в тюрьму; освобождён в 1292 г .

Активно занимался алхимией , астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т.п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса. Поскольку Р. Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 г.), долгое время считался его изобретателем. В 1260 г. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха .

Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний – мистическое «озарение» и внешний). Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука, и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.). Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования .

Наиболее важными научными трудами, вне всяких сомнений принадлежащими перу Роджера Бэкона, являются Большое, Малое и Третье сочинения (Opus Maius, Opus Minus, Opus Tertium) . Первым в Европе описал порох. Чуждый всякого лицемерия, он первым смело объявил ошибочность широко распространенной в то время науки - магии. Он говорил: «Знание – сила».

«Не слепая традиция, - взывал он с Оксфордской кафедры, - а только опыт и наблюдение лежат в основе истинного знания».

Широко известно и другое его изречение:

«Кто не знает математики, не может знать никакой другой науки и даже не может обнаружить собственного невежества».

А вот как определял алхимию Роджер Бэкон: «Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство (эликсир) которое, брошенное на металл или на несовершенное вещество, делают их совершенными в момент прикосновения » .

Папа Климент IV перевел его из Оксфорда в Сорбонну, где слава этого ученого возросла еще больше. Но тут в судьбе Бэкона произошла ужасная перемена. Его же авторитет сыграл с ним злую шутку. Церковные власти заточили ученого в тюрьму с требованием раскрыть и предоставить им секрет изготовления искусственного золота. Его трактаты по алхимии до сих пор являются самыми стройными из всех сочинений на эту тему. Написанный им в тюрьме в 1267 г. трактат «Зеркало алхимии » явился основой едва ли не всех последующих сочинений. В первой главе своего главного алхимического труда он пишет:


«По мнению Гермия Триждывеличайшего, алхимия есть истинная наука, работающая над телами при помощи теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высшие и более драгоценные».

«Если мы не знаем способов изготовления золота, то какова этому причина, как не та, что мы не наблюдаем средств, которыми каждый день природа совершенствует металлы? О, бесконечное безумие! Кто, спрашиваю, кто обязывает вас стараться делать то же самое превращение неестественными и фантастическими средствами? Вот почему Философ говорит: горе вам, желающим превзойти природу и сделать металлы более совершенными посредством других приемов, плодов вашего безумного упрямства! Бог дал природе неизменные законы... а вы, безумцы, вы ее презираете и не умеете подражать!»- говорит он в IV главе своего труда .

Некоторые исследователи считают, что Роджер Бэкон не изложил в своих трудах в ясной форме процесс получения Философского Камня (Магистериума ) из нежелания предоставлять такой рецепт людям бессовестным и алчным. Но в таком случае наводит на размышления тот факт, что такой замечательный ученый не мог просто и открыто заявить о невозможности трансмутации металлов в лабораторных условиях .

Алхимия, на протяжении всей своей истории, являет двойственную природу. С одной стороны, она включает в себя использование химических субстанций, тем самым, она претендует на то, чтобы быть предметом истории науки как предтеча современной химии. В то же самое время, алхимия на протяжении всей своей истории также всегда ассоциировалась с эзотерикой, духовными верованиями герметизма и, стало быть, представляет собой специфический предмет истории религиозной мысли .

Химический подход понять проще. Как заключил выдающийся историк алхимии, Ф. Шервуд Тейлор: «Безнадёжное стремление осуществить трансмутацию металлов на практике было ответственно едва ли не за всё развитие химической техники до семнадцатого столетия, и в дальнейшем повлияло на открытие множества важных материалов. В большинстве случаев, это общепризнанный вклад алхимии». С другой стороны, Мирча Элиаде и другие придали большое значение сотериологической функции алхимии , как делу, ведущему к совершенству и освобождению человеческой души или духа, процессу, символизирующему совершенствование металлов в золото, и ведущему человеческое тело к отменному состоянию здоровья и даже бессмертию . Такой подход дополнен психологическими исследованиями Карла Густава Юнга, соотнёсшего алхимический символизм с развитием индивидуальной психо-религиозной жизни .

Элиаде решительно демонстрировал религиозную природу алхимии в Восточных культурах, а Юнг обсуждал психологическую подноготную Западной алхимии в её поздний период (XVI - XVII столетий). Но европейская алхимия в средневековый период, преимущественно с религиозной точки зрения, не получила особого внимания. Держа в уме обе точки зрения, я рассмотрю алхимические идеи натурфилософа тринадцатого века Роджера Бэкона и выдвину предположение о том, какую позицию он занимает в истории «герметического искусства». Существует обширный корпус алхимических трактатов с именем Бэкона, по обыкновению претендующих на аутентичность работ, что со стороны учёного требует пристального внимания. Поэтому в настоящем исследовании я положился лишь на те труды, автором которых с достоверностью является Doctor Mirabilis .

Ввиду важности Бэкона для развития современной науки, он постоянно упоминается в общих историях алхимии и химии. Тем не менее, большинство историков не проливают свет на место Бэкона в этом развитии. Принимая во внимание его алхимические писания, с точки зрения химии есть лишь небольшой материал, на который возлагается оправдание многочисленных притязаний на важность Бэкона для этой науки. Такое положение созвучно позиции Роберта П. Малтхауфа, одного из последних учёных, который занимался этим вопросом. Он обращает внимание на то, что такого рода притязания были также общим местом для знаменитых алхимических «издателей» шестнадцатого и семнадцатого столетий, которые изредка упоминали Бэкона в своих дискуссиях о великих алхимиках или включали приписанные ему работы в свои печатные коллекции.

Химия Бэкона в общем целом производная и поверхностная. К примеру, вначале своего «Малого сочинения» (Opus Minus) он даёт рецепт, который, как он утверждает, без сомнения содеет «эликсир ». Вначале он цитирует несколько трудов Аристотеля и Авиценны, затем даёт растолкование:

Сперва измельченье в порошок с застываньем, затем разложенье с восхожденьем и подавленим (т. е. дистилляцией), и плавкой, и смешением. И затем возвышение с растиранием, далее следует порча масла,(оно) разделяется через дух, с тем чтобы впоследствии увеличить силу (virtus) огня . В самом деле, после этого мы принимаем во внимание назначение извести и дистилляцию масла, и подъём воды, и наконец, мы исследуем разложение из первого в седьмой и степень опасности заболеваний. По истине, кто ведает как оное осуществлять, тот получит совершенное лекарство, кое философы называют Эликсиром, что погружает себя в плавление, так как он распадается посредством огня и не улетучивается. Тейлор, после обсуждения таких рецептов, заключил, что усилия соотнести столь туманные описания с реальными химическими процессами бесполезны. Однако недостаток всякого очевидного вклада в химическую технику в работе Бэкона был отличительной чертой его времени, периода, который, как его описал Джон Рид, «благоухал лампадой, нежели лабораторией».Тем не менее, теоретические идеи Бэкона равным образом невыразительны. Его труды содержат львиную долю беспочвенной критики других алхимиков, длительные рассуждения о важности поддержания секретности, и смутные упоминания о том, сколь полезно Искусство для теологии, медицины, государства, и – как он акцентирует для Клемента IV – Папства. Когда Бэкон в «Третьем сочинении» (Opus tertium) разоблачает для Папы различные «загадки», то они скорее оказываются банальными частицами и кусками алхимического знания, которое должно было быть известно большинству образованных людей того времени, такими как отношение между семью металлами и семью небесными телами, или теория образования металлов из серы и меркурия. Деление Бэконом алхимии на умозрительную и практическую кажется мне переоценённым. Во-первых, Бэкон разделил многие ветви знания на умозрительный и практический аспекты. Во-вторых, дихотомия теоретического и практического аспектов алхимии была известна адептам ещё со времён Греции .

Алхимические труды Бэкона, рассмотренные независимо от прочих с позиции сотериологии , не предполагают глубокой взаимосвязи между алхимией и религиозным опытом. Его идея о том, что алхимия полезна для теологии, поскольку может разрешить вопрос физического строения Адама и Евы, может быть и любопытна, но не совершенна. Его работам недостаёт аллегорической и символической проработки, называемой в алхимии амплификацией, которая выступает отправной точкой юнговского символизма. Хотя, помещённая в общий контекст бэконовской концепции науки и спасения, сотериологическая природа его алхимических идей может быть оценена по достоинству. Концепция науки Бэкона составляет амплификацию его алхимии, и это неявным образом привязывает алхимический процесс получения эликсира жизни к сотериологическому пути, который ведёт через христианскую мораль к вечному спасению .

Во всех поздних трудах Бэкона, он пытается включить всё знание в scientia integralis, всеобъемлющую, универсальную науку. Его видение этой универсальной науки брало начало в его исследовании «Тайны Тайн» (Secretum Secretorum) около 1247. До 1247 года интересы Бэкона были направлены на традиционные темы схоластического учения, по которым он читал лекции в Парижском университете. Там он не проявлял склонности к своим поздним увлечениям наукой, астрологией, алхимией или магией. В сущности, в своих лекциях по трактату псевдо-Аристотеля «О Растениях» (De Plantis), Бэкон, казалось, отрицал обоснованность алхимии, придерживаясь философских положений о том, что трансмутация метал лов per speciem невозможна. Но все пристрастия Бэкона изменились после того, как он открыл «Тайну Тайн », работу, вдохновившую его на изучение медицины, астрологии, алхимии , и это было источником для его видения универсальной науки. Стюарт Истон пишет: «Не может быть преувеличением то, что гигантское различие между тем, что изучает Бэкон из книг «Тайн» и всем тем, что он изучал ранее, вызвано тем, что полученное теперь знание – практическое… Вся его последующая жизнь и эмоциональный накал, с которым он усердствовал в занятиях, может быть обнаружен в воздействии этой книги». Бэкон начал изучать медицину, главный предмет выдвигаемый в «Тайнах», и около 1250 года написал трактат о сдерживании старости, в котором две трети цитат из этой подложной книги. В течение последующих нескольких лет Бэкон написал комментарий на «Тайны», он изучал астрологию и алхимию и, возможно, он начал изучать древние языки – греческий, иврит и арабский. Единственное, что сейчас отличает Бэкона от современников, это, пожалуй, то, что лишь в бэконовском сознании было интуитивное виденье того, что всё это знание чудесным образом взаимосвязано. Таким образом, Бэкон извлёк из «Тайн» то, что лекарство крайне полезно, поскольку дарует власть над здоровьем и связано с алхимией, оно учит тому, как продлевать человеческую жизнь. Астрология также наиболее полезна в этом отношении, из-за характерных соответствий звёзд, печатей, качеств, элементов и металлов. И все эти науки представляют наивысшую пользу – ultissimae – для теологии, поскольку способны объяснить строение тел Адама и Евы до грехопадения, а также описать средства, коими проклятый будет мучим в преисподней .

Кто-нибудь даже может быть захвачен явным энтузиазмом Бэкона, до тех пор, пока не уделит внимания частным примерам, и тогда он поразится, насколько же всё туманно. Бэконовский «дар к систематическому анализу, - как замечает Истон, - гораздо ниже его воображения и проницательности».Такое состояние сознания привело к «неразборчивому эклектизму, пагубно сказавшемуся на логической цельности и стройности». Хотя ясно, что в бэконовском сознании было интуитивное предвидение универсальной науки, это видение остаётся центральным в его работе. Вокруг него роятся мысли Бэкона об откровении, астрологии, морали, алхимии, спасении, продлении жизни и других науках. Некоторые части его системы, такие как оптика, наиболее полно продуманы и разработаны, в отличие от других, тем не менее, единый объединяющий их аспект, как полагал Бэкон, заключается в том, что они составляют scientia integralis .

В попытке понять личность за прозрением Бэкона, нам не нужно забираться так далеко, как Дэвид Ноулс, который утверждает, будто идеи Бэкона «кажется, извращены некоторым пороком психики, нетерпеливостью и нехваткой самоконтроля, которые не дали полностью раскрыться его превосходным талантам и прозорливому гению». Тем не менее, образ Бэкона, возникающий из его работ – это образ человека, движимого сильным эмоциональным зарядом. Это был тот заряд, который дал Бэкону чувство силы и праведности, нёсших его тернистым путём. Субъективная реальность такого посыла также могла придать эмпирический характер его идеям об откровении, которые, как полагал Бэкон, были основным источником науки. В свою очередь, такая открытая мудрость была привязана к человеческому спасению:


«И Бог желает всем людям спасения и никому гибели, и благость Его вечна. Он всегда завещает некий путь для человека, чрез который он может придти к поиску собственного спасения… По этой причине благость Бога предопределяет, что миру будет дано откровение о том, что люди могут быть спасены… И это не удивительно, что мудрость философии такова, ибо мудрость эта есть лишь всеобщее откровение, данное всему человечеству, ибо вся мудрость от Бога. Научное знание может вести к спасению, но предпосылкой для этой открытой мудрости науки служит христианская мораль. В комментарии к «Тайнам» Бэкон объясняет, что Моисей, Авраам и другие еврейские патриархи были подлинными основателями науки, открытой им Богом, в силу их святости. Даже древние язычники, конечно же, Аристотель, Платон, Авиценна и прочие, своими образцовыми жизнями «достигли тайн мудрости и овладели всеми науками. Но мы христиане, - продолжает Бэкон, - не открыли ничего стоящего, а причина в том, что мы не обладаем их нравом. Поскольку не престало мудрости стоять рядом с грехом, но требуется ей совершенная добродетель». Мудрость философии, утверждает Бэкон, не сводится к традиционным учениям физики и метафизики, но есть все науки, составляющие scientia integralis. И ни единый кусок не может быть изъят из этого целого, утверждает он. К примеру, в своих нападках на Альберта Великого Бэкон пишет, что сей магистр ничего не смыслит в науке перспективы, необходимой, чтобы надлежащим образом постичь целое, «и, стало быть, он ровно ничего не смыслит в мудрости философии». Затем, обращаясь к алхимии, Бэкон заявляет: «В самом деле, он, написавший столь много и настолько великих томов о естественных основаниях… невежествен в этих основаниях, и потому его конструкция стоять не может» - et ideo suum aedificium stare non potest! Итак, должно знать тайны алхимии, с тем, чтобы надлежащим образом завершить этот храм мудрости, столь важный для спасения человеческого .

Алхимия привязана к спасению другой идеей Бэкона о структуре разума: его медицинскими идеями об эликсире жизни. Алхимическое лекарство не только производит золото, писал он, но «что бесконечно продлит жизнь». Более того, продление жизни тесно связано с нравственностью. Бэкон объясняет Папе, что существуют две причины преждевременного начала старости. Первая – отсутствие правильного образа жизни, что включает и использование изготовленных алхимиками лекарственных средств и эликсиров, а вторая – это отрицание нравственности. Посему, жизнь благого христианина, позволяет получить откровение универсальной науки, которое может быть использовано в человеческом поиске спасения . Это также помогает продлять жизнь, как происходило со святыми патриархами до Потопа. Такое продление жизни, по сути, есть разновидность протоспасения – как эликсир работает приведением элементов и жидкостей тела в настолько совершенную гармонию, насколько возможно в этой жизни, так и при Воскресении, тела святых будут доведены до совершенной гармонии, в то время как грешники будут мучимы в аду вечными недугами телесных жидкостей.

Литература:

1) Книга алхимии. История, символы, практика. - М.,Амфора, 2006

2) Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.

3) Морозов Н. А. В поисках философского камня. СПб., 1909.

4) Орпов М. А. Алхимия. Пг., 1917.

5) Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. Ч. 1. Гл. 1.

6) Пуассон А. Теории и символы алхимиков // Теории и символы алхимиков. М., 1995.



gastroguru © 2017