Умная птичка — рассказ Зощенко. Открытка (плейкаст) «Умная птичка (рассказ) Зощенко М Михаил зощенко рассказ умная птичка сделать анализ

Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Умная птичка» — мальчик и птица. Мальчик гулял в лесу и случайно наткнулся на гнездо, в котором сидели птенцы. Мальчику захотелось взять одного птенца к себе домой.

Он уже протянул руку к гнезду, как вдруг прямо перед ним упала птица. Мальчик решил ее поднять, но птица отпрыгнула от него. Мальчик двинулся за ней. Он думал, что птица повредила крыло и не может летать.

Когда он снова приблизился к птичке, та опять отбежала от него подальше. Мальчик решил поймать птицу шапкой. Но только он приготовился поймать ее, как птица вспорхнула и пропала из виду.

Мальчик решил вернуться к гнезду, чтобы взять птенца, но не смог его найти. Тогда он понял, что птица намеренно отвлекала его от своих детей.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Умная птичка» заключается в том, что родительская забота о детях свойственна не только людям, но и птицам. Когда птица-мать увидела, что ее детям угрожает опасность, она притворилась раненой и стала уводить мальчика от гнезда. Ее затея увенчалась успехом, и мальчик потерял гнездо из виду.

Рассказ учит бережно относиться к обитателям леса и не разорять птичьих гнезд.

В рассказе мне понравилась птичка, которая отважно спасала своих птенцов от любопытного мальчика.

Какие пословицы подходят к рассказу «Умная птичка»?

У маленькой птицы и гнездо маленькое.
Материнское сердце в детках.
Хитрость, что гибкость: обовьёт, и не заметишь.

Разработка по литературе 3 класс

Тема: «М.Зощенко «Умная птичка»

Цель: ознакомление с рассказом М.Зощенко «Умная птичка».

Задачи:

*познакомить с содержанием рассказа, с биографией писателя;

* развивать устную речь, внимание, мышление;

* развивать бережное отношение к природе.

Ресурсы: ватманы, маркеры, таймер, опоры, листы оценивания, тетради.

Тип урока: изучение нового.

Методы урока: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.

Ход урока.

Организационный.

2. Мобилизующий.

Вы узнаете с: каким произведением познакомимся на уроке, заменив первое слово антонимом, и собрав второе из букв:

ГЛУПАЯ АИТПЧК (Умная птичка)

Предположите, о чём может быть это произведение (предположения учеников)

о

(Зощенко)

3. Целеполагание.

Опираясь на тему урока, определите его цель, закончите предложения:

ПОВТОРИМ...

ПОЗНАКОМИМСЯ...

НАУЧИМСЯ...

-(учитель конкретизирует)

4. Проверка домашнего задания.

Но прежде чем мы будем знакомиться с новой сказкой и биографией писателя, вспомните, что вы готовили дома.

Чтение детьми произведения (сначала читают ученики 1 варианта до хлопка и производят самооценку и взаимооценку, затем читают ученики 2 варианта и производят самооценку и взаимооценку) (лист оценивания)

5. Знакомство с биографией писателя.

У каждого есть биография писателя. Прочитайте.

Что узнали о писателе? (игра «Снежный ком»)

6. Словарная работа.

одн ого

сво его

наро чн о

Подберите синонимы: малюсенький, ушибла.

Прочитайте с разной интонацией: Умная птичка?!.

7. Первичное чтение.

Чтение по абзацам.

А что было потом?

Понравилось вам это произведение?

Что именно?

К какому жанру вы его отнесёте?

Докажите.

8. Физминутка.

Показ презентации.

9. Повторное чтение.

Прочитайте в группе.

Составьте вопросы по содержанию для других групп, используя вопросительные слова:

Как?

Что?

Где?

Почему?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Чем?

Чему?

1. Где гулял мальчик?

2. Почему пищали птенчики?

3. Чему обрадовался мальчик?

4. Как вела себя птичка?

5. Что понял мальчик?

6. Чем закончился рассказ?

А что бы было бы если бы птички не оказалось рядом?

10. Анализ произведения.

Прочитайте в парах.

Рассмотрите иллюстрацию.

Что на ней изображено?

Найдите отрывок к этой иллюстрации.

- «Обвинение и защита». Обвинитель начинает свою речь со слов: «Я возмущён поведением мальчика, потому что …». А защитник парирует словами: «Мальчик не виноват, ведь он хотел …»

А теперь я предлагаю вам закончить фразу: «Лучше было бы …»

В группах составьте постер «Правила поведения в лесу»

11. Итог.

С каким рассказом познакомились на уроке?

Кто его написал?

Чему учит этот рассказ?

А как бы вы поступили на месте мальчика?

Составьте синквейн.

12. Рефлексия.

Я предлагаю оценить вашу работу на уроке. Если на уроке вы чему-то научились, то посадите птенчика в гнездо, если на уроке вы ничему не научились, то птенчика посадите под гнездом.

13. Домашнее задание.

С. 149-150 пересказ, дополнительно:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «В»

Дата : 12.12.2016

Тема: Михаил Зощенко «Умная Птичка»

Цель: Ознакомление учащихся с творчеством Михаила Зощенко и его произведение «Умная птичка»

Задачи: 1) познакомитьс содержанием произведения, с биографией писателя;

2) развивать устную речь,мышление,внимание;

3) воспитывать бережное отношение к природе;

Тип урока: урок нового материала

Методы: словесный, практический,частично-поисковый,наглядный;

Формы работа: индивидуальная, фронтальная;

Оборудование: тетрадь, учебник, портрет автора, цитата;

Регламент урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Изложение нового материала

4.Закрепление нового материала

Вторичное закрепление

5.Подведение итогов

6.Домашнее задание

Ход урока

1.Организационный момент

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

2.Актуализация знаний.

- Прежде чем мы будем знакомиться с новым рассказом и биографией писателя, вспомните, что вы готовили дома.

А на дом нам было прочитать рассказ Зверева «Снежна книга» и ответить на вопросы в конце рассказа и выполнить задания в специальной тетради на стр 29-30. Чем быстрее проверим домашнее задание, тем быстрее начнем проходить новую тему.

Проверка домашнего задания

Прием «Шаг за шагом»- Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление, или главную мысль и т.д. из изученного ранее материала.

3.Объяснение нового материала:

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографей Михаила Михайловича Зощенко.

На доске висит цитата М.Зощенко "маленький читатель – это умный и тонкий читатель, с большим чувством юмора…"

Откроем страницу 150 и прочитаем биографию писателя:

М.М.Зощенко – русский писатель, сатарик и драматург. Родился в 1894 Кроме произведений для взрослых, он написал книгу «Рассказы для детей», где хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными, любить и беречь родную природу и животных.

Рассказы для детей он писал 1937-1945 годах.

Теперь поговорим о самом рассказе М.Зощенко. А о каком именно, вы узнаете, заменив первое слово антонимом, и собрав второе из букв:

ГЛУПАЯ АИТПЧК (Умная птичка)

Как вы думаете, о чем будет говорится в рассказе «Умная птичка»?(предположения детей)

Прием«По цепочке»

4.Первичное закрепление.

Чтение рассказа учителем:

Умная птичка

Один мальчик гулял в лесу и нашел гнездышко.

А в гнездышке сидели малюсенькие голенькие птенчики. И они пищали.

Они, наверно, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками.

Вот мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтоб принести его домой.

Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева как камень упала к его ногам какая-то пернатая птичка.

Она упала и лежит в траве.

Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону.

Тогда мальчик побежал за ней. «Наверно, – думает, – эта птичка ушибла себе крыло, и поэтому она летать не может».

Только мальчик подошел к этой птичке, а она снова прыг, прыг по земле и вновь немножко отбежала.

Мальчик опять за ней. Птичка немножко подлетела и снова села в траву.

Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку.

Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела.

Мальчик прямо рассердился на эту птичку.

И пошел скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика.

И вдруг мальчик видит, что он потерял то место, где было гнездышко, и никак не может его найти.

Тогда мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнездышка.

Так мальчик и не нашел птенчика.

Он собрал немножко лесной земляники, покушал ее и пошел домой.

Вторичное закрепление.

Дети читают рассказ, по цепочке.

Вопросы после прочтения:

    Какова основная идея рассказа?

    О чем говорится в рассказе?

    Назовите героев данного рассказа.

    Как вы считаете, правильно ли хотел поступить мальчик забрав птенчика из гнезда и оставить его себе?

    Как вы думаете,почему птичка увела мальчика от своего гнезда?

5.Подведение итогов.Рефлексия

«Прием Рюкзак» Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Например, я наконец-то понял, что нужно беречь природу.

С каким рассказом познакомились на уроке?

Кто его написал?

Чему учит этот рассказ?

А как бы вы поступили на месте мальчика?

6.Домашнее задания

Гуманитарный колледж

Разработка урока по литературному чтению

В 3 «В» классе

Тема: «М.М.Зощенко «Умная птичка»»

Подготовила:Салтыкова В.Д______

Методист: Абилев М.К______

Учитель:Мигунова Л.Н______

Оценка:_______

Зощенко: Умные животные: Умная птичка

Умная птичка

Один мальчик гулял в лесу и нашел гнездышко. А в гнездышке сидели малюсенькие голенькие птенчики. И они пищали. Они, наверно, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками.

Вот мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтоб принести его домой.

Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева как камень упала к его ногам какая-то пернатая птичка.

Она упала и лежит в траве.

Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону.

Тогда мальчик побежал за ней. «Наверно, — думает, — эта птичка ушибла себе крыло, и поэтому она летать не может».

Только мальчик подошел к этой птичке, а она снова прыг, прыг по земле и снова немножко отбежала.

Мальчик опять за ней. Птичка немножко подлетела и снова села в траву.

Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку.

Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела.

Мальчик прямо рассердился на эту птичку. И пошел скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика.

И вдруг мальчик видит, что он потерял то место, где было гнездышко, и никак не может его найти.

Тогда мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнездышка.

Так мальчик и не нашел птенчиков.

Он собрал немножко лесной земляники, покушал ее и пошел домой.

Вы читали рассказ для детей - Умная птичка - Михаила М Зощенко, из цикла детских рассказов: Умные животные.

Один гусь гулял во дворе и нашёл сухую корку хлеба.

Вот гусь стал клювом долбить эту корку, чтоб её разломать и съесть. Но корка была очень сухая. И гусь никак не мог её разломать. А сразу проглотить всю корку гусь не решался, потому что это, наверно, не полезно было для гусиного здоровья.

Тогда я хотел разломать эту корку, чтоб гусю легче было кушать. Но гусь не позволил мне дотронуться до своей корки. Наверно, он подумал, что я сам хочу её съесть.

Тогда я отошёл в сторонку и смотрю, что будет дальше.

Вдруг гусь берёт клювом эту корку и идёт к луже.

Он кладёт эту корку в лужу. Корка делается в воде мягкая. И тогда гусь с удовольствием её кушает.

Это был умный гусь. Но то, что он не дал мне разломать корку, показывает, что он был не такой уж особенно умный. Не то чтобы дурак, но немножко он всё-таки отставал в своём умственном развитии.

Умная кура

Одна кура гуляла во дворе с цыплятами. У нее девять маленьких цыплят.

Вдруг откуда-то прибежала лохматая собака.

Эта собака подкралась к цыплятам и схватила одного.

Тут все другие цыплята испугались и бросились врассыпную.

Кура тоже сначала очень сильно испугалась и побежала. Но потом смотрит – какой скандал: собака держит в зубах её маленького цыплёнка. И наверно, мечтает его съесть.

Тогда кура смело подбежала к собаке. Она немножко подскочила и больно клюнула собаку в самый глаз.

Собака от удивления даже рот раскрыла. И цыплёнка выпустила. И тот сразу поскорей убежал. А собака посмотрела, кто её клюнул в глаз.

И, увидя куру, рассердилась и бросилась на неё. Но тут подбежал хозяин, схватил собаку за ошейник и увёл её с собой.

А кура как ни в чём не бывало собрала всех своих цыплят, пересчитала их и снова стала прогуливаться по двору.

Это была очень умная кура.

Глупый вор и умный поросёнок

На даче у нашего хозяина был поросёнок. И хозяин на ночь закрывал этого поросёнка в сарай, чтоб его никто не украл.

Но один вор захотел всё-таки украсть эту свинку.

Он ночью сломал замок и пробрался в сарай.

А поросята всегда очень сильно визжат, когда их берут в руки. Поэтому вор захватил с собой одеяло.

И как только поросёнок хотел завизжать, вор быстро завернул его в одеяло и тихонько вышел с ним из сарая.

Вот поросёнок визжит и барахтается в одеяле. Но его крики хозяева не слышат, потому что это было толстое одеяло. И вор очень крепко завернул поросёнка.

Вдруг вор чувствует, что поросёнок не двигается больше в одеяле. И он кричать перестал. И лежит без всякого движения.

Вор думает:

«Может быть, я очень сильно закрутил его одеялом. И может быть, бедненький поросёнок там задохся».

Вор развернул поскорей одеяло, чтоб посмотреть, что с поросёнком, а поросёнок как выпрыгнет у него из рук, как завизжит, как бросится в сторону.

Тут хозяева прибежали. Схватили вора.

Вор говорит:

– Ах, какая свинья этот хитрый поросёнок. Наверное, он нарочно притворился мёртвым, чтоб я его выпустил. Или, может быть, он от страха упал в обморок.

Хозяин говорит вору:

– Нет, мой поросёнок в обморок не падал, а это он нарочно притворился мёртвым, чтобы вы развязали одеяло. Это очень умный поросёнок, благодаря которому мы поймали вора.

Очень умная лошадь

Кроме гуся, куры и поросёнка, я видел ещё очень много умных животных. И об этом я потом вам расскажу.

А пока надо сказать несколько слов об умных лошадях.

Собаки едят варёное мясо.

Кошки пьют молоко и едят птичек. Коровы кушают траву. Быки тоже жрут траву и бодают людей. Тигры, эти нахальные животные, питаются сырым мясом. Обезьяны кушают орешки и яблоки. Куры клюют крошки и разный мусор.

А скажите, пожалуйста, что кушает лошадь?

Лошадь кушает такую полезную еду, которую дети кушают.

Лошади кушают овёс. А овёс – это и есть овсянка и геркулес.

А овсянку и геркулес дети кушают и благодаря этому бывают сильные, здоровые и смелые.

Нет, лошади не дураки, что они кушают овёс.

Лошади очень умные животные, потому что они едят такое полезное детское блюдо. Вдобавок лошади любят сахар, это тоже показывает, что они не дураки.

Умная птичка

Один мальчик гулял в лесу и нашёл гнёздышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики. И они пищали.

Они, наверно, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками.

Вот мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтоб принести его домой.

Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева как камень упала к его ногам какая-то пернатая птичка.

Она упала и лежит в траве.

Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону.

Тогда мальчик побежал за ней. «Наверно, – думает, – эта птичка ушибла себе крыло, и поэтому она летать не может».

Только мальчик подошёл к этой птичке, а она снова прыг, прыг по земле и вновь немножко отбежала.

Мальчик опять за ней. Птичка немножко подлетела и снова села в траву.

Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку.

Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела.

Мальчик прямо рассердился на эту птичку. И пошёл скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика.

И вдруг мальчик видит, что он потерял то место, где было гнёздышко, и никак не может его найти.

Тогда мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнёздышка.

Так мальчик и не нашёл птенчика.

Он собрал немножко лесной земляники, покушал её и пошёл домой.

Умная собака

У меня была большая собака. Её звали Джим.

Это была очень дорогая собака. Она стоила триста рублей.

А летом, когда я жил на даче, какие-то воры украли у меня эту собаку. Они приманили её мясом и увели её с собой.

Вот я искал, искал эту собаку и нигде её не нашёл.

И вот я однажды приехал в город на свою городскую квартиру. И сижу там, горюю, что у меня пропала такая дивная собака.

Вдруг слышу, кто-то на лестнице позвонил.

Я открываю дверь. И можете себе представить – передо мной на площадке сидит моя собака.

А какой-то верхний жилец мне говорит:

– Ах, какая у вас умная собака – она сама сейчас позвонила. Она мордой ткнулась в электрический звонок и позвонила, чтоб вы ей открыли дверь.

Это очень жаль, что собаки не умеют говорить. А то бы она рассказала, кто её украл и как она попала в город. Наверно, воры привезли её на поезде в Ленинград и там хотели её продать. А она от них убежала и, наверно, долго бегала по улицам, пока не нашла свой знакомый дом, где она жила зимой.

Тут она поднялась по лестнице на четвёртый этаж. Полежала у наших дверей. Потом видит, что ей никто не открывает, взяла и позвонила.



gastroguru © 2017