Основные признаки марксизма. Марксизм: основные идеи и концепции

Марксизм представляет собой философское, политическое и экономическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом с целью преобразования общества и его перехода на более высокую ступень своего развития. Марксизм - это не просто идеология или своеобразный взгляд на мир, это целая научно обоснованная доктрина, которая объясняет развитие общества и возможность перехода на новую модель общественных отношений - коммунизм. Популярность этого учения на сегодняшний день очень незначительна, но его последователи фактически предопределили историю всего ХХ века. Марксизм кратко будет описан в данной статье.

Карл Маркс как основатель учения

Автором теории, которую последователи назовут марксизмом, был немецкий журналист, экономист и философ Карл Генрих Маркс. Общественный деятель родился в городе Трире в 1818 году, обладал блистательными способностями к наукам, и в 1841 году окончил Берлинский университет, так сказать, экстерном. В возрасте 23 лет защитил докторскую диссертацию по античной философии. Увлекался учением классика немецкой философии Г. Гегеля, который был идеалистом. Со временем Маркс занял материалистические позиции, но позаимствовал у Гегеля философский метод диалектики. Таким образом появилась теория марксизма, положения которой изначально были прописаны в "Манифесте Коммунистической партии" (1848 год). Перу этого гениального мыслителя и общественного деятеля принадлежат следующие работы: "Капитал", "Немецкая идеология", "Критика Готской программы", "Экономическо-философские рукописи". Умер Карл Маркс 14 марта 1883 года в Лондоне.

Источники марксизма

Марксизм - это целостная система взглядов на все социальные процессы. Но эту систему можно условно разделить и определить ее основные составные части, а также источники. Известный русский революционер-марксист В. И. Ленин в одной из своих работ выделил три источника, на которых основываются идеи марксизма.

Английская политическая экономия

Учение Маркса - это прежде всего учение об экономической теории. Поэтому источником этого учения являются предшествующие марксизму экономические представления, среди которых английская политическая экономия. Адам Смит и Давид Рикард положили начало современной политической экономии, создав трудовую теорию стоимости. Труды английских экономистов К. Маркс брал за основу своей теории.

Немецкая классическая философия

В идеалистической диалектике Георга Гегеля, Маркс видел основу своего философского мышления. Но после прочтения трудов Людвига Фейербаха философ начинает понимать, что идеалистическая позиция очень шаткая и даже не верна. Маркс разрабатывает новый метод, комбинируя философию материализма и диалектику. Как он сам заявлял «Мы поставили диалектику Гегеля с головы на ноги…».

Утопическая социалистическая мысль

Еще задолго до появления марксизма в Европе существовало множество утопических учений. Их представители пытались найти выход из сложившейся ситуации тотальной общественной несправедливости. Среди более известных социалистов-утопистов можно выделить Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Анри Сент-Симона и других. Карл Маркс критически проанализировал их произведения и вывел социалистическую мысль из стадии утопической в стадию научную.

Таким образом, всесторонность теории дала ей колоссальную популярность. Развитие марксизма обуславливалось широким рабочим движением в годы зарождения политической идеологии.

Основные постулаты теории Карла Маркса

В марксизме практически невозможно выделить идею, которую можно было бы считать основной. Марксизм - многогранное, четко выстроенное учение.

Диалектический материализм

Все учение марксизма строится на философской позиции материализма, главное положение которой состоит в утверждении, что материя по отношению к сознанию является первичной. Сознание - это всего лишь свойство организованной материи отражать реальность. Но сознание как таковое материей не является, оно только ее отражает, а также изменяет.

Материалистическая диалектика рассматривает окружающий нас мир как целое, где абсолютно все явления и объекты взаимосвязаны. Все в этом мире постоянно находится в непрерывном движении и изменении, рождении и гибели.

Теория марксизма понимает под диалектикой общие закономерности и развитие природы, человеческого мышления и общества.

Фундаментальными для философии марксизма (диалектического материализма) являются три диалектических закона: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания.

Материалистическое понимание истории

Марксизм рассматривает человека не как что-то отдельное, а как общественное существо, как продукт общественных отношений и связей. Все виды человеческой деятельности творят человека лишь постольку, поскольку он сам их творит.

Принципы исторического материализма следующие:

  • первичность материальной жизни над жизнью культурной;
  • основополагающими в любом обществе выступают именно производственные отношения;
  • вся история человеческого общества есть история борьбы классов (то есть одних социальных групп с другими);
  • признание того, что история является постоянно движущимся процессом смены общественно-экономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

В каждой общественно-экономической формации присутствует класс угнетателей и класс угнетенных. Определяются эти антагонистические классы по их отношению к средствам производства (земле - при феодализме, заводам и фабриками - при капитализме). При капиталистической формации существует класс буржуазии и класс наемных рабочих (пролетариат). Классы находятся в постоянной борьбе, и, как предполагал Маркс, пролетариат должен свергнуть эксплуататоров и установить свою диктатуру. В результате должно возникнуть новое справедливое общество и следующая общественная формация - коммунизм. Следует отметить, что марксизм - это не всегда коммунизм, многие используют это учение не в политических, а в научных целях.

Политэкономия марксизма

Политическая экономия марксизма изучает исторические, сменяющие друг друга способы общественного производства, или систему производственных отношений. Все идеи марксизма, и политэкономия не исключение, строятся на диалектическом понимании природы общества.

Центральной темой критики К. Маркса в области экономики была тема капиталистического способа производства. Этому понятию и его исследованию Маркс посвятил свой главный труд - «Капитал». В произведении он раскрыл основные законы существования современного общества и раскритиковал их как негуманные и эксплуатационные. Оспорить это положение Маркса довольно трудно по сей день. Многие люди вынуждены работать изо дня в день, чтобы не умереть с голоду, тогда как другие живут с этой работы, а сами практически не трудятся.

Мы рассмотрели марксизм кратко, и многие его положения остались без внимания. Но уже довольно ясно, что это не только не пустое и утопическое учение, а целый научный метод решения многих общественных противоречий. Марксизм - это не догматика советских учебников, это живая, динамически развивающаяся мысль. На Западе и в России множество интеллектуалов придерживаются учения Карла Маркса и его многочисленных преемников.

Теория марксизма

В первой половине 40-х гг. XIX в. Карл Маркс и Фридрих Энгельс начали продолжавшуюся затем всю их жизнь разработку учения о наиболее общих законах и движущих силах развития общества. Их концепция исторического материализма явилась структурной частью философских, экономических, социально-политических воззрений, в совокупности составивших теорию марксизма, которая представляет собой попытку интерпретировать прошлое человечества, показать его настоящее и дать прогноз будущего с позиций материалистического понимания истории. Краеугольным камнем марксистской теории является положение, согласно которому главным, определяющим фактором и основой всего исторического развития являются не идеи, не те или иные воззрения людей, а условия материальной жизни общества, общественное производство. Для того чтобы оно функционировало, необходимо включить в действие производительные силы, т.е. сочетание созданных обществом средств производства (орудия и предметы труда) и людей, которые обладают необходимыми опытом, знаниями и навыками. Естественно, что в процессе производительного труда и вследствие этого процесса люди вступают друг с другом в определенные отношения (собственности, товарообмена, купли, продажи, денежных расчетов и т.д.). Эти производственные отношения, взятые в целом, составляют экономическую структуру общества, его базис. На нем возвышается политическая надстройка (государство, право, политические учреждения и организации) и развиваются различные формы общественного сознания (философия, искусство, мораль, религия и т.п.).
Единство производительных сил и производственных отношений составляет способ производства, т.е. определенный способ добывания материальных благ, необходимых для производственного и личного потребления. Способ производства с соответствующей ему надстройкой выступает как исторический тип общества — общественно-экономическая формация: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждая из них представляет стадию в истории общества, характеризующуюся определенным уровнем развития производительных сил, особым типом производственных отношений и соответствующими им политическими учреждениями, идеологией, нравственностью, культурой, национальными отношениями, социальным поведением людей.
В антагонистических формациях господствующий класс отличает владение средствами производства, что позволяет ему эксплуатировать другие классы. Последние не получают полной стоимости своего труда, неоплаченную его часть присваивают господствующие классы и за счет этого обогащаются. Поскольку государство находится под контролем собственников средств производства, постольку оно отражает и защищает интересы господствующих классов, подавляя сопротивление эксплуатируемых. Но наиболее активный элемент общественной формации — материальные производительные силы — находятся в постоянном развитии. С возникновением более прогрессивных средств производства появляются и новые собственники. Их потребностям перестают соответствовать существующие, но уже устаревшие производственные отношения. Не желая становиться объектом эксплуатации, этот восходящий класс выдвигает свои претензии на государственную власть, которая должна служить его интересам: обеспечить утверждение новых производственных отношений, отвечающих достигнутому уровню развития производительных сил. Он начинает борьбу — идеологическую, экономическую, политическую — со старым классом и его государством. Обострение противоречий ведет к социальной революции и смене общественно-экономических формаций. Новый класс неизбежно побеждает, потому что на его стороне экономическое превосходство, а старый класс, утратив господствующую роль, постепенно исчезает с исторической арены. Торжество нового способа производства наделяет класс-победитель возможностью эксплуатировать подчиненные ему классы, пока последние в свою очередь не возьмут реванш. Таким образом, вся история общества после выхода человечества из первобытного состояния наполнена борьбой классов. Она выступает в качестве главной движущей силы исторического прогресса, поскольку способствует расшатыванию и в конечном счете ликвидации старого строя и замене его новым. Эта борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми будет продолжаться, пока не исчезнут сами антагонистические классы. Идея о том, что на содержание и ход исторического процесса решающее воздействие оказывает классовая борьба, составляет одно из важнейших положений марксизма.
Суть марксизма.
Доктрина марксизма исходит из того, что единственной причиной несправедливости, неравенства, эксплуатации, нужды является частная собственность на средства производства. Соответственно достойное трудящегося будущее виделось в социализме, т.е. альтернативной капитализму общественной системе, где частная собственность будет превращена в общественную, а анархия рынка заменена планированием производства. Переход от капитализма к социализму представляет собой закономерный процесс, а следовательно, объективно неизбежен, но он разрешится не эволюционным, а революционным путем. Социалистическая революция приведет к обобществлению средств производства, распределения и обмена, т.е. к переходу земли и недр, рудников и заводов, транспорта и связи, финансовых и прочих учреждений в руки всего народа.
Условием социалистических преобразований марксизм считает установление диктатуры пролетариата. Сама формула «диктатура рабочего класса» впервые появилась в работе Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» и в его письме к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. В последнем он подчеркивал: «классовая борьба неминуемо ведет к диктатуре пролетариата». Затем Маркс провозгласил ее необходимость в «Критике Готской программы»: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Энгельс также писал о ней: «Посмотрите на Парижскую коммуну. Это была диктатура пролетариата». С тех пор признание необходимости диктатуры пролетариата для построения социалистического общества стало одним из главных постулатов марксизма. Вера в неизбежную победу социализма и необходимость ускорить революционными методами грядущую гибель капитализма находила широкое распространение среди рабочих, стимулировала их выступления под социалистическими лозунгами.

Ревизия марксизма

Переход капитализма на рубеже XIX — XX вв. в империалистическую стадию, крупные перемены в экономике, приспособление производственных отношений к мощному подъему производительных сил, концентрация производства и другие факторы породили сомнения в верности марксистской концепции. В 1896—1898 гг. немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн опубликовал серию статей, а в 1899 г. на их основе издал книгу «Проблемы социализма и задачи социал-демократии». В ней он констатировал: «Я должен сознаться, что настоящий труд во многих существенных пунктах уклоняется от взглядов, высказанных Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом» .
Прежде всего Бернштейн выступил против экономического детерминизма Маркса и его ортодоксальных последователей. В 1859 г. Маркс писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности... Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». При таком подходе следует допустить неминуемость революции, которую, когда она созреет, пролетариат и должен совершить. Бернштейн с этим полемизирует. По его мнению, не только экономика, но и идеологические принципы, нормы социальной этики, стремление к справедливым общественным отношениям, правовое сознание являются действенным фактором исторического развития, способным модифицировать общество.
Из этого следует, что не обязательно революционными методами взрывать экономические отношения, можно их изменить в соответствии с новыми потребностями общества. Отсюда следует, что социальная революция не является неизбежной, общественные противоречия могут быть разрешены путем реформ, а само общество эволюционировать по пути прогресса. Бернштейн поставил под сомнение вывод марксизма о неизбежности гибели капитализма под воздействием противоречий, нараставших в процессе его развития. Он полагал, что капитализм располагает достаточными средствами адаптации к меняющимся условиям. Аргументация Бернштейна сводилась к следующему. С марксистским положением о концентрации собственности в руках небольшой и постоянно сокращающейся группы крупных капиталистов не согласуется факт абсолютного и относительного роста числа собственников. Более того, образование акционерных обществ противодействует централизации и допускает дробление уже сконцентрированного капитала, а это ведет к его демократизации. Наконец, крупное производство не только не поглощает мелкое, но и само может процветать лишь рядом с ним. При этом по мере расширения мирового рынка, увеличения кредитов, возникновения картелей, улучшения транспорта и связи расширяется сфера регулирующих начал в экономике и уменьшается возможность кризисов.
Неприятие марксова экономизма Бернштейн дополнил критикой бланкизма, под которым он имел в виду идею революционного захвата власти пролетариатом и установление его диктатуры. Бернштейн оспорил ее необходимость для построения социалистического общества. Он обратил внимание на то, что рабочий класс нельзя определить общим, нерасчлененным понятием «пролетариат», поскольку ему присуще ярко выраженное социальное расслоение. Бернштейн подчеркивал, что современные наемные рабочие не представляют собой однородной массы. Ее дифференцированность приводит к существенным различиям в способах занятий и высоте заработка, что отражается в ином образе жизни и различных жизненных требованиях. Из этого Бернштейн делал вывод: «Стремление промышленных рабочих к социалистическому производству является скорее предположением, нежели достоверным фактом». Поэтому Бернштейн полагал, что захват политической власти социал-демократией не может привести к социализму. Различия в рядах рабочего класса, если это случится, обернется непримиримыми противоречиями.
Для марксистов завоевание власти пролетариатом только прелюдия к обобществлению собственности. Но, по Бернштейну, национализация обречена на неудачу, поскольку, по его мнению, государство никогда не в состоянии было бы взять на себя всю массу средних и крупных предприятий. Причина этого, как полагает Бернштейн, в том, что государство не смогло бы создать соответствующий экономически-административный аппарат. Опыт СССР показал, что государство все же может взять на себя монопольное управление всем производством и распределением. Но обеспечить эффективное функционирование народного хозяйства не в состоянии.
Анализ современного ему общества привел Бернштейна к выводу о невозможности перехода к социализму с применением политического насилия, наоборот, он должен быть результатом эволюционного развития. Возможность перехода к социализму путем последовательного реформирования общества Бернштейн основывал на общечеловеческом, надклассовом характере либеральной идеологии. Он высказывался по этому поводу вполне определенно: «Что же касается либерализма как мирового исторического движения, то социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию является его законным наследием». Движение в сторону социализма, по его мнению, будет выражаться в расширении прав и обязанностей отдельной личности по отношению к обществу и обязанностей общества по отношению к отдельной личности; развитии демократического самоуправления; расширении права надзора государства за хозяйственной жизнью и постепенном переходе хозяйственных предприятий из частного владения в общественное; росте национального богатства, ибо чем богаче общество, тем легче и обеспеченнее осуществляются социалистические требования. Именно в этом направлении, по Бернштейну, и должна была работать социал-демократия.
Концепция Э. Бернштейна вызвала резко негативную реакцию марксистов. С критикой выступили В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, К. Каутский, Ф. Меринг, Р. Люксембург, Ж. Гед, П. Лафарг и др. Но она нашла и сторонников: на позиции реформизма перешла значительная часть социал-демократии в разных странах. Отказ от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата сделал социалистические партии привлекательными для многих представителей мелкой буржуазии, интеллигенции. В Германии, например, в конце XIX — начале XX в. из числа голосов, поданных на выборах за социал-демократов, 25% принадлежало им. Реформистская концепция социализма, восходящая к бернштейнианству, не исчерпала себя и в современной западноевропейской политической традиции.

Марксизм - это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К. Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.

Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму. Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология - вторичными, «надстройкой». Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом - целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность - обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата. Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет. Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма - социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества - вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, - коммунистической или социал-демократической.

Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего - господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися. Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

В конце XIX века марксизм возобладал в социал-демократическом движении, но противоречия марксистской теории и решение практических политических задач привели к разделению его на ряд течений. Умеренные марксисты, прежде всего «ревизионисты» во главе с Э. Бернштейном, считали, что преодоление капитализма и замена его первой фазой коммунизма - социализмом - станет результатом эволюции капитализма и пролетарская революция не является необходимой. Марксисты-центристы (К. Каутский, Г. Плеханов) считали, что необходимо вести политическую борьбу за демократию, облегчение положения рабочего класса, создание экономических и культурных предпосылок социализма, но не проводить пролетарскую революцию, пока они не вызрели. Рабочий класс еще недостаточно культурен, чтобы суметь взять на себя управление страной и производством. Хозяйство еще недостаточно сконцентрировано капитализмом, чтобы им можно было управлять из единого центра. Радикальные марксисты (В. Ленин и другие) считали, что предпосылки пролетарской революции могут возникнуть раньше, чем предпосылки социализма, но все равно необходимо бороться за нее.

Организации марксистов

Первой организацией русских марксистов в эмиграции стала группа «Освобождение труда». Была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 году разделилась на два основных течения: умеренное (социал-демократическое) - меньшевизм; радикальное (коммунистическое) - большевизм.

Марксисты внесли большой вклад в исследование экономики империализма. При этом радикальные марксисты преувеличивали готовность мировой экономики развиваться по единому плану, «по-социалистически». Захватив власть, сплоченная организация революционеров сможет, по мнению Ленина, подготовить предпосылки создания социалистического общества, развивая способности рабочего класса к управлению обществом и экономикой.

Победа марксизма

В ХХ веке марксисты-ленинцы победили в ряде стран, где капитализм не был развит. Надежды на мировую революцию не оправдались. В результате марксизм-ленинизм разделился на ряд направлений. Попытка приспособить марксизм к условиям этих стран привела к усилению авторитарных черт марксизма, созданию обществ, в которых установилось господство бюрократии. Правящие коммунистические партии официально заявили, что они построили социализм, хотя нигде общество не стало бесклассовым. Никакого отмирания государства не происходило, бюрократическое планирование экономики оказалось неэффективным, «социалистическая» экономика отставала от капиталистической, хотя коммунисты и способствовали ускорению индустриализации своих стран. В странах развитого капитализма, вопреки прогнозам Маркса, коммунисты не смогли победить.

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Падение коммунистических режимов в результате перестройки и Восточноевропейских революций ослабило позиции марксизма. Тем не менее марксизм оказал значительное воздействие на развитие социальной мысли во всем мире, способствовал научной критике капитализма, системному социально-классовому анализу общества, разработке социальных реформ, облегчающих положение рабочих. В социал-демократическом движении возобладали сторонники постепенных реформ, преобразующих капитализм в «демократический социализм». Несмотря на то что капитализм серьезно изменился, он пока так и не сменился следующей «общественно-экономической формацией» - социализмом. Однако развитие капитализма сопровождается множеством кризисных явлений, и марксизм сохраняет влияние в науке и левом общественном движении.

Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, сформировавшееся в середине XIX в. Основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс . Маркс и Энгельс разработали положения диалектического материализма , теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме , основываясь на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье и др.).

Принципы марксизма используются в коммунистическом, социал-демократическом и профсоюзном движениях; некоторые идеи вошли в научный аппарат политической науки и других социальных дисциплин.

Основные идеи марксизма:

– общество рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, т. е. надстройку;

– единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества;

– борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция;

– капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса;

– в условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть;

– пролетариат осуществит переход к коммунизму, который предполагает уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности.

Маркс создал теорию общественно-экономических формаций , различающихся по степени развития производительных сил, характеру социальных отношений, политической надстройки и др. Она включает: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и прогностическую коммунистическую формацию (с первой фазой социализма). Возможный коммунизм характеризуется высоким уровнем развития производительных сил, научным управлением, гуманистическими принципами устройства.

Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли XIX–XX вв. Подверглись критике многие содержавшиеся в нем утопические, противоречивые представления. Например, марксизм абсолютизирует роль классовой борьбы и насилия, отрицает возможность эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, преувеличивает историческую роль пролетариата, неадекватно истолковывает труд как источник стоимости; утверждает необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергает общечеловеческую нравственность.

В целом марксизм предоставлял своим последователям как радикально-революционную, так и реформистскую (социал-демократическую) перспективу преобразования общества. В России после Октябрьской революции 1917 г. марксизм стал догмой и служил основой коммунистического тоталитаризма.

Устали от переводных американских книжек как заработать миллион? Американцы тоже устали. Именно поэтому с 2008 года, когда по мировой экономике ударил очередной кризис, «Капитал» неожиданно стал бестселлером. Люди покупали эту книгу и искали в ней ответ на простые вопросы – почему дела идут так плохо и как найти своё место в экономической системе?

К сожалению, разобраться в философии марксизма неподготовленному человеку не так-то просто. В этой статье я кратко и понятно расскажу о том, к чему пришёл Карл Маркс и как эту информацию можно использовать каждому из нас. Не бойтесь, идти на баррикады и штурмовать Зимний не придётся!

С чего начинался марксизм

Марксу не повезло. Его теория слишком опередила своё время. В середине XIX века быть социалистом считалось модно и прогрессивно. Империи изнемогали под гнётом экономических кризисов, колонии жаждали независимости, континенты сотрясали революции. Рабочие боролись за восьмичасовой рабочий день и улучшение условий труда во Франции, Англии, Германии, России.

Правительства вяло огрызались, финансовые тузы, в руках которых была сосредоточена реальная власть, откровенно паниковали. В мире царила страшная нищета с одной стороны и панический страх потерять свои накопления с другой. На всё это накладывались национальные конфликты и войны глобальных игроков за ресурсы. Знакомая картина, не правда ли?

В обществе был огромный запрос на теорию, которая, в конце концов, объяснит, что, чёрт возьми, происходит, и куда мы все движемся. На роль такого универсального знания было много претендентов.

  • Немецкая классическая философия в трудах своих лучших представителей, Канта, Гегеля и Шопенгауэра.
  • Английская политэкономия, которую создавали Адам Смит и Риккардо.
  • Французский утопический социализм Сен-Симона и Фурье.

Тем человеком, который смог обобщить самые передовые учения своего времени и дать ответ на общий вопрос и стал Карл Маркс. Однако ответ этот многим не понравился.

Суть марксизма, вопреки тому, что о нём сейчас принято думать, вовсе не в том, чтобы всё разрушить до основанья, а затем… В «Капитале» вообще не даётся никаких рецептов, как строить коммунизм или предшествующий ему социализм. Изложение ограничивается детальным анализом процессов, происходящих при капитализме, или, говоря, современным языком, при рыночной экономике.

В итоге Маркс математически доказал, что кризисы не зависят от жадности или порядочности бизнесменов, гениальности или глупости правительств, перенаселения или развития технологий. Кризисы являются неотъемлемой частью самой системы , поэтому избавиться от них не получится. Точнее, получится, но только за счёт столь глубоких изменений в самой структуре общества и экономического уклада, что от капитализма в итоге остаются рожки да ножки.

Конец истории отменяется

Так почему же Марксу не повезло? Причина простая. Его последователи слишком поторопились и сочли что общие прогнозы, намеченные в философии марксизма, должны сбыться с минуты на минуту. Успехи становления СССР и его победы только подтверждали верность идей. Марксизм триумфально шагал по планете, завоевав страны Восточного блока, Китай, Корею, Вьетнам, Латинскую Америку.

Посмотрите, например, на карту, которой в годы холодной войны пугали американских школьников. Со всех сторон бедную-несчастную маленькую Америку окружают злые марксисты. Согласитесь, если взглянуть на дело с такой стороны, это впечатляет.


Америка в окружении злых марксистов

Однако в том-то и крылась проблема. Вместо того, чтобы развивать и изучать политэкономию, уже существующие работы возвели в ранг священного писания. В СССР диалектический материализм и научный коммунизм преподавали в каждом вузе, а книги классиков марксизма-ленинизма издавали миллионными тиражами. Однако всерьёз их никто не читал и не собирался.

С падением СССР марксизм нарекли «мраксизмом», книги классиков выкинули на помойки. Западные «партнёры» тоже решили, что с коммунизмом покончено и даже объявили о конце истории. Согласно теории Френсиса Фукуямы , американского политолога японского происхождения, больше в мире не будет ничего интересного, а власть США установилась до конца времён.

Однако череда кризисов мировой экономики, внутренние проблемы западной цивилизации и рост условно социалистического Китая до уровня первой экономики мира показали, что всё не так просто. В 2008 году, в разгар ипотечного кризиса, германские издатели отметили, что спрос на «Капитал» вырос в семь раз. В феврале 2017 года газета «Вашингтон Пост» опубликовала результаты исследования о десятке самых популярных книг среди американских студентов. Среди античных классиков и методических пособий на 4 месте, к откровенному удивлению самих исследований, утвердился «Манифест коммунистической партии» . Наконец, издательства начали ловить тренд и издавать тот же «Капитал» в виде комиксов и в кратком изложении.


Комиксы выглядят симпатично, но не слишком объясняют что к чему

Неожиданно выяснилось, что многие вещи, о которых говорил Маркс, очень даже работают, вот только результатов нужно ждать не со дня на день.

Почему это так сложно и как сделать просто?

Карл Маркс и его друг Фридрих Энгельс оставили богатое литературное наследие, из которых главными стали несколько книг.

  1. «Капитал» — критика политической экономии
  2. «Манифест коммунистической партии»
  3. «Анти-Дюринг»
  4. «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
  5. «История рабочего класса в Англии»

Из них основным экономическим трудом по справедливости называют «Капитал». Строго говоря, это не экономика в чистом виде, как её сейчас преподают в западных (а с их подачи и в российских) институтах. Речь идёт о политэкономии, то есть о сложном взаимодействии производства, финансовых процессов и политики. То есть, то, чему сегодня учат экономистов – это шаг назад по сравнению с Марксом.

Однако попытки с наскоку одолеть «Капитал» самому могут разочаровать кого угодно. Изучение четырёх томов этой работы не просто сложно, а представляет серьёзное испытание даже для специалиста. Отчего так?

Высказывались теории, что это сознательное усложнение, вызванное некими чисто иудейскими традициями. На самом деле, конечно, причины другие.

  • Маркс лично подготовил для печати только 1 том. И это самая удобочитаемая часть работы. Остальные тома собирал Энгельс по оставшимся дневниковым записям и заметкам. И хотя сам он был неплохим публицистом, но предпочёл пожертвовать слогом, ради того, чтобы не пропала ни одна мысль его друга.
  • «Капитал» – это, всё-таки, научная работа, на которую ушло более 30 лет жизни очень образованного человека, знавшего несколько языков, собравшего и проанализировавшего огромный статистический материал. Книга изначально не предназначалась не столько для массовой аудитории, сколько для экономического научного сообщества. Излишние упрощения и популярный слог привели бы к тому, что работу просто проигнорировали бы те, кому она была адресована.
  • В то время такой формат подачи информации был принят. Я более чем уверен, что живи Карл и Фридрих в наши дни они вели бы динамичный канал на ютубе, лишь иногда предлагая своим фанатам аналитические статьи умеренной длины. Однако в середине XIX века информационный поток был не таким интенсивным . Люди спокойно могли посвятить месяц-другой своей жизни погружению в солидный том, с подробным анализом и многостраничными рассуждениями.

Сегодня, к сожалению, времени у каждого из нас всё меньше. В этих условиях разумной стратегией будет получить краткое и понятное изложение из философии Маркса. А книгу в бумажной версии приобрести уже потом, если очень захочется.

Прочесть «Капитал» онлайн можно здесь .

Прослушать аудиокнигу здесь .

Заказать для домашней библиотеки здесь .

А в этой статье мы вкратце рассмотрим три тома «Капитала» (четвёртый, незаконченный содержит историческую справку по экономическим теориям). И отметим те выводы, которые могут иметь практическую пользу для каждого из нас.

Что такое товар и почему из-за него все проблемы?

В первом томе речь идёт про капитализм в одной отдельно взятой фирме и про некоторые базовые представления, которые будут нужны в дальнейшем. Базовым элементом философии Маркса является товар. Это та самая клеточка, из которой выводится вся система мирового капитала. Товар – штука хитрая и противоречивая.

Ценность товара измеряется количеством труда, которое нужно приложить для его производства. Это называется «трудовая теория стоимости» и выглядит она довольно логично. Щебёнку добывать легче, чем алмазы, а потому и стоит она гораздо дешевле. Дорого стоит то, чего мало и что очень трудно добыть или изготовить.

Но как определить, сколько этого самого труда в каждом товаре? Люди привыкли свою работу ценить высоко, а работу другого не очень. Для этого и появился рынок с его невидимыми руками. Поторговавшись, парочка первобытных ребят могли прийти к соглашению, что для изготовления десятка глиняных горшков нужно столько же труда, сколько для вытёсывание одного каменного топора. Со временем этот первый примитивный рынок развился до современных бирж и брокерских контор.

На какой-то стадии для удобства обмена товаров были придуманы деньги. У большинства народов это был скот, потом оружие, потом золото.

Здесь появляется ещё два важных понятия марксизма.

  1. Производительные силы – проще говоря, это технологии, которые существуют в обществе. Сейчас их иногда называют ещё технологическими укладами
  2. Производственные отношения – система организации производства. Это как раз и есть те самые, известные со школы первобытный строй, рабовладение, феодализм, капитализм.

По Марксу главным законом является соответствие производственных отношении характеру и уровню производительных сил.

Это очень важно. Например, первобытному человеку не было смысла заводить рабов – их нужно кормить, охранять, а придумать им работу, выполняя которую они смогли бы обеспечить «и себя, и того парня» не получалось. Поэтому пленников либо принимали в племя, либо просто убивали.

На смену охоте и собирательству пришло земледелие и скотоводство – и появилось рабство. Раба можно заставить пасти стадо или махать мотыгой. При этом он добудет достаточно еды, чтобы досталось и хозяину, и охране и кое-что самому, чтобы не протянул ноги. Так постепенно с появлением новых технологий менялся общественный строй.

Если в государстве строят железные дороги и металлургические комбинаты, то держать крепостных крестьян невыгодно. Проще выгнать их в город и превратить в наёмных рабочих – как это произошло, например, во время промышленной революции в Англии, да и в любых других государствах. Некоторые «не вписывались в рынок», но это уже вопрос отдельный.

Итак, продолжим насчёт товара. У нас прокачались технологии, появился рынок и товар уже можно производить не для себя, а на продажу. И вот здесь Маркс выделяет так называемый товарный дуализм . Каждый товар имеет двойную ценность.

  1. Потребительная стоимость – его можно использовать по назначению.
  2. Меновая стоимость – его можно продать и получить деньги.

Именно от этого дуализма в дальнейшем и происходят все проблемы. Простой пример – уже упомянутый ипотечный кризис, когда дома строили и покупали не для того, чтобы в них жить, а для спекуляции. Рано или поздно покупателей не нашлось, отдать кредиты инвесторы не смогли и вся пирамида, с кучей вовлечённых структур и финансовых организаций, посыпалась вниз.

Так что все проблемы по Марксу, не из-за денег (как привыкли думать многие), а из-за товаров. Точнее, из-за их неправильного применения.

Кстати, в «Капитале» содержится точное определение богатства любой нации – это совокупность товаров, которыми та обладает. Под товарами понимается любая вещь, имеющая реальную ценность. Как видим, упор сделан не на денежки, расписки и кредиты, а именно на материальные ценности, которые можно потрогать и пустить в дело.

Деньги-товар-деньги

Есть товар, есть деньги. Как заставить эту систему работать на собственное благо? Здесь у предшественников Маркса возникала большая проблема. Никто не мог толком объяснить, откуда берётся богатство. Действительно, откуда?

  • Грабёж и насилие. Допустим, но при этом те, кого грабят, должны были бы откуда-то сами взять своё добро. Если все только разбойничают, то рано или поздно грабить будет попросту некого и некому.
  • Торговля. Чем-то похоже на прежний случай, но вместо старого доброго ультранасилия у нас мошенничество. Если богатство действительно появляется в ходе торговли, то купцы просто гоняют деньги и материальные ценности по кругу. Система замкнута и ничего нового в ней не появляется. Тем не менее, эта теория до сих пор имеет своих сторонников и называется «меркантилизм».
  • Земля и недра. Последователи этой теории назывались «физиократы». Они доказывали, что первоисточник любого богатства – это дары природы во всём их многообразии, начиная от полезных ископаемых и кончая обычным урожаем. Звучит логично, если забыть, что ценность земли равна нулю, когда ей никто не занимается. Продать-то её, конечно, можно, но вот пока она стоит непаханая, никакого дохода от неё не получишь. То же самое справедливо и по отношению к нефтеносным пластам и к залежам урановой руды.

В общем, Маркс подробно и со вкусом размазал по стенке всех своих оппонентов.

А потом доказал, что новая стоимость может взяться только из одного источника. Это производство.

Знаменитая формула оборота капитала выглядит так:

Д – Т…П…Т` – Д`

Д – это и есть капитал. Начальная сумма, которую вкладывает в дело предприниматель.

Т – это приобретённые средства производства (сырьё, станки) и рабочая сила.

П – процесс производства.

Т` – новый товар, который появляется в процессе работы и имеет большую ценность.

Д` – капитал вместе с прибавочной стоимостью, который получают после продажи конечной продукции.

И это единственный процесс, который генерирует прибавочную стоимость. Взял токарь стальную заготовку, на изготовление которой затрачено, например, 50 человеко-часов, поработал смену и наделал винтов, в которые заложено уже 58 человеко-часов. А уже потом эта стоимость реализуется на рынке, разделяется и превращается в зарплату токаря, доход бизнесмена, проценты, которые он платит банкиру по кредиту, налоги, которые получает государство и т.д.

Норма прибыли и норма прибавочной стоимости

Ещё два важных термина, которые ввёл Маркс, это норма прибыли и норма прибавочной стоимости . Норма прибыли равна:

где m – прибавочная стоимость,

с – постоянный капитал (то есть расходы на сырьё и оборудование),

v – переменный капитал.

Норма прибыли зависит от органического строения капитала . По мере развития технологий расходы на средства производства растут быстрее, чем расходы на рабочую силу. Одновременно растёт и минимальная сумма вхождения в отрасль. А развивать технологии и ставить новое оборудование приходится, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Кто не согласен, того ждёт банкротство, поэтому норма прибыли постоянно уменьшается.

Отсюда вытекает два важных следствия.

Во-первых, по мере развития каждой отрасли войти в нёё всё тяжелее. Вы можете открыть свою парикмахерскую, продав квартиру или накопив нужную сумму. Но вот запустить нефтяную компанию, банк или машиностроительный завод вы не сможете. А это значит, что всё больше людей оказываются отрезанными от возможности попасть в класс капиталистов.

Во-вторых, крупные компании получают возможность душить и вытеснять с рынка мелочёвку, причём без всяких бандитских разборок. Просто за счёт использования более дорогих технологий и получения более дешёвого продукта. Например, в большом городе вы и парикмахерскую открыть не сможете, потому что все потенциальные клиенты уже ходят в фирменный салон. В итоге мелкие производители разоряются, каждую отрасль делят несколько крупных корпораций. Результатом свободной торговли неизбежно становятся монополии.

Норма прибавочной стоимости вычисляется так:

Иными словами, это отношение вновь созданной стоимости, которую создаёт рабочий, к той зарплате, которую ему за это выдаёт капиталист. Можно также сказать, что это пропорция, в которой работник отрабатывает свою зарплату, и которую тратит на хозяина. В отличие от нормы прибыли, норма прибавочной стоимости всё время увеличивается.

Достигается это, опять-таки, за счёт технического прогресса – где раньше было нужно 10 человек, можно поставить одного. А также за счёт борьбы бизнесменов за свои права в рамках трудового законодательства. То есть, увеличение рабочего времени, сокращение социальных гарантий, перевод сотрудников на аутсорсинг, наём фрилансеров, внедрение различных средств эксплуатации рабочих, таких, как системы видеонаблюдения, CRM и тому подобное.

Например, в США норма прибавочной стоимости в обрабатывающей промышленности в 1909 году была равна 130%, в 1929 составляла 158-188%, в 1953 – 240%, а в 1966 – 314%. Практически любое «оздоровление» корпорации сегодня предполагает сокращение расходов на заработную плату, за увольнения сотрудников и увеличения интенсивности труда. Это, как правило, приводит к росту акций и радует инвесторов. Но не самих работников.

Оборот капитала и природа кризисов

Второй том «Капитала» самый сложный для восприятия, что признают даже завзятые марксисты. В нём рассказывается про борот денег, и, по идее, надо было бы использовать математический аппарат и обозначения из матана. Однако автор предпочёл писать всё текстом, ну, а когда цифры записывают буквами, понять это всегда оказывается непросто.

Почему он так поступил не очень ясно, поскольку Маркс отлично владел и дифференциальным, и интегральным исчислением и даже опубликовал несколько работ на эту тему, правда, малоизвестных. В них он пытался математическими методами рассчитать экономические циклы и научиться прогнозировать волны кризисов. Попытки эти к особому успеху не привели.

Тем не менее, Маркс сделал важный задел. Он разделил всю экономику отдельной страны на две большие сферы.

А – производство средств производства, то есть станков, руды, полуфабрикатов.

Б – производство средств потребления. Еды, посуды, одежды, жилых домов.

А. 4000 c + 1000 v + 1000 m = 6000 W

Б. 2000 c + 500 v + 500 m = 3000 W

Цифры могут означать, например, миллиарды долларов или рублей и они подобраны далеко не случайно. Деньги, которые тратят капиталисты из Б на заработную плату рабочим, должны вернуться им же при продаже предметов потребления. Расходы капиталистов из А на возобновления производственного цикла должны быть оплачены за счёт продажи их продукции.

Не будем вдаваться в детальный разбор, занимающий несколько сотен страниц, отметим только некоторые моменты, которые должны выполняться, чтобы экономика работала:

  1. В сфере Б должны произвести столько продукции, чтобы хватило для потребления рабочим и капиталистам и в Б, и в А (напомним, это товары потребления).
  2. В сфере А должны произвести столько продукции, чтобы хватило для самих А (то бишь, чтобы можно было продолжить производство), и для Б (чтобы они тоже могли производить потребительские товары).
  3. Зарплаты рабочих и прибыли капиталистов в А должны быть такие, чтобы им хватило закупить в Б всё, что нужно для жизни.

Если спрос и предложение в этой сложной схеме где-то не бьются, то отраслевые балансы перестают сходиться. И вот тогда-то и наступает кризис.

В итоге рынки оказываются забиты товарами, которые некому покупать. Заводы останавливаются, рабочие сидят без работы, а нет производства – без денег сидят все.

Если на этом месте вы скажете, что для решения проблемы нужно просто рассчитать межотраслевые балансы и начать планировать производство, спешу вас поздравить – вы только что заявили, что нужно уничтожить капитализм . Ведь главный догмат рыночной экономики – та самая невидимая рука рынка и свобода предпринимательства. Как только вы начинаете говорить деловым людям, что им выпускать и в каких количествах, вы заменяете рынок планом. И это уже не капитализм, а совершенно другая общественная формация.

Тем не менее, именно по такому пути и идут правительства, в тех или иных дозах вводя механизмы госрегулирования в экономику. Где-то ограничиваются налоговыми льготами и дотациями, как в США, а где-то напрямую вводят чиновников в состав правления корпораций, как, например, это до сих пор происходит в Южной Корее и Японии.

Или, как в современной России, сохранив за олигархами право формально владеть своей собственностью, заставляют их строить мосты, дотировать убыточные, но социально важные предприятия, либо вкладываться в невыгодные лично для них долгосрочные проекты. Это тоже регулирование межотраслевых балансов. Это марксизм.

Прибыль всегда уменьшается. Почему?

Третий том читать полегче. Как раз в нём-то и изложена одна из важнейших концепций Маркса – теория о постоянном снижении нормы прибыли . В «Капитале» причины этого расписаны на уровне математических выражений, причём, как ни странно, сделано это кратко и ясно, всего на несколько страниц.

Если оставить математику и объяснить то же самое простыми словами, то ситуация такова. Предположим, что у нас есть какая-то новая отрасль, где при небольших вложениях можно получить большие дивиденды. При условии свободного перемещения капиталов туда рано или поздно придёт огромная толпа бизнесменов, ищущих, куда бы вложить свободные средства. В итоге норма прибыли сократится и уменьшится до какого-то среднего по стране уровня.

Чтобы не ходить далеко, давайте посмотрим на рунет. Было время, когда приличные деньги можно было делать на интернет-магазинах, однако сейчас реклама съедает гораздо больше, чем приносят продажи. Причина? – бешеная конкуренция. Итог? – выживание нескольких десятков крупных проектов.

Те, кто занимается сайтами-статейниками, помнят, что на заре становления этого вида заработка можно было окупить вложения за 2-3 месяца. Сейчас хорошим сроком считается 1.5-2 года. В перспективе, по мнению специалистов, новые информационные сайты будут оправдывать себя за 8-10 лет.

Это относится не только к хайтеку, а и к любому бизнесу и любым инвестициям. Кстати, чтобы оценить уровень прибыльности, к которому стремится каждая отрасль, посмотрите на ставки по банковскому депозиту.

Маркс и банкиры

А ещё в третьем томе можно почитать про банковский капитал. Сегодня часто можно услышать мнение, что Маркса финансировали английские банкиры, и в своих работах он клеймил позором промышленников и хвалил банковских дельцов. Такая точка зрения стала популярна у наших соотечественников с лёгкой руки российских политологов Николая Старикова и Валентина Катасонова.

Мягко говоря, это не совсем так. Маркс банкиров не жаловал.

Вот вам прямая цитата про промышленников:

«Промышленный капитал есть единственный способ существования капитала, при котором функцией капитала является не только присвоение прибавочной стоимости, соответственно присвоение прибавочного продукта, но в то же время и ее создание ».

В общем, ребята молодцы, не только дерут три шкуры с работяги, но ещё и что-то полезное делают. А вот про банкиров:

Согласитесь, не очень похоже на защиту ротшильдов с рокфеллерами. Что Маркс действительно писал – так это то, что крупные банки забирают власть над экономикой благодаря контролю над информацией. Они имеют доступ ко всем транзакциям, они выдают кредиты, они владеют финансовой отчётностью каждого предприятия. А потому банк становится нервным узлом, который собирает все огромный массив информации о ситуации в экономике. И со временем он уже не оказывает сервисные функции, а напрямую контролирует производство.

Согласитесь, точка зрения довольно интересная, даже на современный взгляд.

Практические выводы

Итак, если вы осилили текст до этого места, то давайте подведём итоги. Что полезного может вынести каждый из нас из теории Маркса?

  1. Главное – это производство. Чем ближе к реальному сектору, тем надёжнее. Думая о том, куда вложит свои денежки, старайтесь избегать финансовых пузырей, пирамид, торговцев воздухом и виртуальных услуг. Старое доброе строительство и сельское хозяйство не принесёт тысячи процентов годовых, но выглядит куда солиднее.
  2. Норма прибыли всегда понижается. Ищите новые и перспективные отрасли. А если приходите туда, где всё уже занято, не рассчитывайте на быстрые деньги. Ориентируйтесь на обычный банковский процент.
  3. Монополизация. В каждой отрасли крупные корпорации рано или поздно захватят весь рынок. Не боритесь с ними. Не спешите открыть ИП и ставить ларёк, если рядом в перспективе появится гипермаркет. Подумайте, как вы сможете зарабатывать, не конкурируя, а сотрудничая с крупными корпорациями. Это может быть покупка акций, оказание смежных услуг, партнёрство или франшиза.
  4. Кризисы неизбежны. Они встроены в систему. От них не уйти. Всегда держите запас на чёрный день. При начале кризиса не паникуйте, не вкладывайтесь в авантюры. Сокращайте потребление, оптимизируйте все расходы и пережидайте. Когда-нибудь это кончится. А при грамотном подходе вы в итоге сможете ещё и заполучить за бесценок активы, что не смогли удержать ваши конкуренты.
  5. Противостояние хозяина и работника. Сотрудник всегда будет стремиться сделать поменьше и требовать побольше. Руководитель всегда считает, что работают мало, а платит он много. Если вы хозяин – сокращайте переменный капитал. Думайте о фрилансерах, о переводе сотрудников на аутсорсинг, об оплате в процентах от оклада. Если рабочий – учите назубок Трудовой кодекс, думайте о профсоюзах и коллективном трудовом договоре.
  6. Меняйте строение капитала. Экономьте на сотрудниках, но вкладывайте в технологии. Кто отстал от прогресса, тот вышел из игры.
  7. Настоящее богатство – средства производства. Это может быть не только завод, но и любой актив, который вы можете сдать в аренду и заставить приносить деньги. Начиная от квартиры и автомобиля и кончая строительным инструментом. Либо самому использовать для заработка. С этой точки зрения новая дрель куда полезнее, чем новый смартфон.
  8. Занимайтесь производством средств производства. Эта сфера самая богатая, перспективная и развивающаяся. На золотой лихорадке разбогатели не золотоискатели, а продавцы горного оборудования. Когда все бросаются делать интернет магазины, не открывайте интернет-магазин. Открывайте студию по созданию интернет-магазинов.

Полезное видео

А вот так вкратце трактуют марксизм сегодняшние поклонники немецкого экономиста. Ролик сделан убедительно и по делу.

Заключение

Конечно, во многом приведённые советы покажутся банальными. Однако присмотритесь к тому, как ведут себя люди вокруг вас – а многие ли следуют этим простым принципам? Теория Маркса не идеальна, но это одна из самых последовательных и грамотных концепций, которые стоит изучить, чтобы ориентироваться в экономических процессах.

А если вы хотите углубить свои познания, то советую приобрести «Капитал» в бумажном виде. Ведь даже если эта книга не пригодится вам лично, она станет отличным подарком для знакомого предпринимателя, и поможет при заведении деловых связей.



gastroguru © 2017