Можно ли учиться во сне: четыре факта о том, как работает наша память. Можно ли на самом деле учиться во сне Можно ли выучить историю во сне

Методикой обучения в период естественного сновидения является гипнопедия. Обучение во сне представляет собой прослушивание учеником во сне гипнотизера либо его записи. Исходя из ранних исследований, были сделаны выводы, что методика не работает, когда другие положительно отзывались о подобной манипуляции. Как оказалось, у мозга действительно появляется реакция на раздражители, он обрабатывает их, в то время когда человек спит.

Научное определение гипнопедии

Наверняка каждый задумывался о том, чтобы сэкономить время на обучении, переложив этот процесс на сон. Рекламные ролики обнадеживают, сообщая о 25 кадре.

Возможность учения во сне без затрачивания сил и времени, получило отклик в научных изысканиях. Так, факт обучения в период сна называют гипнопедией. Специалисты в области истории уверяют, что методика уходит истоками в Древнюю Индию. Монахи нашептывали ученикам тексты старых манускриптов, когда они спали.

Обучение, согласно фазам сновидений

Чтобы понимать, допустимо ли выучить за 5 минут во сне необходимую информацию, нужно рассмотреть главные особенности ночного отдыха.

Исследователи выделяют 2 вида сна.

  • быстрый;
  • медленный.

В первом цикле восстанавливаются энергоресурсы организма. Вторая фаза имеет второе название – парадоксальная. Относительно показателей физиологии медленный сон близок к состоянию бодрости. Циклы сна сменяют один другого. Полная фаза зафиксирована на границе 2-х часов. При этом быстрый сон занимает всего 20 минут.

Обучающийся в школе или в ВУЗе желает выучить требуемый материал, например, стих или песню, в течение пяти минут во сне, который плохо запоминается в дневное время.

Термин гипноделии является видом учения во время сновидений и считается:

  • гипнозом, способным исцелять;
  • видом внушения для коррекции процессов психики;
  • получением новых навыков и способностей, полученных на подсознательном уровне.

Чтобы практика имела успех, нужно чтобы навеиваемый материал оставался в памяти длительное время.

Как оказалось, но мозг действительно способен научиться, пока человек беззаботно спит.

Опубликованная статья психологов из Франции, которыми проводилась проверка возможности запоминать музыку, слышимую в момент сновидения. Было выявлено, что люди могут распознавать звуковые сигналы наутро, когда проснутся, хотя не подозревали, что раньше их приходилось слышать.

Исследователи уточнили, что возможность запомнить материал происходит лишь в цикле быстроволнового сновидения, когда активность мозга высокая. Интересный факт, что память наоборот развивается в стадии медленного видения сна. Выходит, что ночью мозг проделывает одновременно несколько действий.

Когда участники испытания спали, учеными запускались разные сигналы звуков, ассоциируемых с отдельным ароматом. В случае зловонного запаха, дыхание участника становилось глубоким. Чтобы дыхание изменилось, требовался один звуковой тон.

Рефлекс на звуки был сохранен также после подъема. Это указывает на развитие ответов, происходящих на глубокой стадии, где необходимость в работающем сознании отсутствует. Выучить английский язык, математику по данному методу вряд ли выйдет.

Другие изыскания в этой области позволили участникам попытаться учить гитарные пассажи. Затем они засыпали. Во сне их просили наиграть то, чему обучились. Первая группа испытуемых отдыхала в обычном режиме. Другая, в это же время предавалась отдыху под мелодию, изучаемую в дневное время. Результаты показали, что второй класс обучаемых участников получил высокие итоги работы в отличие от первой.

В 2013 г психологи из Иллинойского университета выявили, что в период сновидения есть возможность развития музыкальной памяти, а также тренировать пространственную память.

Важная информация! В период сновидений можно обучиться, но не серьезным вещам. При этом качественный отдых важен для процесса. Ночью мозг не усваивается принципиально новое, а лишь перерабатывает уже имеющийся материал, закрепляя в памяти.

Чтобы обучаться в период сновидений не может учитываться как возмещение иными способами учения, поскольку соответствует закреплению в памяти отдельных видов информации.

  • числовые таблицы;
  • формулы геометрии;
  • иностранные и русские слова;
  • шифрованные коды.

Успешность использования гипнопедии обусловлена большим количеством причин, чтобы рассуждать о широком использовании.

  • вид информации;
  • особенность памяти;
  • возраст ученика.

Для увеличения действенности видоизменяется количество и длительность процедур изучения, манера речи, т.е. процесс обучения.

В качестве обучения под действием гипноза либо неестественно спровоцированного отдыха ночью путем электросна, медикаментозного способа, терминология гипнопедия не используется. Причина в использовании гипнотического, постгипнотического внушения, имеющие иной механизм.

Упоминание в литературе и кинематографе

Обучение в период сна было описано в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оно являлось одним из оснований нового фантастического окружения. Детям в голову записывали, как вести себя среди людей, предпочтительность и мысленные роли исходя из того, к какой касте они принадлежали. Также проводилось обучение.

В «Звездном десанте» романа Роберта Хайнлайна обучение использовали в корпусах кадетов, чтобы научить офицерский состав.

Образование во сне также упоминается в повести «Гадкие лебеди» Братьев Стругацких, где мокрецами применяется этот метод, чтобы обучать детей-вундеркиндов.

Кинематограф

Советский телесериал под названием «Большая перемена», в котором героями являются Евгения Леонова и Степан Леднев, имеет следующий сюжет. Будучи родителями девочки, вместе с ней по договоренности получают школьное обучение истории в период сна. Спустя время, Нелли включает передачу на радио, которое озвучивает шпионский роман. Впоследствии в ходе гипнопедического учения роман в подсознании отца Степана сплетается с происшествиями, которые описываются в книге.

Обучение также описывается в мультике «Братья Вентура», в котором учащимися являются Хэнк и Дин. Поскольку сюжет представлен в ироническом исполнении, то документы об образовании братья получают таким образом.

Мнение ученых об обучении по методу гипноделии

Представители различных направлений давно интересуются, как учиться во снах, в т.ч. и писатели-фантасты. Сегодня считают, что такой метод обучения запомнить наизусть урок особенно действенен, чтобы усвоить:

  • разные формулы;
  • слова иностранного языка;
  • специальный материал.

Те, кто подвластные легким путям будут огорчены, поскольку выучить за 5 минут во сне стихотворение, налоговый кодекс, таблицу умножения, невозможно.

Ученые подвели неутешительный итог, что такой метод обучения действенен только в качестве укрепления уже изученной темы по физике или химии в период бодрствования. По результатам отдельных исследований было выяснено, что человеку свойственно запомнить тот или иной материал. При этом доказать в действительности, слышал или нет ранее невозможно.

Иные исследования, в ходе которых человеку испытания такого вида обучения, ставили слушать аудиозапись с рассказами только во сне, тоже были несостоятельными, относительно техники. Пробудившись после ночного обучения, человек ничего не запомнил.

Чтобы хорошо закрепить урок в период бодрствования, нужно чтобы он неоднократно демонстрировался во время быстрого цикла. Потому таким способом обучиться нереально в домашних условиях.

Опыты и результаты обучения во сне

Испытания по обучению во сне за 5 минут над крысами и птицами предоставили приятные результаты. Крыс обучали определяться в лабиринте, вкладывая материал в отдельные строения мозга. Среди ночи эти участки мозга становились активными. Выглядело так, будто подопытные делают то, чему их обучали ранее, для закрепления урока.

При измерении активности нейронов был обнаружен участок лабиринта, где присутствовало животное в своих сознаниях. Было ли решено задание крысой в реальности или период сна не имело значения. Итоги исследований по обучению как свидетельствовали о высоком значении действенности снов, так и были определены процессы учения в период сновидений.

Делая опыты на зябликах по методу обучения в момент сна, выяснилось, что звуки, услышанные в период отдыха, переходят из отдела слуха в точку пения. Потому птица повторяла мелодию, которую ей ставили слушать среди ночи.

Важно! Опыты и результаты обучения говорят о том, что открывается огромный потенциал, которыми наделены сновидения, больше всего цикл REM.

Мозгу человека небезразлично, что происходит с вечера перед отдыхом, что видится и слышится. Хорошо подумав, можно использовать данные ресурсы для личной выгоды.

Эффективные методики

Существует четыре популярных видов обучения по технике гипнопедии.

Помощь аромата

Если за пять минут в период сна и не удается изучить учебную информацию географии, биологии, английские слова, то возможно повысить запоминание урока в разы.

Разработано несколько методик, благодаря которым можно быстро обучиться путем мягкого влияния на ученика, когда он спит.

К одному из таких способов относится аромаметод. Германскими исследователями было определено, что лучше всего запомнить поможет запах, ощущаемый при отдыхе. Когда будучи спящим, человек узнает такой же аромат, вдыхаемый при занятости над упражнением, когда бодрствовал, то изученный днем курс информации усвоится прочнее.

Антинаучность

Учиться во сне подобным образом практически невозможно. При этом институтом ранних исследований было отмечено, что испытуемые способны запоминать ряд факторов, когда спят. Хотя точно заявить, что участники не пробуждались и не осязали аудиоинформацию наяву, нельзя.

Чтобы удостовериться в этом, ученые из Америки фиксировали на голове испытуемых электроды и ставили мелодии, когда люди уже спали. Выяснилось, что уснув, ученики ничего не помнили.

Хотя мозг во сне не принимает другой материал, ночью он не спит. Им осуществляется перебор накопленной за сутки информации, которая потом из места формирования воспоминаний, направляется в зоны коры, где она сохраняется.

Технические изобретения

В ближайшем будущем, благодаря техническому развитию, возможно появление и иных методов, основанных на применении фаз сна. Считают, что закрепление памяти случается вследствие отдельных, замедленных пульсаций головного мозга. Потому появилась идея мягкого их стимулирования, не поднимая человека.

Ян Борн является основным идеологом таких исследований. Им было установлено, что мозговые сигналы, возможно, стимулировать путем трансчерепной активации прямым током. Подавался слабый ток через череп человека, что помогало улучшить способность запоминания слов.

Новый инвазивный способ заключается в надевании на голову электродной каски, чтобы измерить нейронную деятельность. Через наушники подают звуки во сне. Благодаря способу проходит мягкая стимуляция нейронной активности. Медленное сновидение оказывается глубоким и интенсивным.

Описанная методика, эффективна не только чтобы выучить новые слова, но и мелодию во сне. Исследователями проведена работа с группой лиц. Их обучали играть на гитаре по методу, который позаимствовали их видеоигры. Затем участник нужно было лечь спать.

Людей разделили на 2-ой команды. Первая слушала мелодию во сне, репетируемая ранее. Вторая отдыхала в затишье. Потом обеим командам нужно было воспроизвести мелодии, разученные на уроке. Исход 1-ой команды лучше, по сравнению со 2-ой, притом, что они не были осведомлены, что отдыхали под эту мелодию.

Хитрости по изучению в период сна иностранного языка

Учеными проводилось исследование, в котором группу немцев обучали иностранному языку, которые не знали его вообще. Команду поделили на 2 части. Первая слушала запись с изученным материалом, когда отдыхала. Другой группе ничего не включали. Результаты в обучении первой группы выше.

Чтобы разгадать причину феномена, обучавшие язык во сне, провели эксперимент мозговой деятельности с использованием энцефалографии. Те, кто слушал запись, проявили высокую активность волн. По предположениям ученых именно это явление указывает на процессы запоминания новых данных во сне.

За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования.Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.

В период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…

Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!

Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…

В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.

В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.

Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…

Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.


Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.

  • Чем лучше качество сна, тем лучше способность к обучению. У людей, сон которых имеет достаточную продолжительность и которые спят по постоянному режиму, усвоение материала происходит гораздо лучше.

Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!

  • В очень небольшой степени мозг во сне способен к активному запоминанию , так как спящий (особенно в поверхностные стадии сна на границе циклов) частично способен получать сигналы из окружающей среды, а мозг – обрабатывать информацию без участия сознания.

Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.

  • При помощи некоторых воздействий можно добиться улучшения активного запоминания во сне.

По
дтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!

Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.

Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.

Как учиться во сне? Многих наверняка интересовало, можно ли сэкономить время и силы путем обучения во время сна.

Метод обучения во сне в науке известен под названием «гипнопедия». В переводе с греческого «гипнос» обозначает «сон», а «педия» - обучение. Подобный способ учебы практиковался еще древними индийцами. В те времена буддийские монахи таким образом обучали священным текстам, нашептывая их спящим ученикам. В настоящее время известно применение гипнопедии для военно-морских офицеров США: им на ночь через наушники начитывались телеграфные коды. Это известный случай, получивший одобрение на государственном уровне.

Конечно, любой студент был бы рад, не прикладывая особенных усилий, за 5 минут освоить трудную дисциплину. Возможно ли это?

Человеческий мозг до сих пор до конца не изучен, и его возможности покрыты тайной. Главное предназначение этого важнейшего физиологического органа - фиксировать, хранить и предоставлять в случае необходимости различную информацию.

Наше подсознание способно запоминать все, что мы когда-либо узнали или увидели, даже если человек об этом не догадывается. Нам кажется, что мы уже давно позабыли то или иное событие, но оно никуда не девается из подсознания.

Наше подсознание способно усваивать информацию, даже если мы об этом не догадываемся.

При засыпании происходит следующее:

  • расслабляется мышечная структура, тело отдыхает;
  • мозг продолжает функционирование в спокойном режиме, передавая команды нашим органам и обеспечивая физиологические процессы жизнедеятельности;
  • подсознание, наоборот, просыпается, в связи с чем человек становится особенно восприимчивым.

Таким образом наша память способна даже при отдыхе тела во время сна фиксировать информацию, поступающую извне. Вопрос только в том, как ее извлечь из нашего подсознания.

Научными исследованиями установлено, что существуют три стадии активности мозговой деятельности в процессе сна:

Человек способен запоминать поступающую информацию только на начальной стадии, то есть в процессе засыпания и неглубокого сна. Именно поэтому гипнопедия возможна лишь в кратковременный период засыпания, примерно около двадцати минут, и не может продолжаться длительное время. При глубоком засыпании человек абсолютно не восприимчив к поступающим извне раздражителям.

Если верить соннику, сновидения способны нести различную информацию. Но на самом деле, это лишь реакция организма на обработку полученных за день впечатлений.

Стадия поверхностного сна (альфа-ритм) - это состояние, когда наше подсознание максимально восприимчиво к обработке получаемых данных. При этом осуществляется взаимодействие между полушариями мозга, способствующее развитию творческих способностей, регуляции психоэмоционального состояния человека, нормализации гормонального фона и аутоиммунной системы.

Учеными установлено, что при засыпании стимулирование мозга с целью закрепления полученной информации наиболее эффективно.

Учение во сне позволяет овладеть многими науками. Нет смысла перечислять все области знаний, доступные при данном методе. Главный принцип - не стоит учить во сне те предметы, которые достаточно эффективно усваиваются в дневное время.


Чаще всего таким образом можно изучать дисциплины, наиболее тяжело поддающиеся обучению, но в то же время требующие быстрого восприятия. К ним относятся иностранные языки, компьютерные технологии, игра на музыкальных инструментах, запоминание различных данных.

Учение в процессе сна можно сравнить с гипнозом - и то, и другое вызывается внушением. Но, в отличие от гипноза, он характеризуется более слабым уровнем воздействия. Лучшему запоминанию способствует спокойное и уравновешенное эмоциональное состояние. В этом случае человек максимально концентрируется для усваивания получаемой во сне информации.

Эффективность «сонных» тренингов значительно возрастает, если:

  • обучаемый максимально заинтересован в процессе;
  • получаемая при этом информация не выводит из уравновешенного состояния;
  • студента не тревожат никаким образом;
  • мышечная структура не напряжена;
  • стороннее воздействие - звуки, запахи и прочее - минимальны или полностью исключены.

Очень важно, чтобы человек верил в то, что обучение во сне принесет результат. Также большое значение имеет степень достигнутой релаксации мышц. Эта способность тренируется. Напрягите руку или ногу настолько сильно, насколько сможете. Удержав усилие некоторое время, внезапно расслабьте. Вы сможете уловить и зафиксировать это ощущение максимальной расслабленности, которое следует вызывать всякий раз при засыпании в процессе гипнопедии.

Перед сеансом следует лечь на удобное ложе. Оно не должно быть чрезмерно мягким или наоборот - слишком твердым. Необходимо расслабиться и постараться заснуть. Обучающая запись включается спустя полчаса. Громкость не должна быть слишком большой. Возможно чтение вслух педагогом негромким голосом.

Некоторые исследователи отмечали повышенные результаты, если подача материала сопровождалась негромкой спокойной музыкой.

Хотя феномен гипнопедии был подвержен длительным и разносторонним исследованиям, до настоящего времени полностью не доказана его эффективность.

Известный ученый А. Потапов рассказывал, что около полугода изучал английский язык, используя данную методику. Он отметил, что в итоге чтение текстов стало намного легче, но на всем продолжении подобных сеансов страдал от кошмарных сновидений. Некоторые исследователи всерьез опасаются, что гипнопедия может представлять серьезную угрозу для здоровья.

Но нельзя не учитывать положительную динамику многих обучающихся. Например, некоторые студенты первых курсов высших технических учебных заведений, которые учились иностранным языкам посредством гипнопедии, наряду с традиционным способом, обладали вдвое большим словарным запасом, нежели обычные обучающиеся.


В то же время отмечаются противоречивые результаты различных проведенных исследований в этой области. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что применение гипнопедии наиболее эффективно как дополнение к традиционным методам. Для того чтобы добиться ощутимого результата, требуется проводить сеансы на протяжении длительного временного периода, повторяя многократно один и тот же материал.

Если мы учим какую-либо новую дисциплину, добиться результатов, применяя лишь метод «сонного образования», невозможно.

Но гипнопедия позволяет обеспечить:

  • повышение эффективности дневного обучения;
  • улучшение запоминаемости пройденного днем материала;
  • тренировку памяти.

Но некоторые сомнологи уверены, что человек должен отдыхать во сне, и подобное образование способно вызвать лишь перегрузку мозга. Поэтому свое право на жизнь данной методике еще предстоит доказать.

» Олдос Хаксли упоминает исправительное учреждение «Вудленд-роуд», где в 1957 году состоялся любопытный эксперимент. Под подушки некоторым заключённым установили миниатюрные проигрыватели, из которых ночью доносились проповеди о нравственном поведении, ценности сочувствия и морального совершенства. Заключённые спали, а в их палатах звучал тихий голос: «С Божьей помощью меня переполняют любовь и сострадание ко всему сущему».

В романе «Дивный новый мир» гипнопедия, то есть обучение во сне, используется, чтобы внушить гражданам желательные образцы поведения, и убедить, что общество «эры Форда» - наилучшее из возможных. Первые экспериментаторы из романа пытались использовать гипнопедию для передачи научных знаний, но эта попытка провалилась. Они пришли к выводу, что со сном интеллектуальная деятельность несовместима: во сне можно внушать, но не учить.

Треть своей жизни мы спим. Многие пытались использовать это время, чтобы научиться чему-то полезному, прикладывая для этого минимум усилий.

Гипнопедией сильно интересовались некоторые советские и американские учёные. Целый ряд исследований свидетельствовал в пользу того, что во сне можно запоминать короткие факты и термины; филолог Леонид Близниченко даже считал , что мозг во время сна может усваивать от 92 до 100% поступающей информации. Постепенно этот энтузиазм утих, но его отголоски слышны до сих пор.

Гипнопедическое обучение пародируется в известном комедийном фильме «Большая перемена». Герой Евгения Леонова мучается, пытаясь запомнить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. В конце концов он просит дочь почитать ему учебник, пока он будет спать. Зубрёжка, мол - это устаревшие методы. Во сне всё запишется прямо «на корочку», в точном соответствии с современными научными знаниями.

Через какое-то время девушка откладывает учебник и включает детективную радиопьесу о космических приключениях. В итоге «передовые методы обучения» подводят героя: на уроке он произносит полную ахинею, смешивая фразы из учебника с прослушанным детективом.

Не нужно быть нейрофизиологом, чтобы понимать, что во сне мозг не бездействует, а проделывает множество сложных операций. В некоторых отношениях он работает даже активнее, чем в бодрствующем состоянии. Но значит ли это, что спящий мозг способен учиться?

В 1956 году психологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс исследовали спящих людей с помощью электроэнцефалографа. Они пытались понять, действительно ли человек способен воспринимать и запоминать новую информацию во сне. Они пришли к выводу, что это не так: материал запоминался только в том случае, если испытуемые просыпались (об этом свидетельствовали гамма-волны на энцефалограмме).

С этого момента обучение в состоянии сна стало считаться невозможным. Но более поздние исследования заставили пересмотреть устоявшееся мнение.

Чему можно научиться во сне

Оказалось, что кое-чему мозг действительно может научиться, пока вы беззаботно сопите. В августе 2017 года в журнале Nature была опубликована французских психологов, которые проверяли способность человека запоминать звуки, услышанные в спящем состоянии. Выяснилось, что люди способны идентифицировать звуковые сигналы после пробуждения, хотя даже не осознавали, что слышали их ранее.

Учёные уточнили, что запоминание происходит только в фазе быстрого сна, когда мозг наиболее активен. Интересно, что память, напротив, формируется в фазе медленного сна. Получается, что во сне мозг выполняет сразу несколько функций: пока на часах у вашей кровати бегут стрелки, он выполняет то одну, то другую работу - и делает это настолько деликатно, что вы не имеете об этом ни малейшего понятия.

В 2012 году израильские исследователи выяснили, что у спящего человека можно сформировать определённые условные рефлексы - почти как в антиутопических фантазиях Олдоса Хаксли.

Пока испытуемые спали, учёные запускали различные звуковые сигналы, которые ассоциировались с определённым запахом. Если запах был неприятен, дыхание спящего становится менее глубоким. Вскоре для того, чтобы изменить дыхание, достаточно было одного лишь звукового тона. Это вполне можно назвать классическим примером павловского обусловливания (вспомните классические эксперименты с собаками).

Но интересно другое: реакция на звуки сохранялась даже после пробуждения. Всё это свидетельствует о том, что формирование рефлексов происходит на таком глубоком уровне, где нет потребности в действующем сознании. Выучить иностранный язык по такой методике у вас вряд ли получится - с тем же успехом вы могли бы попытаться научить разговаривать по-французски свою собаку.

В другом исследовании участники выучивали несколько гитарных пассажей с помощью инструмента, похожего на Guitar Hero. Вскоре после этого они ложились спать. Затем их просили воспроизвести выученную мелодию. В одной группе участники эксперимента просто спали; в другой они тоже спали, но делали это под звуки мелодии, которую до этого пытались выучить. Именно участники из этой группы справились с заданием существенно лучше, чем остальные.

В 2013 году психологи из университета Иллинойса выяснили, что во сне можно не только стать музыкальнее, но и потренировать пространственную память.

Находясь в бодрствующем состоянии, участники должны были переместить виртуальный предмет в определённое место на экране. Одновременно с этим раздавался характерный звуковой сигнал. Затем участники сделали полуторачасовой перерыв на сон. После пробуждения они попытались вспомнить, где находится виртуальный предмет. Участники из одной группы спали в тишине, а вот другие слышали тот самый звуковой сигнал - и они справились с заданием лучше.

Всё это звучит не слишком обнадёживающе: во сне можно учиться, но вряд ли чему-то серьёзному. Однако хороший сон всё-таки очень важен для обучения. Во сне мозг не усваивает почти ничего нового, зато эффективно перерабатывает уже имеющуюся информацию.

Утро вечера мудренее

Именно сон спасает нас от амнезии и информационной перегрузки, позволяя нам учиться чему-то новому и лучше запоминать усвоенное. Поэтому бессонная ночь перед экзаменом - самый верный способ на нём провалиться.

Исследования показали , что в фазе глубокого сна, в которой мы не видим сновидений, происходит консолидация памяти: информация переводится из оперативной памяти гиппокампа в долговременную память префронтальной коры. Слабые нейронные связи при этом разрываются - так мозг отсеивает ненужные сведения и маловажные впечатления. В это время мозг начинает работать в определённом ритме, который называют сигма-ритмом или веретенообразной активностью, что можно отчётливо увидеть на энцефалограмме.

Фаза глубокого сна обычно занимает вторую часть ночи. Поэтому, если вы спите меньше 6 часов, ваша память вряд ли будет работать в полную силу.

Существует уже множество исследований, продемонстрировавших значение сна для обучения и тренировки новых навыков. Учёные из Беркли, к примеру, просили участников эксперимента выполнить сложное задание на запоминание. В первый раз все справились с ним примерно с одинаковым успехом. Затем некоторым участникам дали поспать, а другие продолжали бодрствовать. Вечером все снова приступили к заданию. После перерыва на сон участники справились с тестом существенно лучше, а во второй группе результаты почти не изменились.

Чем больше мы узнаём о сне, тем больше понимаем его важность. Уже сегодня при помощи специальных гаджетов вы можете отслеживать ритмы активности головного мозга во время сна: узнать, сколько раз вы просыпались, сколько длилась фаза сновидений, а сколько - фаза глубокого сна. С помощью таких устройств вы можете также настроить оптимальное время для пробуждения.

Но эффективные методики обучения во сне вряд ли появятся даже в будущем. Сон важен, но его функция не в том, чтобы учиться. Для этого есть часы бодрствования. Хотя бы во сне дайте себе и своему мозгу немного отдохнуть.

Привет, никак. Верить в чудеса, конечно, хорошо, но английский за пять минут ты не выучишь точно. Зато есть отличный способ изучать его постепенно, регулярно и удобно! В очереди, метро, лежа дома на диване. Да, я о тех самых приложениях для ваших гаджетов. Все очень просто: установил, открыл, сиди себе «клацай» и обучайся.

Words . Это приложение входит в топ лучших за 2014 год. Вордс постоянно обновляется и развивается по сегодняшний день. Научный тренажёр английских слов содержит 26 тематических блоков, что позволяет развиваться именно в нужном на данный момент направлении. Более 8 тысяч слов разбиты на уроки, которые вы можете проходить в режиме оффлайн. Регистрация тоже не требуется.

Какова максимальная или максимальная скорость здесь? Также используется выражение: ускорение. Натурализация, натурализация. Грамматически, грамматически. Неудобство, неудобства. Одна из самых распространенных вещей для прослушивания: мы приносим извинения за неудобства. Приносим извинения за неудобства. Давайте остановимся в магазине. Давайте просто изменим интонацию. Таким образом, вы можете узнать много слов на английском языке в кратчайшие сроки. Оставьте комментарий здесь, в комментариях, используя одно из этих слов, которое вы только что узнали.

Приложение «запоминает» слова, в которых вы допускали ошибки, и предлагает их вам до тех пор, пока слова, вызвавшие трудности, точно не отложится в голове.

Кстати, еще очень удобно, что каждый урок рассчитан на один день и содержит до 25 слов. То есть 20 минут в день вам будет достаточно.

Не забудьте подписаться на канал, наслаждаться и делиться. В настоящее время английский язык стал языком работы, путешествий, науки, дипломатии и международного общения. Он признан официальным языком в более чем 75 странах и на нем говорят как иностранный язык на 750 миллионов человек! Вот почему так важно говорить по-английски.

Освоение английского языка имеет важное значение во многих областях. Английский откроет вам двери на профессиональном уровне и предоставит вам больше свободы выбора вашей будущей должности, для выполнения новых функций, требующих практики английского языка или просто для выполнения миссий за рубежом.

Duolingo. Это приложение позволяет изучать английский в игровой форме всего по пять минут в день. Дуолинго подойдет как новичку, так и профи. Разработчики пишут, что эффективность приложения доказана научно, что, согласитесь, внушает доверие. Исследования показали, что 34 часа занятий равняются семестру изучения языка в университете.

Освоение английского языка также позволит вам путешествовать по всему миру. Изучение английского языка позволит вам расширить свое видение мира и лучше понять разные англоязычные культуры. Чтобы эффективно изучать английский, Интернет остается одним из лучших решений сегодня.

Лучшие сайты для изучения английского языка

Он предлагает много ресурсов очень хорошего качества, а также бесчисленные курсы для укрепления вашей грамматики. Он предлагает простые и понятные уроки даже для новичков. Английский язык: сайт, предлагающий бесчисленные выражения и слова для обогащения словарного запаса. Для всех тех, кто сделал английский в старшей школе или в средней школе, но кто, по крайней мере, думает, забыл все. Язык, который мы не используем, быстро исчезает в глубине нашей памяти. тех, кто хотел бы ознакомиться с основами английского языка в ожидании поездки или встречи с иностранными посетителями - или по тысяче других причин, которые принадлежат вам.

Каждый урок состоит из заданий по практике разговорной речи, аудированию, переводу, а также тестов. Вы сразу увидите, какие задания выполнили правильно, а приложение подскажет, как вы можете улучшить свои результаты.

LinguaLeo. Данная образовательная платформа для изучения и практики языков также основана на игровой механике. Новым пользователям приложение предлагает пройти тест, который поможет определить уровень знаний. Результаты теста послужат основой создания индивидуального плана занятий. Ваши цели и интересы также будут учитываться.

Для всех, кто регулярно говорит: «Мне действительно нужно говорить по-английски, но со всей моей деятельностью у меня нет времени!» Название этой книги дает вам ключ: 5 минут в день. У вас нет больше оправданий: каждый может найти эти 5 минут в свое время.

Эта маленькая книга предназначена для того, чтобы заставить ваши нейроны вывести на поверхность и оживить ваши старые воспоминания о занятиях английским языком. Благодаря своему мини-формату, который так удобно, он будет держаться в кармане или в вашем кошельке. дома или взять его там, где вы хотите.

Согласно плану вам на каждый день будет предоставлена лента заданий, которая поможет эффективно изучать иностранный.

Приложение дает доступ к огромному количеству оригинальных аудиокниг и песен, видеозаписей и текстов. Во всех материалах есть субтитры, что облегчает работу. Вы сможете в игровой форме освоить грамматику, чтение, понимание на слух, а также расширить словарный запас.

В этой маленькой книге вы найдете 60 карт, акцентированных в каждом упражнении. Прочитайте лист, и упражнение не займет у вас более 5 минут! Мы предлагаем два вида карточек, которые вы можете идентифицировать со своей иконкой. Хорошо пересматривайте свой английский за 5 минут в день, это возможно!

На протяжении многих лет ваш английский теряет некоторые из своих прекрасных возможностей? Вы хотели бы взять некоторые базовые основы и укрепить свои знания, но вы перегружены? Вы не являетесь поклонником вечерних занятий - эта Маленькая Книга английского языка за 5 минут в день - это книга, в которой вы нуждаетесь!

Memrise. В данном приложении используются эффективные техники запоминания, подтвержденные обширными научными исследованиями. Технология Memrise использует новейшие открытия в области нейролингвистики и методик обучения. Приложение подстраивается под индивидуальные особенности нашей памяти. Очень важно не просто выучить слова или фразы, но и не забыть их со временем. Разработчики позаботились и об этом. Фишка приложения в том, что выученные слова вы не забудете. Через определённые промежутки времени программа будет напоминать о выученных словах и поможет закрепить их в памяти навсегда.

Вы всегда найдете в своем дневнике минуту, чтобы открыть эту книгу и насладиться 60 уроков и упражнений, которые откалиброваны, чтобы учиться изо дня в день, эффективно: глаголы и их сопряжение; назвать людей и вещи; строить правильные предложения; ошибки, чтобы избежать и т.д.

Просмотрите, как только увидите: на транспорте, между встречами, в приемной вашего врача и т.д. метод, адаптированный к вашему ритму жизни! Вы всегда найдете в своем дневнике минуту, чтобы открыть эту книгу и насладиться 60 уроками и упражнениями, которые откалиброваны, чтобы учиться изо дня в день, эффективно: глаголы и их спряжение; назвать людей и вещи; строить правильные предложения; ошибки, чтобы избежать и т.д.

Еще одна «вкусняшка»: вы можете делать мемы, которые помогут запомнить слова или фразы.

HelloTalk. На данной платформе учителями выступают носители языка. С ними можно разговаривать и переписывать. Очень эффективно, поскольку при изучении языка необходимо погружаться в языковую среду. Плюс вы сможете обзавестись новыми иностранными друзьями. Встроенный переводчик и словарь – преимущество данного приложения. Также есть инструмент, при помощи которого ваши партнеры по изучению языка помогут вам быстро исправить синтаксис, грамматику, произношение и многое другое.

Убедитесь, что вы прочитали правильный уровень сложности

Чтение английского языка помогает создать более прочные отношения с языком, и поэтому вы изучаете новые слова и полезные фразы. Если вы начнете с чего-то, что слишком сложно для вас, вы не можете продолжать! Вот почему важно заранее проверить уровень английского языка. Мы предлагаем два онлайн-теста, которые помогут вам.

Английский для развития карьеры

Если ваша работа требует от вас говорить по-английски каждый день или использовать более специализированные термины, то регулярные упражнения по чтению помогут вам расширить свой словарный запас. Это, в свою очередь, повысит вашу уверенность и произведет хорошее впечатление на ваших коллег и деловых партнеров. Смотрите голоса для большего вдохновения! Должны ли дети ходить в школу в следующий понедельник? Вы найдете много возможностей для коротких семейных каникул в одном из крупнейших европейских городов!

Приложения – это, конечно, хорошо, но не забывайте, что этого недостаточно, чтобы овладеть иностранным языком на должном уровне. И еще советик: лучше понемногу, но каждый день, чем 25 часов в сутки, но раз в неделю. Удачи!

Материал подготовила Крагель Дарья

Наверняка все люди хотели бы тратить меньше времени на обучение и переносить этот трудоемкий процесс на время сна. Но можно ли получать новые знания во сне без затрат времени и энергии, или это лишь научная легенда? Как учиться во сне? Эти вопросы волнуют ученых не одно столетие.

Следуйте онлайн-форумам на английском языке

Форумы, специально предназначенные для использования английского языка, - отличный способ для многих людей во всем мире обсудить их проблемы и трудности. Вы не только увидите, как это написано правильно, но вы также увидите других людей, которые искали его перед вами. Надеюсь, эти советы вам полезны. Если у вас также есть предложения, которые вы хотите добавить - поделитесь ими с нашими.

И хотя это не так, шутка только подтверждает, насколько жестко должен изучать немецкий язык. Скорее всего, вы знаете некоторые слова, полученные из фильмов, песен или экскурсий, но у вас никогда не хватит смелости изучать родной язык более 82 миллионов человек. Мы предлагаем вам более интересную причину изучения немецкого языка. И это то, что у него есть уникальные слова, используемые ежедневно в разговорной речи, которые вообще не существуют на других языках.

Процесс обучения во сне называется гипнопедией. В переводе с греческого «hypnos» означает «сон», а «paideia» - «обучение». Данный метод усвоения новой информации применялся еще в Древней Индии, когда буддийские монахи нашептывали спящим ученикам тексты старинных манускриптов. В Эфиопии сыщикам таким образом подробно описывали внешность преступников. Одобренные государством сеансы гипнопедии впервые стартовали в США, где офицерам военно-морской базы надевали на ночь наушники и начитывали телеграфный код.

Это и все другие слова не совсем точны, они уникальны и не существуют с точным именем на других языках. Представьте, что вы сидите в ресторане с друзьями, вы приказали, еда прибывает, и вы понимаете, что все выбрали супер вкусные вещи, а ваше блюдо не такое.

В буквальном переводе слово означает «замок в воздухе». Он используется в тех случаях, когда это абсолютно недостижимое намерение - нечто вроде болгарского выражения, «расцветающего львами». Как часто вам снится мечта настолько реальна, что вы с интересом следите за историей? Незадолго до окончания истории проснитесь и поймите, что вы упустите самое интересное. Затем вы обычно закрываете глаза и начинаете засыпать, по крайней мере, еще 5 минут, чтобы добраться до финиша.

Тайная сила подсознания

Мозг человека таит в себе множество неподвластных науке тайн. Его основная функция – запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию.

Слова, которые мы проговариваем, и мысли, возникающие в нашей голове, воздействуют на наше подсознание, способное впитывать все сведения из внешнего мира. Мы могли забыть увиденное, но подсознание еще долго будет хранить эти образы в глубинах разума.

На болгарском языке у нас есть слово «неловкое», которое подходит для описания любой ситуации, в которой человек смущен или находится в незнакомой обстановке. Что, если у вас будет пара, которая начнет сражаться до вас? Это ужасная ситуация, потому что, независимо от вашего мнения по этому вопросу, вы не можете вмешиваться в отношения ваших друзей. Именно в этой конкретной ситуации вы чувствуете себя Риррихтершамом.

Самое замечательное в чтении книг - это то, что изображения начинают появляться в сознании, которое реагирует на историю. Вот почему большинство людей, которые смотрят фильм в ранее прочитанной книге, обычно разочаровываются в производительности персонажей. Тем не менее, они кажутся разными в глазах каждого читателя. Эти уникальные «проекции», которые способны создавать человеческий мозг, даже когда дело доходит до сновидений, называются Копккино.

Во время сна у человека расслабляются только мышцы, а мозг не отдыхает никогда. Он всегда функционирует, контролируя жизненно важные процессы. Таким образом, абсолютный покой человека во сне – всего лишь иллюзия, которая скрывает реакцию человека на факторы окружающей среды. Ночью мозг человека работает в более спокойном режиме и воспроизводит сновидения – образы того, что волнует, пугает человека или вызывает любую сильную эмоциональную реакцию.

Это всего лишь несколько уникальных слов на немецком языке. У немцев даже есть специальное слово для питья пива после рабочего дня. Вместе с тем, новогодняя резолюция. Бросьте курить, похудейте, прочитайте больше и изучите английский, немецкий или французский язык наконец! Последний в списке, чтобы овладеть иностранным языком, является одним из самых распространенных заявлений, которые мы делаем в начале нового года. В основном, мы также говорим, что нам нужно знать основные фразы, по крайней мере, до лета и даже купить учебник по самоуничтожению или войти в систему.

Сон погружает людей в очень восприимчивое состояние. Сознание спит, а подсознание просыпается. И вполне реально заставить подсознание работать на нас. Об этом феномене было известно еще древнегреческим учителям. Несмышленых учеников отправляли поспать, начитывая им во время сна тот учебный материал, который не был усвоен за время занятий. За несколько минут выучить получалось немного, но за пару часов ученикам удавалось наверстать упущенный материал.

Но потом появляется много работы, слова идут не так быстро, как мы ждали, мы сидели на одном уроке две недели. Теперь, когда мы узнаем несколько фраз, это лето снова, мы понимаем, что ничего не получили, и мы обвиняем нас в том, что мы не получили новогоднее разрешение снова.

Прежде всего, перестань кричать! Возможно, никто никогда не понимал, как учиться. Возможно, вы изучили словарный запас по классическому школьному методу, повторяя десять раз вслух, пишу десять раз, чтобы вы могли видеть, что вы все равно не помните. У нас есть несколько эффективных советов , которые помогут вам легко и быстро справиться с этим языком.

О подобных случаях становилось известно в разное время на разных континентах. Данный факт связывали именно с тайной силой подсознания – способностями, предоставленными каждому человеку самой природой.

Ночная активность мозга и альфа-ритм

Учеными выделяются три главные стадии мозговой активности во время отдыха человека:

Так легко обрабатывать 150 слов в час, как ничто. Слово невозможно забыть и забыть о практике начальной школы. В следующей статье мы расскажем, как перестать беспокоиться об иностранном языке и как просто победить его. Эксперимент в Стэнфордском университете.

Давайте сначала рассмотрим интересный эксперимент. В Стэнфордском университете они провели интересный эксперимент. У двух групп студентов была задача изучить сорок дней русских слов в течение трех дней, и никто не знал русского. Одну группу преподавали по биллинг, вторая - так называемая технология ключевых слов, о которой еще нужно сказать. Результат ясно показал, что метод намного эффективнее. Студенты, которые произносили слова, знали меньше, чем через несколько дней после нескольких дней, в то время как группа, использующая технику, контролировала почти две трети словарного запаса.

  • стадия засыпания;
  • «быстрый сон», характеризующийся постепенным угасанием всех реакций, во время которого человек видит сны;
  • «дельта-сон» – стадия глубокого сна , отличающаяся пребыванием мозга человека в покое и перевариванием информации, полученной за день.

Запоминание данных возможно только в состоянии дремоты, после погружения человека в стадию глубокого сна восприятие информации прекращается. Поэтому и существует обучение во сне за 5 минут, ведь «сонное» усвоение материала в принципе не может быть длительным процессом.

Важно отметить, что даже через шесть недель между этими двумя группами была большая разница. Студенты, которые использовали новый метод обучения, могли вспомнить столько лексики, как первая группа всего за несколько дней. Самая большая проблема с изучением лексики заключается в том, что для нашей памяти выражения на иностранном языке слишком абстрактны и неинтересны. Мы обычно стараемся запомнить их просто, повторяя их все на основе их неопределенного значения. Но факт состоит в том, что мы ищем одно и то же слово в словаре несколько раз и все еще не держим его в голове.

Альфа-ритм (стадия поверхностного сна) – нейронный интеллект, природный и самый действенный способ работы мозга человека. Он отвечает за связь между правым и левым полушариями, симбиоз сознания и подсознания, творчество, иммунитет, гормональную систему, психоэмоциональный баланс. Альфа-волны возникают во время спокойного расслабленного бодрствования, когда человек закрывает глаза, погружается в состояние полной релаксации без посторонних мыслей в голове. В такой ситуации все становится возможным.

Наукой подтверждено, что у людей с четко выраженным альфа-ритмом развито абстрактное мышление. Усиленные альфа-ритмы в состоянии транса приводят к релаксации, улучшают восприимчивость и расширяют сознание.

Гениальный ученый А. Эйнштейн неизменно пребывал в подобном состоянии. Стимулирование мозга во время поверхностного сна идеально для закрепления подлежащего изучению материала.

Сеансы гипнопедии

Перечень наук, которые изучают во сне, широк и разнообразен. Усвояемость материала зависит от индивидуальных способностей человека. Если предмет вам легко дается в дневное время, заниматься им во сне нет необходимости. Гипнопедию чаще всего используют в тех областях знаний, которые трудно поддаются изучению и требуют быстрого усвоения. Иностранные языки, IT-технологии, базовые знания игры на музыкальных инструментах, зазубривание информации – наиболее востребованные сферы для применения гипнопедии.

Учение во сне, как и гипноз, является самовнушением. Однако, обучение во время засыпания слабее по силе воздействия на человеческий мозг. Новая информация, которую обучаемый слышит во сне, вызывает реакции на уровне рефлексов. Чтобы свежие данные запоминались лучше, для мозга необходимо полное отсутствие внешних отвлекающих импульсов. Эмоциональный фон человека также должен быть стабильно спокойным. В такой атмосфере мозг способен максимально сконцентрироваться на информации, получаемой во сне.

Эффективность ночных аудиотренингов повышается, когда:

  • студент заинтересован в тех сведениях, которые слышит, и подсознательно хочет их запомнить;
  • информация не вызывает раздражения;
  • обучаемый находится в состоянии полного покоя;
  • мышцы человека расслаблены и не подают отвлекающие сигналы мозгу;
  • посторонние звуки и другие воздействия внешней среды сведены к минимуму.

Крайне важным фактором действенности обучения является вера человека в то, что гипнопедия принесет желаемые результаты. Для качественной практики необходимо владеть техникой абсолютного расслабления. Напрягая одну конечность до дрожи, а затем резко расслабляя ее, вы научитесь различать момент наивысшей релаксации мышц. То же необходимо проделать с остальными частями тела. Когда вы овладеете этой практикой, можно смело приступать к занятиям.

Перед «обучающим сном» необходимо лечь на комфортный, но не прогибающийся диван лицом вверх. Конечности могут находиться в согнутом, но обязательно расслабленном состоянии. Закройте глаза и засыпайте. Через 30 минут автоматически включится аудиозапись с информацией для изучения. Если обучение проводит педагог, он будет повторять материал несколько раз тихим голосом.

Учеба во сне: за и против

Несмотря на долгосрочные исследования, эффективность гипнопедии остается спорной. Запоминание обычно происходит в полудреме, а не во время полноценного сна. В 2000 году ученый и практик А.Потапов рассказал об изучении им английского языка с помощью данного метода в течение полугода. Исследователь отметил облегчение чтения текстов, но на протяжении всего эксперимента он видел цветные кошмарные сны. Ученые опасаются, что увлечение данной формой образования может нанести урон психическому здоровью человека.

Однако ошеломляющие результаты некоторых студентов тоже нельзя оставить без внимания. Так, первокурсники инженерного факультета одного из вузов, использовавшие гипнопедию для изучения иностранных языков наряду с традиционной формой обучения, знали в два раза больше слов и выражений, нежели рядовые студенты.

Исследования многих ученых противоречат друг другу. Можно сделать вывод, что запоминание данных во сне является вспомогательным инструментом интеллектуального развития, но не его основой. Чтобы «сонное образование» принесло свои плоды, необходимо длительное обучение, а новый материал должен быть повторен спящему несколько раз.

Многочисленные эксперименты показали, что во сне лучше происходит закрепление уже полученных, но не в корне новых знаний.

Невозможно лишь во время сна выучить китайский язык или научиться профессионально разбираться в технике, не получая этих знаний днем в привычной форме. Сон действительно способствует обучению, помогает тренировать память и улучшает запоминание. Однако надежда на то, что человек сможет получить полноценное образование во время сна, в ближайшее время не оправдается.



gastroguru © 2017