Какие службы войдут в состав мгб. Источник: уже в этом году СК могут объединить с МВД, а ФСБ с ФСО

МГБ пока не будет
Кремль не решился пойти навстречу пожеланиям спецслужб

Слухи о создании указом президента России на базе ФСБ РФ Министерства государственной безопасности, которое объединило бы ФСБ, ФСО и СВР, не подтвердились, пишет "Независимая газета". Как стало известно вчера, Владимир Путин 11 июля действительно подписал указ «Вопросы Федеральной службы безопасности», однако о создании МГБ и слиянии упомянутых спецслужб в нем речи не идет. Содержание этого документа вчера обнародовал заместитель директора ФСБ – руководитель департамента организационно-кадровой работы генерал-полковник Евгений Ловырев.

По его словам, указ расширяет структуру ФСБ и полномочия ее директора в принятии решений. Структурная перестройка сводится к упразднению действующих департаментов, вместо которых будут созданы самостоятельные службы ФСБ, в состав которых войдут департаменты и управления. Руководящее звено будет сильно сокращено, вместо 12 заместителей директора их станет 4: «чистый» первый зам, первый зам – руководитель Пограничной службы ФСБ и два заместителя. Зато повышается их статус. «Директор ФСБ, его первые заместители и заместители приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания соответственно министру РФ, его первому заместителю и заместителю», – сообщил Евгений Ловырев. Расширяются полномочия главы ФСБ в принятии решений, в частности, теперь он сам будет утверждать численность и состав коллегии ФСБ. В течение трех месяцев в ФСБ должны разработать предложения по новой структуре и предложить их на утверждение президенту. «Принятые решения позволят более четко определить полномочия и ответственность структурных подразделений ФСБ России, упростить технологию и ускорить процедуру подготовки, согласования и утверждения управленческих решений в процессе оперативно-служебной деятельности», – считает генерал-полковник Ловырев.

По-иному оценивают данную реформу сотрудники ФСБ рангами пониже – они не скрывают разочарования. По их мнению, ради этого «огород городить» вряд ли стоило. «Основой предлагаемой реформы было слияние под единой крышей ФСБ, СВР и ФСО, – сказал корреспонденту один из источников, близких к ФСБ. – Если этого не произошло – все остальное не имеет особого значения». Объединение спецслужб, по мнению нашего собеседника, позволило бы создать «единый мощный кулак», который сегодня больше напоминает «растопыренные пальцы». Это во-первых. Во-вторых, ликвидировать параллелизм функций. «Сейчас каждая спецслужба создает дублирующие структуры, что не только затратно, но и неэффективно с точки зрения утечки информации», – считает он. В-третьих, сократить материальные расходы на содержание спецслужб. «Сейчас у каждой структуры – свой маленький Минздрав, свои учебные заведения, свои службы обеспечения, – сказал наш собеседник. – А ведь не так давно, когда все были под крышей Лубянки, всем хватало той базы, которая существовала».

Почему от предложенной Лубянкой реформы в итоге остались «рожки да ножки»? Вряд ли можно предположить, что в Кремле главным образом руководствовались опасениями общественности относительно возрождения всесильного КГБ. По некоторым данным, ожесточенное сопротивление этому проекту оказали ФСО и СВР, которые во что бы то ни стало стремились сохранить самостоятельность. Надо ли говорить, что руководители этих служб тоже близки к уху главы государства. Вчера официальные представители ФСО отказались комментировать ситуацию. «Указ президента касается исключительно ФСБ», – мотивировал отказ руководитель пресс-службы Сергей Девятов. Предпочли обойти острую тему и в СВР.

Как бы то ни было, Лубянка едва ли удовлетворится достигнутым. «Я не исключаю, что этот указ – лишь переходный этап к более радикальным реформам, – заявил корреспонденту «НГ» уже упомянутый источник, близкий к ФСБ. – В любом случае, есть все резоны добиваться их реализации». Что касается опасений общественности относительно возрождения аналога всесильного КГБ, который вновь подомнет под себя институты гражданского общества, то у большинства сотрудников это вызывает ироническую улыбку. «Возродить эту структуру даже при большом желании невозможно, – это мнение нашего собеседника. – Для этого нет ни кадров, ни средств, да и страна, правовая база давно другие».

Ситуацию с реорганизацией ФСБ корреспонденту «НГ» прокомментировал сопредседатель Комитета-2008 Борис Немцов :

– Все это мышиная возня. Совершенно бессмысленная, бестолковая и требующая больших затрат. До тех пор пока спецслужбы не будут под общественным контролем, пока начальники спецслужб не будут уходить в отставку после провала в Ингушетии или нераскрытых убийств журналистов, пока общество не сможет вызывать их на ковер и задавать вопросы, что они сделали, когда боевики покушались на Абрамова, – вот до этих пор ничего у нас с ними не получится. Они будут как всегда алчными, низкопрофессиональными, наглыми и, как всегда, заниматься политическим сыском. Поэтому четыре у него зама или сто замов, переименовали их, слили или разлили... не имеет никакого значения абсолютно. Стоить они нам будут больше, толку от них будет меньше, но и опасности от них будет больше.

Член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков сказал по поводу указа президента:

– Это, наверное, можно считать началом реформы, но никак не самой реформой. Ну какая разница, сколько у директора заместителей – один, два, пять или двенадцать? Тот, кто перестанет быть заместителем, наверное, станет руководителем службы или департамента, а обязанности выполнять будет те же самые или чуть в большем объеме. Так что я думаю, что эти структурные изменения не имеют такого большого принципиального значения. Это косметические изменения, которые не затрагивают основ. Настоящая реформа и спецслужб, и всего правоохранительного блока, прокуратуры должна начинаться с качества кадров, качества работы, качества подготовки сотрудников, с уровня их зарплаты, с мер, которые должны пресечь коррупцию в спецслужбах. Вот если все это делать, то это будет действительно реформа. А если только менять структуру, то, наверное, что-то действительно можно улучшить, что-то отшлифовать, поправить.

Разведчиков и охранников чекистам не отдадут
Реструктуризация ФСБ не вышла за рамки обычной реформы

Пресс-служба президента России вчера обнародовала подписанный Владимиром Путиным указ о реформировании Федеральной службы безопасности. Согласно указу, число заместителей директора ФСБ сократится с 12 до четырех, директор ФСБ и его замы будут приравнены по статусу к министру и заместителям министра, а департаменты преобразуются в службы. Вместе с тем в Кремле вчера категорически опровергли информацию о том, что в состав ФСБ будут включены Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны, пишет "Коммерсант".

Руководителям ФСБ отныне будут платить такую же зарплату, как в правительстве, а условия "социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания" приравняют к министерским. Кроме того, согласно указу, директор ФСБ и его замы (два первых и два простых) получат возможность плотнее взаимодействовать с правительством и другими органами исполнительной власти. Директор ФСБ получит право самолично утверждать состав и численность коллегии ФСБ и устанавливать "полномочия должностных лиц органов и войск, в том числе по управлению органами и организациями ФСБ".

Что касается дальнейшей судьбы восьми из 12 нынешних заместителей директора ФСБ, то большинство из них, скорее всего, займут посты руководителей служб реформированного ведомства. В состав последних войдут управления и департаменты (вновь сформированные или уже существующие -- пока неизвестно). Глава государства дал руководству ФСБ три месяца на то, чтобы разобраться со штатным расписанием и при наличии встречных предложений по кадровой структуре внести их.

Таким образом, реорганизация ФСБ не выходит за рамки продолжающейся в стране административной реформы. Вчера сначала в администрации президента, а затем и в ФСБ опровергли появившиеся в некоторых СМИ сообщения о том, что ФСБ в рамках реформы будет вскоре преобразована в Министерство госбезопасности. Опровергнута была и информация о включении в состав ФСБ Службы внешней разведки (СВР) и Федеральной службы охраны (ФСО).

"Если будет указ, касающийся нас, и он будет опубликован в официальной прессе, появится тема для разговора,-- сказал вчера Ъ руководитель бюро по связям с общественностью СВР Борис Лабусов.-- Пока я не вижу предмета для комментариев. Разве в указе президента по поводу ФСБ наша служба упоминается?" Руководитель службы по связям с общественностью ФСО Сергей Девятов заявил Ъ: "Я не буду комментировать указ президента, потому что он касается ФСБ, а не ФСО. Это было бы некорректно. Что же касается возможной реорганизации в структуре органов исполнительной власти, то некоторое время назад президент Путин подписал указ об исполнительных органах власти -- и там все сказано". В этом указе, напомним, Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны упоминались в качестве самостоятельных структур.

В управлении пресс-службы президента сообщения о готовящемся слиянии ФСБ, СВР и ФСО опровергли: "Как вы уже знаете, президент подписал указ и положение о ФСБ. Аналогичные документы по остальным силовым структурам -- СВР, ФСО и Главному управлению спецпрограмм -- сейчас находятся в работе. После прохождения обычных процедур они поступят на подпись президенту. Никакого единого суперминистерства создавать не планируется".

Реформы без опасности
Силовики будут равняться на ФСБ

Президент Путин, наконец, приступил к реформе «силового блока», варианты и масштабы которой обсуждались на всех уровнях власти и в самих ведомствах по крайней мере последние полгода. Как вчера объявила его пресс-служба, глава государства подписал два указа - один посвященный МЧС, другой - ФСБ. Кроме того, по информации «Времени новостей», на подходе уже в целом согласованные и выверенные проекты указов об изменениях в образованной лишь год назад Федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСН), МВД и Минобороны. Судя по уже подписанным указам и информации о подготовленных проектах, реформа «силовиков» обойдется без революции в виде кардинального «перекраивания», разделения или объединения разных ведомств. И их количество, и их «наполнение» в целом остается прежним, пишет "Время новостей".

Изменения же касаются в основном внутренней структуры министерств и федеральных служб - они, за исключением Минобороны, теперь будут строиться по образу и подобию ФСБ, в котором та существовала последнее десятилетие. Основной структурной единицей всех «силовых» ведомств решено сделать департаменты - вместо прежних главных и «простых» управлений. Между тем, сама ФСБ в ближайшее время, скорее всего, получит статус министерства, хотя название ее - «Федеральная служба безопасности», возможно, останется прежним. При этом в ФСБ основными структурными подразделениями будут уже не департаменты, а службы. Также службы предполагается создать и в Минобороны, которым будут подчинены главные и центральные управления.

Таким образом, судя по всему, высшее руководство страны после долгих раздумий и обсуждений решило (по крайней мере в обозримом будущем) больше не экспериментировать и остановиться на самом мягком варианте «силовой реформы» - приведении данных ведомств в некоторое соответствие с принципами провозглашенной в марте перестройки всей системы исполнительной власти страны.

Как следует из указа «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», ведомство г-на Шойгу смогло отстоять все свои интересы. В его структуре остаются все прежние подразделения - войска гражданской обороны, государственная противопожарная служба, госинспекция по маломерным судам, региональные поисково-спасательные формирования, образовательные учреждения и т.д. Хотя еще весной ходили упорные слухи, что МЧС если вообще не расформируют, то могут лишить пожарных (в пользу МВД) и войск гражданской обороны (в пользу Минобороны). Максимальная численность центрального аппарата МЧС, по указу, несколько уменьшена - с прежних 1040 человек до 825. Однако, как отметили наши источники в министерстве, на самом деле речь здесь идет о «срезании» ставок, которые и так были не заняты из-за нехватки профессиональных кадров. Практически на прежнем уровне оставлена численность и региональных подразделений МЧС - 26 900 сотрудников. В указе говорится, что главе МЧС разрешено иметь трех заместителей, а также главного военного эксперта и главного госинспектора РФ по пожарному надзору, которые тоже будут пользоваться правами замминистров. Основными структурными подразделениями МЧС станут департаменты, которых должно быть не более 11.

Что касается Федеральной службы безопасности, то в рамках административной реформы она значительно повысила свой статус. Название ее хоть остается прежним, но ведомство фактически получило «министерскиую» структуру и полномочия. Согласно указу «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ», в ней будут образованы новые самостоятельные подразделения - Службы, а департаменты в нынешнем виде упраздняются. Новые департаменты и управления будут сформированы уже в структуре Служб. Вместо прежних 12 заместителей у директора ФСБ теперь будет их всего четверо. Зато сам директор и замы отныне «по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания» приравниваются, соответственно, к министру и замминистрам. Насколько в связи с такими изменениями может увеличиться штатная численность ФСБ, в указе ничего не говориться. Однако, учитывая явно «повышение» положения ФСБ в иерархии федеральных ведомств, это представляется вполне вероятным. И, скорее всего, это будет сделано уже в ближайшее время. В указе, помимо прочего, директору ФСБ предписывается в трехмесячный срок представить предложения о приведении прочих действующих нормативных актов по ФСБ в соответствие с этим документом. Очевидно, именно тогда эти вопросы и будут решены. Пока осталось не ясным, какие же именно и сколько Служб будет создано в структуре ФСБ. Но, скорее всего, их образуют не меньше трех. Две - это нынешние Федеральная погранслужба и ФАПСИ, которые год назад перестали быть самостоятельными и были переданы в ведение ФСБ. Еще как минимум одна объединит основные «традиционные» подразделения госбезопасности - контрразведку, военную контрразведку, службы по борьбе с терроризмом и экономической безопасности.

"Спокойный" характер выпущенных указов, кроме прочего, кладет конец разговорам, во-первых, о дроблении МВД на ряд самостоятельных служб и ведомств. И, во-вторых, - о возможности образования на базе ФСБ "монстра госбезопасности", который включал бы в себя не только контрразведку, но и внешнюю разведку, а также Федеральную службу охраны (ФСО).

"КГБ был всего лишь комитетом, но значил больше любого министерства"

Корреспондент газеты «Время новостей» Наталья РОЖКОВА попросила прокомментировать указы президента по реорганизации спецслужб российских политиков и экспертов.

Николай ХАРИТОНОВ , депутат фракции КПРФ, полковник ФСБ:
-- Это попытка повысить эффективность работы спецслужб. Их низкая эффективность прекрасно видна на примере Чечни: столько лет никак не могут вычислить и найти руководителей, организаторов терактов. Но только у ФСБ и так достаточно возможностей и прав. Я уж не знаю, какие еще можно полномочия дать директору ФСБ, он и в Совбезе, и в Госсовете, и всегда в первой тройке рядом с президентом. Министерский статус ничего не меняет.
Эта реорганизация ничего не даст. Прежде всего в стране нужна нормальная обстановка с экономикой. Капитал за границу убегает, экономические преобразования породили колоссальный вал преступности, общество коррумпировано сверху донизу. Тут надо начинать с экономики, разобраться с итогами приватизации. Одними административными мерами и силовыми преобразованиями ничего не добиться. Административные меры ничего не дают, только вон Ходорковского с Березовским гоняют туда-сюда.

Геннадий ГУДКОВ , председатель Народной партии, член фракции «Единая Россия», подполковник ФСБ в запасе:
-- Когда я работал в КГБ в 80-е годы, его постоянно реформировали. То объединяли контрразведку с экономической безопасностью, то разъединяли, то объединяли одно подразделение с другим, то разъединяли. А в 90-х годах не реформировать спецслужбы было даже неприлично. Спецслужбы -- это самые реформируемые структуры. Причем реформирование зависит подчас от вкуса начальника или осознания им тех или иных задач. Дореформировались до того, что они у нас стали пропускать теракты на Красной площади и около здания Госдумы.
Сегодняшняя реформа носит просто структурный характер. Поэтому мне даже странно, что столько внимания уделено этому заурядному, рядовому указу. Ну дали им функции министерства. В советское время КГБ был всего лишь комитетом, но значил больше любого министерства. Какая разница, как эти структуры называются? Это обычная, плановая реорганизация, она не затрагивает устоев, не потрясает основ. Видимо, на нее обращают внимание из-за страха перед чрезмерным усилением силовиков. Я думаю, у страха глаза велики, никаких репрессий, конечно, не будет.
Этот указ больше всего будет волновать тех 12 заместителей руководителя ФСБ, которым придется сократиться до четырех. Для них, конечно, все это будет очень болезненно.
Я очень надеюсь, что на этом реформирование не закончится. Сегодня нужна коренная, глубинная реформа не только спецслужб, но и всего силового блока, в том числе, может быть, ценой сокращения определенного количества сотрудников. Я лично жду реформы кадров, повышения качества работы и профессионализма, реформы заработной платы, сохранения среднего звена. Или даже укрупнения ФСБ, включения в нее новых подразделений.

Ирина ХАКАМАДА , лидер партии «Свободная Россия»:
-- Реорганизация ФСБ может быть связана только с двумя вещами. Первое: в рамках административной реформы сделать структуру более управляемой и компактной. Второе: реорганизацию часто используют, чтобы переназначить ключевых людей. В целом же это рядовое событие. И вообще, ФСБ всегда было самым мощным ведомством, особенно при Путине. То, что теперь им формально еще и придается статус министерства, ничего не меняет. Разве что зарплаты. Что же касается эффективности их работы, то ее оценить крайне трудно: ведь это очень закрытое ведомство.

Игорь БУНИН , директор Центра политтехнологий:
-- Реформа связана с тем, что в иерархии министерства--надзоры--службы--агентства ФСБ просто подняли до министерства. Его не стали называть министерством, потому что МГБ -- такое название уже было при Сталине и Абакумове, и не всем хочется с ним ассоциироваться, поэтому оставили старое название с приданием более высокого статуса. Раньше что комитет, что министерство -- не все чувствовали разницу, а теперь подчеркивается, что министерство -- это головная организация, а службы и агентства ему подчинены. Технически это приведение в соответствие с реальностью истинного статуса ФСБ в связи с административной реформой. Но это имеет также и политический смысл. В прошлую реорганизацию в ведение ФСБ передали пограничную службу, и вообще, ФСБ постепенно усиливает свои полномочия. Видимо, президент все больше опирается на ФСБ как на структуру в противоположность другим силовым ведомствам, считая ее своей личной, персональной опорой. Сейчас МВД будет подвергаться серьезнейшей реорганизации, и в этих условиях ФСБ для президента -- некий гарант безопасности. А что до повышения эффективности, то выше она или ниже -- это слишком тяжело измерить.

С реформой ФСБ опоздали

В среду официально объявили о масштабной реформе ФСБ. Согласно указу президента, эта служба приобрела ранг министерства, однако название пока осталось прежним. Это только начало реформы данной структуры - в ближайшие три месяца ее руководству предстоит подготовить предложения по реорганизации ведомства, и представить их президенту. Все сотрудники ФСБ сейчас временно исполняют обязанности по ранее замещаемым должностям. Вместе с тем аналитики говорят о том, что реформа ФСБ запоздала, - ее нужно было проводить раньше, как только стало очевидно, что страна стоит перед лицом мировой террористической угрозы, пишет "Газета".

Как уже сообщала ГАЗЕТА, Владимир Путин подписал указ о масштабной реформе ФСБ. Сегодня был обнародован указ президента "Вопросы Федеральной службы безопасности РФ", подписанный еще 11 июля. Но речь в нем идет пока о структурных преобразованиях службы. О переименовании службы в министерство говорить пока рано, хотя, согласно указу, директор ФСБ и его заместители "приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания соответственно к министру РФ... и заместителям". Число заместителей директора ФСБ существенно сократится - с двенадцати до четырех (первый заместитель, первый заместитель - руководитель Пограничной службы и два заместителя). В ФСБ вместо ныне существующих департаментов будут образованы самостоятельные независимые службы, в которых будут департаменты и управления.

Как заявил в среду замдиректора ФСБ, руководитель департамента организационно-кадровой работы генерал-полковник Евгений Ловырев, "принятые решения позволят более четко определить полномочия и ответственность структурных подразделений ФСБ России, упростить технологию и ускорить процедуру подготовки, согласования и утверждения управленческих решений в процессе оперативно-служебной деятельности". По его словам, указ также расширяет полномочия руководителей ФСБ: "Теперь директор сам утверждает численность и состав Коллегии ФСБ. На руководителей служб ФСБ директором могут дополнительно возлагаться управленческие функции в отношении иных структур в системе органов Федеральной службы безопасности. Это предполагает и повышение ответственности указанных руководителей за состояние дел".

"Я рассматриваю это только как начало реформы ФСБ, - поделился с ГАЗЕТОЙ член комитета Госдумы по безопасности полковник ФСБ Геннадий Гудков. - Ведь указ президента касается в основном структурных преобразований. Насколько мне известно, помимо присвоения статуса министерства - а наверное, это и правильно, потому что ФСБ и так выполняла функции министерства, влиятельного и сильного, - идет упрощение структуры, укрупнение подразделений. И это я тоже считаю правильным, потому что могу сказать честно, что не только бывшие, но и действующие сотрудники начали путаться в аббревиатурах и названиях подразделений. Я считаю, что КГБ был чрезвычайно понятной структурой: все по номерам - 1-е управление, 2-е и так далее. Про переименование ФСБ в Министерство госбезопасности ходят только слухи. Какой-либо серьезной информации, опровергающей или подтверждающей, нет. А объединение под одной крышей всех служб, имеющих отношение к госбезопасности, - хорошая идея. Лично я считаю так: не знаю как СВР, а все остальное я бы объединил - ФСО, часть ФАПСИ, которая не попала в ФСБ. Пограничников и так уже передали".

«Никакой реформы ФСБ я не вижу, - считает Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике. - Налицо некоторая реструктуризация. И слава богу! Эту службу за последние годы столько реформировали, что чуть не привели к полной недееспособности. По моему глубокому убеждению, надо оставить ФСБ в покое, и пусть работает в пределах своей компетенции. ФСБ можно не любить, но государству эта служба необходима». Действительно, многие в среду, комментируя реформу ФСБ, говорили об этом как о части административной реформы, которая затрагивает практически все министерства и ведомства. Однако в случае с ФСБ все не так просто. Предпосылка для масштабного реформирования этого ведомства - борьба с международным терроризмом, и экстремизмом. Особых успехов в этом направлении в последнее время замечено не было: достаточно вспомнить хотя бы недавние события в Ингушетии и Грозном, не говоря уже о терактах в московском метро, около здания Госдумы и так далее. США, являющиеся основной мишенью и основным борцом с терроризмом наряду с Россией, отреагировали на первые же масштабные теракты 11 сентября 2001 года созданием уже в 2002 году департамента национальной безопасности, объединившего 22 ведомства, в числе которых, например, таможня, национальное подразделение кибербезопасности и служба мониторинга биотеррористической угрозы. По всей видимости, для противостояния угрозе терроризма России необходимо подобное ведомство.

Американский "Большой брат"
Нападение террористов на Америку 11 сентября 2001 года заставило президента пересмотреть всю систему национальной безопасности. 26 октября 2001 года Джордж Буш подписал документ под названием USA Patriotic Act, разрешающий властям ограничение прав и свобод граждан, перечисленных в Билле о правах (первые 10 поправок к конституции США). 26 ноября 2002 года указом президента было создано министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) под руководством Тома Риджа, близкого друга Буша-младшего. Необходимость создания подобного ведомства, которому нет аналога в современном мире, Буш объяснил следующим образом: «Создание министерства - результат расширения и объединения усилий по защите нашей страны. Продолжающаяся угроза терроризма, угроза массовых убийств будет встречена объединенными и эффективными ответными действиями. Если мы будем ждать, пока опасность материализуется, может оказаться слишком поздно, а войну с террором не выиграешь, обороняясь». Министерство внутренней безопасности, которое американские журналисты единодушно окрестили «Большим братом», объединило 22 федеральных ведомства, полностью поглотив федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, службу иммиграции и натурализации, таможенное управление, береговую и пограничную охрану, секретную службу министерства финансов США, которая охраняет высших госчиновников и борется против фальшивомонетчиков. Годовой бюджет единого министерства со штатом в 169 тысяч сотрудников составляет 38 млрд. долларов. Главные задачи министерства, перечисленные в указе президента, посвященном его созданию, заключаются в следующем: предотвращение террористических ударов, готовящихся на территории США, и минимизация ущерба от них; снижение уровня уязвимости США перед лицом международного терроризма; содействие в обнаружении террористов, действующих на территории США. Одной из важнейших функций министерства стал анализ информации, поступающей от ЦРУ, ФБР, агентства национальной безопасности и спецслужб, которые остаются самостоятельными ведомствами. Среди прочих функций - противодействие возможной химической, бактериологической, радиоактивной или ядерной агрессии; обеспечение пограничной безопасности и безопасности средств сообщения; поддержание состояния немедленной готовности к чрезвычайным ситуациям; координация действий между спецслужбами, федеральными и местными властями. Особое внимание уделяется программе «Полная информационная готовность», в рамках которой уже сейчас создана гигантская компьютерная база данных со сведениями обо всех жителях США - как гражданах, так и пребывающих в стране по различным визам и видам на жительство. Необходимо отметить, что единственным противником создания МВБ был и остается сенатор-демократ Эдвард Кеннеди, в день подписания президентского указа заметивший, что вряд ли «Титаник» спасла бы перестановка стульев на его палубе.

Эксперты «БИЗНЕС Online» о КГБ 2.0, отказе выполнять требования ЦРУ и незавидной судьбе ведомств, потерявших своих суперлоббистов

Утечка о том, что под крылом ФСБ возрождается министерство госбезопасности, сегодня едва не затмила подведение итогов выборов. Еще бы: теперь идущие в последнее время войны силовых кланов вполне можно рассматривать как артподготовку к перезагрузке всей системы с ликвидацией СКР и МЧС, а также ФСО в нынешнем виде. Эксперты «БИЗНЕС Online» рассуждают о том, насколько правдивы слухи и не грозит ли суперведомству в случае его создания суперкоррупция.

Путину понадобились 3 президентских срока и почти 16 лет работы в Кремле, прежде чем преобразование ФСБ в аналог КГБ стало обсуждаться как очередной замысел отечественной элиты - правда, пока по-прежнему тайный

«БУДЕТ ВАМ В 2017 ГОДУ МГБ ВО ГЛАВЕ С БЕРИЕЙ»

Утечка о возможном создании в России министерства государственной безопасности (МГБ) появилась с легкой руки «Коммерсанта». В то время как все СМИ дружно отписывались о результатах выборов, издание, имеющее репутацию «буревестника» тайных замыслов российской элиты, сообщило, что в РФ готовится масштабная реформа силовых и правоохранительных ведомств . А именно: МГБ , по информации «Ъ», предполагается создать до президентских выборов 2018 года на основе ФСБ, присоединив к нему ФСО и СВР . Следственный комитет при этом должен быть возвращен в надзирающую за ним генпрокуратуру, а функции МЧС разделены между минобороны и МВД. Журналисты «Коммерсанта», демонстрируя свою компетентность, предрекли, что новое министерство получит возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела, а также контролировать те расследования, в основу которых легли материалы данной спецслужбы. Цель реформы - более эффективное управление силовыми и правоохранительными структурами и искоренение коррупции в этих ведомствах.

На многократно процитированную и расхватанную соцсетями горячую новость вынужден был отреагировать даже путинский пресс-секретарь . В ответ на просьбу журналистов прокомментировать саму возможность такой реформы Песков отреагировал лаконично-комично: «Нет, не могу». Таким образом, ни подтверждать, ни опровергать сообщение «Коммерсанта» представитель Кремля не стал.

Когда грядет реформа спецслужб или же возникают первые робкие слухи о том, что такая возможность «рассматривается», на горизонте появляется множество «прорицателей» с пророчествами о «новом 1937». Вот и сейчас такие «пророки» наперебой заговорили через отечественные соцсети. «Вернули МГБ - вернем и ГУЛАГ», - пишет в «Твиттере» пользователь Блезерскайт Текумсе . И ему вторят коллеги вроде Госдепа Хохланда : «Будет вам МГБ в 2017 году во главе с Берией». Многие отмечают, что новость о перезагрузке спецслужб появилась на фоне уверенной победы «Единой России», получившей в будущей седьмой Госдуме конституционное большинство . Тем самым постепенно вырисовывается зловещий узор: власть, окончательно зачистив политическое поле, вспомнила о своей «монополии на насилие» и намекнула на желание создать для этого подходящее орудие - МГБ, воскрешающее в памяти другие зловещие аббревиатуры: ОГПУ, НКВД, КГБ и пр.

Между тем о необходимости создать такую могущественную структуру, как министерство государственной безопасности, в России говорили давно - практически с тех пор, как комитет государственной безопасности СССР распался осенью 1991 года на три автономные структуры, названия которых уже наверняка выпали из памяти новых поколений: МСБ (межреспубликанскую службу безопасности), ЦСР (центральную службу разведки) и комитет по охране границы. Ликвидация грозного КГБ тогда выглядела как часть того пораженческого «договора», который проигравший в холодной войне, но еще советский Кремль подписал с Западом. Атомизация и дробление госбезопасности на отдельные ведомства ослабляло некогда могущественную спецслужбу, бывшую достойной соперницей ЦРУ, разрушало налаженные связи соподчинения и просто деморализовало чекистов. Автор этих строк помнит, как возвращались в новую «демократическую Россию» рассекреченные по небрежности Михаила Горбачева резиденты из Восточной Европы и оказывались никому не нужными и выброшенными на улицу. Некоторые из «рыцарей меча и щита» прямиком уходили в криминальные группировки, другие пополняли ряды безработных, больницы и кладбища. Никто не знал своего будущего и уже поэтому не думал о будущем страны. МСБ между тем было преобразовано в АФБ (агентство федеральной безопасности) РСФСР, затем просто в МБ (министерство безопасности) РФ, из которого, в свою очередь, вылупилась федеральная служба контрразведки. А уже из нее летом 1995 года родилась нынешняя ФСБ РФ - изрядно кастрированный вариант КГБ. В автономный режим при этом были переведены СВР (служба внешней разведки), ФСО (федеральная служба охраны), пограничные войска и т. п.


В ответ на просьбу журналистов прокомментировать саму возможность реформы ФСБ Дмитрий Песков ни подтверждать, ни опровергать не стал

Собрать разбросанный реформаторами 1990-х конструктор призывали изначально, но возможностей к этому, по всей видимости, не было. Даже нынешний российский президент Владимир Путин , возглавлявший ФСБ чуть больше года в период с июля 1998 года по август 1999-го, ни разу не заикался о возможности такой реформы. Понадобились 3 президентских срока и почти 16 лет работы в Кремле, прежде чем преобразование ФСБ в аналог КГБ стало обсуждаться как очередной замысел отечественной элиты - правда, пока по-прежнему тайный.

РЕЗОНАНСНЫЕ ДЕЛА ПРОТИВ ЭЛИТЫ: ТЕПЕРЬ НИКТО НЕ МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НЕПРИКОСНОВЕННЫМ?

Аббревиатура МГБ не нова, историки СССР хорошо помнят министерство государственной безопасности Виктора Абакумова , созданное сразу после войны и предназначенное для точечной чистки в отношении ряда тогдашних советских элит. Воевали с «пятой колонной» - теми, кто в годы войны помогал Третьему рейху или же становился под его знамена, выявляли коррупционеров, чрезвычайно обогатившихся военными трофеями и пр. Все это в новом контексте может оказаться востребовано и сейчас, тем более что некоторые консервативные политики не без основания сравнивают период 90-х годов с иностранной оккупацией.

Одно МГБ на современной политической карте уже есть - в ЛНР, Луганской народной республике . Здесь, где обкатываются многие технологии, которые потом могут пригодиться в большом «русском мире», министерство госбезопасности имеет еще более широкие полномочия , чем в варианте, озвученном «Коммерсантом», в частности, в состав ведомства входят и милиция, и пограничники . Необходимость объединить все под одной крышей в ЛНР понятна: республика маленькая и непризнанная. В России же перезагрузка силовых структур, как показывает опыт, может быть связана как с объективной необходимостью (собрать конструктор), так и с личностным фактором. Дело в том, что многие крупные ведомства силовиков в РФ выстраивались вокруг яркой личности - не только в далеком прошлом, когда Бенкендорф создавал Третье отделение, а Дзержинский - ЧК, но и сравнительно недавно. Таким образом МЧС было завязано на личность Сергея Шойгу , СКР - на личность Александра Бастрыкина , ФСКН - на личность Виктора Черкесова . Какое-то время неприкаянным мыкался Виктор Золотов , бывший начальник службы безопасности президента, но и в этом случае «хороший парень» не остался без места - создается впечатление, что Нацгвардия была создана специально под него. Но как только «яркая личность» из окружения президента переходила на новую должность или впадала в опалу, распиаренное ведомство постепенно распадалось, точнее, переходило под иную юрисдикцию, укрупнялось, как это и произошло в случае с ФСКН. Видимо, слухи о скорой отставке Бастрыкина, которые больше не кажутся такими невероятными на фоне сообщений о создании МГБ, из той же оперы. Новое министерство сосредоточит под собой весь практически калейдоскоп периода спецслужбистской раздробленности (как уже было упомянуто, это СВР и большинство подразделений федеральной службы охраны). От нынешней ФСО, если верить слухам, останется лишь обрубок в виде службы безопасности президента РФ, учрежденной тогда Александром Коржаковым . Ей будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Нацеленность же будущего МГБ на «резонансные дела», анонсированная СМИ, поневоле вызывает в памяти действительно громкие процессы полковника МВД Дмитрия Захарченко , расследование уголовного дела вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодого), арест экс-губернатора Коми Вячеслава Гайзера , взятие с поличным главы Кировской области Никиты Белых и многое другое. То, что воспринималось исключительно как отражение борьбы правящих кланов, на самом деле может оказаться обкаткой механизма борьбы с коррупцией, которой когда-то истово занималось абакумовское МГБ. Эксперты отмечают, что сам факт возбуждения дела в отношении «короля воров» Шакро Молодого стал возможен благодаря тому, что инициатором выступила ФСБ, а не СКР. Характерно, что именно следователи следкома, подчиненного Бастрыкину, поспешили уволиться, как только узнали, что Калашов оказался под прицелом спецслужб. Напомним, что рапорты об увольнении написали тогда руководитель следственного управления Алексей Крамаренко , его заместитель Александр Хурцилава и следователь по особо важным делам Андрей Бычков . Ряд высокопоставленных сотрудников СКР проходит по делу в качестве подозреваемых.

Все это, видимо, говорит о том, что «круговая порука», работавшая едва ли не как государственный механизм с 1990-х годов, где-то дала трещину. Когда-то Михаил Ходорковский стал героем на Западе именно благодаря тому, что в «одно лицо» отвечал за все грехи российской олигархии. Теперь уголовные дела против представителей элиты возбуждаются едва ли не каждую неделю, и совершенно непонятно, кто следующим поменяет просторный начальственный кабинет на тесную камеру в СИЗО. Даже вовремя эмигрировать удается далеко не всем: последний, у кого это получилось, - бывший глава «Вымпелкома» Михаил Слободин , чей заочный арест поставил под сомнение позиции до сих пор неприкосновенного и со всех сторон лояльного олигарха Виктора Вексельберга .


Павел Чиков: «Вовсе не факт, что будет именно МГБ и именно в таком виде, но я думаю, что системные изменения будут серьезные» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ УЖЕ УВИДЕЛИ, ЧТО ФСБ ПОКАЗАЛА СВОИ ЗУБЫ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», ставят под сомнение благие цели создателей МГБ. «Эти изменения происходят не из-за коррупционных скандалов, у реформы нет целей борьбы с коррупцией, - полагает руководитель международной правозащитной группы „Агора“ . - Это фиксация передела власти в стане силовиков, смена приоритетов, игроков. Будет все жестче и откровеннее». Впрочем, Чиков ставит под сомнение и саму возможность формирования карательного министерства. «Вовсе не факт, что будет именно МГБ и именно в таком виде, но я думаю, что системные изменения будут серьезные», - добавил собеседник издания.

Отметим, ранее в эфире телеканала «Дождь» Чиков заявил , что упразднение ФСКН, ФМС и создание Росгвардии - это лишь первый шаг в больших структурных изменениях. «Можно ожидать упразднения СКР и перевода следствия обратно в прокуратуру либо в иное ведомство, то есть то самое русское ФБР, но не на базе СКР, как хотел Бастрыкин, а на базе ФСБ. Если посмотреть, кто из силовиков не опорочен сейчас: только ФСБ и новая Росгвардия. Как раз условия для формирования на их базе новой суперструктуры. А все эти скандалы - не что иное, как артподготовка перед предстоящими тектоническими сдвигами», - заявил Чиков.

Председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр» полагает, что все обсуждаемые преобразования - это лишь реконструкция фасада и смена вывесок, в действительности же КГБ, «разобранное» на три разные структуры, продолжал жить единым организмом. «Вопросы внутренней и внешней безопасности, а также внешней разведки не могут существовать в отрыве друг от друга, поэтому мы [в 90-х] только формально разрушили эту технологическую цепочку, но по факту она всегда существовала, существует и будет существовать, - заметил собеседник „БИЗНЕС Online“. - Эти три области нашей госбезопасности всегда были интегрированы одна в другую и взаимодействовали, а их раздел был „фасадным“ решением. Внегласное лидерство всегда было за ФСБ, а теперь, когда отпала необходимость внешнеполитического имиджа, демонстрации России как либеральной страны, все возвращается на круги своя».


Ильдус Янышев полагает, что все обсуждаемые преобразования - это лишь реконструкция фасада и смена вывесок, в действительности же КГБ, «разобранное» на три разные структуры, продолжало жить единым организмом. Фото: «БИЗНЕС Online»

Создание МГБ в период обострения внешнеэкономических и внешнеполитических противоречий России с Западом Янышев называет естественным решением, которое сократит управленческие расходы, а также повысит качество координации подразделений и сроки принятия решений.

«Для законопослушных граждан создание этой структуры никакой угрозы не несет, только для врагов России, для экстремистски настроенных категорий граждан , для преступников всех мастей , - говорит Янышев. - Мы уже увидели, что ФСБ показала свои зубы, когда выявила ряд громких коррупционеров в системе МВД и губернаторском корпусе. В условиях нарастающих внешнеэкономических и политических рисков создание такого министерства будет оправдано».

Вместе с тем для внутренне суперсилового ведомства возникают риски суперкоррупции. Собеседник издания полагает, что серьезным антикоррупционным сигналом для элит будет не смена названия ведомства, а «изменение характера и содержания структуры, а также эффективность деятельности органов, но для этого требуется кардинальная перестройка всей системы».

«Я думаю, реформа правоохранительной системы продолжится, у нас еще много узких мест, а выявление ярких коррупционных моментов - это сигнал к ее продолжению, - заключил Янышев. - Одним только созданием МГБ проблемы с коррупцией решены не будут, нам еще пахать и пахать».

«ЗАВЕРШАЮЩИМ ШАГОМ РЕФОРМ БУДЕТ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АРМИИ»

Александр Колпакиди - историк спецслужб, писатель:

Я совершенно уверен, что это непроверенные слухи, запущенные, очевидно, в связи с выборами. Коренное отличие МГБ от КГБ в том, что его поддерживал народ. В нем были выходцы из народа, все знали, что там нет ни воров, ни жуликов. Если даже эта реформа произойдет, не думаю, что что-то реально изменится. Так, во время холодной войны пытались создать комитет информации, туда вошло ГРУ. Но в итоге распустили, кончилось ничем. Да, НКВД имел огромные полномочия в экономике. Но тогда это имело смысл, НКВД был приводным элементом модернизации. Так и стало возможно сталинское экономическое чудо 30-х годов. Если бы сейчас была программа реформ, тогда бы можно было создавать такой орган, как МГБ. А сейчас это выглядит как страх перед внутренней угрозой. В качестве примера: внутренние войска у нас самые большие в истории России. Таких масштабов они достигали в 1945 году. Уже по окончании войны, в августе 45 года, они были меньше, чем у нас сейчас.

Если МГБ и создадут, то с расчетом на то, что экономика будет и дальше проседать, уровень за чертой бедности вырастет до 50 процентов, бюджетники пойдут по миру. Для борьбы с коррупцией это смысла не имеет. Думаю, наша власть не допустит таких экономических развалов в будущем, иначе МГБ станет внутренней угрозой.

Эмиль Гатауллин - юрист:

Я не очень верю в эти переименования, это больше напоминает реформу МВД, когда милицию в полицию переименовывали. Серьезного значения я бы этому не придавал, от перемены мест слагаемых мало что изменится. Чтобы бороться с коррупцией, надо начинать с демократизации. Выборы прошли, но что это за выборы? Тех лиц, кого я бы хотел видеть там, я не видел и не увижу. Что касается борьбы с коррупцией, все равно самый верхний эшелон власти это не затронет, у нас там есть люди, которые неприкасаемы, их это всерьез не затронет. А остальных смогут заставить маршировать в строю.

Высшие эшелоны [затронет] это, если Путин уйдет и будет какая-то структура заниматься проверкой его деятельности. И хочется верить, что с его преждевременным уходом через демократические процедуры, такие как выбор другого лидера, проверят его действия на предмет соответствия закону и тому, отвечает это российским интересам или нет. Вот это было бы интересно, а остальное - просто мышиная возня.

Причины в том, что денег стало мало, они издержки сокращают и монополизируют все то, что может приносить деньги. А следствие, надзор за правоохранением - все это может деньги приносить. Они же много над чем надзирают - за банковской деятельностью, предпринимательской деятельностью и т. д. В главе борьбы стоит монополизация и расстановка своих на оставшиеся места.

Мне кажется, завершающим шагом реформ будет преобразование армии. Шойгу там как свой человек уже стоит, но какой-то более масштабной реформы мы так и не увидели. Может быть, армию не трогают, поскольку сейчас время такое горячее, все-таки Россия войну ведет в Сирии, неизвестно, чем это может завершиться.

Алексей Кондауров - генерал-майор КГБ в отставке, бывший депутат Госдумы:

Министерство госбезопасности будет заниматься тем же, что и ФСБ, но получит расширенные функции. Новые функции будут добавлены в СВР. Часть будет передана в ФСО. Судя по всему, она займется собственной безопасностью. Вообще, министерство создается для лучшей координации деятельности. Авторы проекта считают, что при таких изменениях эффективность повысится. МГБ будет напоминать КГБ по своему внутреннему наполнению и задачам , только правительственная связь останется в ФСО, но это не столь важно. Конечно, предстоят замены руководителей в правоохранительных органах. Бастрыкин еще на месте, Колокольцев тоже.


Рафил Нугуманов: «Укрепление ФСБ - укрепление России, это мое мнение» Фото: «БИЗНЕС Online»

Депутат Госсовета РТ пятого созыва:

Я думаю, министерство госбезопасности будет мощной организацией. Тем более она [госбезопасность] была одной из лучших в мире, когда именовалась КГБ. Назвать можно как угодно, но во всем мире эти службы есть - по четыре-пять организаций. Но при едином руководстве они будут работать лучше. Это ведомство находится на службе у народа и будет направлено на устранение как внешних, так и внутренних угроз. Если министерство возглавит не политик, а профессионал, то дело пойдет. Укрепление ФСБ - укрепление России, это мое мнение.

Александр Духанин - начальник отделения следственного управления КГБ СССР, историк спецслужб:

Структура министерства госбезопасности приближается к бывшей структуре КГБ. Он имел в своем составе первое главное управление, которое стало службой внешней разведки, а также ФСО. Это бывшее девятое управление, которое при Ельцине стало службой безопасности президента, а затем трансформировалось в федеральную службу охраны. КГБ до развала отличался огромной мощью в плане обеспечения безопасности государства, со своим бюджетом противостоял угрозам. Теперь придется создавать новую профессиональную кадровую школу, поскольку при Ельцине все были разогнаны. Тогда требование ЦРУ США было покорно исполнено президентом и его ставленниками. Создание МГБ - шаг к устранению прошлых ошибок, к росту могущества страны и безопасности ее граждан.

В В России создается МГБ (Министерство государственной безопасности)

Масштабная реформа силовых и правоохранительных структур, предусматривающая создание на основе ФСБ Министерства госбезопасности, готовится в России. Об этом пишет в понедельник, 19 сентября, «Коммерсантъ» со ссылкой на информированные источники.

В новую структуру, помимо ФСБ, предлагается включить Федеральную службу охраны и Службу внешней разведки. Следственный комитет, согласно замыслу, может быть возвращен в состав Генпрокуратуры с понижением статуса его главных управлений, а функции МЧС предполагается распределить между Минобороны, к которому планируется присоединить войска гражданской обороны, и МВД, к которому может отойти Госпожнадзор.

Следственное управление Министерства госбезопасности, по информации издания, сможет заниматься наиболее резонансными делами, а также осуществлять процессуальный надзор над расследованиями, инициированными по материалам ведомства. Кроме того, МГБ будет обеспечивать собственную безопасность во всех правоохранительных и силовых структурах.

Как ожидается, реформа будет завершена к выборам президента России в 2018 году. К этому времени, по словам источников, будут заменены все главы силовых и правоохранительных ведомств, в том числе, руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Последнему, по сведениям газеты, уже дали понять, что «в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

Вскрикнул во сне Навальный, заметался по мокрой подушке Захарченко, сполз с кровати Касьянов, испуганно пукнул Яшин.

С удовольствием создаю новый тег.

+ СМИ: Из ФСБ, ФСО и СВР будет создано Министерство безопасности

До президентских выборов 2018 года планируется провести масштабную реформу силовых и правоохранительных ведомств с целью повышения эффективности управления и искоренения коррупции; речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР, сообщили источники.

По данным источников «Коммерсанта», подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента были ликвидированы ФМС и ФСКН, функции которых получило МВД, а на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел создана Росгвардия.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд»


«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд» Теперь речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.
Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ). При этом в его состав войдут Служба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО). Нынешняя ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента России, которой, помимо охраны, будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Помимо структурных изменений новое министерство получит и новые функции. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СК и МВД, а осуществлять процессуальный надзор за ними.

Как отмечает издание, выполнявшее эти функции главное управление процессуального контроля СК уже фактически ликвидировано. Более того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

Следственное же управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых в данный момент закреплена в УПК за СК и МВД.

Говорят, что новая схема расследования уже обкатывается. Например, именно ФСБ возбудила уголовное дело об организации преступного сообщества в отношении вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой) и его соратников, хотя соответствующая ст. 210 УК РФ не относится к ее подследственности. При этом с эпизодами предполагаемых преступлений, совершенных ОПС, разбираются другие ведомства.

ГСУ ГУ МВД по Москве расследует два факта вымогательства, обвиняемыми по которым проходят участники ОПГ Шакро, а СК разбирается в перестрелке, устроенной теми же фигурантами в ходе разборки на Рочдельской улице Москвы, и халатности не вмешавшихся в нее полицейских.

Сама же ФСБ, ведущая уголовное преследование высокопоставленных сотрудников СК, предположительно получавших взятки от Шакро, при этом фактически осуществляет процессуальный контроль за всеми расследованиями в целом.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд», – сообщил информированный источник в ФСБ, подчеркнувший, что речь идет о громких делах, в том числе коррупционной направленности. По его словам, сотрудники ФСБ будут также проверять, насколько эффективно и в полном ли объеме использовал следователь предоставленную ему спецслужбой информацию. Однако в какой форме будет осуществляться подобный контроль, еще до конца не ясно.

Как отмечает издание, в ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СК снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году. Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений.

Например, главное военное следственное управление предполагается сделать обычным управлением. Кстати, с 1 января 2017 года в управление Генпрокуратуры превратится Главная военная прокуратура России. Соответствующий закон был принят еще в 2014 году в связи с тем, что военное следствие и надзор за ним перестанут финансироваться из бюджетов Минобороны, МВД и ФСБ.

В свою очередь, Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.

Предполагается, что реформирование силовых и правоохранительных ведомств будет завершено к выборам президента России, которые должны состояться в 2018 году. Однако для этого необходимо еще подготовить соответствующие законопроекты и принять их новым парламентом, а самое главное, найти средства на это. Ведь по самым скромным подсчетам, только на выплаты компенсаций сотрудникам реформируемых ведомств, которые не захотят служить в новых структурах, потребуются десятки миллиардов рублей, отмечает издание.

Также, по данным источников издания, в процессе предполагаемой реформы планируется сменить текущих руководителей служб и ведомств. Одним из них называют создателя СК Александра Бастрыкина, которому уже якобы «дали понять, что в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

Сразу в нескольких ведомствах изданию неофициально подтвердили, что вопрос об упразднении спасательного ведомства с передачей его функций другим министерствам действительно рассматривается.

В частности, по словам источников, речь может идти о передаче «пожарной» составляющей МЧС в ведение МВД, а спасательных и чрезвычайных подразделений – Минобороны.

Отметим, что в составе военного ведомства в августе 2014 года был сформирован 100-й отдельный полк материального обеспечения (расположен в подмосковном Алабино). Основной функцией формирования, подчиненного замминистра обороны Дмитрию Булгакову, является эвакуация населения, разбор завалов, работа в районах затопления или пожаров и усиление группировок войск в любой точке России. Как отмечает издание, участие в ликвидации последствий ЧС записано и в положении о Росгвардии.

Напомним, в начале апреля президент Владимир Путин ликвидировал Госнаркоконтроль и миграционную службу в качестве самостоятельных федеральных ведомств, передав их в ведение МВД России.

Кроме того, 5 апреля Путин объявил о создании Росгвардии на базе внутренних войск МВД. Структура будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью.

Помимо этого, 15 сентября официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин прокомментировал якобы скорую отставку председателя СК Александра Бастрыкина.

Напомним также, 19 июля Лефортовский суд Москвы арестовал замглавы ГСУ СК по Москве Дениса Никандрова, замначальника управления собственной безопасности Следственного комитета России Александра Ламонова, а также главу управления службы собственной безопасности СК Михаила Максименко по делу о взятках. Позднее суд продлил срок ареста Никандрова до 19 декабря.

Высокопоставленные сотрудники СК были задержаны из-за возможной причастности к делу Шакро Молодого: якобы за крупную взятку следователи обещали «решить вопрос» с делом против вора в законе.

Также источник в правоохранительных органах сообщал, что сотрудники трех отделов ГСУ московской полиции получили уведомления об увольнении.

Между тем официальный представитель ведомства Владимир Маркин подтвердил, что в Следственном комитете России проводится реорганизация.

Ранее СМИ сообщали, что в Следственном комитете под руководством председателя ведомства Александра Бастрыкина проходят масштабные реформы, в ходе которых статус ряда главных управлений СК был понижен до управлений, а некоторые из управлений стали отделами.

Не так давно средства массовой информации России осветили следующую новость: в 2018 году будут проведены масштабные реформы органов Федеральной системы безопасности.

Они предполагают реорганизацию устройства ряда правительственных служб до проведения . Предполагаемая реформа затронет многие аспекты деятельности ведомства и, наряду с и станет одним из знаковых событий года.

Последние новости о реформах в ФСБ 2018 года и его слиянии с ФСО и СВР

  1. В 2018 году планируется создание Министерства государственной безопасности;
  2. Подготовительный этап на пути к реформированию ФСБ – подписание указа о создании Росгвардии;
  3. Первая стадия реформ 2018-го года представляет собой присоединение двух структур (СВР и ФСО) к Федеральной службе безопасности;
  4. Генеральная прокуратура возьмет под контроль работу СК;
  5. После нововведений ФСБ получит полномочия КГБ;
  6. Планируется создание Службы безопасности президента, которой будет являться реорганизованная Федеральная служба охраны;
  7. В состав МВД войдет Госпожнадзор;
  8. Статус подразделений СК понизят;
  9. Запланировано расформирование Министерства чрезвычайных ситуаций;
  10. Вследствие реформ 2018-го года произойдет смена руководства многих ведомств в составе МВД.

Смотрите также:

Курортный сбор в России в 2018 году: кому, сколько и за что будут платить туристы

Появление нового ведомства в 2018 году — Министерства Чрезвычайных полномочий

После объявления о проведении реформ в ФСБ в 2018 году некоторые депутаты заявили об упразднении, переименовании и распределении ряда функций в основных силовых подразделениях. За государственную безопасность начнет отвечать новое министерство. Оно будет представлять собой реформированную службу безопасности страны.

Начнутся изменения с того, что служба охраны (ФСО) войдет в состав ФСБ. Вслед за ней это сделает внешняя разведка (СВР). Также государство собирается внести определенные коррективы в функционирование Генпрокуратуры.

Она снова начнет курировать работу Следственного комитета. Министерство чрезвычайных ситуаций ждет упразднение. Выполняемые им функции перейдут к Минобороны и МВД.

Видео новости о реорганизации ФСБ и появлении МГБ в 2018 году

Реформы ФСБ 2018-го года преследуют сразу несколько целей, среди которых:

  • Повышение уровня управления силовыми структурами;
  • Борьба с коррупцией;
  • Выход оборонных ведомств на более высокий уровень.

Путин подписал указ, согласно которому должна начать работу новая структура, получившая название Росгвардия. Ее основными частями стали многие из подразделений МВД и внутренние войска.

Кроме того, Министерство внутренних дел начало выполнять функции ФМС и ФСКН, т.к. последние прекратили свое существование. Упомянутый выше указ можно назвать подготовительным этапом, символизирующим скорое начало реформ 2018 года.

Смотрите также:

Сколько служат в армии в 2018 году - срок армейской службы

ФСО и СВР в составе ФСБ после реформ 2018 года

Как уже упоминалось ранее, ФСБ станет основой для создания МГБ, куда войдет СВР и подразделения ФСО. Существует мнение, что обновленная служба безопасности страны в 2018 году начнет выполнять задачи, сопоставимые с функциями советского Комитета Госбезопасности.

После реформ 2018 года ФСО станет Службой безопасности главы государства. Она не только будет контролировать все охранные подразделения, но и руководить организацией спецсвязи, и производить транспортное сопровождение высокопоставленных лиц.

Примечательно то, что МГБ будет обладать полномочиями, которые у находящихся в его составе структур, ранее отсутствовали. К примеру, работники одной из силовых госструктур будут не только заниматься расследованием открытых МВД или СКР уголовных преступлений, но и отвечать за процессуальный надзор над ними.

Следственное подразделение, находящееся в составе МГБ, станет обладать статусом главка. Его основная задача – расследование уголовных дел, получивших широкий общественный резонанс. В настоящий момент этим занимается МВД и СК.

Отдельно следует заметить, что после реформ 2018 года МГБ России получит возможность заниматься координированием и обеспечением собственной безопасности во всех ведомствах, находящихся в его подчинении.

Слияние ФСБ, ФСО и СВР в 2018 году

Видео репортаж о реформах ФСБ в 2018 году

Как реформы 2018 года повлияют на работу Генпрокуратуры и СКР?

СК РФ утратит самостоятельность, войдя в состав Генеральной прокуратуры. Вследствие этого произойдет понижение статусов всех его подразделений. Это значит, что, допустим, военное управление станет просто управлением.



gastroguru © 2017