Контрольные вопросы. Видоизменения корней Корневые клубни функции и растения

Вопросы:
1.Функции корня
2.Виды корней
3.Типы корневой системы
4.Зоны корня
5.Видоизменение корней
6.Процессы жизнедеятельности в корне


1. Функции корня
Корень – это подземный орган растения.
Основные функции корня:
- опорная: корни закрепляют растение в почве и удерживают на протяжении всей жизни;
- питательная: через корни растение получает воду с растворенными минеральными и органическими веществами;
- запасающая: в некоторых корнях могут накапливаться питательные вещества.

2. Виды корней

Различают главные, придаточные и боковые корни. При прорастании семени первым появляется зародышевый корешок, который превращается в главный. На стеблях могут появляться придаточные корни. От главных и придаточных корней отходят боковые корни. Придаточные корни обеспечивают растение дополнительным питанием и выполняют механическую функцию. Развиваются при окучивании, например, томатов и картофеля.

3. Типы корневой системы

Корни одного растения – это корневая система. Корневая система бывает стержневая и мочковатая. В стержневой корневой системе хорошо развит главный корень. Ее имеет большинство двудольных растений (свекла, морковь). У многолетних растений главный корень может отмирать, а питание происходит за счет боковых корней, поэтому главный корень можно проследить только у молодых растений.

Мочковатая корневая система образована только придаточными и боковыми корнями. В ней нет главного корня. Такую систему имеют однодольные растения, например, злаки, лук.

Корневые системы занимают много места в почве. Например, у ржи корни распространяются вширь на 1-1,5 м и проникают вглубь до 2 м.


4. Зоны корня
В молодом корне можно выделить следующие зоны: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания.

Корневой чехлик имеет более темный цвет, это самый кончик корня. Клетки корневого чехлика защищают верхушку корня от повреждений твердыми частицами почвы. Клетки чехлика образованы покровной тканью и постоянно обновляются.

Зона всасывания имеет множество корневых волосков, которые пред-ставляют собой вытянутые клетки длиной не более 10 мм. Выглядит эта зона в виде пушка, т.к. корневые волоски очень маленькие. Клетки корневого волоска также, как и другие клетки, имеют цитоплазму, ядро и вакуоли с клеточным соком. Эти клетки недолговечны, быстро отмирают, а на их место образуются новые из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня. Задача корневых волосков – всасывание воды с растворенными питательными веществами. Зона всасывания постоянно перемещается за счет обновления клеток. Она нежная и легко повреждается при пересадке. Здесь присутствуют клетки основной ткани.

Зона проведения . Находится выше всасывания, не имеет корневых во-лосков, поверхность покрыта покровной тканью, а в толще находится проводящая ткань. Клетки зоны проведения представляют собой сосуды, по которым вода с растворенными веществами перемещается в стебель и в листья. Здесь так же находятся клетки-сосуды, по которым органические вещества из листьев поступают в корень.

Весь корень покрыт клетками механической ткани, что обеспечивает прочность и упругость корня. Клетки вытянутые, покрыты толстой обо-лочкой и заполнены воздухом.

5. Видоизменение корней

Глубина проникновения корней в почву зависит от условий, в которых находятся растения. На длину корней влияет влажность, состав почвы, вечная мерзлота.

Длинные корни образуются у растений в засушливых местах. Особенно это характерно для растений пустынь. Так у верблюжьей колючки корневая система достигает 15-25 м в длину. У пшеницы на неорошаемых полях корни достигают в длину до 2,5 м, а на орошаемых – 50 см и увеличивается их густота.

Вечная мерзлота ограничивает рост корней в глубину. Например, в тундре у карликовой березы корни всего 20 см. Корни поверхностные, ветвистые.

В процессе приспособления к условиям среды корни растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции.

1. Корневые клубни выполняют роль хранилища питательных веществ вместо плодов. Возникают такие клубни в результате утолщения боковых или придаточных корней. Например, георгины.

2. Корнеплоды – видоизменения главного корня у таких растений, как морковь, репа, свекла. Корнеплоды образуются нижней частью стебля и верхней частью главного корня. В отличие от плодов они не имеют семян. Корнеплоды имеют двулетние растения. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй – они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.

3. Корни-прицепки (присоски) – придаточные кори, развивающиеся у растений тропических мест. Они позволяют крепиться к вертикальным опорам (к стене, скале, стволу дерева), вынося листву к свету. Примером может быть плющ и ломонос.

4. Бактериальные клубеньки. Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными.

5. Воздушные корни образуются у растений, произрастающих во влажных экваториальных и тропических лесах. Такие корни свисают вниз и поглощают дождевую воду из воздуха – встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников, у монстеры.

Воздушные корни-подпорки – это придаточные корни, образующиеся на ветвях деревьев и достигающие земли. Возникают у баньяна, фикуса.

6. Ходульные корни. У растений, произрастающих в приливно-отливной зоне, развиваются ходульные корни. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

7. Дыхательные корни образуются у растений, которым не хватает кислорода для дыхания. Растения произрастают в преизбыточно увлажненных местах – в топких болотах, заводях, морских лиманах. Корни растут вертикально вверх и выходят на поверхность, поглощая воздух. Примером могут быть ива ломкая, болотный кипарис, мангровые леса.

6. Процессы жизнедеятельности в корне

1 - Всасывание корнями воды

Всасывание воды корневыми волосками из почвенного питательного раствора и проведение её по клеткам первичной коры происходит за счет разницы давлений и осмоса. Осмотическое давление в клетках заставляет минеральные вещества проникать в клетки, т.к. их содержание солей в них меньше, чем в почве. Интенсивность поглощения воды корневыми волосками называется сосущей силой. Если концентрация веществ почвенного питательного раствора будет выше, чем внутри клетки, то вода будет выходить из клеток и наступит плазмолиз – растения завянут. Такое явление наблюдается в условиях сухости почвы, а также при неумеренном внесении минеральных удобрений. Корневое давление можно подтвердить с помощью серии опытов.

Растение с корнями опускается в стакан с водой. Поверх воды для защиты её от испарения нальём тонкий слой растительного масла и отметим уровень. Через день-два вода в ёмкости опустилась ниже отметки. Следовательно, корни всосали воду и подали её наверх к листьям.

Цель: выяснить основную функцию корня.

Срежем у растения стебель, оставив пенёк высотой 2-3 см. На пенёк наденем резиновую трубку длиной 3 см, а на верхний конец наденем изогнутую стеклянную трубку высотой 20-25 см. Вода в стеклянной трубке поднимается, и вытекает наружу. Это доказывает, что воду из почвы корень всасывает в стебель.

Цель: выяснить, как температура влияет на работу корня.

Один стакан должен быть с тёплой водой (+17-18ºС), а другой с холодной (+1-2ºС). В первом случае вода выделяется обильно, во втором – мало, или совсем приостанавливается. Это является доказательством того, что температура сильно влияет на работу корня.

Тёплая вода активно поглощается корнями. Корневое давление повышается.

Холодная вода плохо поглощается корнями. В этом случае корневое давление падает.


2 - Минеральное питание

Физиологическая роль минеральных веществ очень велика. Они являются основой для синтеза органических соединений и непосредственно влияют на обмен веществ; выполняют функцию катализаторов биохимических реакций; воздействуют на тургор клетки и проницаемость протоплазмы; являются центрами электрических и радиоактивных явлений в растительных организмах. С помощью корня осуществляется минеральное питание растения.


3 - Дыхание корней

Для нормального роста и развития растения необходимо чтобы к корню поступал свежий воздух.

Цель: проверить наличие дыхания у корней.

Возьмём два одинаковых сосуда с водой. В каждый сосуд поместим развивающие проростки. Воду в одном из сосудов каждый день насыщаем воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде нальём тонкий слой растительного масла, так как оно задерживает поступление воздуха в воду. Через некоторое время растение во втором сосуде перестанет расти, зачахнет, и в конце концов погибнет. Гибель растения наступает из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания корня.

Установлено, что нормальное развитие растений возможно только при наличии в питательном растворе трёх веществ – азота, фосфора и серы и четырёх металлов – калия, магния, кальция и железа. Каждый из этих элементов имеет индивидуальное значение и не может быть заменён другим. Это макроэлементы, их концентрация в растении составляет 10-2–10%. Для нормального развития растений нужны микроэлементы, концентрация которых в клетке составляет 10-5–10-3%. Это бор, кобальт, медь, цинк, марганец, молибден др. Все эти элементы есть в почве, но иногда в недостаточном количестве. Поэтому в почву вносят минеральные и органические удобрения.

Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.

Тренажёр для подготовки к ЕГЭ

по теме:

Корень. Строение, функции.

Видоизменения корней.

Корень. Строение, функции. Видоизменения корней .

Корень - вегетативный подземный орган растения. Он имеет радиальную симметрию, не несёт на себе листья, обладает способностью ветвиться, характеризуется неограниченным ростом. Функции корня: закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных веществ, синтез гормонов и ферментов, выделение продуктов метаболизма, запасание воды и питательных веществ.

Совокупность всех корней одного растения называют корневой системой. Различают два типа корневых систем (у семенных): стержневую и мочковатую. Стержневая состоит из главного корня, от которого отходят боковые корни. Встречается у голосеменных и многих покрытосеменных (главным образом у двудольных).

Мочковатая – главный корень быстро отмирает, а развиваются придаточные корни, формирующиеся на нижней части стебля, от которых отрастают боковые корни. Встречается у однодольных.

На продольном разрезе различают четыре основных зоны корня деления, роста (растяжения), всасывания и проведения. Зона деления образована меристематической тканью, клетки которой активно делятся, обеспечивая рост корня в длину. Верхушка корня покрыта корневым чехликом, который предохраняет верхушку корня от повреждения по мере продвижения корня в почве. Его клетки постоянно слущиваются. Они покрыты слизистым веществом для облегчения движения. Зона роста (растяжения) – Участок, на котором происходит рост клеток путём их растяжения. Зона всасывания покрыта корневыми волосками, которые поглощают воду и минеральные вещества из почвы. Здесь же происходит дифференциация клеток и формирование тканей. Зона проведения проводит воду и минеральные вещества в вышерасположенные органы растения. В этой зоне закладываются боковые корни.

В связи с изменением функций корня происходит его видоизменение. Образование корнеплодов и корневых клубней связано с накоплением в корне запасных веществ и воды. Корнеплод образуется из главного корня и нижнего участка стебля (свёкла, редька, морковь, репа и др.) Корневые клубни образуются из боковых и придаточных корней (батат, земляные орешки и др.).

Корни многих растений образуют с почвенными организмами симбиозы, Микориза (грибокорень) представляет собой симбиоз высшего растения и гриба. Клубеньки на корнях образуются у бобовых растений в результате их симбиоза с азотфиксирующими микроорганизмами, которые способны усваивать молекулярный азот атмосферы.

Часть 1 содержит 10 заданий (А1-А1-). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 1

А 1. В какой зоне корня происходит митоз?

1. зона всасывания

2. зона деления

3. зона проведения

4. зона роста

А 2. Какую из указанных функций корень не выполняет?

1. запасание воды и питательных веществ

2. синтез гормонов и ферментов

3. выделение продуктов метаболизма

4. фотосинтез

А 3. Бодяк полевой размножается

1. клубнями

2. корневищами

3. отводками

4. корневыми отпрысками

А 4. В центральном цилиндре корня преобладают ткани

1. покровные

2. основные

3. запасающие

4. проводящие

А5. Что представлает собой клубень картофеля?

1. корневище

2. корнеплод

3. сочный плод

4. видоизменённый побег

А 6. Подземный побег отличается от корня наличием у него

2. зоны роста

3. сосудов

А 7. Корнеплод- это

1. утолщённый придаточный корень

2. утолщённый главный корень

3. утолщённый стебель в основании главного побега

4. утолщённый стебель в основании главного побега и утолщённое основание главного корня

А 8. У растений из зародышевого корешка развивается:

2. главный корень

3. боковые корни

4. придаточные корни

А 9. «Головка» чеснока-это

1. видоизменённые придаточные корни

2. видоизменённая система побегов

3. видоизменённый побег

4. видоизменённые листь

А 10. Корнеплод свеклы-это видоизменённый:

2. стебель

3. корень и стебель

Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8): 3-свыбором трёх верных ответов из шести, 3-на соответствие, 2-на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 2

В 1. Корневище можно отличить от корня по следующим признакам:

1. обязательное наличие листьев, почек, междоузлий

2. отсутствие корневого чехлика

3. наличие чешуй, узлов и почек

4. способность зеленеть на свету

5. есть придаточные корни

6. отсутствие ризодермы

В 2. Мочковатую корневую систему имеют

2. одуванчик

5. пшеница

В 3. Грибы образуют микоризу с корнями

4. однодольных покрытосеменных

5. двудольных покрытосеменных

6. всех видов крестоцветных растений

В 4. Установите соответствие между ботаническим наименованием и органом растения

Ботаническое наименование Орган

1) клубень картофеля А. корень

2) корневище ландыша Б. побег

3) яблоко домашней яблони В. плод

4) корнеплод моркови

5) корнеплод редиса

6) тыквина огородной тыквы

7) луковица репчатого лука

В 5. Установите соответствие между характеристикой и зоной (участком) корня

Характеристика Зона корня

А. участок образован мелкими, плотно 1. зона деления

прилегающими одна к другим 2. зона всасывания

живыми клетками

Б. клетки всё время делятся

В. участок корня, на котором находятся

корневые волоски

Г. Число клеток постоянно увеличивается

Е. состоит из образовательной ткани

В 6. Клубни как производные вегетативных органов

Орган Растение

А. Клубни стеблевого происхождения 1. георгин

Б. Клубни стеблевого происхождения 2. кольраби

4. картофель

5. топинамбур

В 7. Установите последовательность участков корня, начиная с его верхушки

А. зона всасывания Г. зона роста

Б. зона деления Д. зона проведения

В. корневой чехлик

В 8. Установите последовательность действий при пикировке

1. Растение опускают в лунку и колышком прижимают почву к корням.

2. Растение поливают.

3. В грунте с помощью колышка для посадки делаются лунки глубиной 5-7 см.

4. Основной корень растения слегка обламывают, примерно на 1/3 часть.

5. Колышек аккуратно подводят под корни сеянца и вынимают его из земли, держа его за

семядольный лист.

Часть 3 содержит 6 заданий (С1-С6). На задание С 1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2- С6-полный развёрнутый ответ.

Часть 3

С 1(а). Какие органы принимают участие в образовании корнеплодов и корневых клубней?

С 1(б). Что произойдёт с корнем, если у него отрезать верхушку?

С 1(г). Для чего при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

С 2. Найди ошибки в приведённом тексте. Укажи номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Прочность и упругость корня обеспечивает покровная ткань. 2. Рост корня в длину обеспечивают

Зона деления и зона роста. 3. Процесс всасывания осуществляют вытянутые клетки корневых

волосков. 4 . Верхушка корня покрыта корневым чехликом, образованным механической тканью.

5 . В зоне проведения находится осевой цилиндр, его образует механическая и образовательная ткань.

С 3. Какие функции выполняют различные зоны молодого корня?

С 4(а). Вода и минеральные вещества поглощаются из почвы корневыми волосками. Что же дальше происходит с этим раствором в растении?

С 4(б). Докажите, что корневище растения - видоизменённый побег.

Ответы:

Часть 1

А 1-2 А 6-1

А 2-4 А 7-4

А 3-4 А 8-2

А 4-4 А 9-2

А 5-4 А 10-3

Часть 2

В 1-2 3 4

В 2-1 3 5

В 3-3 4 5

В 4-А 4 5, Б 1 2 7, В 6 3

В 5-1 1 2 1 2 1

В 6-1 1 2 1 2 1

В 7-В Б Г А Д

В 8-3 5 4 1 2

Часть 3

С 1(а). В образовании корнеплодов принимают участие, как главный корень, так и нижние участки стебля.

Корневые клубни появляются в результате утолщения боковых и придаточных корней.

С 1(б). Рост корня в длину прекратится. У корня с оторванным кончиком образуется много боковых и

придаточных корней. Корневая система становится более мощной.

С 1(в). 1. На свету клубни картофеля зеленеют, в них образуется ядовитое вещество-соланин;

2. В тёплом помещении усиливается испарение влаги, и клубни сморщиваются и прорастают.

С 1(г). 1. Прищипывание кончика корня стимулирует рост боковых корней.

2. В результате увеличивается площадь корневого питания растений.

С 2. 1- Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. 4-Верхушка корня покрыта корневым чехликом образованным покровной тканью. 5-Осевой цилиндр образует механическая и проводящая ткань.

С 3. 1. Корневой чехлик предохраняет верхушку корня от повреждений.

2. Зона деления - клетки этой зоны всё время делятся, число их увеличивается.

3. Зона роста - клетки этой зоны вытягиваются, в результате корень растёт в длину.

4. Зона всасывания - всасывание из почвы воды и других веществ.

5. Зона проведения – по клеткам этой зоны вода с растворёнными минеральными веществами,

поглощённая корнем, перемещается к стеблю.

С 4(а). Из клеток с корневыми волосками водный раствор просачивается в клетки коры корня и,

Сначала в стебель, а по сосудам стебля к листьям растения.

С 4(б). 1. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментальные листья и почки, верхушечная

почка определяет рост побега.

2. От корневища отходят придаточные корни.

3, Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве

2. Виды корней

3. Типы корневых систем

4. Зоны корня

1. Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве . Трудно в сильный ветер удержать в руках зонтик. В сотни раз большие усилия должны выдерживать корни, чтобы дерево в бурю не свалилось.

2. Его вторая важная роль - это всасывание и передача в побег воды с растворенными минеральными веществами . Корни всасывают и передают в побег необходимую для жизни растения воду и минеральные соли. У некоторых растений скорость движения воды в древесине достигает десятков метров в час.

3. У некоторых растений корни дают приют микроорганизмам, которые делятся с растением-хозяином ценными минеральными веществами . У клевера, гороха и их родственников в корневых клубеньках обитают почвенные бактерии, вырабатывающие необходимые растению соединения азота.

4. Частокорень служит хранилищем запасов.

5. Иногда корень может служить для размножения . У некоторых растений, например у тополей, серой ольхи от корней могут отрастать побеги. Такой способ размножения помогает им быстро захватывать территорию.

Дыхательные корни таксодиума или болотного кипариса поднимаются над поверхностью почвы. Их задача - проведение воздуха к глубже лежащим корням.

Функции корней
Почвенное питание Закрепление Накопление веществ
Корень обеспечивает почвенное питание, растение получает воду и растворённые в ней минеральные вещества. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества (например, корнеплоды). Корни могут выполнять функцию вегетативного размножения (например, корнеотпрысковые растения).

2. Виды корней

  • Корень , развивающийся из зародышевого корешка семени , называется главным .
  • От главного корня отходят боковые корни, способные к ветвлению.
  • Корни могут формироваться также на надземных частях растений - стеблях или листьях; такие корни называются придаточными .

Совокупность всех корней растения составляет корневую систему.

3. Типы корневых систем

Различают два основных типа корневых систем:

  • стержневую , имеющую хорошо развитый главный корень, который длиннее и толще других;
  • мочковатую , в которой главный корень отсутствует или не выделяется среди многочисленных придаточных корней.

Стержневая корневая система характерна главным образомдля двудольных растений , мочковатая - для большинства однодольных.

4. Зоны корня

Зона корня Рабочая ткань Особенности участка корня и его клеток Функции
Корневой чехлик Покровная ткань Живые клетки, которые постоянно обновляются. Клетки выделяют слизь, она покрывает поверхность молодого корня.
  • Защищает зону деления,
  • облегчает продвижение корня в почве,
  • обеспечивает ориентацию корня в пространстве.
Зона деления Образовательая ткань - меристема Клетки зоны деления тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зону деления можно отличить на живом корешке по желтоватой окраске, длина её около 1 мм.

Обеспечивает рост корня .

Туника - дает начало корневому чехлику, ризодерме. Корпус: средний слой – периблема - дают начало первичной коре, внутренний слой – плерома – образуют стелу. Закладываются элементы первичной флоэмы.

Зона роста Образовательная ткань Клетки зоны роста уже не делятся, но способны растягиваться в продольном направлении, проталкивая корневое окончание вглубь почвы.
Клетки вытягиваются за счет увеличения вакуоли.

Обеспечивает рост корня растяжением.

В пределах зоны роста происходит разделение клеток на ткани.Закладываются элементы первичной ксилемы.

Зона всасывания

(зона корневых волосков)

Покровная ткань

Длина зоны от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. В отличие от зоны роста участки этой зоны уже не смещаются относительно частиц почвы.

Корневые волоски - это выросты клеток поверхностной ткани поглощающей зоны корня растения.Они содержат слой протоплазмы, ядро, крупную вакуоль; их тонкие, легко проницаемые для воды, оболочки плотно склеиваются с комочками почвы.

Корневые волоски выделяют в почву различные вещества.

Длина варьируется у разных видов растений от 0,06 до 10 мм.

С увеличением влажности почвы образование замедляется; не образуются они и в очень сухой почве.

По прошествии определённого времени корневой волосок отмирает. Продолжительность его жизни не превышает 10-20 дней

Участвует в поглощении воды и минеральных веществ.

Основную массу воды и питательных веществ молодые корни всасывают с помощью корневых волосков.

Зона проведения Проводящая ткань

В состав проводящих тканей этой зоны корня входят:

  • сосуды - по ним вода с минеральными веществами поступает в стебель и листья;
  • клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.
Проведение поглощенных веществ в надземную часть

{spoiler title=Ткани растений. Повторение}

Растительные ткани
Покровные
ткани
Защитная функция Живые и мёртвые клетки, плотно прилегают друг к другу, могут быть с утолщёнными оболочками. Находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.
Механические
ткани
Придают прочность Клетки с толстыми оболочками, которые могут одревесневать.
Проводящие
ткани
Осуществляют передвижение питательных веществ Живые или мёртвые клетки, которые имеют вид трубочек. По ним передвигаются растворённые в воде питательные вещества.
Запасающие
ткани
Запасают воду и питательные вещества В клетках имеются крахмальные или белковые зёрна, капли масла, или большие вакуоли с клеточным соком.
Образовательные
ткани
Образуют новые клетки, из которых формируются все типы тканей Небольшие клетки с тонкими стенками и крупными ядрами. Клетки быстро делятся.
Основные
ткани
Занимают пространство между другими тканями и выполняют различные функции, например, фотосинтез, всасывание воды и минеральных веществ и пр. Строение зависит от выполняемой функции: фотосинтезирующая ткань содержит большое количество хлоропластов, всасывающая ткань образована тонкостенными клетками.

{spoiler title=Текстовый материал по теме урока}

Корни некоторых строений имеют склонность к метаморфозу.

  1. Корнеплод - видоизменённый сочный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка).
  2. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.
  3. Корни-зацепки - своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре.
  4. Ходульные корни - выполняют роль опоры.
  5. Воздушные корни - боковые корни, растут вниз. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях повышенной влажности.
  6. Микориза - сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб - органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.
  7. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений - сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями - представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.
  8. Дыхательные корни - у тропических растений - выполняют функцию дополнительного дыхания.

Основные функции корня – закрепление в почве растения и поглощение воды. Иногда корни выполняют и другие, не типичные функции. В связи с этим они имеют нетипичное строение, иначе говоря, для таких корней характерны видоизменения, или метаморфозы (от греч. metamorphosis – превращение).

Корнеплоды

Корнеплоды отличаются наличием большого количества запасающей ткани. Они обычно образуются у двулетних растений в первый год жизни. На второй год формируются цветки, плоды, семена. Таким образом, корнеплод позволяет растению перенести период покоя и завершить развитие на следующий год.

Корнеплод – название условное. Он не имеет отношения к плодам, т. к. образуется не из цветка, а из вегетативных органов – стебля и корня.

Соотношение стебля и корня при образовании корнеплодов различно, например, у моркови почти весь корнеплод образован корнем, а у репы стеблем.

Современные корнеплоды выведены человеком искусственно. Они играют важную роль в его питании, а также в кормлении животных.

Корневые шишки

Если корнеплод является утолщённым главным корнем, то корневые шишки – это сильно утолщённые придаточные и боковые корни. Для них, как и для корнеплодов, характерна развитая запасающая паренхима. Корневые шишки образуют придаточные почки, поэтому являются органами вегетативного размножения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Воздушные корни встречаются у многих тропических эпифитов (растений, использующих деревья в качестве опоры).

Рис. 1. Воздушные корни.

Такие корни свободно висят в воздухе и поглощают влагу в виде дождя и росы.

Этот тип видоизменённых корней также встречается в тропиках. Он характерен для деревьев, растущих на заболоченных побережьях океанов. Корневая система таких растений сложна и имеет воздухоносную ткань аэренхиму. Через отверстия воздух попадает в аэренхиму и далее проходит в удалённые подводные участки растения.

Рис. 2. Дыхательные корни.

Ходульные корни

Ходульные корни, или корни-подпорки, образуются у растений, растущих на зыбком илистом грунте. Они распределяют массу растения на увеличенную за их счёт площадь опоры.

Столбовидные корни

Особенность столбовидных корней в том, что они закладываются на ветвях. Характерны такие корни побегов для баньяна.

Баньян – это не название растения. Это название особенности роста некоторых фикусов. Можно назвать баньяном любое дерево с объёмной кроной, опирающееся на столбовидные корни.

Рис. 3. Индийский баньян.

Микориза

Микориза является симбиозом корней и грибов. Она представляет собой корни с проникшими в них гифами гриба. Сожительство с грибом имеет ряд полезных для растения последствий:

Что мы узнали?

Из статьи по биологии (6 класс) мы узнали, что у многих растений корни выполняют, помимо основных, некоторые дополнительные функции, с чем связаны соответствующие видоизменения корней. Хотя эти функции считаются дополнительными и специфическими, они всё равно имеют отношение к опоре и питанию растения. Типы видоизменённых корней весьма разнообразны.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 414.

Основные функции корня - закрепление растения в почве, всасывание из почвы растворов минеральных веществ, транспорт минеральных веществ в надземные органы.

У некоторых растений корень может выполнять и дополнительные функции. При этом он приобретает определенные особенности строения. Под влиянием внешних условий среды корневые системы видоизменяются и образуются видоизменения корней.

Видоизменения корней

Корнеплоды - мощные сочные подземные органы некоторых растений. Они образуются в результате накапливания и откладывания в запас различных органических веществ в главном корне, отчего корень утолщается и видоизменяется.

Корнеплоды развиваются у многих двулетних (морковь, петрушка, свекла) и некоторых многолетних (хрен) растений. На протяжении первого года жизни у этих растений над почвой формируются только листья, расположенные на укороченном стебле. Образованные в них органические соединения постепенно накапливаются в главном корне, который при этом утолщается и превращается в корнеплод.

Зимой листья отмирают, а корнеплоды зимуют в почве. На второй год за счет запасенных питательных веществ у растений формируются цветки и плоды. К корнеплодным относятся: морковь, свекла, редька, редис, брюква, сельдерей и другие.

Ряд корнеплодов человек использует в пищу, например: морковь, свеклу, репу, редис, пастернак, петрушку, хрен. На корм домашним животным идут следующие корнеплоды: кормовая свекла, репа, турнепс. Как сырье для пищевой промышленности: сахарная свекла.

Воздушные корни : выполняют дыхательные функции у растений, произрастающих на суглинистых и болотистых почвах. Развиваются из стеблей. У растений, не имеющих листьев, воздушные корни осуществляют фотосинтез. Например, мангровое дерево, плющ, монстера, кипарис, орхидея и другие.

Корневые клубни : растения откладывают питательные вещества в запас в корнях (как главный корень, так и боковые корни), которые утолщаются и превращаются в сочные клубневые корни. Клубневые клубни образуются из разросшихся боковых и придаточных корней. Используются для перезимовки, а также для бесполого, вегетативного размножения у многолетних растений. Например, георгин, батат, эремурус.

Корни с клубеньками: это видоизмененные боковые корни, в которых поселяются азотофиксирующие бактерии. После вегетационного периода растения отмирают, почва обогащается азотом. К этим растениям относят: люпин, сою, горох, чечевицу и т. д.

Ходульные корни : образуются у деревьев, произрастающих на приливно-отливной зоне тропических морей (мангра). Укрепляют растения в зыбком грунте.

Втягивающие (контрактильные) корни: у луковичных растений служат для погружения луковицы в почву. Например, гиацинты, крокусы.

Микориза: симбиоз корней высших растений с почвенными грибами. Например, подберезовик, подосиновик, белый гриб живут в симбиозе с корнями деревьев.



gastroguru © 2017