Путь к идеальной себе, саморазвитие и самосовершенствование личности. Самосовершенствование человека и ее цель

Страница 24 из 29

Сущность и содержание самовоспитания

Самовоспитание ? осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицатель-ных личностных качеств.

В пословицах и поговорках разных стран мира нередко высказывается мысль о том, что человека в себе ты воспитываешь прежде всего сам. Народная педагогика стремится дать детям идеал героя, которому следует подражать, старается побудить их вырабатывать у себя положительные качества.

Прогрессивные педагогические деятели прошлого призывали бережно относиться к ребенку, уделяли много внимания его внутреннему миру. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.И. Герцен,
Н.Г. Чернышевский, говоря о формировании человека, подчеркивали «важность самовоспитания и самосовершенствования». История развития педагогической науки свидетельствует о том, как усиливалось внимание ученых к внутреннему миру ребенка, без знания которого не может быть полноценного и эффективного воспитания. Воспитание невозможно и без участия в нем самого ребенка.

Сегодня не только в педагогической литературе, но и в самых разнообразных общественно-политических изданиях, в периодической печати все чаще стали встречаться слова: самостоя-тельность, творческая самодеятельность, самообразование, самовоспитание, самодисциплина граждан, самосознание, самовыражение, самоконтроль, самокритичность и т.д. И дело вовсе не в том, что в русском языке огромное количество слов, начинающихся с корня «сам», а в том, что самовоспитанию и самосовершенствованию долгое время не уделяли должного внимания.

Другой объективной предпосылкой саморазвития является биологическая природа человека, его генотип, программа его созревания. Недаром И.П. Павлов назвал человека великолепной, совершенной, саморегулирующейся системой. Современная наука полностью подтвердила это определение.

Чем же все это объяснить?

Внутренний мир ребенка? результат взаимодействия его психики с окружающим миром, поэтому изменение этого внутреннего мира порождается двумя факторами: характером и содержанием внешних условий и уровнем развития и состояния психики. Вот почему воспитание только в том случае может влиять на развитие ребенка, когда оно соответствует потребностям его развития, опирается на его внутренний мир. Нельзя забывать, что уровень достигнутого развития сам становится ведущим фактором последующего развития ребенка.

Поэтому воспитание есть процесс научно организованного педагогического воздействия на психику ребенка с целью формирования качеств, необходимых обществу и самой личности, процесс побуждения к самосовершенствованию, процесс управления саморазвитием. Если образно выразить суть педагогического воздействия, то можно сказать так: судьба всякого воспитательного влияния зависит не столько от потенциалов станции назначения (т.е. от силы общественного мнения детского коллектива, влияния семьи и т.д.), сколько от потенциалов станции отправления (т.е. от уровня развития ребенка, его отношения к воспитательным явлениям, от того, что и как он воспринимает, перерабатывает и т.д.) Вот почему со всей остротой встает вопрос о сущности развития ребенка, о механизмах изменения его внутреннего мира, о возможностях воспитания и самовоспитания, об их взаимодействии.

Саморазвитие в психике ребенка обнаруживается в разнообразных явлениях, к которым можно отнести: рост и созревание, саморегуляцию организма и психики, доминанту, динамический стереотип, внутренние противоречия в психическом развитии и т.д.

Первоначально саморазвитие определяется действием наследственности и первичных материальных потребностей. В дальнейшем источниками саморазвития становятся противоречия внутреннего мира ребенка, порожденные взаимодействием наследственности и достигнутым уровнем развития психики, потребностями и возможностями их удовлетворения, желаниями, стремлениями и действительными силами, реальными способностями ребенка. Постепенно сфера биологических, физиологических противоречий все более перемещается в духовную жизнь ребенка, действие наследственности в развитии замещается достигнутым уровнем развития психики.

Развитие ? это стихийный и осознанный, управляемый и самоуправляемый процесс, в результате которого совершенствуются силы и способности человека, обеспечивающие ему высокую активность в окружающем мире.

Воспитание ? это процесс внешнего управления развитием личности, в том числе, создания условий для саморазвития наследственных данных, это побуждение к самовоспитанию и управление им.

Ребенок активно участвует в своем собственном развитии. Но формы этого участия различны. Существуют различные формы саморазвития и самосовершенствования личности: ориентация на личность, ориентация на коллектив, слепое подражание (копирование), осознанное подражание (следование примеру), бессознательное приспособление, осознанное приспособление (выполнение требований, режим, следование традициям, упражнения, тренировки) и самовоспитание. Как назвать все эти формы саморазвития и самосовершенствования личности, поскольку все они в жизни ребенка существуют во взаимосвязи, во взаимодействии, проявляются на разных уровнях в различных сочетаниях? Термин «самосовершенствование» означает осознанное саморазвитие, а между тем, в это понятие следует включить и бессознательное саморазвитие. Поэтому мы условно называем приспособление, подражание, самовоспитание и т.д. участием личности в собственном развитии.

Между различными формами саморазвития и самосовершенствования личности не существует строгих границ. Ориентация на взрослого может перерасти в приспособление или подражание, а последние при определенных условиях переходят в самовоспитание. Переход от одной формы самосовершенствования к другой зависит, в первую очередь, от тех общих компонентов, которые есть и в приспособлении, и в подражании, и в самовоспитании, и в ориентации на личность или коллектив.

Первым общим компонентом, который существует во всех видах самосовершенствования, но на разных уровнях, является ориентировочная деятельность. Ориентировочная деятельность является господствующей при ориентации на взрослого и коллектив, она в значительной мере определяет характер подражания, приспособления. Диалектика развития ориентировочной деятельности в различных формах саморазвития и самосовершенствования ребенка обусловлена возрастанием воли и сознания в регулировании поведения. Если у новорожденных ориентировочная деятельность сводилась к проявлению безусловных рефлексов, то уже к году важное место занимают условные рефлексы. Чем старше возраст, тем важнее в ориентировочной деятельности функции сознания и приобретенных привычек, навыков поведения.

Вторым общим компонентом, который проявляется во всех формах саморазвития и самосовершенствования личности, является самоуправление поведением. Ребенок проходит путь от существа с некоординированными, стихийными движениями до личности со своей волей, направленностью, программой жизни. На этом пути множество этапов: овладение элементарными движениями, период «Я сам», последовательное становление самостоятельности во всех новых видах деятельности, формирование самообладания, самодисциплины, самоуправление поведением с помощью воли, развитие целеустремленности, как синтеза воли и убеждений. Самовоспитание по своему существу, есть волевой процесс. Самовоспитание требует определенной самостоятельности, активизирующих сторон воли (активности, настойчивости, самоприказа) и сдерживающих сторон воли (выдержки, самообладания, самодисциплины, самозакрепощения, самоотказа). Все это крайне важно для самоуправления поведением, поскольку важно то усиливать действия, то их сдерживать, то управлять своими силами и способностями, то регулировать их.

Третьим общим компонентом всех форм саморазвития и самосовершенствования личности является проявление потребности в развитии. Биологической основой этой потребности является созревание, а психологической? достигнутый уровень развития психики.

Программа созревания, заложенная в наследственности, побуждает ребенка к движению, к действию, к применению своих сил и развитию своих способностей. Постепенно созревание превращается в потребность развития не только в биологическом, но и психическом плане.

В процессе воспитания и своей деятельности в окружающем мире ребенок удовлетворяет потребность в развитии вначале стихийно, неосознанно. Но всякое проявление жизни у человека в конце концов приобретает социальный и осознанный характер. И тогда саморазвитие, как объективное явление, превращается в развитие личности, как процесс, управляемый другими людьми и самой личностью. Вот почему движущими силами самовоспитания являются одновременно и объективные, и субъективные факторы.

На базе потребности в развитии формируется потребность в самосовершенствовании. Отсюда и возникают цели самовоспитания, мотивы работы над собой, стремление избавиться от недостатков, следовать хорошему примеру и т.д. Как видим, переход от природных, объективных факторов самовоспитания к субъективным сложен, длителен, но реален.

Точно так же изменяется характер саморегуляции при связях организма и среды. Известно, что наличие определенной среды? главное условие развития организма. Взаимодействие среды и организма порождает динамический стереотип, т.е. устойчивую, хотя и постоянно изменяющуюся систему внутренней саморегуляции. Вначале ребенок автоматически регулирует обмен веществ в организме с помощью наследственных безусловных рефлексов. Затем, по мере расширения связей с окружающей средой, саморегуляция чисто физиологическая перерастает в саморегуляцию психическую. И на этом уровне уже недостаточно одной только биологической саморегуляции.

Одной внутренней саморегуляции на всех уровнях (биологическом и психическом) недостаточно для благоприятного положения в социальной среде; возникает, с одной стороны, необходимость в дополнительной рефляции жизнедеятельности человека извне (требования общества и коллектива к личности, влияние воспитания и т.д.), а с другой? изменение самой социальной среды в масштабе общества объединенными усилиями людей (саморегуляция общества). Общественная и индивидуальная саморегуляция неразделимы.

Человек не только изменяется под воздействием внешних условий, он сам эти условия изменяет. Поэтому саморегуляция? это не только изменение внутреннего мира в соответствии с изменениями внешнего мира. Это также изменение самого объективного мира усилиями развивающейся личности. Изменение себя и обстоятельств в едином процессе? вот сущность марксистской концепции развития личности.

Таким образом, здесь объективные факторы саморазвития постепенно переходят в субъективные, подконтрольные воле и сознанию человека.

Попытаемся определить основные термины, с которыми имеет дело теория самовоспитания.

Саморазвитие ? это объективный процесс становления личности под влиянием программы созревания, биологического развития и независимых от личности факторов внешнего мира? среды биологической и социальной.

Развитие - это процесс, включающий саморазвитие, и, кроме того, это изменение физическое, психическое и социальное, совершающееся под воздействием воспитания и самовоспитания.

Цели самовоспитания ? это те внутренние устремления личности, которые побуждают ее постоянно совершенствовать свои силы и способности.

Когда цели жизни, отражающие стремления воспитанника в самовоспитании, соединяются с волей, формируется движущая сила самовоспитания? целеустремленность. Соединение идеала с целеустремленностью и дает общественную направленность личности? главный внутренний источник мотивов поведения, мотивов самовоспитания.

Мотивы самовоспитания - осознанные причины, интересы, стремления, установки, потребности, которые заставляют личность работать над собой. Цель и есть главный мотив самовоспитания. Неслучайно наличие целеустремленности отмечается всеми учеными как решающее условие успешного самовоспитания.

После того, как человек начал работать над собой, вступают в действие стимулы самовоспитания. Они бывают внешними (требования общества, коллектива, педагога, условия соревнования, характер деятельности, профессии и т.д.) и внутренними (требовательность к себе, самокритичность, желание утвердиться в собственных глазах и др.). Стимулы и мотивы связаны между собой, часто переходят друг в друга.

Центр управления самовоспитанием? это самосознание. Идеал? высшее и сложнейшее образование самосознания, которое объединяет представление о целях жизни, прекрасном и других людях и себе, критерии нравственного поведения, жизненный опыт и связь своего «Я» с жизнью других людей. При самовоспитании идеал является сжатой программой и главным внутренним стимулом самосовершенствования, он управляет всей деятельностью самосознания, корректируя проявление самокритичности, требовательности к себе, самоанализа и т.д.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности

предмет и задачи психологии

основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражение объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач: 1) изучать качественные (структурные) особенности психических процессов и явлений, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение; 2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (причинная зависимость) психики, объективными условиями жизни и деятельности людей; 3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития; 4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализацией процесса труда в различных видах деятельности людей.

Предметом психологии являются: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов реального мира. Психика разнообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. всё то, что составляет субъективный внутренний мир, который проявляется в поступках, действиях, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание – это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность – это человек, с присущими ему индивидуально-психологическими особенностями.

Поведение – это внешнее проявление психической деятельности, поступки и деятельность человека.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Методы исследования в современной психологии

1. наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие и осмысление, проявление индивидуальных и групповых особенностей психики. Наблюдение как метод включает следующие процедуры: а) определение целей и задач; б) выбор объекта, предмета и ситуаций; в) определение вида наблюдения (включенное и невключённое);г) выбор способа регистраций данных; д) обработка и интерпретация полученных данных

2. беседа – это непосредственное общение исследователя с испытуемыми в целях изучения их психич. особенностей.

Беседа как научный метод включает процедуры: а) определение целей и задач; б) продумывание вопросов; в) выбор способа регистрации данных; г) определение ситуаций для беседы; д) проведение беседы; е) анализ результатов.

3. тест – в переводе на русский «задача». Метод «тест» построен на оценке стандартизированного задания. Тесты широко используются в процессе обучения, в проведении профессионального отбора. С помощью теста можно определить способности, темперамент, мышление, воображение.

4. анкетирование – это опрос по заранее разработанному и оформленному в виде анкеты вопроснику. С помощью анкетирования изучаются общественное мнение по какому-либо вопросу, традиции, настроение, круг интересов. Разработка анкеты включает ряд этапов: а) определение цели и задач; б) формирование вопросов; в) составление 1-го варианта анкеты; г) пилотаж анкеты; д) использование анкеты.

Правила формулировки вопросов анкеты: а) чёткость и ясность; б) лаконичность; в) конкретность; г) отсутствие спец. терминов; д) уравновешенность вариантов «за» и «против»; е) исключение внушающих моментов в содержании вопроса.

5. эксперимент – это намеренное создание ситуаций, требующих тех или иных свойств индивидуальной или групповой психики Эксперимент может проводиться в лабораторных и естественных условиях. Он может быть констатирующим или формирующим. В ходе эксперимента могут быть использованы тренажеры, различные приспособления, позволяющие получить необходимую информацию.

6. биографический метод – это способ изучения психики человека на основе анализа жизненного пути человека. С помощью этого метода можно получить информацию об особенности мотивации, характера, мышления.

Отечественная психологическая мысль в XX веке.

Значительный вклад в развитие психологии XX в. Внесли наши учёные Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н. Леонтьев (1903-1979), А. Р. Лурия (1902-1977) и П. Я. Гальперин (1902-1988). Л. С. Выготский ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свёрнутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребёнка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Восприятие

Восприятие – это психически активный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений во всей совокупности признаков при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия: 1) простое и сложное; 2) восприятие пространства; 3) восприятие времени; 4) восприятие движения; 5) преднамеренное и непреднамеренное;

Особенности восприятия: 1)апперцепция – это свойство означает зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знаний, интересов; 2) константность – это свойство означает способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, размеру, цвету; 3) иллюзии – обманчивое восприятие.

Некоторое способы активизации восприятия: а) вовлечение в процесс восприятия нескольких анализаторных систем; б) активизация мотивов в создание установки по восприятию; в) обучение человека правилам и нормам восприятия;

г) приобретение опыта восприятия предметов и явлений.

78% знаний мы приобретаем через зрение. 13% через слух, и 3% через обоняние, вкус, осязание. В памяти мы сохраняем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 70% что увидено и услышано одновременно. Спустя 3 часа мы забываем 30% услышанного и 28% увиденного, а через 3 дня 90% информации забываем.

Ощущение.

Ощущение – это активный процесс отражения в сознании человека отдельных признаков и свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Виды ощущений: слуховые, вкусовые, зрительные, осязательные, обонятельные, болевые, органические, двигательные, вибрационные, температурные.

Свойства ощущений: 1) качество; 2) сила; 3) длительность; 4) взаимодействие; 5) адаптация; 6) последовательные образы; 7) контраст

Представление.

Представления – это образы, ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений.

Классификация представлений: 1. по ведущему органу бывают: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные, температурные; 2. по степени новизны бывают: представления воображения и представления памяти;

3. по степени обобщения бывают единичные и общие; 4. по содержанию бывают: физические, географические, политические, технические, педагогические.

Внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях.

Виды внимания : непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик на раздражение;

произвольное – сознательное сосредоточение на получении определённой информации, требующее волевых усилий;

послепроизвольное – основывается на интересе, возникающем при вхождении в деятельность. В результате возникновения послепроизвольного внимания снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Свойства внимания : устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте; переключение – намеренно осознанный перенос внимания с одного объекты на другой; распределение – возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности; объём – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.

Память

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал. Виды памяти : 1) по длительности бывает : кратковременная (представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени – порядка 20 секунд); оперативная (вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности); долговременная (способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока).

2) по особенности запоминания бывает: двигательная, эмоциональная, наглядно-образная, словестно-логическая.

Потеря памяти называется амнезией, которая может представлять собой кратковременную или длительную потерю различных видов памяти. Выделяют различные виды амнезии: ретроградную, антероградную и прогрессивную.

При ретроградной амнезии страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания на те события, которые имели место в далёком прошлом.

При антероградной амнезии сохраняется и кратковременная, и долговременная память, но страдает способность ввода новой информации в долговременную память. Прогрессивная амнезия проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до её полной потери.

Память теснейшим образом связана не только с физическим состоянием человека, но и его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Мышление

Мышление – это процесс опосредованного отражения человеком связей и отношений предметов и явлений. Показателями творческого мышления являются: объективная сложность решаемых задач, новизна применяемых способов решения задач, оригинальность использованных средств, высокое качество продуктов деятельности.

Формы мышления : понятие (форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов) и умозаключение (форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод).

Методы мышления: индукция (логический вывод в процессе мышления от частного к общему) и дедукция (логический вывод в процессе мышления от общего к частному).

Виды мышления : практическое, теоретическое, наглядное действие, образное, творческое, стереотипное, ограниченное.

Мыслительные операции

1. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению.

2 . Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

3. Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Воображение

Воображение – это процесс создания человеком новых образов и их функционирования.

Виды воображения : произвольное, непроизвольное, техническое, воссоздающее, творческое.

Некоторые приёмы воображения: 1) комбинирование признаков; 2) при уменьшении и увеличении признаков или свойств предметов; 3) типизация.

Некоторые способы развития воображения : 1) решение типичных и нетипичных задач; 2) использование традиционных и нетрадиционных способов их решения; 3) употребление новых средств деятельности; 4) актуализация мотивации творчества; 5) приобретение опыта творческой деятельности; 6) подкрепление процессов и продуктов творческой деятельности.

Речь: её функции и виды.

Речь – это процесс индивидуального использования языка для общения с другими людьми в интересах совместной деятельности. Язык – это система знаков, необходимых для человеческого мышления и общения.

Виды речи: внутренняя, внешняя, устная, письменная, геологическая, монологическая.

Функции речи: обозначения, сообщения, выражения, воздействия.

Виды общения: светское, деловое, интимно-личное. Пути развития речи: тренинг, овладение и расширение словарного запаса, самоконтроль и самооценка.

Эмоционально-чувственная сфера личности

Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.

Классификация эмоций и чувств: 1) по влиянию на деятельность человека бывают стенические и астенические (тормозящие деятельность); 2) по сложности и содержанию бывают высшие сложные и низкие простые; 3) по форме протекания бывают настроение, аффекты, страсть.

Высшие чувства: патриотические, нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Высшие проявления эмоций и чувств : в мимике, в пантомимике (в движении), в речи.

Высшие чувства человека развиваются в процессе совместной деятельности с другими людьми.

Воля и её характеристика.

Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизировать силы на преодоление трудностей.

Волевые качества человека : 1) целеустремлённость (способность человека осуществлять свои жизненные цели);

2) самообладание (умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах); 3) самостоятельность (проявляется в способности совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умений и навыков); 4) смелость (проявляется в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в стремлении отстаивать свою жизненную позицию); 5) дисциплинированность (означает осознанное подчинение своего поведения определённым нормам и требованиям).

Развитие воли, волевые действия.

Развитие воли : самопознание и самооценка волевых качеств, постановка перед собой соответствующих целей и задач, овладение средствами и способами их реализации, осуществление деятельности самовоспитания, оценка результатов, накопление волевого действия.

Виды волевых действий : длительные и кратковременные, совершенные по собственной инициативе, совершенные по заданию других, простые и сложные. Простые волевые действия включают в себя два звена: постановку цели и её исполнение. Структура сложного волевого действия включает три звена: осознание и постановку цели, планирование действий по достижению цели, исполнение действий.

Психические образования: знания, навыки, умения.

Психические образования это знания, навыки, умения, приобретённые человеком в процессе жизнедеятельности.

Знания – это совокупность усвоенных сведений, понятий о предметах и явлениях действительности.

Навык – это приобретённые способности осуществлять сравнительно несложные действия с высокими количественными и качественными показателями и бессущественного контроля сознания почти полностью и автоматически.

Умения – это комплексные психические образования, формирующиеся для выполнения сложных действий, способность человека применять усвоенные знания и навыки в новых условиях.

Классификация умений: интеллектуальные, практические, технические.

Человек как индивид, личность, индивидуальность.

Человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности, отличное от других существ. Это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (самоконтроль, логика, мышление).

Индивид – это отдельный человек, носитель индивидуально-своеобразных, физических, психических и социальных черт единицы общества.

Индивидуальность – это особенное и непохожее на других личность, в полноте её духовных и физических свойств. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера, темперамента, способности. Индивидуальность содержит в себе лишь те индивидуальные черты, такое их сочетание, которое отличает их от других людей.

Темперамент и его характеристика

Темперамент – это врождённые, биологически обусловленные динамические характеристики протекания психических процессов и поведения человека. В зависимости от соотношения свойств нервной системы академик Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) безудержный – сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя типу темперамента холерика; 2) живой – сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту сангвиника; 3) инертный – сильный, малоподвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту флегматика; 4) «слабый» - слабый, малоподвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту меланхолика.

Пути влияния на темперамент : формирование волевых и эмоциональных качеств характера, умение владеть собой; целесообразное комплектование рабочих групп на основе психологической совместимости; в общении учитывать особенности реакций, лиц с различным типом темперамента и адекватно реагировать на них.

Характер

Характер – это свойство личности, определяющее систему её отношений к окружающим условиям, к деятельности, к другим людям.

Виды характера: 1) по силе: сильные и слабые; 2) по устойчивости: устойчивые и неустойчивые; 3) по отношению к соц. Явлениям: убеждённые и беспринципные; 4) по отношению к деятельности: трудолюбивый и бездеятельный; 5) по отношению к людям: общительный и замкнутый; 6) по отношению к себе: эгоист и альтруист.

Сила характера заключается в интенсивности проявления той или иной черты свойства характера. Устойчивость характера человека состоит в постоянстве проявления его свойств и качеств. Развитие характера : 1. самооценка черт характера; 2. определение целей и задач развития характера; 3. овладение способами и решениями; 4. планирование и определение действий; 5. тренинг.

Способности: виды и характеристика.

Способности – это психическое свойство, которое дает возможность человеку успешно овладевать и эффективно осуществлять деятельность.

Виды способности: 1) общие – возможности развития психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности; 2) специальные – это возможности к развитию отдельных психических процессов и свойств личности для конкретного вида деятельности; 3) частные – это возможности отдельных органов и психических процессов человека к качественному развитию.

Уровни развития способностей: одарённость, талант, гениальность.

Показатели способностей: лёгкость овладения деятельностью, быстрота овладения действиями, высокий результат деятельности, безошибочность действий, постепенное повышение продуктивности деятельности, уравновешенность деятельностью.

Развитие способностей: психодиагностика и профессиональный психологический отбор; вовлечение человека в деятельность; побуждение к самостоятельному поиску способов решения задач; подкрепление процесса и продукта деятельности человека; содействие человеку в развитии тех качеств, от которых зависит проявление его способностей.

Понятие общения. Основные стороны общения

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

интерактивная сторона общения – Это взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т. е. Совокупность связей и взаимовлияний людей.

перцептивная сторона общения – Это восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков.

Малые группы.

Малая группа – это общность людей, объединённых совместной деятельностью, которая регулярно и непосредственно взаимодействует друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определённую систему ценностей и норм.

Признаки малой группы : наличие конкретного взаимодействия, относительная длительность пребывания, определённость социальных ролей, наличие эмоциональной связи, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей и мотивов.

Типы малых групп: 1) трудовые, боевые, учебные, творческие; 2) контактные и дисконтактные; 3) диффузные ассоциации, корпорации, коллективы; 4) постоянные и временные.

Предмет и задачи педагогики.

Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании (См. закон «Об образовании»). Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика» (антропос-человек). Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она исследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС). Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Забегая несколько вперед, отметим, что элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

Задачи педагогики : 1) научное обоснование, развитие систем образования с содержанием учений и воспитаний; 2) исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса; 3) выявление закономерностей и формулирование принципов процесса воспитания и обучения людей; 4) разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления; 5) разработка содержания методики самообразования и самовоспитания людей; 6) исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства; 7) разработка методических проблем педагогики, методом его исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Социализация – это неизбежно переживаемый каждым человеком разносторонний и многоэтапный процесс изменения и равития своих физических и психических качеств под воздействием окружающей социальной среды.

Образование – это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определённой системы знаний, навыков и умений, а, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определённом уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.

Обучение – это двуединый процесс преподавания и учения, имеющий совей задачей планомерную и систематическую передачу и усвоение знаний в тесной связи с формированием умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитание – вид образовательной деятельности, опирающийся на процесс обучения и имеющий своей задачей превращение накопленных знаний в умения и навыки в целях развития необходимых качеств человека.

Методы обучения

Система основных методов обучения: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ или демонстрация, метод упражнения (игра), самостоятельная работа.

Принципы и методы воспитания

Принципы воспитания – это основные руководящие положения, соблюдение которых необходимо воспитателю для эффективного влияния воспитателя на воспитуемого.

Система принципов : 1) индивидуальный и дифференцируемый подход к воспитанию; 2) воспитание в группе и через коллектив; 3) воспитание в процессе деятельности; 4) сочетание высокой требовательности к воспитанникам и уважением их личного достоинства и заботы о них; 5) опора на положительное в личности и в группе; 6) единство, согласованность, преемственность воспитания.

Методы воспитания – это способы воздействия на воспитуемого.

Система методов воспитания: убеждение, поощрение, пример, принуждение, упражнение.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообучение и самовоспитание, на укрепление своих положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Вся жизнь проходит в движении. Время неумолимо бежит вперед. Оно не стоит на месте. Так и человек – либо развивается и совершенствуется, либо деградирует. Невозможно остановиться в определенной точке и застрять там на время. Вот почему нельзя существовать без саморазвития и самосовершенствования личности. Когда жизнь кажется серой и скучной, дом-работа-дом, человек все равно что-то делает, с кем-то встречается, общается, узнает что-то новое, развивается. Любой человек стремиться к самосовершенствованию. Если запереться в четырех стенах и изолироваться от внешнего мира, человек начнет постепенно деградировать, терять навыки, становиться диким, отчужденным.

Рано или поздно каждый начинает , о собственной значимости и состоятельности. Такие мысли начинают посещать, когда нет удовлетворенности собственной жизнью, идет наперекосяк и все старания напрасны. Появляется сильная мотивация к самосовершенствованию. Мысли о саморазвитии посещают, когда человек начинает понимать, что срочно нужно что-то менять, поскольку так дальше продолжаться не может, нет сил терпеть, хочется жить по-другому. Сама мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию. И, как сказал один известный человек: «Хочешь изменить мир, начни с самого себя».

Цель саморазвития и совершенствования состоит в том, чтобы развиваться, расти в личностном и профессиональном плане, ставить перед собой большие цели и добиваться их, преодолевать препятствия и преграды, совершать ошибки и делать из этого выводы, реализовать свой потенциал и раскрыть свое «Я».

Что мешает человеку изменить свою жизнь?

Всегда проще найти виновных в собственных неудачах и провалах. Когда человека везде и всюду сопровождают неприятности, он как магнит притягивает к себе негатив, значит корень проблемы в нем самом. Неумение или нежелание признать эту истину часто приводит к деградации. Он становится нервным, неудовлетворенным, агрессивным, вспыльчивым. Распадается брак, теряются друзья, увольняют из работы. Человек закрывается в четырех стенах и уходит в себя. . Жизнь пошла под откос. А всему виной его нежелание взглянуть проблеме в глаза и поискать причину своих проблем в себе.

Страх перемен

Еще есть одна причина, из-за которой сложно изменить свою жизнь. Это страх. Страх перед неизвестностью. «Надоела работа, начальник достал, да и платят там копейки. Нет больше сил так жить!». Выход из данной ситуации очевиден – . Но эти «копейки» для человека гораздо больше, чем копейки. Для него это стабильность, это гарантия того, что завтра не будет хуже, чем сегодня. А если человек уйдет с работы, он не знает, что его дальше ждет, как быстро он найдет новый источник доходов, да и найдет ли вообще. Этот страх движет им и не дает решиться на серьезный шаг. И он продолжает работать, считая дни до следующей зарплаты и терпеливо выслушивая претензии и обвинения начальника. А вот если бы он все-таки решился, переборол свой страх, то вскоре он бы нашел много альтернативных вариантов, причем один лучше другого. И это факт, ведь все, что ни делается, все к лучшему.

Окружающая среда

Нужно понимать, что человек – это то, что его окружает. Окружающая среда играет немалую роль в формировании личности каждого человека. От компании, в которой проводит большую часть своего времени, зависит набор его качеств, мировоззрение, система жизненных ценностей, взгляды на жизнь и приоритеты. Если в компании (коллеги, друзья, семья) принято пить, курить, ругаться матом, то вряд ли человеку удастся самосовершенствоваться в такой атмосфере, где никто его не поймет и не поддержит. Есть два варианта: либо человек оставляет все как есть, либо начинает жизнь с чистого листа. Далеко не каждый может порвать с прошлой жизнью, отказаться от старых «друзей», чтобы начать жить так, как им хочется.

Как изменить себя в лучшую сторону, когда столько преград на пути? Все очень просто – нужно только огромное желание и сила воли.

Как решится на кардинальные перемены в жизни?

Если человек принял твердое решение изменить свою жизнь, значит, он должен понимать и осознавать, что она прежней уже не будет. Саморазвитие и самопознание помогут найти в себе силы, раскрыть потенциал и массу скрытых талантов и способностей. Благодаря этим «открытиям» намного проще будет отпустить прошлое, сделать первый серьезный шаг навстречу новой, лучшей жизни, побороть свои страхи и научиться ценить и любить себя.

Когда перед человеком стоит выбор, его всегда гложут сомнения по поводу правильности принятого решения. И, что самое интересное, то это то, что решение уже принято и выбора, как такового в принципе нет. Если эту истину осознает каждый человек, то и жить станет проще. Никогда нельзя корить себя за то, что поступили так, а не вот так. Знайте, что выбора не было, решение было принято окончательно и обсуждению не подлежало. А главное то, что решение было принято на интуитивном уровне, подсознательно, поскольку считалось единственно правильным в данный момент. Стремление к самосовершенствованию это потребность, как потребность в здоровье или безопасности. И очередным вопросом становиться вопрос о том самосовершенствование личности.

С чего начать саморазвитие и самосовершенствование

Необходимо составить простой план самосовершенствования в различных областях вашей жизни.

Выбрать пути самосовершенствования личности вам помогут следующие простые практические упражнения:

  • Отбросьте все сомнения, все идет своим чередом.
  • Цените то, что имеете. Даже у самых нищих есть много, чего стоит ценить и чем дорожить – их жизнь, а это уже немало.
  • Никогда не сетуйте на свою судьбу. У многих она тяжелее, но они идут по жизни с улыбкой.
  • Научитесь радоваться банальным мелочам – утреннему ароматному кофе, яркому солнышку, возможности прогуляться и т.д.
  • Чаще улыбайтесь и думайте о приятном.
  • Ставьте перед собой большие цели, разбивая их на маленькие, и постепенно, как по ступенькам, добивайтесь их.
  • Не оглядывайтесь назад. Прошлое должно остаться в прошлом и сожалеть не о чем, да и некогда. Все сложилось так, как должно было сложиться. В этом нет ничьей вины, зато только в ваших руках ваше завтра и будущее.

Психология саморазвития и самосовершенствования

Саморазвитие и самосовершенствование – два процесса, неотъемлемых друг от друга, без которых невозможно реализовать себя, найти свое место в этой жизни, стать успешным и счастливым человеком. Развиваясь и совершенствуясь, человек стремится к идеалу, то есть у него есть вечная цель, заставляющая его действовать и двигаться только вперед, реализуя свой план самосовершенствования. Ведь только таким способом можно стать успешным человеком и состоявшейся личностью. Новые знания, навыки, опыт, интересные факты, все это расширяет горизонты и потенциальные возможности конкретного индивидуума.

Самопознание – это способность дать объективную оценку самому себе, трезво оценить свои возможности, чтобы впредь ставить перед собой адекватные цели и задания. Также самопознание дает понять, на каком уровне саморазвития находится человек и в каком направлении ему стоит двигаться дальше. Не проанализировав свои поступки, ошибки и возможности, не пересмотрев свои взгляды на жизнь и приоритеты, человеку будет трудно и практически нереально добиться желанной цели. Если не составить план самосовершенствования, то ваши будут хаотичными и бессистемными, то есть толку от них будет ноль.

Как только человек познает свой внутренний мир, раскроет свой потенциал и примет себя таким, каким он является, он много сумеет достигнуть в этой жизни.

5 шагов самосовершенствования

Максималистское «Все и сразу» бывает лишь в редких исключительных случаях, поэтому не стоит надеяться, что жизнь кардинально изменится, стоит вам только принять соответствующее решение. Это долгий и тяжелый путь, который требует решительности, целеустремленности, терпения и трудолюбия. Разделить этот путь можно на пять основных этапов. Это своеобразная программа самосовершенствования:

Этап 1. Определение собственных потребностей

Как вы помните — стремление к самосовершенствованию это потребность.На данном этапе необходимо четко уяснить для себя, что именно вас не устраивает в жизни, что бы хотели изменить, в чем причина неудач, какие есть пути решения проблемы.

Этап 2. Принятие и понимание

Вторая ступень в этой лестнице необходима для того, чтобы осознать, в чем состоит необходимость что-то менять в своей жизни, в своем окружении и привычках. Понимание, зачем все это нужно, ради чего человек идет на такие «жертвы», придаст ему сил и мужества для дальнейших шагов.

Этап 3. Анализ и самопознание

Цели четко определены, поэтому человеку пора проанализировать, насколько реально добиться их с тем набором способностей и качеств, которые имеются на данный момент. Возможно, есть такие черты характера или принципы, которые будут препятствовать достижению целей. Это как раз те пункты, над которыми следует поработать.

Этап 4. Планирование

При планировании не стоит бояться больших целей, поскольку каждую такую цель можно разбить на множество маленьких, которые не так страшны. Составляя конкретный план, следует рассчитывать только на свои возможности, не на родственников, друзей, коллег и т.д., а на самого себя.

Этап 5. Переходим к решительным действиям

Не стоит ждать подходящего момента (завтра, понедельника или какой-нибудь знаменной даты). Начинать пора уже сейчас. Если вы решили, так будьте добры выполнить. Помните, что тот, кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, ищет причины. К какой категории относитесь вы? Будьте честны с собой, и вы узнаете, как изменить себя в лучшую сторону.

Познание себя, саморазвитие – это настоящая магия, благодаря которой человек выходит на совершенно новый уровень, где его ожидают новые перспективы и неограниченные возможности для самореализации.

Сегодня становятся все более очевидными причины, которые на рубеже третьего тысячелетия привели к выдвижению на первый план в жизни каждого человека, особенно квалифицированного специалиста,задачи самовоспитания, самосовершенствования.

Самосовершенствование - есть активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, основой которой является совершенствование имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Возрастания роли самосовершенствования личности, как показывают исследования, происходит по следующим причинам.

1. Стремительное развитие электронных источников информации, все более широкое использование для обучения компьютеров, системы Интернета. Электронные средства информации позволяют доставлять ее в любое место и в любое время. В таких новейших системах образования, основанных на электронных источниках информации, как дистанционное обучение, интернет-образование, непосредственное общение преподавателя с обучаемым сводится до минимума и резко возрастает роль самого обучаемого в выборе направления, темпов и сроков обучения. В итоге процесс образования в значительной мерс превращается всамообразование.

2. Лавинообразный рост объемов информации во всех областях человеческой жизнедеятельности, ее постоянное и быстрое обновление. В связи с этим резко сократились «сроки годности» образования, выяснилось, что оно представляет собой «скоропортящийся продукт» и возникла необходимость его постоянного обновления. Если раньше 20 лет учебы человеку хватало на 40 лет профессиональной деятельности, то теперь запаса профессиональных знаний, полученных в школе, едва хватает на несколько лет. Вместо принципа «образование на всю жизнь» педагогика и психология стали руководствоваться принципом «образование через всю жизнь», причем главной его формой становитсясамосовершенствование.

3. Необходимость непрерывного, самостоятельного образования диктуется сегодня также и стремительными темпами технического прогресса, усиливающейся конкуренцией на рынках товаров и услуг, требующей постоянного обновления выпускаемой продукции. Так, японская фирма «Тойота» в течение только одною дня вносит в среднем 20 изменений в свою продукцию.



4. Наряду с развитием системы основного - общего и специального образования - усиливается система дополнительного образования, повышения квалификации и переквалификации работников. Работа этих образовательных структур рассчитана в основном на контингенты обучающихся без отрыва от производства и ориентирована главным образом на организацию их профессиональногосамосовершенствования, самообразования.

5. И наконец,самообразование и самосовершенствование сегодня все в большей степени перемешается непосредственно на само производство и осуществляется изо дня в день самими работниками на своих рабочих местах вне каких бы то ни было специализированных образовательных структур под руководством со стороны своих непосредственных менеджеров, которые все в большей степени сами становятся психологами, педагогами и воспитателями своих подчиненных.

Психолого-педагогические функции с точки зрения современного производственного менеджмента выступают в качестве одной из важнейших профессиональных обязанностей руководителя любого уровня. Так, японские учебники по менеджменту сегодня называются так: «Менеджмент, который оживляет человека», «Менеджмент, создающий человека», «Менеджмент, глубоко заглядывающий в человека» и т.п. Причем, конечно, в этих условиях всеобщего и непрерывного обучения любой руководитель современного производства свою первейшую задачу видит в постоянном самообучении,самосовершенствовании или в самоменеджменте.

Дальновидные исследователи предвидели возможность подобного качественного сдвига в организации процесса в становлении человеческой психики уже в начале прошлого века. Так, известный немецкий социологГеорг Зиммель (1859-1918) давал следующее определение образованного человека: «Человек образованный - тот. кто знает, где найти то, что он не знает».

Перспектива «пожизненного обучения», которую преподносит нам развитие современного общества, может показаться как многообещающей, так и отчасти грустной. И поскольку изменить здесь что-либо мы не в силах, остается только вспомнить ироничное суждение по этому поводу, высказанное еще бессмертным Козьмой Прутковым: «Век живи - век учись! И ты, наконец, достигнешь того, что подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь».

Но если подобный финал нашего самосовершенствования неизбежен. то следует придать хотя бы некоторую упорядоченность, организованность самому процессу движения к нему. Здесь нам, очевидно. опять таки следует опереться на столь же глубокомысленное утверждение того же автора о том. что:«нельзя объять необъятное». Эта максима подталкивает к мысли, что в процессе самосовершенствования нужно прежде всего разумно ограничить пределы своей активности, поставив перед собой такие реальные цели, которые соответствовали бы нашим способностям и возможностям.

Такая цель будет иметь характерпредставлении об идеале образцового работника, профессионала , мастера своего дела, который в принципе. как всякий идеал, недостижим, но который тем не менее призван выполнять задачу упорядочивающего, организующего начала, конечной цели всей нашей деятельности по самосовершенствованию. Каков же должен быть этот идеал, чтобы по возможности соединять в себе противоречивые черты идеальности и реальности?

В современной психолого-педагогической литературе этацелевая модель совершенного работника, специалиста, достигшего вершин или акте, как говорили древние греки, изображается в виде перечня характерных черт, без наличия которых сегодня нельзя представить эффективного работника.

Среди характеристик такого идеального профессионала, мастера своего дела наиболее часто указывается следующая совокупность качеств, которые могут быть подразделены на два блока:личностных и профессиональных качеств.

Личностные качества, присущие людям, достигшим вершин профессионального мастерства, которые отличают их от людей, находящихся на более низком уровне развития:

1. энергичность, означающая, что идеальный работник отличается высокой активностью, трудоспособностью, неутомимостью: он полон желания добиться успеха как в своей профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Это качество может характеризовать как эффективного рядового работника, так и руководителя.

Но одного этого качества недостаточно, особенно для руководителя. постоянно имеющего дело с людьми, побуждающего их к качественному труду. Поэтому среди личностных качеств идеального работника указывают также

2. коммуникабельность , т.е. желание, готовность вести за собой других, умение брать на себя ответственность за других, а не только за себя. Для руководителя это качество является не просто одним из многих, а главным его признаком, определяющим эффективность всей его деятельности;

3. твердость воли - еще одно необходимое качество эффективного работника, под которым понимается умение проявить твердость и последовательность не только в собственном деле, но и способность внушить уверенность сомневающимся, без чего невозможно убедить людей в правильности избранных целей и добиться результата;

4. честность, порядочность, нравственные качества; это означает, что образцовый работник, какой бы пост он ни занимал, должен отличаться единством слова и дела; без этого качества невозможно обеспечить доверие людей, возможность сотрудничества с ними. В Своде из 10 заповедей, предложенных в наши дни Русской православной церковью как для начальников, так и для рядовых тружеников, предлагаются следующие нравственные нормы:

§ присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе:

§ в конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

5.незаурядный уровень интеллекта . Он должен уметь собирать, анализировать большие объемы информации и использовать ее как для решения проблем своей организации, так и для личного самосовершенствования.

Конечно, перечисленные качества в значительной степени предопределены у каждого человека на биологическом, генном уровне, но они все же могут в той или иной степени корректироваться, развиваться, усиливаться в течение жизни человека, его трудом, волей, стремлением к самосовершенствованию.

Но кроме перечисленныхличностных качеств, эффективный работник должен обладать еще и некоторой совокупностьюпрофессиональных знаний, умений и навыков. Если личностные качества образцового работника универсальны, более или менее сходны у работников всех категорий, то профессиональные признаки специфичны у представителей каждой профессии, каждой специальности. Общее между этими двумя блоками качеств состоит лишь в том, что они в одинаковой степени нуждаются в постоянном совершенствовании и развитии.

Общее же направление такого развития для каждой профессии устанавливается государственными стандартами специального образования. которые устанавливают перечень специальных знаний и умений, по каждой специальности. Конечно, у физика, биолога, инженера, менеджера этот перечень оказывается неодинаковым.

Но в равной степени профессионалом высокою класса можно стать лишь при условии овладения обоими этими блоками качеств: личностным и специальным.

В связи с выделением качеств образцового специалиста, образцового работника следует в заключение рассмотрения этого вопроса сделать одно существенное замечание: наличие всего комплекса личностных и профессиональных качеств у работника создает возможность. но отнюдь еще не гарантирует ему обязательного успеха в его деятельности. Многое в практической деятельности зависит от умения использовать свои способности применительно к конкретной производственной или жизненной ситуации.Учет особенностей конкретной ситуации является важнейшим требованием к современному эффективному специалисту.

Определив таким образом двуединую цель самосовершенствования, учитывая условия успешного применения своих способностей, не менее важно правильно выбратьпути, способы, методы, достижения поставленной цели.

Каждый земледелец, прежде чем начать что-либо сеять, пытается выяснить, с какой землей он имеет дело, что может на ней вырасти, а что нет. Точно так же и любой человек, прежде чем приступить к сложному делу самосовершенствования, должен начать с составления своего рода реестра своих физических и психических качеств, своих возможностей и своих ограничений или. как говорят психологи.с самоанализа или самопознания.

Самопознание - это оценка человеком самого себя, это осознание своих интересов, мотивов поведения. Трудность этой задачи связана с тем, что она предполагает попытку посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, попытку соединить субъект и объект наблюдения. Поэтому результаты самоанализа всегда оказываются не вполне точными.

Тем не менее, как известно из истории философии, великийСократ считал самопознание основой всей человеческой нравственности и мудрости.

Однако задача эта оказывается настолько сложной, что она, пожалуй, сравнима лишь с той, с которой столкнулся барон Мюнхгаузен, попав вместе с конем в глубокое болото. Правда, как известно из его повествований, он, схватив себя за волосы, сумел-таки вытащить из болота, не только себя, но и коня.

Нам же в результате самонаблюдения нужно извлечь из глубин психики скрытые в ней качества, причем гак. чтобы итоги нашей работы вызывали несколько большее доверие, чем описание подвигов знаменитого немецкого барона.

Что же нужно делать, чтобы получить более или менееобъективные результаты анализа своих собственных физических и психических качеств?

Специалисты-психологи считают, что для этого нужно использовать следующие рекомендуемые наукой приемы:

1. первый из них - по возможности беспристрастно оценить накопленный профессиональный и жизненный опыт. Такая оценка так или иначе даст ответ на вопрос и о наших сильных качествах, например, таких как активность, честность, готовность к риску, общительность, стремление к повышению своего социального статуса и т.п., а также о наших слабостях, таких как недостаточная энергичность, нежелание рисковать, боязнь нового и т.п. Чем богаче ваш жизненный опыт, разнообразнее трудовая деятельность, тем больше материала будет в вашем распоряжении, чтобы дать самому себе правдивую, а не приукрашенную самооценку. По мнениюИ.В. Гете , «человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир».

Однако с помощью только этого приема трудно добиться полной объективности результатов самоанализа. Поэтому психологи рекомендуют и другие методы самопознания, в том числе:

2. тестирование, тренинги, деловые игры. С помощью этих приемов, которые получают все большее распространение в качестве методов обучения, контроля и самопознания, можно добиться более объективных результатов. Эти средства сегодня широко применяются для определения психофизических характеристик. знаний, опыта, умений испытуемого. Так, широко известны тесты, включающие несколько сотен вопросов и на их основе определяющие уровень интеллекта (например, широко известный тест уровня интеллекта английского психологаГанса Айзенка и др.).

(Но и эти методы, как считают психологи, все же не являются полностью надежными);

3. поэтому важен также и учет мнений других людей о наших сильных и слабых сторонах, особенно мнений тех, кто знает нас много лет: родственников, друзей, товарищей по работе:

4. и наконец, результаты самопознания будут наиболее надежными. если они будут постоянно проверяться, дополняться, уточняться, корректироваться в ходе повседневной трудовой, познавательной, общественной деятельности человека. «Как можно познать самого себя? - спрашивал Гете и отвечал: - Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг, и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».

Конечно, для того чтобы серьезно заняться этой нелегкой работой. нужно хорошо осознать ее значимость.

Необходимо помнить, что установка на высокую ценность самопознания является одной из центральных не только в западной, начиная сСократа , но и в русской культурной традиции.

Уместно также напомнить, что одна из главных идей христианства, которая особенно отчетливо звучит в православии, состоит в убеждении, что «царство Божие находится внутри нас».

Смысл всей работы человека по самопознанию русские мыслители издавна видели в том, чтобы найти наилучшее соответствие между теми способностями, талантами, которыми обладает каждый человек, и теми реальными условиями их развития, совершенствования, которые даны ему судьбой, условиями его реальной жизни. Работа эта весьма напряженная, многотрудная, порой даже трагическая. Но в поиске и реализации такой гармонии между личными способностями и реальными возможностями, согласно традиции русского самосознания, состоитвысший смысл человеческой жизни.

На основе результатов всесторонней самооценки и слагается более или менее точная картина наших отрицательных и положительных качеств, таг итог самопознания, который и может быть положен в основуплана самосовершенствования.

Четкое планирование - еще одна важная предпосылка успешного самосовершенствования. Если при традиционных формах образования задачу планирования выполняла главным образом школа, то в условиях самообразования планирование становится собственной задачей обучающегося.

Планирование представляет собой своеобразный проект размещения процессов труда, учебы, других форм деятельности во времени на более или менее продолжительный период: от одного дня и до всей жизни человека.

Основной целью планирования является обеспечение рационального использования личного времени. Установлено, что увеличение времени, затрачиваемого на сам процесс планирования, приводит в итоге к значительной экономии времени в целом.

Как показывает опыт, альтернативой планированию может быть только беспорядок, неразбериха и хаос, как в общественной, так и в личной жизни.

Планирование включает в себя ряд этапов:

Работа по составлению плана - вид работы, который так или иначе присутствует в любой человеческой деятельности, в том числе и в деятельности по самосовершенствованию; это целый набор действий и операций, среди которых особое значение имеют такие, как исследование затрат времени на отдельные виды планируемых дел, консультации с людьми, имеющими значительный опыт планирования. разработка самого плана.

Планирование личного труда, обучения представляет собой целую систему, включающую в себя ряд подсистем: долгосрочные планы, конкретизирующие их средне- и краткосрочные планы.

Планирование начинается с составления долгосрочного плана, который может охватывать несколько лет и даже всю вашу жизнь. В среднесрочных планах, составляемых на период от одного года до одного месяца, планируются, как правило, мероприятия, проводимые регулярно в каждом году или в каждом месяце, краткосрочные планы - это планы на сегодня-завтра, охватывающие время от одного дня и до недели. Все эти виды личных планов, конечно, должны соответствовать друг другу.

Обязательный компонент этой системы - контроль, проверка результатов, сопоставление «план-факт». Причем делать это нужно по истечении каждого планового периода.

Важно также обязательно оставлять резерв времени: при этом рекомендуется соблюдать правило: 60: 40, т.е. планом должно быть охвачено только 60% времени, а остальные 40% следует отвести как резерв для возникновения неожиданных дел. В противном случае, вы можете попасть в трагикомическую ситуацию, в которой оказалась одна бизнес-леди, когда ее муж случайно обнаружил в ее ежедневнике следующую запись: «Суббота, 23.00 - секс с мужем».

Успех работы по реализации принятого плана, как установлено исследованиями, во многом зависит от умения классифицировать намеченные задачи по степени их важности, т.е. от умения учитывать, что не все дела, которые у вас есть, одинаково важны, так же как не все ветви яблони приносят одинаковые плоды; принцип планирования, требующий выстраивания всех дел но степени их важности. иногда называют принципом АВС. этими буквами обозначают те три важнейших дела, которые сегодня нужно выполнить в первую очередь, отодвинув на второй план все остальные.

Необходимо также ежедневно планировать свой рабочий день, каждое утро определяя перечень задач и действий. Причем этот список должен быть реалистичным, посильным и не включать в себя более пяти-семи дел. Начинать его выполнение следует всегда с дел категорииАВС.

Важно постоянно помнить, что главная цель планирования - конкретный результат. Поэтому должен вестись постоянный контроль итогов и результатов планирования как по срокам, так и по качеству.

Научившись планировать, человек сможет изменить к лучшему не только свою карьеру, но и свою жизнь, достигнуть высшего уровня самосовершенствования.

Однако и работа по самопознанию, и планирование деятельности по самосовершенствованию будут поставлены под угрозу, если одновременно с этим вы не будете уделять должное внимание своему здоровью, егопсихофизическому регулированию.

Идущий к Истине!
В Пути не застревай.
Духовный Дар не обращай в застывший рай

Руми

С амосовершенствование и сходны по своим целям. Они направляют человека по пути духовного развития. Когда мы хотим измениться, улучшить качество своей жизни, разнообразить ежедневную череду событий, повысить свою профессиональную и личную эффективность, мы задумываемся над тем, как изменить себя и своё окружение. Каким образом использовать наши лучшие качества с наибольшей пользой и одновременно нейтрализовать слабые стороны натуры или же скорректировать их, поработать над тем, чтобы они не вносили дисбаланс в равномерное течение хода жизни.

Каким образом максимизировать свои сильные качества и усовершенствовать менее развитые - это один из главных вопросов, с решением которого можно повернуть жизнь к лучшему. Но для того чтобы на него ответить, нужно погрузиться внутрь себя. Для начала нужно:

  • понять себя;
  • выявить самые сильные и слабые стороны натуры;
  • проанализировать профессиональные качества;
  • сформировать детальный план по проработке нуждающихся в усовершенствовании навыков или личностных характеристик;
  • приняться за реализацию плана.

Всё довольно ясно и понятно. Главное - это сделать первый шаг на пути самосовершенствования, и его нужно сделать сегодня.

Личностный и профессиональный рост

В первую очередь выберем, какого рода самосовершенствование нас интересует - профессиональное или личностное. Что касается профессиональных навыков, то их коррекцию и развитие во многом проще осуществить, и вот почему. Они более конкретны и видимы, в то время как личностные качества настолько глубоко укоренились в самой вашей натуре, что бывает довольно трудно выявить их истоки (а ведь работа над исправлением и усовершенствованием начинается именно с выявления корня проблемы).

Многие личностные качества закреплены привычкой, т. к. именно из неё формируется характер, поэтому работа предстоит нелёгкая не только в плане временных затрат (тут понадобится запастись терпением), сколько энергозатратная: вам потребуется собрать всю вашу духовную энергию, желание и волю, чтобы добиться поставленной цели и суметь поменять себя.


Попытки изменить себя с помощью программ по саморазвитию и самореализации

Легче пытаться изменять ситуацию, чем самого себя. Работа над собой одновременно и интересна и трудна. В этом и состоит вызов для вас. Вы тот наблюдатель, или исследователь, который смотрит со стороны на самого себя исследуемого и будет проводить работу над собой так, как если бы вы были сам себе и инструктор, и гуру.

Задача высокая, но и цель того стоит. Работая над созданием улучшенной версии себя, вы подвергаете реконструкции образ своего «Я», придаёте ему новую желанную форму, корректируете и убираете недостатки предыдущей версии - одним словом, создаёте модель «Я 2.0».

Это именно то, чем занимаются курсы по предоставлению программ персонального роста, направленные на улучшение вашей эффективности и продуктивности; личностного коучинга; семинары по построению деловых взаимоотношений; разного рода бизнес-курсы, цель которых состоит в том, чтобы сделать из вас более результативного участника системы, будь то отрасли бизнеса, маркетинга и тому подобное.

Моделирование вместо самосовершенствования

Тактика, применяемая на таких курсах, всегда одна - превратить человека в более высокоэффективный элемент игры так, чтобы этот элемент приносил больше пользы хозяину. Если же вы сами являетесь хозяином, т. е. владеете бизнесом или вы индивидуальный предприниматель, то вас научат более эффективному манипулированию другими для достижения ваших целей.

Вы при этом получите статус более достойного игрока, хорошо вписавшегося в систему под названием «массовое производство и потребление», с ещё большей самоотдачей продолжите вкладывать свою энергию в общее дело построения общества глубоко материалистического толка, где все и каждый вынуждены служить маммоне.

Вот вам и повышение личностной эффективности, изучение техник тайм-менеджемента, бизнес планирование, повышение мотивации, новый подход к разработке бизнес идей и других довольно полезных вещей.

Однако в чём польза от всего этого, если человек по-прежнему не знает самого себя. Ему предлагают рассматривать себя как механизм, как функцию, которую можно обновить, повысить продуктивность этого механизма, заменить старые программы новыми. Но в итоге любому механизму приходит конец, у него есть срок годности. Постоянный апгрейд невозможен, а если же его и предлагают организаторы таких бизнес тренингов и программ по личностному росту, то лишь с целью собственной выгоды.


Самосовершенствование личности

И этот мир не существует без тебя, поэтому - познай себя

Руми

Мы должны посмотреть на проблему личностного роста глубже, с философской стороны, и здесь не обойтись без рассмотрения вопроса с точки зрения экзистенциализма, т. е. бытийности человека. Человек и вечные проблемы его бытия - вопросы смысла жизни, стремление воплотить весь тот потенциал, который заложен в нём. В первую очередь здесь идёт речь о личностной самореализации.

Наша тяга к саморазвитию, а вместе с ним и к самосовершенствованию всегда исходит из глубины души, из нашего внутреннего мира. Желание познавать, учиться - качества, присущие только человеческому существу. Только он, не побуждаемый внешними факторами и мотивами способен на глубокое изучение предмета, интересующего его вопроса. Внутренний стимул к раскрытию духовного начала приводит человека к самопознанию.

От самопознания к саморазвитию

«Познай себя, и ты поймёшь весь мир» - так говорит нам древняя мудрость. Пройдя через тайны самопознания, мы приходим к мысли о саморазвитии и самосовершенствовании. На пути самопознания нет конечной остановки, оно безгранично, потому и прекрасно. Это процесс, и тот, кто примет решение пойти по пути самопознания, откроет перед собой невиданный мир внутренней жизни, сделает первый шаг в бескрайние просторы неизведанного - туда, куда не ступал ещё ни один путешественник; потому что для каждого человека его собственный внутренний мир является уникальной страной, всегда открытой для изучения. Но исследователь может быть только один - это вы сами.

Путь самосовершенствования. Развитие и самосовершенствование

Истина - страна без дорог, поэтому и дорога в ваш внутренний мир - путешествие без попутчиков.

На пути самосовершенствования вы предоставлены самому себе. Никто не может вам сказать, как и что нужно делать, как правильно понять себя или с какого места, точки отсчёта начать. В этом вся прелесть саморазвития через самопознание. Навязать чужую точку зрения здесь невозможно, так же как и принять её, иначе самопознание перестанет быть самопознанием и не приведёт ни к какому саморазвитию.

Но, являясь самому себе и гидом, и исследователем неизвестного, вы научитесь слышать внутренний голос, который есть в каждом из нас, и нужно научиться его слушать. Это внутреннее знание связывает нас с чем-то более высоким, идеалом, высшей сущностью. Йоги назвали это Ишварой.


Духовные практики на пути саморазвития, их влияние и цели

Когда мы применяем техники медитации, нам становится доступно новое знание, непосредственно исходящее из Источника. позволяет остановить разговор ума, успокоить его, поэтому связь с внутренним знанием восстанавливается. Его, наконец-то, возможно услышать. Нужно лишь погрузиться в тишину - настоящую тишину разума. Часто мы вроде бы и остаёмся наедине с собой, и начинаем размышлять и рефлексировать, что само по себе уже большое достижение в нашем обществе ультравысоких скоростей и продвинутых технологий.

Тишина внутренняя и внешняя

Остаться одному в тишине - уже хорошее начало. Просто помолчать и подумать - первый шаг в практике мауны, или безмолвия, которую используют йоги. Но суть этого безмолвия в том, чтобы остановить словесный шум не только внешний, но и внутренний, прекратить поток мыслей. Если вы никогда не задумывались над этим, то прямо сейчас остановите себя на любой мысли. Вот видите, получилось. Возможно, вы вели свой внутренний диалог с автором статьи по поводу написанного или думали о своих делах. Всё это лишь иллюстрация того, что мозг никогда не останавливается, он всё время разговаривает, делает выводы, оценивает, сравнивает и обобщает.

Всё бы хорошо, если бы этот внутренний процесс диалога не отделял нас от истинного знания, непосредственного восприятия информации: не с помощью ума, а через получение прямого знания. Это именно то, что происходит во время процесса медитации.

Цели медитации:

  • слияние с Абсолютом;
  • остановка мыслительного процесса;
  • полное разотождествление со своим «Я», и даже с сознанием;
  • самопознание;
  • познание мира.

Она помогает очистить ум от ненужного, успокоить его, по возможности даже остановить «разговор» ума. На выходе из медитации вы заметите, как ваше мышление прояснилось и мысли уже меньше роятся в голове. Напротив, вы их теперь легче контролируете, также как и свои эмоции.

Всё это так называемые «побочные» эффекты практики медитации.

Развитие личности и самосовершенствование через практику медитации

Начать собственное внутреннее духовное развитие можно с изучения випассаны, так как этот курс представляет собой основу метода любой медитации. Он может быть использован и на более продвинутых ступенях практики, просто перед практикующим будут стоять несколько другие цели во время выполнения техник.

Вначале тренируется умение сознательно концентрировать внимание на чём-то одном - объекте или образе. Затем, когда ум успокоен и легко может удерживать в фокусе внимания любой объект или идею в течение долго времени, наступает главная стадия медитационного процесса - отключение потока собственных мыслей и эмоций и проникновение в объект медитации - слияние с ним.

Рассмотрены и другие техники, облегчающие первое знакомство с медитацией и погружающие практикующего в совершенно иную атмосферу, нежели ту, которая его окружает в обычной действительности. Тем этот курс и примечателен, что на ретрите человеку предлагают окунуться в новый мир, где его ничего не беспокоит, действие внешних раздражителей сведено к нулю, тишина не только внутри, но и снаружи. Таким образом созданы все условия, благоприятные для обучения, освоения новых практик. В свою очередь они ведут к расширению горизонтов познающего и наполняют его жизнь новым содержанием.

Постоянное самосовершенствование

Дорога самосовершенствования безгранична, временных рамок не существует. Однажды встав на этот путь, ищущий не вернётся назад, он всегда будет стремиться к поиску нового, его стремление к развитию невозможно остановить.

Есть ли какие-то цели у самосовершенствования? Их слишком много, чтобы даже начать перечислять, да и читатель сам их прекрасно осознаёт, потому что для каждого они индивидуальны, иногда их трудно выразить словами, так как многие их них могут находиться в эмоционально-образной сфере, но внутри каждый из нас их знает и чувствует.


В чём смысл самосовершенствования

Для чего ты пытаешься самосовершенствоваться, к чему хочешь прийти? «Мне нравится сам процесс» - так может звучать краткий ответ, на поставленный вопрос. В самосовершенствовании всегда скрыт творческий путь, ведь суть любого творчества - создание нового, вероятно, на основе уже известного, но ведь никто не отменял использование накопленного знания веков с целью создания новых уникальных работ.

Переосмысление опыта прошлого, новый подход к нему - всё это и есть выражение творческого начала каждого человека.

Многое зависит от того, что мы понимает под творчеством. Оно не исчерпывается только лишь шедеврами литературы, музыки и театра или созданием новых технологий и конструкций. Творчество присутствует и в повседневной жизни. Новый подход к выполнению любого дела уже является проявлением творческого начала.

Так, занятия йогой, выполнение асан из хатха йоги позволяет практикующему подключиться к созидательному энергетическому потоку, выраженному определённой асаной.

Творческий подход к практике хатха йоги

Каждая поза - это физическое упражнение и одновременно через её выполнение вы подключаетесь к источнику энергии, стимулирующему в практикующем творческий подход. статична, незыблема, но энергия, проходящая через вас в процессе её выполнения - вот ключ ко всему.

Ваш организм становится проводником жизненных энергий, что также влияет и на сознание. Многие практикующие отмечают, что с началом практики йоги в их жизни появилось что-то неуловимое, тот элемент новизны, который делает каждый момент жизни неповторимым, когда каждая деталь наполнена смыслом.

Это ваш взгляд изменился, вы стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Взгляд вовнутрь, в глубину своего сознания, через духовные практики открыл для вас новый мир снаружи. Изменилось, прежде всего, ваше восприятие.

Самосовершенствование человека через практику хатха йоги

Выбрав для себя хатха йогу как способ для самопознания и самосовершенствования, вы также погружаетесь в традиции древнего учения. духовная практика, где через телесное осознавание, очистительные и дыхательные практики вы сможете овладеть своим умом и телом.

Колоссальная польза от выполнения физических упражнений в йоге очевидна. Она, как никакая другая практика, поможет справиться со многими проблемами опорно-двигательного аппарата, исправить осанку, подтянуть мышечный корсет. Хорошо известен и терапевтический эффект от выполнения йоговских асан, важно лишь правильно подобрать комплекс для того, чтобы равномерно распределять нагрузку на те зоны, с которыми бы вы хотели поработать прежде всего.

Личностная трансформация с помощью йогических практик

В психо-эмоциональном плане йога незаменима в наш век стресса. Практикуя на каждом занятии осознанность, погружение в себя и концентрацию, вы тем самым помогаете себе вырваться из круга ежедневной суеты, посмотреть на себя и ситуации вашей жизни непредвзято, отстранённо. Это поможет вам найти новый подход к, казалось бы, нерешаемым гнетущим проблемам, или вы просто по-другому оцените настоящее. То, что казалось значимым, перестанет занимать авансцену вашего сознания. На передний план выйдут другие цели и задачи.

Ваши жизненные установки изменятся, преображая вас и окружающее вас пространство. Занятия йогой - этот неизменный источник вдохновения, который открывает дверь в мир самопознания. Совершенствуя себя с помощью практик йоги и медитации, вы создаёте новый образ себя, меняетесь изнутри. Эти перемены глубоки, так как вы работаете со всеми слоями вашей психики, которые недоступны в обычном состоянии сознания.

Йога постепенно изменяет ваш внутренний мир, сознание. Однажды познакомившись с древней традицией, вы уже не будете прежними. Знания, приобретенные через практику, помогут вашей индивидуальности раскрыться, и вы, наконец, обретёте себя.




gastroguru © 2017