Основные постулаты теории отражения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Основные постулаты теории отражения

память психика потребность побудительный

Понятие отражения является фундаментальным философским понятием.

Фундаментальный смысл оно имеет и для психологической науки. Введение понятия отражения в психологию в качестве исходного положило начало ее развитию.

Отражение - есть способность взаимодействующих тел, систем моделировать противодействие силе действия с последующим сохранением или изменением своей структуры или способа поведения. Другими словами, это всеобщее свойство бытия в мире соответствующим образом реагировать в момент взаимодействия явлений (вещей, процессов, людей) друг с другом.

На каждом уровне структурно организованного бытия в мире отражение имеет свою специфику.

Для уро вня неживой природы характерны моментальность, тотальность, непосредственность, информационная непосредственность.

На уровне живой природы отражение становится регулятором адаптивного поведения. Эволюция биологического отражения предполагает: возрастание и усложнение объема информации; переход от раздражимости к образованию нервной системы; формирование инстинктов, условно - рефлекторных актов и элементарной жизнедеятельности как составляющих психику животного; формирование способности опережать отражение, предвидеть ситуацию и подготовиться к ней; развитие головного мозга как специального аппарат снятия и переработки информации.

Раздражимость обеспечила переход от вещества неживой природы к примитивному организму биосферы и ориентировала его на поиск оптимального сосуществования со средой, что и обеспечило эволюцию от одноклеточного до многоклеточного образования с последующим формированием нервной системы.

Эволюция нервной системы привела к формированию ощущения и возникновению двух подсистем - аффекторной (воспринимающей) и эффекторной (исполнительной). Специализация этих подсистем с одной стороны, задерживает реакцию на внешний раздражитель, но, с другой стороны, она обеспечивает анализ, сравнительную оценку возможных ответов, выбор реакции и принятие решения на реакцию. Развитие нервной системы обусловило относительную независимость организма от среды его обитания.

Исследования П.К. Анохина об «опережающем отражении среды»; Н.А Бернштейна о физиологии активности с ее моделями «желаемого будущего»; А.Н Леонтьева и Е.Н. Соколовой о психологической активности, а также работы других отечественных и зарубежных ученых выявили особую роль нервной системы в формировании поведения животных и одновременно ее зависимость от внутреннего состояния организма.

Образование центральной нервной системы означало новое качество биологического отражения . Оно принимает форму психики .

Вопрос о становлении животной психики в ее досубъектной форме с последующим развитием до уровня человеческой (субъектно-личностной) имеет принципиальное значение при рассмотрении проблемы происхождения и формирования сознания.

Традиционно выявляют три составляющих животной психики . Это повеление на уровне инстинкта , условно-рефлекторные акты и элементарная «рассудочная» деятельность . Все три компонента взаимосвязаны общей направленностью эволюции, где элементарная «рассудочная» деятельность животного выступает предпосылкой становления и формирования рассудочной деятельности людей.

Длительный путь эволюции отражения завершился формированием головного мозга с его безграничными возможностями . С помощью мозга и на его основе формируется сознание, осуществляется духовная жизнь человека, складывается его осмысленное отношение к миру.

Человечество давно занимается узучением вопроса об отношениях психического к физическому, сознания к материи. Этот вопрос стал основным в философии . Философы решают этот вопрос с идеалистической и материалистической позиций.

Идеалисты трактую т психическое , как проявление сверхприродной, нематериальной силы в человеке, как-будто чувствует, мыслит не организм, а какая-то особенная душа. Вопреки идеалистам, материалисты признают , что материя, природа есть первичной, а психика - вторичной как особенное свойство материи.

Материалистический подход трактует: все психические явления как свойства высокоорганизованной материи, способность к самоуправлению развитием и к самопознанию. Согласно с идеалистическим подходом понимание психики, есть материальное и идеальное, они разные, вечные, развиваются по своим законам, но связаны на всех ступенях своего развития. Идеальное отождествляется с психическим. Материалистическое понятие психики сводится к результату биологической эволюции живой материи, которая представляет собой высший уровень развития. Наипростейшим низшим существам свойственны близкие к психике явления: память, способность реагировать на перемены во внутренних и внешних состояния, элементарно обучаться.

Материя - является основой бытия, она вечная.

Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отображать объективный мир и на основе сформированного при этом образе целенаправленно регулировать деятельность и поведение субъекта.

Сознание - особая форма психического отражения реальности, которая свойственно только человеку и составляет главный предмет изучения психологической науки. Сознание - это новое качество отражения, которое имеет свои существенные признаки:

1. Сознание универсально . Будучи высшей формой отражения, оно способно адекватно отразить любые проявления бытия в мире. Даже чувственный уровень обеспечивается и контролируется сознанием. В результате, «орел видит значительно дальше человека, но человеческий глаз замечает больше, чем глаз орла». Именно сознание обеспечивает возможность не только смотреть, но и видеть;

2. Сознание является основой творчества . Его универсальность и объективность обеспечивают условия для конструктивного воображения, обеспечивают творческую деятельность;

3. Поскольку сознание опосредовано трудом и языком , то оно позволяет ориентироваться на чужой опыт, а при необходимости подключать весь предшествующий опыт человечества;

4. Сознание социализировано . Его возможности, как на уровне отражения, так и на уровне творчества, формируются и изменяются под влиянием развития общества. Человек 21 столетия видит не только больше орла, но и больше человека античного мира;

5. Сознание индивидуально , а стало быть, несет на себе печать уникальности конкретного человека. В каждом отдельном случае возникает образ объективный по содержанию, но субъективный по восприятию;

6. О сознании можно сказать, что оно мыслящее . Отталкиваясь от чувственного воображения, сознание поднимается до уровня мышления, в ходе которого осуществляется осознание и творческое созидание новых идей, осмысление проблемных ситуаций, оценка этих ситуаций и их разрешение. Мыслящее сознание обнаруживается на уровне рассудка, потому и является прерогативой только и только человека.

Анализ эволюции отражения позволяет сделать вывод о том, что сознание-это результат структурно-организованного бытия в мире от форм элементарного взаимодействия до осознанного образа, объ ективного по содержанию и субъективного по восприятию .

1.1 Психика в свете теории отражения

Психика - это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психика человека является результатом долговременной эволюции животного мира и одновременно является индивидуальным развитием человека. Существуют две линии развития психики : 1) ее историческое развитие - филогенез, - который охватывает миллионы лет эволюции; 2) развитие психики того или иного существа, в том числе и каждого человека - онтогенез , - который складывается из короткого периода - периода жизни этого существа.

А.Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики» предложил следующую периодизацию эволюции психики живых организмов:

1. Стадия сенсорной психики.

2. Стадия перцептивной психики.

3. Стадия интеллекта.

Стадия сенсорной психики . Первый этап развития сенсорной психики - это стадия элементарной чувственности. На стадии элементарной чувственности психика животного способна отображать только отдельные свойства внешней действительности (происходит дифференциация чувствительности к свету, прикосновению, двигательная чувственность, в результате чего возникают и развиваются анализаторы - зрительный, слуховой, обаятельный). Эта стадия свойственна бесхребетным, а также тем хребетным, которые живут в воде, земноводным, у которых нет предметного восприятия. Уровень развития анализаторов и рецепторной ее части зависит от особенностей условий жизни живых существ.

Стадия перцептивной психики. Животные, которые пребывают на этой стадии психики, отображают окружающий мир не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме целостных образов вещей и их соотношения. На этой стадии психики происходят сложные перемены в процессах разделения и обобщения представлений. Возникают дифференциация и обобщения образов предметов. Развитие обобщения на стадии перцептивной психики связан с развитием интегративных зон коры больших полушарий головного мозга, которые объединяют движения в целостную операцию (двигательные поля), ощущения - в целостный образ (сенсорные поля). Эта стадия свойственна млекопитающим.

Стадия интеллекта . Свойственна млекопитающим и достигла наивысшего развития у человекоподобных обезьян, является предисторией возникновения и развития человеческого сознания. Эту наивысшую ступень называют стадией интеллекта, или «ручного мышления».

И. Павлов указывал, что большие полушария головного мозга играют ведущую роль в деятельности всего организма, кора больших полушарий обеспечивает потребности организма и вместе с наиближайшими подкорковыми нервными центрами выполняет сложную аналитико - синтетическую деятельность (именно в не образуются наиболее сложные нервные связи, с помощью которых совершается регуляция между организмом и внешней средой, а также внутренняя регуляция).

Задача, имеющая для психологии первостепенное значение: исследовать особенности и функцию различных уровней отражения. Проследить переходы от более простых его уровней и форм к уровням и формам более сложным.

2. Виды, формы и типы памяти

Памятью называется особого рода способность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разнообразной информации. Память - это психический процесс и одновременно способность, которая проявляется в сохранении информации, воспринимаемой при помощи органов чувств, или получаемого человеком жизненного опыта. Память - это также возможность вновь и вновь возвращаться к прошлому опыту, дополнять, использовать его.

Психология, имея свой предмет и объект, наделенный памятью, изучает специфические особенности памяти, т.е. ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек.

Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Виды памяти, формы и типы памяти.

В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериям :

1) по характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - кратковременную, долговременную, оперативную .

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским.

Рассмотрим характеристики этих видов памяти:

Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста, развитие происходит и в более позднее время.

Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

На ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, зато на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и т.д. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений: прежде всего их бледность, фрагментарность, неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в полтора-два года, в тоже время, что и представления. Если зрительная и слуховая память хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни человека, то осязательную, обонятельную, вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях :

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят: на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более, слабым, чем произвольное. Напротив часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

Каждодневно человек сталкивается с множеством разнообразных задач, которые предъявляют различные требования к запоминанию, сохранению, воспроизведению и узнаванию информации. В одних задачах ее нужно запоминать и сохранять, на сравнительно короткое время, не превышающее несколько десятков секунд; в других задачах время сохранения занимает от нескольких минут до нескольких часов и даже дней; в третьих задачах то, что запоминается, необходимо сохранить в памяти как можно дольше. Поэтому требуется как минимум три разных вида памяти , выделяемые по критерию сохранения информации в голове человека: мгновенную (иконическую ), кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую .

Мгновенной (иконической ) называют самую короткую по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек с помощью органов чувств воспринимает соответствующую информацию. Как только процесс восприятия прекратился информация, хранящаяся в этой памяти, тут же бесследно исчезает. Управлять этой памятью сознательно или как-то контролировать связанные с ней процессы человек не в состоянии.

Кратковременной называют память, способную сохранять информацию в течение 23-30 секунд после прекращения процесса ее восприятия. К примеру, после восприятия какой-либо картины, мгновенно закрыв глаза, человек в течение некоторого времени как бы продолжает видеть эту картину, т.е. сохраняет ее образ. После этого, спустя указанный выше небольшой промежуток времени, картина исчезает и не восстанавливается вновь. Такое бывает также после того, как человек длительное время слушал мелодию. Она продолжает звучать в голове после фактического прекращения звуков мелодии и также, спустя некоторое время, пропадает.

Кратковременная память явля ется одним из наиболее важных, постоянно загруженных видов памяти человека. Через нее обязательно проходит вся информация, воспринимаемая человеком с помощью органов чувств. За то время, пока эта информация хранится в кратковременной памяти, человек успевает решить для себя несколько задач:

- во-первых , он может воспользоваться этой информацией непосредственно для удовлетворения своих актуальных потребностей;

- во-вторых , он может принять решение о том, нужна ли ему эта информация в течение времени, превышающего 25-30 секунд. Если это так, то указанное время человек успевает перевести соответствующую информацию в другой вид памяти - оперативную.

- в-третьих , этого времени достаточно, чтобы принять решение, может ли данная информация понадобиться в будущем. Если она может оказаться необходимой, то ее нужно перевести в долговременную память и там сохранять

Кратковременная память человека имеет еще одну важную количественную характеристику, которая называется объемом кратковременной памяти . Он определяется как максимальное число единиц информации, которое человек в состоянии сохранить в кратковременной памяти.

Оперативной называют память, время хранения информации в которой рассчитано на решение какой-либо конкретной задачи и определяется особенностями самой задачи.

Если задачу можно решить за несколько десятков секунд или минут, то и в оперативной памяти человека нужная информация будет сохраняться именно столько времени. Если задача сложная и для своего решения требует от нескольких часов до нескольких дней, то в оперативной памяти человека информация будет сохраняться именно столько. Мы можем сделать вывод: время хранения информации в оперативной памяти человека располагается в широком диапазоне, от нескольких десятков секунд до нескольких дней.

Оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью, причем не только по времени сохранения информации, но и по другим основаниям. Всякая информация, воспринятая органами чувств, сначала попадает в хранилище кратковременной памяти и, прежде чем окажется в долговременной памяти, должна пройти через оперативную. С кратковременной памятью ее объединяет тот факт, что информация, хранящаяся в оперативной памяти, утрачивается сразу же после того, как связанная с ней задача решена.

Долговременная память можно определить как память. рассчитанную не только на длительный срок хранения информации, но и на многократное повторное обращение и использование соответствующей информации без потери. Предельный срок хранения информации в долговременной памяти человека определяется продолжительностью его жизни.

В долговременной памяти человека обычно находятся знания, умения навыки, которые он получает за счет обучения и воспитания. Долговременная память является самой большой по своему объему из всех видов памяти, которые работают при жизни человека, и, строго говоря, эта память до сих пор не имеет точно установленного объема, т.к. как человек в течение жизни может запоминать сколько угодно информации.

Самой длительной по времени сохранения информации и вместе с тем самый специфический вид памяти - генетическая память . Само название указывает на то, что она связана с работой генетического аппарата и с механизмом наследственности. Действительно, через генетическую память от человека к человеку передается все то, что характеризует человеческий род в целом. Через данный вид памяти по наследству передаются также элементарные врожденные психические явления и формы поведения, в том числе инстинкты, безусловные рефлексы.

С точки зрения А.А Реан эти виды памяти рассматриваются как формы памяти.

Как уже отмечалось ранее, образную память, в свою очередь разделяют: на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Эти виды памяти, соответственно, связаны с работой тех органов чувств, которые обозначены в названиях данных видов памяти.

Названные виды памяти не являются функционально одинаковым. Главный вид человеческой памяти - зрительная память . Через орган зрения человек получает наибольшую часть жизненно необходимой информации. На второе место по функциональной значимости можно поставит слуховую память, а далее, соответственно, в указанной выше последовательности. Эти виды памяти некоторыми исследователи определяют, как типы памяти .

У некоторых людей встречается высоко развитая тонко дифференцированная двигательная, слуховая, вкусовая и обонятельная память. В этих случаях говорят об особенных мнемических задатках , имеющихся у человека. Если, к примеру, у человека очень хорошо развита двигательная память, то можно предполагать, что у него имеются хорошие задатки к развитию двигательных способностей. Если обнаруживается высокий уровень развития слуховой памяти, особенно на музыкальные звуки или звуки человеческой речи, то можно говорить о неплохих задатках к формированию музыкальных и лингвистических особенностей. Сравнительно редко встречаются случаи хорошо развитой обонятельной или вкусовой памяти могут свидетельствовать о наличии неплохих задатков к тому, чтобы стать дегустатором или специалистом по тонкому различению запахов.

По участию или неучастию мышления в процессах памяти - выделяются механическая и логическая память .

Механическая память основана на том, что все процессы такой памяти построены на простом, многократном повторении запоминаемого или припоминаемого материала, без попыток его осмысления или представления в иной форме. К этому виду памяти относятся, например: случаи механического запоминания стихотворения, таблицы умножения, формул и т.д. Строго говоря, чисто механической памяти, при которой запоминаемый человеком материал никак бы не осмыслялся или не структурировался, не существует.

Логической называют память, основанную на хорошем понимании, глубоком осмыслении запоминаемого материала. на его представлении в виде какой-нибудь сравнительно простой и легко запоминаемой схемы, например в форме плана. структуры, т.д. В этом случае запоминание и припоминание материала производиться в основном за счет его понимания, а в долговременной памяти человека он хранится виде обобщенной схемы или в форме смысла, который выражает сущность данного материала.

Деления памяти связано еще и с использованием мнемотехнических средств: непосредственная и опосредствованная .

Непосредственной называют такую память, при которой запоминание, воспроизведение или узнавание материала происходит в результате прямого воздействия данного или похожего на него материала на органы чувств человека, для работы непосредственной памяти вполне достаточно, чтобы соответствующий материал был воспринят тем или иным органом чувств. Такая память имеется у человека с рождения.

Опосредствованной называют память, которая связана с использованием человеком различных специальных приемов и средств запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания информации. Без соответствующих средств указанные процессы памяти в работу не включаются.

В качестве средств управления памятью могут выступать естественные средства. Данные человеку от природы, например пальцы рук для запоминания или припоминания чисел. Но чаще всего в роли мнемотехнических средств выступают такие, которые придуманы людьми: разнообразные знаковые системы естественные и искусственные языки, способы кодирования и декодирования и т.д. Благодаря опосредствованной памяти, точнее - изобретенным и усовершенствованным людьми средствам управления памятью, они научились сохранять и передавать из поколения в поколение свои знания, умения и навыки.

С опорой на мышление также выделяют еще две разновидности памяти: механическая и логическая .

Механической называют память, в которой процессы запоминания, сохранения, припоминания и узнавания информации основываются исключительно на многократном, механическом, бездумном повторении соответствующего материала. Здесь действуют два закона: 1-й - без повторения материала процессы памяти не работают; 2-й - чем большее число раз повторяется материал, тем лучше он запоминается, дольше сохраняется, легче припоминается и быстрее узнается. Логической памятью называют память, в которой все указанные выше процессы основаны на осмыслении и глубоком понимании запоминаемого материала, Здесь не требуется повторения, достаточно понимания того, что необходимо запомнить, - и соответствующий материал сразу же окажется в долговременной памяти человека

Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

Память человека включает в себя следующие основные процессы:

Запоминание - благодаря запоминанию человек вводит в хранилища своей памяти новую информацию, которую он получил с помощью органов чувств или в результате работы познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления и речи.

Сохранение - благодаря сохранению введенная память человека информация оказывается доступной ему в любой момент. Правда, это не означает, что он в нужный момент сразу же сможет вспомнить все то. что ему необходимо.

Сохранение информации в памяти человека не обязательно происходит в его голове или в его теле. Нужная информация для человека может храниться в наибольшем объеме на разного рода материальных носителях: в книгах, в виде магнитных, электронных и других технически выполненных записей, в предметах материальной культуры и т.д.

Воспроизведение - представляет собой процесс памяти, в результате которого человек восстанавливает нужную для него информацию, извлекая ее из хранилищ памяти. Воспроизведение - это процесс, противоположный запоминанию и не совместимый с ним. Это надо понимать тка6 если в данный момент человек запоминает информацию, то в это время ничего припомнить он не может, и наоборот. если человек воспроизводит информацию по памяти, то что-либо новое запоминать он не в состоянии.

Узнавание - это процесс памяти, в результате которого у человека при восприятии какой-либо ситуации. предмета, события возникает чувство знакомости, то есть ощущение того, что где-то, когда-то он это уже видел. Узнавание - соотнесение воспринимаемого в данный момент времени с тем, что воспринималось раньше, и следы чего до сих пор хранятся в памяти человека. Узнать - это не значит точно вспомнить; это значит лишь иметь ощущение уже виденного, знакомого.

Отдельно от указанных выше процессов, стоит процесс забывания. Если запоминание, сохранение и воспроизведение в целом направлены на то, чтобы нечто сохранить в памяти, то забывание ориентировано на то, чтобы нечто удалить из памяти.

Казалось б забывание - негативный процесс , т.к. мы часто жалуемся на забывание и испытываем трудности в припоминании чего-либо. Это действительно так, но у забывания есть положительная сторона : она проявляется в том, что благодаря забыванию человек освобождает свою память для запоминания и сохранения новой информации.

2.1 Индивидуальные различия памяти

Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую в группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую - различия так называемых типов памяти.

Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок, одни могут запомнить большой объем информации, другие запоминают всего несколько строк.

Так, для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти. Например, А.С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения.

Отечественной науке известны примеры феноменальной памяти. Так, А.Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ш., который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом объеме. Его память отличалась притом и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, в котором он участвовал, а также мельчайшие подробности обстановки, своих действий, во что был одет.

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти . Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, - зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим, для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях, и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным видом памяти.

Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладают смешанными типами . Так, чаще всего встречаются смешанные типы памяти - слухо-моторный , зрительно -двигательный, зрительно -слуховой . Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух - вспомнит зрительно. Поэтому целесообразно, чтобы человек запоминал информацию разными способами: путем прослушивания, чтения делая зарисовки и т.д.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т.е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

3 . По будите льная регуляция деятельно сти: потребности их функция, свойст ва, виды

Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет. Она обязана работам советских психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х- в начале 30-х гг. К этому времени уже закатилось солнце психологии и находились в расцвете новые зарубежные теории - бихевиоризм, психоанализ, гештальпсихология и ряд других. Таким образом, советские психологи могли уже учесть позитивные стороны, и недостатки каждой из этих теорий.

Но главное состояло в том , что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма - теорию К. Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание

Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность».

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение . Она состоит из нескольких «слоев», или уровней:

- уровень особенных деятельностей;

- у ровень действий;

- у ровень операций;

- у ровень психологических функций .

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы - совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т.е. определяет ее цели и задачи.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой вещества (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма.

Вот эти состояния объективной нужды организма в чем-то лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями.

Когда речь заходит о потребностях, с которыми рождается человек (и не только человек, но и высшие животные), то к этому списку элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще два:

- потребность в контактах с себе подобными , и в первую очередь со взрослыми индивидами; у ребенка она обнаруживается очень рано. Голос матери, ее лицо, ее прикосновения - первые раздражители, на которые появляется положительная реакция ребенка.

Потребность в контактах, или в общении, остается одной из ведущих у человека. Только стечением жизни она меняет свои формы

- потребность познавательная , эта потребность тоже развивается вместе с ростом ребенка. Исследования показали, что уже первые часы жизни дети реагируют на зрительные, звуковые, слуховые воздействия и не только реагируют, но как бы исследуют их.

В отношении обеих рассмотренных потребностей следует отметить два важных момента . Во- первых , потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах тесно переплетены друг с другом. Ведь близкий взрослый человек не только удовлетворяет потребности ребенка в контактах; он - первый и главный источник разнообразных впечатлений, которые получает ребенок. Во-вторых , обе обсуждаемые потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему так же, как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми и познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа.

На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту.

Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в это период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов.

В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в «жизни» потребности.

Процесс узнавания потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности . В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности . Первая - заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта - в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности . Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте о предмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

Важно осознать, что самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной, потребностью, потребностью именно в данном предмете.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью , а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности .

Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать руками. «Предмет» может быть идеальным, например той же нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т.п.

Уровень деятельностей четко определяется от уровня действий. Дело в том, что один и тот же мотив может удовлетворяться, вообще говоря, набором разных действий. С другой стороны, одно и тоже действие может побуждаться разными мотивами. Если мы возьмем субъекта, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Полимотированность человеческих действий - типичное явление. По своей роли, или функции, не все мотивы, «сходящиеся на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом , второстепенные - мотивами-стимулами : они не столько «запускают», сколько стимулируют данную деятельность.

Мотивы порождают действия, т.е. - приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. Все мотивы можно разбить на два больших класса:

-1 класс - осознаваемые мотивы;

-2 класс - неосознаваемые мотивы .

Примерами мотивов первого класса могут служить, большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели . Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. К другому классу относятся неосознаваемые мотивы. Это класс значительно больше и до определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.

Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что никак не представлены в сознании? Нет, не значит. Они проявляются в сознании , но в особой форме. Таких форм по крайней мере две. Это эмоции и личностные мотивы.

В теории деятельности эмоции определяются результата деятельности как отражение отношения к ее мотиву . Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные эмоции.

Личностный смысл - другая форма проявления мотивов в сознании. Личностный мотив, что же это такое? Это переживание повышенной субъективной значимости предмета , действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Здесь очень важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив .

Второстепенные мотивы, мотивы-стимулы, которые играют роль дополнительных побудителей, порождают только эмоции, но не смыслы.

Таким образом, чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в поле его действия, т.е. приобретает личностный смысл. Утрата такого мотива часто приводит к тяжелому переживанию потери смысла жизни.

3.1 Иерархия потребностей

Наибольшую известность среди гуманистических теорий личности получила теория, разработанная американским психологом А. Маслоу.

Основным понятием, с помощью которого личность характеризуется в этой теории, является понятие «потребность». Структура личности, по Маслоу, представляет собой упорядоченную систему, или иерархию, потребностей, в которой верхнюю ступень занимает главная, наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность.

Мотивы человека образуют иерархическую систему:

1. Физиологические потребности (пища, вода, сон);

2. Потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

4. Потребность в уважении (самоуважение, признание);

5. Познавательные потребности;

6. Эстетические потребности

7. Потребности самоактуализации (развитие способностей).

Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проявляются в ситуациях конфликта мотивов. При анализе деятельности, естественный путь движения - тот, который был проделан сегодня: от потребности к мотиву, затем к цели и действию (П - М - Ц - Д). В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности (Д - М - П). Иначе и не может быть; например, ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей, к тому же в основном биологических. В теории деятельности замечен механизм сдвига мотива на цель (другой вариант его названия - механизм превращения цели в мотив). Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции: например, хорошо известно, что одними наказаниями и принуждениями любовь или интерес к делу привит невозможно.

Итак, предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Он должен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций. Последние выступают в роли своеобразных «мостиков», которые связывают данный предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не входит в эту систему на правах одного из них.

Лите ратура

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1998.

2. Кальной И.И. Философия. Учебник. - Симферополь: Бизнес - Информ. 2004.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1997.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2010.

5. Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. пед. и соц. - эконом. профилей (Р.С. Немов - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008.)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение и методы изучения памяти. Ее функции и физиологические механизмы, их зависимость от характера деятельности. Психологические теории памяти. Классификация видов, свойства, закономерности, индивидуальные различия. Описание нарушений памяти.

    реферат , добавлен 24.08.2010

    Значение памяти для медицинских работников и ее применение в профессиональной деятельности. Общее представление о памяти. Виды памяти и их процессы - генетическая; зрительная; слуховая. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2008

    Определение памяти, история ее изучения в психологии. Влияние на развитие других познавательных способностей. Физиологические основы и разновидности памяти. Процессы памяти, ее свойства, индивидуальные различия. Способы совершенствования памяти.

    реферат , добавлен 07.05.2012

    Общие представления, виды, особенности, индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы, формирование и развитие памяти. Эффективность запоминания событий, влияющих на впечатления человека, причины потери и способы восстановления памяти.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Основные потребности ребенка. Критерии разумных потребностей. Сущность теории потребностей А. Маслоу. Потребности в пожилом возрасте. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. Потребности по возрастным группам.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Виды памяти и их особенности. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Эффективность запоминания. Долговременная память. Формирование специальных мнемических действий.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2003

    Принципы организации памяти. Основные мнемические процессы, особенности кратковременной и долговременной памяти. Индивидуальные различия памяти, проблема формирования ее высших форм. Понятие о мнемотехнических приемах. Развитие и тренировка памяти.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Память как форма психического отражения прошлого опыта, ее основные процессы и значение. Характеристика основных видов памяти. Индивидуальные особенности памяти, их взаимосвязь с особенностями личности. Основные принципы запоминания новой информации.

    реферат , добавлен 27.05.2009

    Анализ теории памяти и проблемы способностей. Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их качественная и количественная характеристика.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2005

    Сущность позитивной теории мотивации. Иерархия препотентности базовых потребностей как основной принцип мотивации человека. Биография А.Х. Маслоу и его работы. Предпосылки для удовлетворения базовых потребностей и мера жесткости иерархической структуры.

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения всегда носят социальный характер. Таким образом, в более узком смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойственна общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта.

Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.

Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение общественного бытия; формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.

Сознание можно с некоторой степенью условности поделить на 3 части: разум, чувства и волю.

Разум – главная часть сознания. По определению, человек есть существо разумное. Разум – есть условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Разум может иметь форму фантазий, воображения и логики. Разум обеспечивает взаимопонимание людей, необходимое для их общения и совместной деятельности.

Чувства – это условие и следствие избирательного отношения человека к миру. Все, что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. Это обусловлено тем, что что-то человеку полезно, что-то вредно, а что-то безразлично, что-то в мире прекрасно, что-то безобразно. В результате у человека формируется богатый эмоциональный мир, потому что все что в мире происходит имеет разную степень значимости и различный характер значимости для человека. Эмоции и чувства выражают оценочное отношение к миру. Богатство чувств и эмоций проявляется в лексике языка. Есть несколько сотен слов, содержанием которых являются чувства и эмоции. Бедность индивидуального словаря человека говорит и о его эмоциональной бедности его сознания, а следовательно, и личности.

Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поставленных целей за счет мобилизации сил, необходимых для их достижения. Человек в отличии от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Воля нужна и для противостояния неблагоприятным воздействиям, для обеспечения психической устойчивости. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.

ОТРАЖЕНИЕ – основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве отражения, воспроизведения характеристик предметов, существующих объективно – реально, независимо от сознания субъекта.

Теория отражения в марксистской философии составляет основу диалектико-материалистической теории познания. Теория отражения имеет специфические задачи:

    раскрытие наиболее общих черт и закономерностей, присущих всем уровням и формам отражения;

    исследование возникновения и развития форм психического отражения, включая вопросы происхождения сознания и специально-научного обоснования возможностей познавательной деятельности человека;

    изучение связи характеристик содержания и формы образа, знания; раскрытие сущности отражения в неживой природе;

    выяснение особенностей отражения (сигнализация) в технике связи и управления, в частности соотношения и связи человека и кибернетических устройств.

Исходным для теории отражения и марксистской гносеологии в целом служит диалектико-материалистический принцип отражения, согласно которому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику - оригиналу. Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов: активного извлечения нужных и исключения ненужных, побочных сведений об оригинале.

Отражение в качестве гносеологического принципа признавалось и в домарксистском материализме, однако, как отмечал Ленин, основной бедой старого материализма было неумение применитьдиалектику к теории отражения, вследствие чего отражение понималось как пассивное, мёртвое «фотографирование» внешнего мира.

Марксистская философия понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в котором человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям. Поэтому лишены всякого основания попытки критиковать марксистскую теорию отражения как «конформистскую», которая якобы обрекает познающего субъекта на пассивное и недеятельное созерцание окружающего мира. Напротив, активная предметная деятельность человека и человечества возможна лишь на базе отражательной функции сознания, обеспечивающей адекватное познание мира и воздействие на него в соответствии с объективными законами.

Теория отражения - теория познания, согласно которой ощущения, представления и понятия представляют собой формы отражения материального мира в сознании человека. Теория отражения позволяет определить предмет психологической науки, разработать методы исследований. Отечественная психология опирается на категорию отражения. Именно этой категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики: психические явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности. Теория отражения в психологии выступает в роли общей методологической платформы, позволяющей разобраться в лабиринте фактов, понятий, концепций. Вся материя обладает свойством отражения. Являясь свойством материи, функцией мозга, психика выступает как особая форма отражения, как предпосылка развития психики. Будучи специфической формой отражения, психика и возникла в процессе развития материи, переходя от ее одних форм движения к другим. Возникнув закономерно в ходе биологической эволюции, психика стала важнейшим ее фактором. Благодаря отражению обеспечиваются более широкие многообразные связи организма со средой.
Внутренняя психическая жизнь не существует без внешней, физической. То есть психика, сознание отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от нее, это осознанное бытие. Было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы действительность не существовала. Всякий психический акт — это и кусок реальной действительности: не либо одно, либо другое, а и одно и другое. Своеобразие психического именно в том и заключается, что оно является и реальной стороной бытия, и его отражением. Итак, функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека.

память психика потребность побудительный

Понятие отражения является фундаментальным философским понятием.

Фундаментальный смысл оно имеет и для психологической науки. Введение понятия отражения в психологию в качестве исходного положило начало ее развитию.

Отражение - есть способность взаимодействующих тел, систем моделировать противодействие силе действия с последующим сохранением или изменением своей структуры или способа поведения. Другими словами, это всеобщее свойство бытия в мире соответствующим образом реагировать в момент взаимодействия явлений (вещей, процессов, людей) друг с другом.

На каждом уровне структурно организованного бытия в мире отражение имеет свою специфику.

Для уровня неживой природы характерны моментальность, тотальность, непосредственность, информационная непосредственность.

На уровне живой природы отражение становится регулятором адаптивного поведения. Эволюция биологического отражения предполагает: возрастание и усложнение объема информации; переход от раздражимости к образованию нервной системы; формирование инстинктов, условно - рефлекторных актов и элементарной жизнедеятельности как составляющих психику животного; формирование способности опережать отражение, предвидеть ситуацию и подготовиться к ней; развитие головного мозга как специального аппарат снятия и переработки информации.

Раздражимость обеспечила переход от вещества неживой природы к примитивному организму биосферы и ориентировала его на поиск оптимального сосуществования со средой, что и обеспечило эволюцию от одноклеточного до многоклеточного образования с последующим формированием нервной системы.

Эволюция нервной системы привела к формированию ощущения и возникновению двух подсистем - аффекторной (воспринимающей) и эффекторной (исполнительной). Специализация этих подсистем с одной стороны, задерживает реакцию на внешний раздражитель, но, с другой стороны, она обеспечивает анализ, сравнительную оценку возможных ответов, выбор реакции и принятие решения на реакцию. Развитие нервной системы обусловило относительную независимость организма от среды его обитания.

Исследования П.К. Анохина об «опережающем отражении среды»; Н.А Бернштейна о физиологии активности с ее моделями «желаемого будущего»; А.Н Леонтьева и Е.Н. Соколовой о психологической активности, а также работы других отечественных и зарубежных ученых выявили особую роль нервной системы в формировании поведения животных и одновременно ее зависимость от внутреннего состояния организма.

Образование центральной нервной системы означало новое качество биологического отражения . Оно принимает форму психики .

Вопрос о становлении животной психики в ее досубъектной форме с последующим развитием до уровня человеческой (субъектно-личностной) имеет принципиальное значение при рассмотрении проблемы происхождения и формирования сознания.

Традиционно выявляют три составляющих животной психики . Это повеление на уровне инстинкта , условно-рефлекторные акты и элементарная «рассудочная» деятельность . Все три компонента взаимосвязаны общей направленностью эволюции, где элементарная «рассудочная» деятельность животного выступает предпосылкой становления и формирования рассудочной деятельности людей.

Длительный путь эволюции отражения завершился формированием головного мозга с его безграничными возможностями . С помощью мозга и на его основе формируется сознание, осуществляется духовная жизнь человека, складывается его осмысленное отношение к миру.

Человечество давно занимается узучением вопроса об отношениях психического к физическому, сознания к материи. Этот вопрос стал основным в философии . Философы решают этот вопрос с идеалистической и материалистической позиций.

Идеалисты трактуют психическое, как проявление сверхприродной, нематериальной силы в человеке, как-будто чувствует, мыслит не организм, а какая-то особенная душа. Вопреки идеалистам, материалисты признают , что материя, природа есть первичной, а психика - вторичной как особенное свойство материи.

Материалистический подход трактует: все психические явления как свойства высокоорганизованной материи, способность к самоуправлению развитием и к самопознанию. Согласно с идеалистическим подходом понимание психики, есть материальное и идеальное, они разные, вечные, развиваются по своим законам, но связаны на всех ступенях своего развития. Идеальное отождествляется с психическим. Материалистическое понятие психики сводится к результату биологической эволюции живой материи, которая представляет собой высший уровень развития. Наипростейшим низшим существам свойственны близкие к психике явления: память, способность реагировать на перемены во внутренних и внешних состояния, элементарно обучаться.

Материя - является основой бытия, она вечная.

Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отображать объективный мир и на основе сформированного при этом образе целенаправленно регулировать деятельность и поведение субъекта.

Сознание - особая форма психического отражения реальности, которая свойственно только человеку и составляет главный предмет изучения психологической науки. Сознание - это новое качество отражения, которое имеет свои существенные признаки:

  • 1. Сознание универсально . Будучи высшей формой отражения, оно способно адекватно отразить любые проявления бытия в мире. Даже чувственный уровень обеспечивается и контролируется сознанием. В результате, «орел видит значительно дальше человека, но человеческий глаз замечает больше, чем глаз орла». Именно сознание обеспечивает возможность не только смотреть, но и видеть;
  • 2. Сознание является основой творчества . Его универсальность и объективность обеспечивают условия для конструктивного воображения, обеспечивают творческую деятельность;
  • 3. Поскольку сознание опосредовано трудом и языком , то оно позволяет ориентироваться на чужой опыт, а при необходимости подключать весь предшествующий опыт человечества;
  • 4. Сознание социализировано . Его возможности, как на уровне отражения, так и на уровне творчества, формируются и изменяются под влиянием развития общества. Человек 21 столетия видит не только больше орла, но и больше человека античного мира;
  • 5. Сознание индивидуально , а стало быть, несет на себе печать уникальности конкретного человека. В каждом отдельном случае возникает образ объективный по содержанию, но субъективный по восприятию;
  • 6. О сознании можно сказать, что оно мыслящее. Отталкиваясь от чувственного воображения, сознание поднимается до уровня мышления, в ходе которого осуществляется осознание и творческое созидание новых идей, осмысление проблемных ситуаций, оценка этих ситуаций и их разрешение. Мыслящее сознание обнаруживается на уровне рассудка, потому и является прерогативой только и только человека.

Анализ эволюции отражения позволяет сделать вывод о том, что сознание-это результат структурно-организованного бытия в мире от форм элементарного взаимодействия до осознанного образа, объективного по содержанию и субъективного по восприятию .

ТЕМА 3.2. «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ».

Понятие сознания, его философское осмысление.

Философия характеризует человека не просто как существо социальное, но и как духовное, одухотворённое, обладающее сознанием . Русский религиозный философ И.А.Ильин подчёркивал, что исследование внутреннего мира человека, духа и духовности является важнейшим предназначением философии . В противном случае она окажется «мёртвым и ненужным» грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как основных аспектах природы человека и его бытия в мире.

Понятие сознания – одно из самых древних и важнейших в философии. С его помощью выражается внутренний мир человека, раскрывается способность человека отражать в своей голове окружающий мир и самого себя в нём. Т.о., оно возникает на стыке объективного мира и субъективного восприятия этого мира человеком.

Сознание представляет собой специфический и сверхсложный объект научного и философского познания. Оно не воспринимается чувствами , т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет формы и массы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее, ни у кого не возникает сомнения, что сознание существует, и можно говорить о том, что оно обладает особым, психическим (духовным) бытием.

Сознание – это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека.

В силу своей сложности и многогранности сознание в разных аспектах изучают многие науки: физиология, психология и педагогика, социология и др.

Философия исследует сознание как целостное явление и рассматривает конкретные вопросы.

Современные представления о сознании имеют долгую предисторию.

Трактовка сознания в истории философской мысли.

Философский идеализм «линия Платона»: - сознание (дух) – это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Сознание первично;
Философский материализм «линия Демокрита»: - сознание не дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно - вполне закономерное следствие эволюции, постоянного усложнения материального мира и совершенствования живой природы. Сознание – вторично ;
Гилозоизм: - вся материя обладает способностью ощущать и мыслить , т.е. одушевлённа (греческие материалисты, Д.Бруно и др.);
Французское просвещение: - способность человека мыслить заложена в нём изначально, от рождения (Р.Декарт );
Марксизм: - «… в фундаменте самого здания материи можно … предполагать существование способности, сходной с ощущением», и поэтому «логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения », - В.И.Ленин .

Сущность теории отражения. Отражение как всеобщее свойство материи.



gastroguru © 2017