Люди не применяли материал для письма. Материалы для письма

Основными материалами, на которых написаны древнерус­ские рукописи, были пергамен, береста (березовая кора), позже бумага.

Пергамен - особым образом выделанная кожа, обычно теля­чья, баранья или козлиная, наилучшие его сорта получались из шкуры новорожденных телят и ягнят - более тонкой и пластичной, и не испорченной укусами оводов и слепней. Пергамен (пергамент) получил свое название от города Пергама (Бергама) в Малой Азии, где во второй половине II в до н.э. изобрели технологию его изготовления: снятую шкуру животного обрабатывали – счищали шерсть и мясо, затем натягивали на раму, тщательно выскабливали, золили, готовую кожу обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. Пергамен был дорогим материалом, и в дело шли даже забракованные листы, например, поврежденные ножом при первичной подготовке ("дырявый пергамен"), или куски с плохо вычищенным жиром, не впитывающие чернила ("пергамен с зализами"). Встречаются рукописи по смытому или соскобленному более раннему письму. Они назы­ваются палимпсестами (от греч. palin – "опять", psao – "скоблю"). Износившиеся или ставшие ненужными рукописи смывались или соскабливались (обычно пемзой). Сейчас существует множество методик прочтения палимпсестов. Но среди русских рукописей палимпсесты редки, большинство из них сохранились в библиотеках Западной Европы.

На Русь пергамен попал из Византии, и назывался "харатья" (от греч. хартион, хартия), а рукописи на нем именовались "харатейными ". Кроме того, для пергамена использовались названия "кожи " или "телятины ". Слово "пер­гамент " в Московском государстве появилось только в XVII веке. Пергамен использовался в качестве материала письма в XI-XIV вв., т. е. до появления бумаги, и был основным материалом уставного письма. Особенностью пергаментных рукописей было отсутствие како­го-либо стандарта, ибо формат зависел от размера кожи.

Каждой найденной бере­стяной грамоте присваивается номер, сейчас их количество превышает тысячу. Рукописи на бересте встречены в Северо-западной Руси: Новгороде, Пскове, Старой Руссе, Смоленске, Витебске, что связано не столько с местом наибольшего распространения этого вида материала, сколько с хорошей сохранностью органических артефактов в болотистых почвах этих мест.

Чтобы использовать бересту как писчий материал, ее специально готовили: с внутренней поверхности удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Дополнительную эластичность бересте придавали с помощью кипячения в воде со щелочью. Но известны и тексты, написанные на необработанной бересте или на вторично использованных предметах (напр., на оторванных днищах туесков). Текст наносился с помощью костяного или железного писала (стилоса) путем выдавливания штрихов. Обычно его размещали на внутренней стороне бересты, реже встречаются рукописи на наружной стороне или с обеих сторон берестяного листа. Известны редкие случаи письма на бересте чернилами. Поскольку на бересте текст не писали, а выдавливали, графика берестяных грамот отличается заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за пределы строки. Да и бытовое назначение записей на бересте не способствовало тщательному выведению букв, свойственной уставному письму. Поэтому графика берестяных грамот XI-XII вв. скорее напоминает прототип полуустава и иногда даже ранней скорописи.

На воздухе береста быстро скручивается из-за неравномерного натяжения ее прослоек при высыхании, становится ломкой и расслаивается. Т.е., этот материал не был рассчитан на длительное хранение. На нем писали письма, записки, записи для себя. Выбор бересты для подобных целей определялся кратковременным назначением написанного, ознакомившись с письмом, человек обычно сразу выбрасывал его.

Одновременно использовались навощенные дощечки – церы . Они, например, хорошо известны по раскопкам в Новгороде. Была даже найдена цера, сохранившая не только заливку воском, но и остатки текста на ней. Писали на церах теми же писалами, которые употреблялись и для письма по бересте. Причем, как считают специалисты, специальная лопаточка на оборотной стороне большинства известных писал была предназначена именно для того, чтобы "заглаживать", удалять написанное на цере после истечения необходимости в нем. Церы, как и береста, использовались для бытовой переписки, обучения грамоте, написания текстов по хозяйственной отчетности и подсчетам и т.п.

Но иногда на бересте и церах писали и деловые документы (в частности, акты), но все же для записей длительного назначения предпочитали пергамен.

Бумага в качестве материла письма на Руси применялась со вт. полов. XIV века. В XIV – н. XVIII вв. использовалась бумага иностранного производства: итальянская (XIV-XVI вв.), французская (XIV-XVI вв.), немецкая (XV-XVI вв.), поль­ская (XVI в.) и голландская (XVII в.). Переход к бумаге способствовал распространению письмен­ных источников и развитию книгопечатания. Попытки наладить собственное производство бумаги в России относятся к XVI-XVII вв., когда появились первые бумажные мельницы, где изготовля­лась бумага низкого качества. В первой четверти XVIII в. были по­строены десятки казенных и частных бумажных фабрик, способных конкурировать с бумагой иностранного производства и удовлетворять спрос на бумагу в стране. В 1721 г. Петр I принял указ о запрещении употребления иностранной бума­ги в официальном делопроизводстве (в коллегиях, канцеляриях и других учреждениях, как центральных, так и местных).

Если материл письма за последние века изменился сравни­тельно мало, то орудия письма проделали за этот период значи­тельную эволюцию.

Основными орудиями письма до 30-х годов XIX в. были гусиные перья (реже использовались перья лебедей, воронов и даже павлинов). Способ подготовки гусиных перьев для письма почти без изменений сохранялся до XIX века. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячий песок или золу, затем с помощью перочинного ножа очинивали: делали надрез с двух сторон, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. После этого перо затачивали. От того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. С 1830-х гг. в России появились металлические перья - сначала иностранного, затем, с 80-х г. XIX в., отечественного производства. Появление стальных перьев способствовало ускорению письма. Но переход к металлическим перьям был очень медленным. В образовательных учреждениях их допустили к употреблению только в 80-х гг. XIX в., а в нотариальных конторах, канцеляриях, военном ведомстве вплоть до русско-японской войны пользовались гусиными перьями.

Заглавные буквы и заголовки писали кисточкой . Текст берестяных грамот выдавливали острыми костяными или металлическими предметами – писалами . Карандаш (от тюрк. "кара" - черный, "таш" - камень) употреблялся в России со второй половины XVI века. Привычный нам простой карандаш изобрел в к. XVIII в. чех Йозеф Гармут, случайно обнаруживший замечательные свойства смеси графита и глины, и в результате дальнейших поисков разработавший стержни для письма, которые назвал "кохинор" (не имеющий равных). Почти одновременно французский живописец Конте тоже предложил делать пишущие стержни из смеси глины с графитом, но ему пришла в голову еще одна блестящая идея – помещать их в деревянную оболочку. Так родился карандаш в привычном для нас виде. В России карандаши отечественного производства никогда не отличались хорошим качеством. До революции их привозили, в основном, из Германии.

Древнерусские рукописи написаны густыми плотными чернилами коричневого и бурого цветов. Иногда встречаются и черные чернила, для получения которых в обычные чернила добавляли сажу. Методика изготовления стойких, отчетливо видимых чернил была освоена не сразу. В Древней Руси известно много рецептов изготовления чернил: из сажи, уксуса, жженого сена, чер­нильных орешков, ржавых гвоздей, древесной коры. Например, сохранился такой рецепт: "Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде… а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового". В целом в основе приготовления чернил лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В XVII в. для ускорения приготовления чернил вместо ржавого железа стали использовать медный купорос. Чернила глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения. Для разного времени и для разных рукописных центров был свойственен особый химический состав чернил, поэтому анализ химического состава и цвета чернил может использоваться для датировки рукописей. В 1880-х гг. появились алазариновые чернила фиолетового оттенка.

Для промокания рукописей использовался мелкий су­хой кварцевый песок, позже -промокательную бумагу. Введение глицерина, а затем спирта обусловило быстрое высыхание написанного, что ограничило употребление промока­тельной бумаги.

Кроме чернил использовались краски , которыми писались заголовки, заглавные буквы, орнамент и другие украшения. Из них наиболее широко применялась киноварь – краска оранжево-красного цвета. Ее часто использовали для написания заглавных букв, а иногда и всей первой строки (отсюда выражения "красной строка " и "рубрика " - от латинского слова рубер – красный). Использовались также охра, лазурь, свинцовые белила, черная краска. В богатых рукописях использовали и золотую краску, которую делали из растертого в порошок золота, замешанного на камеди (т.н. "творное золото "). Серебро в рукописных памятниках встречается крайне редко.

Сначала люди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписи называются петроглифами. На них первые художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра, а также пытались обозначить границы своих владений и мест охоты для членов из других племен. Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. Но камень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применении крайне неудобны. Поэтому позднее люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Одним из первых доступных материалов стала использоваться глина. Глиняная табличка - древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500 годом до н.э. (например, Тэртэрийские таблички, имеющие надписи в виде пиктограмм с изображением рогатого скота, веток деревьев и ряд относительно абстрактных символов). Однако более широкую известность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н.э. Способ изготовления подобных табличек был очень прост. Для их изготовления замешивали глину с водой. После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи – для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы. Интересен тот факт, что из глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе. Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию. Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1-2 см делали углубление на 0,5-1 см., а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой - стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы. В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. – это полиптих, состоящий из четырех восковых страниц. Кстати, выражение «с чистого листа» - «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново. Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги. Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. э. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе. Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время - соединялись в книги. В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности. И, несмотря на это, он применялся очень долго (вплоть до VIII века н.э.), дольше многих других материалов, пригодных для письма. В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных – пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных. По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197-159 до н. э.). Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами - переписчиками. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания. В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – определенные слои коры березы. Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту. Бумага. Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага. Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д. В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам. Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов. На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII - XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах - сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии. В XI-XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV-XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно - ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата - ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

В древности для письма использовались материалы, которые можно назвать предшественниками : дерево, кость, камень, глина, воск, металл, папирус, пергамент и т.д.

Еще со времен Каменного века на скалах и стенах пещер сохранились нанесенные первобытными людьми знаки и рисунки - петроглифы. На костях убитых животных вырезались пиктограммы.

С появлением первых цивилизаций возникает письменность в виде иероглифов и клинописи. В качестве материалов для письма применялись каменные плиты, деревянные таблички, а с зарождением металлургии и металлические пластины. В Междуречье шумеры начали использовать для клинописи глиняные таблички, которые после обжига становились очень долговечными.

В Древнем Египте в III тысячелетии до н.э. создали папирус , который можно считать настоящим предшественником бумаги. Его изготавливали из одноименного тростникового растения, растущего в долине Нила. Использовалась нижняя часть стебля, которую освобождали от наружного слоя, сердцевину разрезали на тонкие полоски, которые потом выдерживали в воде. Уже размягченные полоски прокатывали каталкой по доске, опять замачивали, еще раз прокатывали, а затем снова ставили в воду. Полученные, таким образом, полупрозрачные слои волокна укладывали поперечно относительно друг друга, сушили под прессом и разглаживали камнем. Получившиеся листы полировали с помощью слоновой кости и склеивали в свитки.

Папирус был очень легким и удобным при транспортировке. Из Древнего Египта папирус в больших количествах вывозился в страны Средиземноморья, оставаясь до V века н.э. одним из основных материалов для письма. Активно использовался до XII века.

Древнегреческое слово papyros (латинское papyrus) произошло от древнеегипетского papu, которое в переводе означает «царский». Позднее слово папирус вошло в европейские языки, обозначая бумагу. Например, бумага по-английски — the paper, по-немецки — das papier, по-французски — le papier.

Во II веке до н.э. в Пергамском царстве (Малая Азия) был изобретен новый материал для письма, получивший название «пергамент ». Его получали из обработанной специальным образом кожи молодых животных: ягнят, телят, козлят. По сравнению с папирусом пергамент оказался более прочным, долговечным и эластичным материалом. На пергаменте было легче писать, текст можно было смыть и нанести новый, причем с обеих сторон. В тоже время он был сложным в изготовлении и дорогим материалом.

Для производства пергаменты шкуры животных вымачивали в воде, затем с помощью ножей удаляли остатки мяса и опять вымачивали, добавляя золу. Потом специальным инструментом срезали шерсть. После этого шкуры сушили, разглаживали, а также натирали мелом и полировали. В итоге должна была получиться чистая, ровная и тонкая кожа, имеющая желтоватый оттенок. Данный материал окрашивали в нужный цвет. Чем тоньше был пергамент, тем он дороже стоил. Первоначально из пергамента формировали свитки, но позднее научились из его листов сшивать книги.

Такие качественные материалы, как папирус и пергамент были дорогими, поэтому также для письма использовали кору деревьев, пальмовые листья, ткани, а также восковые дощечки. Основа для восковой дощечки изготавливалась из дерева (реже из слоновой кости), в которой делалось специальное углубление - в него заливали растопленный воск. По застывшему воску писали стилем - металлической палочкой. Текст можно было легко стереть ее тупым концом. Однако данный материал не обеспечивал длительное сохранение текста.

Впоследствии изобретение и распространение бумаги, которая оказалась более дешевым и практичным носителем информации, привело к вытеснению вышеназванных материалов для письма, а также значительно расширило использование письменности.

Первые писчие материалы

Камень. Вероятно, первым из материалов, на котором люди стали высекать сначала идеографические изображения, а позже – условные символы, слоговые знаки и буквы, был камень. Так, уже древнеегипетские мастера выбивали заточенными зубилами иероглифы на каменных обелисках.

Кирпич. Обитатели древней Месопотамии выдавливали знаки и буквы на сырых заготовках глиняных кирпичей и табличек различных габаритов. Делали они это костяным стержнем с клиновидным острием, а после нанесения символов глину обжигали. Обожженные таблички служили посланиями и имели такое же широкое хождение, как письма и счета в наше время. Зарождение клинописи в Междуречье относят к 3500 до н.э.

Металлы и их сплавы. Медь, свинец, латунь и бронза в античном мире тоже служили писчими материалами. На листах из свинца и других металлов фиксировались договоры, законы и союзы. Из 15 в. до н.э. до нас дошли древнекитайские надписи на гадательных камнях и ритуальных бронзовых сосудах.

В Библии упоминается (Иов, 19:24) о несостоявшейся мечте воспользоваться «резцом железным с оловом». Древние римляне писали хроники на бронзе, а легионеры перед боем выражали свою последнюю волю на металлических пряжках или ножнах мечей.

Олово и бронза в истории

Дерево. Книги в виде набора деревянных таблиц (в основном из срезов самшита или лимонного дерева) существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н.э.). Поверхность таких таблиц обычно покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, и буквы процарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося «стилем».

При таком способе письма тексты можно было исправлять, нанося в нужных местах новый слой покрытия. Отдельные дощечки скрепляли вместе тонкими кожаными ремнями – выходила книга, получившая у латинян название кодекса (codex).

Среди подобных книг встречались, наверное, и довольно увесистые: в одном из произведений римского комедиографа Плавта (254–184 до н.э.) описан случай, когда семилетний мальчик своими «табличками» умудрился проломить голову учителю. Похоже, книги-таблицы еще долго не выходили из употребления и после появления бумаги: в Европе имеются письменные свидетельства об их существовании еще в начале 14 в н.э., а, согласно Чосеру (1344–1400), в Англии ими пользовались и в конце 14 в.

Листья деревьев. Пальмовые и др. листья служили писчим материалом с незапамятных времен. Плиний Старший (23–79 н.э.), римский ученый, в своей энциклопедии знаний античности (Естественная история) повествовал, в частности, о технике письма на пальмовых листьях. Диодор Сицилийский, греческий историк 1 в. н.э., в труде Историческая библиотека сообщал, что судьи Сиракуз писали имена приговоренных к изгнанию на листьях оливы.

В некоторых районах Индии и Цейлона до недавних времен продолжали писать на пальмовых листьях. Цейлонцы пользовались листьями веерной пальмы талипот (Corypha umbraculifera), длинными и широкими. В Ассаме писали на листьях древовидного алоэ (Aquilaria agallocha), а в других районах Индии – на листьях пальмирской пальмы (Borassus flabellifer).

Огромные листья пальмирской пальмы нарезали полосами почти любой желаемой длины и шириной около 5 см. На поверхности листа металлическим стержнем выдавливали бороздки знаков, а затем эти углубления заполняли черным красителем, отчего письмена становились четко различимыми. Проделав по краю исписанных листов пару отверстий и пропустив через них шнуры, листы скрепляли вместе – получалась книга. Память о таком использовании пальмовых листьев сохранилась вплоть до наших дней – в названии «листов» современной книги.

Кора деревьев. Кора повсюду служила подходящим писчим материалом. Древние латины использовали для этого внутреннюю часть коры, которую называли словом liber (луб). Со временем это слово стало означать саму книгу.

Не менее интересна история трансформации русского слова «луб» в «лубок». На бересте – коре березы белой (Betula alba) – металлическими заостренными «писалами» в Средние века составляли свои послания новгородцы, шведы, татары Золотой Орды.

Американские индейцы с помощью деревянных палочек и жидкого пигмента наносили символы своей рисуночной письменности на белую поверхность коры березы Betula papyrifera. Коренные обитатели Мексики, Центральной и Южной Америки некогда изготавливали своеобразную бумагу из луба тутовых деревьев.

Пергамен и велень. Пергамен (пергамент), который как писчий материал тоже предшествовал бумаге, назван по имени древнего города Пергам в западной части Малой Азии. Хотя он применялся, вероятно, уже с 1500 до н.э., его появление связывают с Евменом II, царем Пергама (197–159 до н.э.).

Делали пергамен из расслоенной овечьей кожи. Внешний слой – со стороны волосяного покрова – дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамен.

Велень делали из цельной кожи шкур телят, коз и ягнят, в отличие от овчины, предназначавшейся для пергамена. Поэтому велень можно отличить от пергамена благодаря присущим ему характерным признакам структуры эпидермы и остаткам фолликул шерстинок удаленного меха, из-за чего обработанная поверхность не кажется гладкой.

Современная технология выделки пергамена и веленя почти ничем не отличается от древней. Последовательность операций такова: шкуру моют, натирают известью, специальным скребком очищают от шерсти и мездры и снова моют. Затем эту частично очищенную кожу натягивают с помощью крепежных ремней на прямоугольную деревянную раму и сушат. Потом опять очищают и выравнивают, удаляя все неровности.

Наконец, ее натирают мелом (обезжиривают и отбеливают), и всю поверхность тщательно прочищают мягкой пемзой. Ни пергамен, ни велень не подвергаются дубильному процессу. Обрабатываются они известью и оттого по виду поверхности и на ощупь похожи на бумагу.

Рассматривая европейские рукописные книги, можно разглядеть, что во многих из них страницы противоположных сторон одних и тех же листов выглядят по-разному: «мясная» светлее «волосяной». Это различие в древних книгах заметнее, чем в более поздних, потому что при выделке пергамена мастера более позднего времени более обильно отбеливали его мелом и намного старательнее выскребали пемзой волосяную сторону.

Писец, приступая к работе над манускриптом, с особым вниманием подбирал пергаменные листы, сходные по цвету и текстуре. Более того, чтобы стороны каждого разворота будущей книги не слишком отличались одна от другой, он устанавливал такую последовательность страниц, при которой «волосяная» поверхность пергамена была обращена к «волосяной», а «мясная» – к «мясной».

Употребление пергамена в Европе продолжалось даже после появления печати с деревянных досок и наборными штампами. Подсчитано, что для одного экземпляра первой изданной И. Гутенбергом (1399–1468) Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.

В Европе массовое изготовление пергамена для печатных книг просуществовало до 16 в., но этот крепкий и долговечный материал пользуется спросом и поныне – на нем печатают дипломы и важные документы, создают произведения каллиграфическогоискусства. Так, еще в 19 в. патентная документация Великобритании и США оформлялась в виде печатных или рукописных пергаменов.

Папирус. Хотя папирус также, строго говоря, не является бумагой, именно он был тем первым писчим материалом, которому присущи многие свойства современной бумаги. Слова папироса, папильотка, папье-маше и подобные им произошли от греческого названия («папирус») многолетнего тропического травянистого растения семейства осоковых. Слово «библос» у греков означало внутреннюю плоть стебля папируса. У писчего материала, именуемого папирусом, – слоистая структура, а настоящая бумага состоит из разобщенных и измельченных волокон, но ее можно сделать и из стеблей папируса (Cyperus papyrus), т.к. в них содержится достаточно клетчатки (целлюлозы). До начала новой эры в Египте были обширные плантации папируса, но с ростом потребления бумаги они постепенно сокращались и в конце концов почти совсем исчезли.

Существует еще несколько пригодных для письма, рисования и черчения видов природных бумагоподобных материалов, по методам изготовления подобных папирусу, – «бумага хуун» (Huun) и «бумага аматал» (Amatal), делавшиеся из коры тутовых деревьев ацтеками и майя. «Бумага дэлованг» (Deloewang) из тщательно отбитой коры шелковицы с о. Ява. «Рисовая бумага» с острова Тайвань. Последний материал представляет собой тонкий спиральный срез из сердцевины дерева бумажная аралия (Fatsia papyrifera) и не имеет никакого отношения ни к рису, ни к бумаге.

Развитие письменности и инструментов для письма

История письменности и инструментов для письма, используемых человеком с древнейших времен до наших дней для записи и передачи информации, есть история самой мировой цивилизации. Принадлежности для письма запечатлевали каждый шаг в развитии человечества и сформировали взаимоотношения между отдельными людьми и целыми народами. Они придали достоверность всей структуре торговли, коммерции, финансов, религии, форм правления.

Первобытный человек изобрел орудия в форме дубинок и заостренных камней, чтобы бороться за свое выживание. С развитием разума человек обнаружил, что заостренный камень - более эффективное орудие, чем дубина, им можно также пользоваться для того, чтобы отобразить на стенах пещеры свою радость по поводу удачной охоты. Он рисовал, дабы выразить то, что происходило в его примитивном мозгу, используя природные цветные глины. Наскальные изображения мамонтов и бизона, обнаруженные в пещерах Альтамира (Испания), принадлежат к числу самых первых следов, оставленных первобытным человеком. Изображения на скалах выполнены сажей и охрой, смешанными с жиром животных, и ученые полагают, что их возраст - не менее 35000 лет.

Эта попытка выразить понятия путем копирования сюжетов непосредственно с натуры получила название пиктографии - рисуночного письма.

По мере прогресса цивилизации на смену пиктограммам пришли символы, используемые для обозначения целых слов или слогов. Считается, что первая система письменных знаков была изобретена в шумерских сельскохозяйственных поселениях около 5500 лет назад. Этот способ письма называется клинописью. Он заключался в выдавливании знаков прямоугольной палочкой под углом на плитке из влажной глины, которую затем обжигали и сушили либо на солнце, либо в печи, до тех пор, пока она не затвердеет. Шумеры придавали изображениям более простую стилизованную форму и изобрели знаки для обозначения абстрактных понятий; например, понятия "свет" и "время" передавались изображением Солнца. Хотя шумеры использовали свыше 2000 знаков рисуночного письма, их было все же недостаточно для описания сложных понятий. Поэтому шумеры разработали фонетический принцип, согласно которому знак, который ассоциировался с конкретным звуком, мог быть использован для обозначения другого предмета при помощи такого же звука. Сегодня. этот принцип является основой письменности.

Другими важными системами рисуночного письма были: (а) китайское письмо, на базе которого возникло японское письмо, (б) хеттское письмо, которое, как полагают, играло роль связующего звена между древнееврейским и финикийским алфавитами, причем еврейские слова читаются справа налево; (в) письмо инков, в котором знаки читаются снизу вверх, и (г) египетская иероглифика (в переводе - "священные вырезанные знаки"). Дальнейшим развитием иероглифики стали иератическая и демотическая разновидности египетского письма.

В период правления фараона Аменемхета III (1850 - 1800 гг. до н.э.) египтяне снаряжали экспедиции в поисках медной руды и прочих "сокровищ" на соседний Синайский полуостров. Для увеличения своей численности они нанимали в состав эскпедиций уроженцев Сеира - пустынной местности, простиравшейся к югу от Мертвого моря до Акабского залива. Египтяне использовали писцов для учета количества наемных работников, затраченных денег, количества руды и прочих ценных материалов, добытых на Синае. Жители Сеира говорили на своем собственном языке, и полагают, что письменные отчеты, которые поступали к египтянам от десятников и надсмотрщиков, происходивших из Сеира, привели к изобретению алфавита. Самые ранние надписи, исполненные одними лишь знаками алфавита, сделаны жителями Сеира.

На восточном побережье Средиземного моря, которое в то время являлось частью побережья Сирии, жили финикийцы. Они были торговцами-мореходами и в период между 1100 и 700 гг. до н.э. основали поселения по всему побережью Средиземного моря. Финикийцы пользовались алфавитом, и часто именно им приписывают его изобретение. Это, возможно, ошибка, хотя некоторые из финикийцев были потомками жителей Сеира. Алфавит состоял из простых и понятных символов, каждый из которых обозначал звук. Успех был столь велик, что финикийский алфавит послужил основой для многих позднейших видов письменности, включая греческую, древнееврейскую, арабскую и индийскую.

Греция была первой европейской страной, использовавшей искусство письма, которое затем перекочевало в Сицилию и Италию. К 403 г. до н.э. греки изобрели 24 буквы, создав систему письменности, называемую "ионическим письмом". Первые обнаруженные надписи на греческом языке были вырезаны на камне или изображены на расписной керамике, причем буквы имели строго геометрическую прямоугольную форму. Более поздние рукописные тексты свидетельствуют о том, что буквы стали более округлыми, а слова писались слитно, возможно, из-за необходимости ускорить и облегчить письмо.

Римляне заимствовали греческий алфавит, использовав многие буквы без изменений и добавив некоторые свои. Римская империя процветала в западном мире, и то же самое происходило с ее алфавитом и латинским языком. В наше время римский (латинский) алфавит широко распространен, претерпев лишь несколько незначительных изменений.

Самым первым инструментом для письма был, вероятно, указательный палец. Первобытный человек окунал его в сок растений или кровь животного, чтобы нанести грубые контуры. Следующим шагом стало использование кусков цветной глины либо мела, которым была придана особая форма, чтобы их легче было держать в руке. Шумеры изготовляли глиняные плитки с ровной поверхностью, на которых выдавливали клиновидные знаки при помощи острых предметов.

Древние египтяне усовершенствовали технику письма путем использования тростниковой кисти для письма на материале, изготовленном из стеблей папируса. Кисть изготовляли из тонкого стебля тростника, конец которого расплющивали и размягчали. Кисть впитывала чернила и выпускала их на поверхность папируса. Подрезая различным образом волокна, можно было проводить тонкие или широкие линии письма.

Древние греки изобрели тростниковое перо, изготовленное из тростника, полый стебель которого имел твердую оболочку. Кончик пера заостряли по-разному, чтобы изображать буквы различной формы. Вдобавок, его можно было сделать более эластичным, прорезав расщеп. Этот же принцип используется в современных перьях. Тростниковое перо было прочнее, чем египетская тростниковая кисть. Хотя папирус широко применялся в качестве материала для письма, греки пользовались также вощеными табличками, изготовленными из самшита, слоновой кости или металла. Для письма на этих поверхностях стилусы (заостренные с одной стороны палочки) изготовляли из металла, кости или слоновой кости.

Примерно в VIII столетии папирус был вытеснен пергаментом, который изготовлялся из козьих и овечьих шкур. Древние греки усовершенствовали технику обеззоливания и дубления пергамента.

На пергаменте, с его гладкой поверхностью, легче было писать мелким почерком, и это, по всей вероятности, способствовало появлению птичьего, или гусиного, пера. Перья для письма делали из прочных маховых перьев гуся или другой крупной птицы и затачивали кончик, который был прочнее, нежели расщепленный конец тростникового пера, а потому мог прослужить дольше, прежде чем его требовалось заточить снова. Гусиное перо вскоре получило широкое распространение, и им пользовались уже около 500 года н.э. Исторический пример: английский король Иоанн Безземельный воспользовался гусиным пером, чтобы подписать "Великую хартию вольностей" на лугу Раннимид в 1215 г.

Гусиное перо стало основным инструментом для письма повсюду, кроме некоторых стран Востока, где по-прежнему пользовались тростниковым пером. Это продолжалось вплоть до начала изготовления стальных перьев в XIX столетии. Тем временем прочие материалы, такие, как рог, кость и т.п., люди подвергали испытаниям, стремясь изготовить более долговечное перо, чем гусиное. Металлические перья были известны еще в XV столетии; бронзовые перья с расщепом на современный лад были найдены в руинах города Помпеи, уничтоженного извержением Везувия в 79 г.н.э.! Эти первые металлические перья были топорно сделаны и стоили очень дорого. Дешевые, легко доступные гусиные перья оставались непревзойденными по своей популярности

Использование гусиного пера и чернил лучшего качества, заметно повлияло на почерк. Учащиеся выбирали гусиные перья как более удобные для скорости письма, чтобы рука с пишущим инструментом могла поспевать за их мыслями. Люди начали писать с легкостью и подчас отражали в манере письма черты собственной личности. Национальный характер накладывал свой отпечаток на внешний вид рукописного шрифта. Итальянский шрифт выглядел витиевато и вычурно, германский - солидно и тяжеловесно, испанский - величественно, французский - аккуратно и элегантно, в английском явно прослеживались традиционный индивидуализм и "островное мышление".

Примерно в 1750 г., как результат повышения уровня грамотности, возникла необходимость в более простом и более долговечном пере для использования в конторах и учебных заведениях. Стальное перо, по логике вещей, представлялось законным наследником гусиного, хотя в период с 1800 по 1835 гг. начали появляться и другие заменители гусиного пера. Одни перья изготовляли из рога и черепахового панциря, другие были украшены бриллиантами и рубинами в золотой оправе. Ни одна из этих моделей не имела коммерческого успеха.

Сведения о том, кто изобрел металлическое перо, отсутствуют. Имеются несколько претендентов на приоритет. Документально установлено, что стальные перья делал в Бирмингеме (Англия) еще в 1780 г. изготовитель разрезных колец для ключей по фамилии Харрисон. В 1808 г. житель Лондона Уайз использовал принцип Харрисона для изготовления стальных перьев, торгуя ими по цене 5 шиллингов. Эти перья завоевали большую популярность. В 1820 г. Джозефу Гиллотту, одному из первых наиболее известных изготовителей, удалось изготовить тонкое, упругое стальное перо.

Джон Митчелл начал изготовлять перья механическим способом, а Джеймс Перри тогда же развил бурную деятельность в этом направлении. В 1828 г. Джосайя Мейсон приступил к производству перьев с целью усовершенствования их конструкции и снижения стоимости. В том же году он изготовил цилиндрическое перо для Джеймса Перри, а в следующем году - перья с расщепом. В 1830 г. Перри взял на вооружение способ, позволявший делать стальные перья более упругими путем просечки отверстия в центре пера между кончиком и крыльями, а также прорезания одного или нескольких боковых расщепов по обе стороны центрального расщепа.

Стальное перо совершило большой прогресс по сравнению с традиционным, однако уже здорово надоевшим гусиным. Более высокая стоимость компенсировалась более продолжительным сроком службы и удобством пользования. Механизированное производство перьев началось в 30-х гг. XIX столетия, преимущественно в новом промышленном городе Бирмингеме. Развитие этой важной отрасли стимулировалось повышением общего уровня грамотности и новыми методами рекламы.

Перья изготовлялись самой разнообразной формы и продавались практически по всему миру. Одна фабрика предлагала свыше 400 различных моделей. Одни перья были юбилейными, с портретами выдающихся личностей, другим присваивались знаменитые имена, вроде "Пиквик" либо "Уэверли" (в честь романа Вальтера Скотта).

Хотя большинство стальных перьев были довольно простыми по конструкции, этот недостаток с лихвой окупался чрезвычайно обширным разнообразием ручек для них. Изготовлялись не только простые по внешнему виду деревянные ручки, хорошо известные клеркам и учащимся, но также и многие элегантные и декоративные ручки из самых различных материалов, таких, как слоновая кость, жемчуг, золото и серебро. Для разборчивых покупателей, искусные мастера и ювелиры украшали ручки резьбой, сложными филигранными узорами и эмалью. Были ручки, изготовленные в форме того самого гусиного пера, на смену которому они пришли.

Изготовление стальных перьев осуществлялось в несколько стадий. Этими стадиями были: вырубка заготовок, расщепление носика и вырубка центральной просечки (отверстия), закалка, клеймение, чеканка рельефа, придание окончательной формы. Кроме того, перья подвергали отпуску, снимали с них заусенцы и шлифовали.

Так как все эти стальные перья приходилось окунать в чернила, в их конструкцию было внесено множество усовершенствований, чтобы можно было дольше писать, окунув перо один раз. Некоторые перья изготовлялись с углублениями в форме ложки и желобками, в которых оставалось немного чернил, когда перо окунали в чернильницу. Когда чернила на пере кончались, из углубления поступало по желобкам на кончик еще немного. Другим способом было изготовление пера с "крыльями", обращенными вниз, чтобы под ними оставались чернил. Некоторые перья делали как бы двойными; идея заключалась в том, что между верхним и нижних перьями должно оставаться определенное количество чернил.

Все эти попытки лишний раз подчеркивали давно назревшую потребность в пере, которое имело бы свой собственный запас чернил. Эта потребность была удовлетворена в 1883 г., когда Льюис Эдсон Уотерман, житель Нью-Йорка, изготовил первую пригодную для использования перьевую авторучку.

В 1940-е годы братья Ласло и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. В 1943 году были изготовлены первые коммерческие образцы. Во время второй мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.

В 60-е годы в Японии были изобретены фетровые наконечники для пишущих инструментов. Ручки с фетровыми наконечниками получили название "фломастер" ("flowmaster" от англ. flow - стекать). Наибольшее распространение фетровые наконечники получили в известных всем флуоресцентных маркерах.

В 80...90-х годах появились роллеры. По сути, это более "тонкая" и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик и менее густые чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.

(в статье использованы материалы из книги Андреаса Ламброу "Перьевые ручки мира")



gastroguru © 2017