Жизнь бомжа на городской свалке зимой (36 фото). Как живут бомжи в разных странах

Двое бездомных с улиц Москвы рассказали о том, где они ночуют, чем питаются и как они дошли до такой жизни.

Образование у меня среднетехническое, я окончил ПТУ. Всю жизнь работал строителем, до распада Советского Союза - в одной и той же конторе. Потом все предприятия распались, и я стал искать работу самостоятельно. Ездил в разные города на заработки, всё время где-то пропадал.

Потом стало портиться здоровье. От тяжёлого физического труда суставы просто разваливаются. Работать стало невмоготу. Периодически ещё где-то халтурил, лесом пытался заниматься, но не пошло. Просто сил не было. Да и не берут никуда инвалида моего возраста.

В Москве я жил в квартире с женой и детьми. Но поскольку я всё время уезжал в другие города, контакт с ними потерялся. Мы не ссорились, а просто перестали общаться. Жене на меня, видимо, плевать. Говорят, женщина не может жить без мужа - может, у неё уже другой мужик есть. Мне всё равно. А дети не знают, что я бездомный. Я им периодически звоню и говорю, что уехал в другой город на заработки. Вру то есть.

Решение уйти на улицу пришло само. Решил больше не мешать детям и уйти на улицу. Я посчитал, что не нужен своей семье. А они, наверное, и не заметили моего исчезновения и не догадываются, что я на улице обитаю. Я сразу решил, что домой никогда больше не вернусь. И за три года так ни разу в своей квартире и не ночевал. Друзей тоже не осталось. Кто-то умер, с другими тоже что-то случилось. Ни к кому пойти я не мог. Были бы друзья - помогли бы.

Первым делом на улице я стал думать, где переночевать и добыть еду. Стал просить милостыню, учился подрабатывать. Оказалось, что подзаработать можно почти всегда и везде. Например, подметёшь рядом с палаткой - от продавца копеечку получишь. Или поможешь кому-нибудь по хозяйству. Я хромаю, с моими ногами работать сложно, но что делать?

Ночую я в социальном центре «Люблино». По закону там вроде только три ночи подряд можно находиться, но зимой каждую ночь пускают. Там спишь до утра, а потом куда хочешь, туда и иди. Весь день нужно пробыть на улице. Но мы как-то справляемся. Сейчас вот в настоящем тулупе хожу, мне его отдали. С вещами в принципе проблем нет - много отдают. Сегодня вот тёплые брюки дали - завтра надену. Проблема только в том, что хранить вещи негде. Летом раздеваешься, а старые вещи выбрасываешь.

Зимой всё равно холодно в любой одежде. Спускаемся погреться в метро. Сел на кольцевую - и едешь себе. Никто нас оттуда не гоняет. Но там только до часу ночи можно. В подъезды не заходим - там же люди, а они нас не любят. В подъездах можно задержаться, только если образцово себя вести.

Питаемся мы чем придётся, почти всегда всухомятку. Даже если соцпомощь даёт какое-то питание, то холодное. Горячее получается съесть, только если церковь накормит или сам на него заработаешь. В магазины, кстати, пускают без проблем. Почему бы им нас не пускать?

Из-за такого питания желудок болит постоянно. Не знаю, что там у меня - панкреатит, цистит или гастрит. Может, язва. В социальном центре нам дают таблетки, но они не всегда помогают. Нужду справляем в «синих кабинках» или в туалетах на вокзалах. Не бесплатно, конечно, а за деньги. Но если прихватит, можем и на улице присесть. Но, конечно, в каком-нибудь не слишком людном месте. Мы же понимаем всё, да и стесняемся.

Из-за желудка я вообще не пью алкоголь. Но если бы нормально себя чувствовал, обязательно бы выпивал. А как на морозе не пить? Вы попробуйте в минус 10 весь день по улице погулять, вам тоже захочется. Поэтому все бездомные и выпивают. Может, алкоголь согревает и кратковременно, но как ещё согреться? Тем более если кто-то начал пить, то редко останавливается, пока не свалится спать прямо на улице.

С гигиеной особых проблем нет. На Курском вокзале можно помыться, на платформе «Северянин». Там прожарка, пропарка, можно хоть каждый день ходить бесплатно. Я вот часто хожу. Не смотрите, что я небритый - это я для стиля отпустил. Станки для бритья там тоже дают. А постричься можно на Павелецком вокзале. Там обучают парикмахеров, и они тренируются на наших головах.

Обычно я провожу время в компании с двумя-тремя такими же бездомными, как я. В коллективе всегда веселее и проще себе пропитание добывать. Есть ли среди бездомных любовь? Наверно, да. Но лучше у молодых спросить - мы-то уже старые, куда нам? А молодёжь под алкоголем вся друг в друга влюбляется. Но вообще среди бомжей молодёжи не очень много. В основном только приезжие, которые работу да жизнь счастливую ищут. Не находят - и примыкают к нам. Я их не понимаю. Они могут всего добиться, а не хотят. Хотят выпивать и балдеть. Почему они такой дорогой идут?

У меня есть желание вернуться к нормальной жизни, но нет возможности. К семье я вернуться не могу. Есть такие поговорки: «Разбитую чашку не склеишь» и «Назад не пляшут». Мне это уже неинтересно. Поживёшь с моё - сам поймёшь, почему интерес пропадает. Жизнь такая - что у нас, что у вас, молодых.

Я бомжую второй раз. Во всём алкоголь виноват. Первый раз я начала пить, когда третьего своего мужа похоронила. Жалела себя, не могла понять, почему мне так не везёт. Постепенно связалась с бродягами и сама ушла на улицу, но довольно быстро вернулась домой. Дом у меня в Орловской области. Но потом умерла мама. И отец меня тогда попрекнул, что я его хлеб ем. Я психанула и сказала ему: «Уйду и сама себе кусок хлеба найду».

Я уехала в Ливны, это тоже в Орловской области. Жила там в квартире, всё нормально, хотя в ней нет ни газа, ни света. Кое-как подключались. Связалась опять с алкашами. А потом мне это надоело. Среди бродяг повстречался мне один Скалозуб - кличка у него такая была, он только вышел после срока за убийство. Он предложил мне поехать в Москву. А я согласилась, потому что, честно говоря, подпила. Приехали в столицу, а тут Скалозуб меня сразу бросил. Но знакомых у меня тут много было. Все - бродяги, но хорошие люди. Они говорят: «Кто тебя обидит - скажи, нас здесь никто пальцем не смеет тронуть».

Какое-то время я в Москве бомжевала и пила, а потом устроилась в центр для реабилитации алкоголиков и наркоманов в Алабино работать на кухне. У меня хорошо получалось, особенно блинчики и оладьи удавались. Начальник всё время со мной советовался, что купить. Но наступили какие-то праздники - и я поехала на выходные в Москву. Встретила здесь друзей-товарищей, деньги в кармане - и понеслось. Позвонила в Алабино, сказала, что уезжаю домой. А какой «домой»? Вот улица - мой дом. Я сама дура. Если бы не бухала, так бы там и жила до сих пор.

Сколько прошло с того момента, как я уехала из Алабино? Не помню. Вообще не помню. Зато пить я уже почти перестала. Конечно, когда холодно, пью. А когда не хочу, не пью. Вот недавно стою на кольцевой «Павелецкой». Вижу двух мужиков прямо трясёт. Я говорю: «Чего, ребята, хотите похмелиться?» - «А чего, у тебя деньги есть?» - «Пока есть». Взяла им бутылку. Они предложили присоединиться. Говорю: «Отстаньте! Пейте, похмеляйтесь». Я их состояние понимала. Сама эту школу прошла. Сколько людей от такой похмелки померло.

Деньги у меня были от собранной милостыни. Женщинам обычно больше подают, чем мужчинам. Вот по нему (показывает на первого собеседника The Village) же не видно, что он хромает. Поэтому все думают, что вот, мужик, мог бы себе работу найти. А к женщинам снисходительнее относятся. Поэтому нам проще деньги зарабатывать.

Но вообще помощи ни от кого никакой нет, одни расспросы. Хорошо, если хотя бы на ночь где-нибудь примут. Но потом всё равно гуляй по городу. Кушанье привозят холодное. Когда нет копеечки, без горячего можно несколько дней просидеть. Пирожок купите, а?

Ночую я где придётся. То здесь договоришься, то там. Сегодня ночевала в аэропорту Домодедово. 17 рублей 50 копеек заплатила в кассу - и меня пропустили в зал ожидания. Совершенно трезвая, спокойная, чистенько одетая, я там до утра проспала. Утром пошла в туалет, умылась и поехала обратно в город. Хотела купить в аэропорту чай, но он там 40 рублей стоит. Это для кого вообще?

Царапину на носу я уже сегодня днём получила. Тоже хожу еле-еле, подвернула ногу и потёрлась о забор. Нет, драки между бездомными редко случаются. Только если по пьяни и между молодыми. Нам-то, старикам, чего делить?

Я бы всё отдала, только бы домой вернуться. Клянусь, землю буду есть - лишь бы уехать из этой Москвы проклятой. Это утопия какая-то. Кто сюда попадёт, тому добра не видать. Сколько раз меня здесь грабили. 10 тысяч один раз украли, представляешь? Хорошо хоть паспорт в Орле оставила.

У меня там верующий брат, сестра, две дочки, сын, трое внуков. Отец, может, ещё жив. Может, сын уже женился. Почти пять лет я уже здесь, там всё могло измениться. Но я ничего о своей семье не знаю. Если бы родственники знали, что я тут, поломанная, они бы меня забрали. Может, они и ищут меня, но не могут найти. Я же то тут, то там. А сама я уехать не могу, денег нет. А тут ещё эта выпивка. Вот что меня гробит. Хоть бы в монастырь куда-нибудь устроиться. Клянусь, я бы бросила пить. Меня бы уже не тянуло на улицу. Я только и хочу, что богу кланяться. Или бы старушку бы приняла какую-нибудь, чтобы ухаживать за ней. Только паспорта и прописки московской нет. Но вообще не могу уже больше. Или я здесь умру, или как-то.

Десятков встреченных и опрошенных «бутылочников» не оказалось ни одного бомжа. Все они имеют свое жилье, пожилые получают пенсию, те же, кто помоложе, пытаются получать и пособие по безработице. Бутылки – их приработок. Но эти люди часто с бездомными сталкиваются. Они и подсказали, где в Чернигове обитают бомжи. Мужчина лет сорока, звеня стеклотарой, на ходу сообщил, где искать ночлежки:

– Вы не увидите бомжей днем на улице. Они прячутся и не хотят попадаться людям на глаза. Попробуйте сходить в район возле речпорта, там такой публики сколько хотите. Есть там дома заколоченные, в них они и обитают. У людей живут, которые пускают.

Другие подсказали, в каких районах бездомные появляются в подвалах, на чердаках, разбитых гаражах, заброшенных домах и на дачах …

На природе и под мостом

Рыбаки и дачники, блуждая в пригородных рощах, иногда неожиданно натыкаются на землянки и шалаши, в которых обитают бездомные. Из любви к природе или не выдержав конкуренции с другими претендентами на городские жилища, а может, и по причине своего криминального прошлого, бомжи устраивают свои жилища вдали от людей. Из леса в город всегда можно попасть, а близость многочисленных огородов дает возможность не остаться голодным. Люди встречали такие шалаши и под Гончаровском, и в посадках близ станции Левковичи. Живут бездомные и в пригороде Чернигова.


– Я по грибы ходил в рощу возле Десны. Наткнулся возле озера Цыганка на настоящий блиндаж! – рассказывает черниговчанин Сергей. – На дереве рукомойник, тазик стоит, кастрюли, казаны. Только вы не ходите, там могут оказаться бичи такие, что и прибьют. Да и не найдете сами, а я не поведу.

Однако место поближе, где часто отлеживаются бездомные, мне все-таки показали. Чтобы добраться к нему, пришлось подняться на насыпь Пешеходного моста и спуститься к месту, где арка соединяется с основанием. Передвигаться по скользким бетонным плитам нужно аккуратно, иначе можно на «пятой точке» съехать вниз к самой реке. Оказывается, вдоль всего моста идет технологический туннель. В него можно попасть через люк, который снаружи нигде не виден. Внутри вполне просторно, можно укрыться от ветра. «Комнат» под мостом много, только все они проходные. Судя по оставленным следам, люди здесь бывают часто.

В заброшенных домах

На Кавказе (район Речпорта) можно найти несколько пустующих, но вполне пригодных для проживания, домов. Но и здесь бродяг не оказалось.

Со слов одной из жительниц улицы Новой я узнал, что в пустующих домах действительно периодически поселяются бомжи. Однако несколько лет тому здесь произошло убийство, а в одном из таких домов возник пожар. Обгорелые руины уже снесены. Теперь на этом месте пустырь, а бездомные стали скрываться.


Оказалось, часть из них теперь перебралась поближе к центру, где тоже сохранилось много одноэтажных ветхих домов. Бомжа, назвавшегося Виктором, я нашел в разрушенном здании возле Центрального рынка. Он отдыхал прямо на полу среди разбросанного мусора, подстелив под себя старые картонные коробки. Тихо и незаметно. Так, что даже граждане, забегавшие в трущобу, чтобы справить свою срочную нужду, его не замечали. Опухшая физиономия и далеко разносящийся амбре свидетельствовали о пристрастии Виктора к спиртосодержащим жидкостям. Его колотило. Опираясь синюшными руками о стену, он с трудом шаркал по комнате. К сожалению, даже пиво не помогло ему придти в себя. Он не смог вспомнить ни свой возраст, ни даже то, чем занимался накануне. Лишь бормотал, что он из Тулы, когда-то был в интернате. Страх, что за ним пришли из милиции, заставил его вспоминать имена «знакомых ментов».

– Что мне делать, куда деваться? – постоянно взывал Виктор во время расставания.

Этому человеку нужна срочная помощь. Еще немного – и он совсем пропадет.

Не все бродяги позволяют себе дойти до крайней точки, после которой наступает конец. Большей части все-таки удается выживать и даже радоваться жизни. В одиночку на улице сложно, поэтому они часто разделяют свой быт с другими такими же товарищами по несчастью. Вдвоем легче и пищу найти, и за себя постоять. Случись захворать, друг поможет выкарабкаться.

На Центральном рынке я познакомился с двумя неразлучными товарищами Аркадием и Александром (за достоверность имен не ручаюсь). Наверное, в Чернигове нет бомжа «со стажем», большим, чем у Александра – 27 лет (с 1984 года)! Аркадий бродяжничает с 2005 года, считает себя самым «крутым» бомжом. Он торгует на рынке старыми вещами, пластиковыми бутылками и мешками. Гордится, что больше его никто в городе не зарабатывает. В хороший день ему случается выручить до ста гривен!


Базарный день подходил к концу, на улице набирал силу морозец, а идти домой они не торопились. Поэтому приятели согласились поведать о некоторых деталях своей жизни, согреваясь с помощью бутылки водки прямо на тротуаре.

– В подвале живем, – ответил Аркадий на вопрос о месте их обитания. – Только приходить туда нужно после темноты, а уходить – когда все жильцы дома еще не проснулись. Если заметят, что мы там живем, запросто выгонят.

Неудивительно, что оба наотрез отказались показать свое жилище. Появись такая возможность, они охотно воспользуются услугами социальной ночлежки.


– Ходил я по адресу объявленного приюта для бездомных. Но оказалось, что он все еще на ремонте, – рассказал о своих скитаниях Александр. – Обещают открыть к концу года. А зиму, слава Богу, мы уже почти пережили. Добрые люди нам помогают, как могут. Бывает, поделятся старой одеждой, покормят. Обедать мы регулярно ходим на Екатеринку, там в палатках раздают еду для нищих. Можно походить по черниговским кафе и попросить с черного хода ненужной еды. Чаще всего не отказывают, но иногда и по морде дают!

Достается скитальцам и от «малолеток». Просто так, ради забавы, они могут избить бездомного, разбить пустую бутылку, которую он осмелился попросить, на его голове. Много раз приходилось Александру зашивать разбитую голову, а однажды он даже обращался в больницу с распоротым животом. Бывал и свидетелем убийств бомжей в подвалах, чудом спасся сам.


Каждый бездомный имеет целый букет хронических болезней. Но о том, чтобы лечь в больницу, не может быть и речи! Медики первую помощь оказывают, но на стационар не принимают – нужны деньги.

– Не верьте тому, что в больницах есть места для бомжей! – убедительно воскликнул Александр. – Я эти больницы все исходил. Везде за всё требуют деньги!

Не самые лучшие отношения у бомжей и с органами правопорядка.

– Милиционеры гоняют сильно, – продолжил Александр. – Ещё и бьют! Люди в погонах не раз обыскивали, искали колюще-режущее оружие. Залезали и в карманы, но оружия не находили. Зато все деньги забирали себе.

Наговорившись, мы прошли в гости к Сашиным соседям. Хозяева оказались дома и охотно приняли угощение. Удалось сфотографировать интерьер их жилища, пока товарищи обсуждали свои планы. Ночлежка располагалась в разбитом гараже без одной стены, но с крышей. У входа – кострище, там хозяева иногда готовят себе пищу. В этой трущобе, закутавшись в несколько одеял, спят два человека и собака. Пес охраняет их «пещеру», а в лютые морозы помогает согреться.



«Был декабрь, погода ужасная: холод, ветер, мокрый снег. Как говорится, даже собаку на улицу не выгонишь. И вот к нам в магазин заходит бомж. Просит разрешения немного погреться. Укутан в непонятные грязные тряпки, ну как француз, бегущий из Москвы 1812 года. Вместо пальцев на руках какие-то гниющие обрубки или раны, не знаю, я не приглядывалась, страшно было смотреть. Вонь, конечно, от него дикая. Покупатели, ясное дело, заходят в магазин и тут же разворачиваются. Потому что невозможно рядом с бомжом не то чтобы рядом, даже в трёх метрах стоять! И мне жалко бомжа ужасно, он замёрзший такой, несчастный. Погибнет человек. С другой стороны, какая тут может быть торговля, когда бомж в магазине? А вдруг он заразный? Начальство, опять же, нас же и накажет за милосердие. Выгнали мы его, стиснув зубы, в холод и снег. До сих пор вспоминаю. И стыдно, и страшно ».

Рядом с нашим миром тёплых квартир, работы с ежемесячной зарплатой, относительной безопасности, сытости и стабильности существует параллельная реальность. Мир бездомных и беспризорников. Время от времени наши реальности пересекаются.

Мы проходим мимо, отворачиваясь, покрепче держа кошельки, и стараемся побыстрее забыть. Подаём мелочь или сигарету. Пытаемся помочь и вызываем «Скорую помощь». Зайдя в вагон, где спит бомж, зажимаем нос и садимся подальше. Если бомж обосновался в нашем подъезде, вызываем полицию.

Видео: Как живут бомжи

При виде бомжа мы испытываем противоречивые чувства. Стыд и вину, потому что не можем и не хотим помочь. Жалость, потому что перед нами человек. Отвращение и боязнь чем-нибудь заразиться. Недоумение: как такое могло случиться с человеком? Презрение: сам виноват, что докатился до такой жизни! И самое главное, страх — только бы подобного не случилось со мной! Поэтому мы стремимся свести к минимуму наше столкновение с непредсказуемой и пугающей реальностью бомжей. Спешим забыть и вернуться в свой приличный, отлаженный, понятный мир.

Бродяжничество имеет долгую историю. Иисус Христос, в сущности, был бомжом. В Евангелии от Матфея чёрным по белому написано:

«..лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову».

На Руси существовали юродивые, которые скитались по городам, жили на подаяние и пользовались общественным уважением. РПЦ почитает 36 юродивых. Храм Василия Блаженного воздвигнут в честь бродяги, который ходил абсолютно нагим. Среди современных бомжей существуют своеобразные наследники юродивых (единицы, конечно). В Кемерово, к примеру, живёт 62-летний Леонид Коновалов, который снял философское кино про себя и жизнь и отправил его на Каннский фестиваль. Фильм проходит отборочный тур. В апреле бомж ждёт приглашение в Канны.

Государство с бродягами, как правило, борется. Потому что бомж — существо с государственной точки зрения лишнее и вредное. Пользы и денег в казну не приносит, а для общества представляет реальную опасность. В Царской России бродяжничество (неспособность или нежелание указать своё истинное звание и место жительства) считалось уголовным преступлением. Бродяг приговаривали либо к 4 годам исправительных работ, либо к ссылке в Сибирь. За ложные показания полагалось 30-40 ударов розгами. Бездомных стариков и инвалидов помещали в дома призрения.

С одной стороны, хороший закон. Прямо по пословице «Кто не работает, тот не ест». С другой стороны, Бродский, Нобелевский лауреат, получил по этому указу 5 лет тюрьмы (да, это был политический процесс, но факт остаётся фактом). Действовала статья 209 УК, по которой за систематическое бродяжничество и тунеядство могли посадить на 2 года. Благодаря этой статье в Петербурге существует легендарная котельная «Камчатка» и песня Гребенщикова «Поколение дворников и сторожей».

(кадр из фильма «Рок»)

После развала СССР количество бомжей, особенно в мегаполисах, резко возросло. Ряды бездомных пополнили жертвы финансовых пирамид, приватизации и прочих реформ лихих 90-х, а также те, кто не смог приспособиться к условиям нарождающегося капитализма. Конституция РФ, в отличие от советской, не гарантирует россиянам ни жилья, ни работы. Капитализм всё-таки. Бродяжничество и тунеядство не считается ни уголовным преступлением, ни административным правонарушением.
Свобода личности соблюдена. Хочешь жить на улице — пожалуйста. Не хочешь работать — да ради бога. Цою и Бродскому в современной России жилось бы вольготно. С другой стороны, государству в прямом смысле плевать на весьма значительную часть граждан, погибающих на улицах.

Да, функционируют приюты для бездомных. Например, в Петербурге и в Москве работают около 20 приютов на 60 человек. При этом количество бомжей в России по официальной статистике приближается к 4 миллионам. Полиция против бомжей бессильна. Всё, что может сделать полицейский, — это отправить бомжа в спецприёмник и выдать ему документы, а иногороднего выслать. Никаких внятных государственных программ работы с бездомными не существует. Фактически, бомжами не занимается никто, кроме редких благотворительных и волонтёрских организаций.

С точки зрения среднестатистического налогоплательщика, бомжи — несомненное зло. Бомж — существо асоциальное и, как я уже писала выше, опасное для общества. В городах бомжи ночуют в подвалах и становятся причиной пожаров. Бомжи едят собак в и кошек, в том числе и домашних. Половина бездомных в России — бывшие зэки. Часть — потенциальные заключённые, которые скрываются от полиции. Многие промышляют воровством, дело доходит и до убийств. Наконец, бомжи — переносчики опасных заболеваний.

«…бездомные болеют педикулезом, чесоткой, различными видами грибковых заболеваний. А еще, пообщавшись с бомжем, можно подхватить любую инфекцию, передающуюся через дыхательные пути, в том числе и туберкулез. Но чтобы заразиться всем перечисленным, надо вступить в непосредственный контакт с инфицированным бродягой, например, в давке в общественном транспорте. Правда, наиболее «популярными» среди бомжей чесоткой и педикулезом можно заболеть, и не контактируя напрямую с зараженным. Вши, особенно если их много, остаются на сиденьях и скамейках, а чесотку можно «получить», подержавшись за поручень» (Григорий Останин, начальник Московского центра дезинфекции)

(бомжи в Казани на главной площади)

Усилия волонтёров, благотворителей и полицейских зачастую оказываются тщетными. Среди бомжей немало тех, кто сознательно выбрал жизнь на улице и не собирается от неё отказываться.

«Бродяжничаю я уже давно - лет пять. И не потому, что на какую-нибудь «пирамиду» попался, квартиру продал, деньги все потерял. У меня и квартира, и машина, и работа нормальная были. Семья, дети - все чин по чину. Только вот… свободы, что ли, не хватало. Вечно вокруг: «делай то, не делай этого», на работе - начальник, дома - жена. В общем, надоело все, я взял и ушел. С мелочью в кармане дошел до вокзала, сел в первый попавшийся поезд и - поминай как звали. Я до того дня всего один раз из своего города выбирался: летом на юг. А теперь всю страну объездил. Домой? Нет, не тянет. Я хорошо живу: найти какую-нибудь работу на один день, чтобы на еду заработать, везде можно. Да и «свои» всегда помогают: у нас люди отзывчивые. А самое главное: я никому не должен и мне никто не должен, как хочу, так и живу ».
Часто случается так, что бомжа накормят, отмоют, пристроят за счёт бюджета, а он снова возвращается на насиженное место — на вокзал или в подвал. Не хочет расставаться со свободой, которую даёт бродячая жизнь. Ведь, как ни крути, в жизни на улице есть свои преимущества. Бомж думает только о себе, не имеет никаких обязательств, не несёт никакой ответственности и не подчиняется никаким законам. У бомжа нет начальников, нет рабочего графика, он волен делать всё, что захочет. Многим нравится жить на улице. К слову, 90% бездомных вполне трудоспособны. Они просто не хотят работать.

В 2007 году в Думу был внесён законопроект о регулировании вопросов бродяжничества и решении проблем бездомных. Законопроект предлагал обязать бездомных регистрироваться и проходить регулярные медосмотры. За отказ от регистрации предполагалось давать 10 суток, злостных нарушителей могли упечь в спецучреждение. Закон раскритиковали: во-первых, о какой регистрации может идти речь, когда у 70% бродяг нет даже паспорта? Во-вторых, бомж, каким бы опустившимся он ни был, всё же человек. Принудительное лечение, а тем более заключение за бродяжничество, которое преступлением не является, — это нарушение прав человека. Если бомж выбрал жизнь на улице, он имеет на это право.

Гуманные граждане выступают против возвращения уголовного наказания за бродяжничество. Они считают, что принудиловкой ничего не решишь. Нужна комплексная государственная программа по реабилитации и социальной адаптации бомжей.

«От бездомных нельзя избавиться! Им надо оказывать помощь, поддерживать на пути к нормальной жизни. И одной бесплатной похлебкой эту проблему не решишь. Нужны большие денежные вливания, спонсорская помощь. Богатые должны начать помогать бедным» (Константин Казанцев, директор Дома ночного пребывания)

Радикально настроенные граждане выступают за решительную борьбу с бомжами на государственном уровне. Гуманность и терпимость по отношению к бомжам, вроде уважения их прав, — палка о двух концах. Во-первых, государство обязано прежде всего защитить законопослушных граждан от социально опасных бездомных. Во-вторых, уважать право бомжа на бродячую жизнь — это значит позволить ему погибать на улице от холода, голода или в результате расправы товарищей по несчастью. По статистике, средняя продолжительность жизни бродяги на улице 3-5 лет. Довольно негуманно не замечать, как умирают тысячи людей. В-третьих, реабилитация и адаптация армии бездомных — это миллионы рублей. Вся финансовая тяжесть подобной государственной программы снова ляжет на плечи налогоплательщиков. В-четвёртых, что делать с теми, кто не желает адаптироваться? Кормить бесплатно?

«О каких правах вы говорите? Бомжи давно потеряли человеческий облик. Это уже не люди, а какие-то человеческие обломки! Собрать всех, отмыть, вылечить и заставить работать!».

«Сажать их надо! Или высылать за 101 километр как было в СССР. В Сибирь, вон сколько деревень пустует».

«ненавижу бомжей!!! отстреливал бы как бешеных собак!! фашисты, чтобы не говорили были не дураки, всех бомжей и алкоголиков собрали и отправили строить дома и мосты».

«К сожалению, мы не имеем лицензии на отстрел бомжей, а других законных способов справиться с ними сегодня нет».

Михалев, правда, потом заявил, что это он так неудачно пошутил.
Гуманисты возражают: среди бомжей много таких, кто оказался на обочине жизни не по своей воле. Человек без документов и пресловутой прописки практически не имеет шансов найти вменяемую работу и жильё. Всё по пословице «без бумажки ты – какашка». Многие люди становятся бездомными по вине государства . В прошлом году, например, по судебному решению было выселено из своего жилья 20 827 человек, без предоставления другого жилого помещения. Отсутствует нормальная система социальной адаптации бывших заключённых. В результате армия бездомных регулярно пополняется зэками, готовыми на кражи и убийства.

Осенью этого года в Петербургском ЗАКСе рассматривали законопроект о создании специальных режимных поселений для бомжей. Планировалось организовать общежития где-нибудь в Вологодской области, предоставлять работу и т.д. Правда, никто не задумался о том, понравилось бы жителям Вологодской области это сомнительное соседство. К слову, подобные приюты для бездомных уже существуют в США. При этом количество бродяг в процветающей Америке не сокращается. По официальным данным, в Штатах примерно 3.5 млн. бомжей. Немногим меньше, чем в России. Достаточно бродяг и в сытой-обутой Европе.

«Бездомные - это особая культура, которая присутствует не только у нас, но и в более богатых странах. Бездомным нравится такой образ жизни, им комфортно. Я не сторонник того, чтобы государство вмешивалось в этот процесс. Надо просто формировать культуру в обществе» (Игорь Чернышев, член Совета Федерации по социальной политике)

Я думаю, что одним формированием культуры в обществе от бомжей не избавишься. Радикальные меры по отношению к бомжам могут решить проблему. Но будем честны: в современной России с её законодательной системой и коррупцией бомжом может стать любой гражданин .

Видео про бомжей живущих в России:

Разрешите представить – Радик Гаримянович со страшной фамилией Басаев, 45 лет. Обыкновенный провинциальный бомж с солидным «профессиональным» стажем. Проживает в городе Орск, Оренбургской области. Человек хреновой судьбы, не сумевший побороть свои слабости и опустившийся на такое дно, с которого уже не поднимаются. Сегодня модно показывать свой день: когда проснулся, как позавтракал, как ехал на работу, чем занимался. У Радика нет возможности самостоятельно запечатлеть свой день, да и мысль такая ему не приходила, однако, когда я объяснил свой замысел, в его глазах загорелся огонек и он воодушевленно сказал: «Это хорошо, это правильно браток! Напиши, чтобы люди не повторяли моих ошибок». К сожалению, у меня не было возможности сфотографировать весь день этого человека, уж больно нетороплив распорядок бездомного, поэтому большую часть записываю с его слов. Итак, первой фотографией принято показывать часы на дисплее сенсорного мобильника, но, как вы понимаете, у Радика нет не то что мобильника, но и обычных наручных часов (они ему просто не нужны). Встает Радик рано:
Вот так выглядит его спальное место:
(Там, за оградкой, на картоне и тряпках обычно спит Радик) - Как дождик, я в подъезд уйду. Не везде пускают, но я хожу откуда не гонят. Вместо завтрака пара глотков спирта, который Радик покупает в соседнем общежитии. Пьет интеллигентно, только разбавленный. За чакушку нынче просят 17 рублей, а за «флЭкон» (как на английский манер говорит наш герой) 35 рублей и ни каких запретов на продажу в ночное время. Забегая вперед, скажу, что к спирту он прикладывается регулярно, и он для него является благом куда как более необходимым, чем еда.
Подкрепившись таким образом, Радик берет свои костыли, с трудом поднимается на ноги и идет на «пенек»:
«Пенек» - это место на крыльце перед продовольственным магазином. Здесь он проводит большую часть времени, собирая подаяние. На вопрос сколько дают, отвечает: «Хватает. Всегда по-разному. Какое у людей настроение». Наш герой - настоящее бедствие для администрации магазина. Сначала они активно боролись с его присутствием: прогоняли, но он возвращался, вызывали милицию, но те приезжали и тоже ничего не могли поделать. А куда его девать? Приюты переполнены, да и не нужен он там никому. В итоге, в этой длительной борьбе победил Радик. Сейчас с ним смирились и уже не гонят, правда и внутрь не пускают. В связи с этим у него большая проблема – как купить сигареты. Он сидит на ступеньках и просит прохожих: «Браток! Помоги! Вот возьми деньги, купи мне пачку «Оптимы» красной!». Большинство отказывает, но кто-нибудь сердобольный всегда находится и выручает. Символично, но магазин возле которого он дежурит называется «Фортуна».
Когда наступает время обеда, Радик поднимается и идет в Чкаловскую больницу, там дают бесплатные обеды: Ходит он очень медленно и с большим трудом. Виной тому случившийся пять лет назад инсульт, который здорово ударил по ногам и предопределил его дальнейшую судьбу. Дело в том, что Радик не просто бомж, а бомж-одиночка. Остальные городские бездомные живут группами, так безопаснее, так проще зарабатывать и веселее пить. Радика в компанию не принимают, так как он не работоспособен и толку от него нет, правда и сам он от местных бомжей не в восторге: - Крысы они в основном. Вурдалаки такие конкретные. Я их к себе не подпускаю, не общаюсь. Один раз прохожий на улице упал, приступ у него случился эпилепсии, а бомж подошел и все карманы обчистил. Если б я ходил бы нормально, я бы его избил, собаку. Сам Радик бомжует с 2002 года, с тех пор как вернулся из тюрьмы. - Вот с тех пор как робот, хожу, брожу, уже не человек. Аллах меня наказывает. А наказывать есть за что. - За что сел? - Сто вторая... - Это что такое? - Трупозвон... - Убил кого-то? - Да, человека. - По-пьяни? - Нет. Трезвый я был.
Дальше Радик рассказывает на мой взгляд весьма сомнительную историю, которая больше похожа на песню Высоцкого: Иду с дружком, гляжу стоят, Они стояли молча вряд, Они стояли молча вряд, Их было восемь! - Ночью шел, часа два было. Мост через Елшанку, где ЮУМЗ. Они навстречу. Я потом пересчитал, их шестнадцать было! Ну, я к перилам прижался, они спрашивают: "Закурить есть? А может денежки есть?" Ну, я одному всандалил, а остальные разбежались. С правой руки, прям под сердце попал. Ножом..., - Радик замолкает, а потом, спохватившись, почти кричит, - Но я не уходил никуда! Тогда ведь сотиков не было, я остался, думал, может кто с работы будет возвращаться, скорую вызовет. Остался я, не уходил! Тут меня менты и приняли, двенадцать вхреначили. В красноярском крае сидел, кочегаром был. Мне нравилось! Я даже уходить не хотел. А потом вернулся и...
(То самое место) - Семья то у тебя была? - А как же! Жена и дочка. Дочка меня ищет, - тут опухшие глаза Радика принимают мечтательное выражение, - она взрослая стала, красивая говорят, высокая... Институт окончила! Правда, замуж пока не вышла. Пока. Видно, что тема дочери - это единственное, что хоть как-то трогает его измотанную, загрубевшую душу. Он замолкает, а потом тянется запазуху и достает уже знакомую бутылочку из-под йогурта: - Опохмелиться нужно... Выпив, он закуривает и возвращается в свое прежнее состояние. - Город тебя поддерживает? Почему в приют не идешь? - Я хожу иногда, но там так: полежал и освобождай койку. Нужно в другой идти, а мне ходить тяжело, ноги дешевые. Да, и работать там нужно, а какой из меня работник? Я сам себя еле-еле волочу! Так, только курить могу и чай пить. - Тяжело или привык уже? - Привык вроде, куда деваться. Жить все равно хочется, хотя, понятно, что на Майке моя родина (имеется ввиду городское кладбище в пос. Первомайский). - Спасибо Медведеву! - неожиданно выдает Радик. - Медведеву? За что? - Поддерживает нас, вот за что! - Это как? - Да, вот так, поддерживает, браток. Хожу на Чкаловскую, пожрать дают. Мне от него ничего не надо. Он хоть не как горбач, тот настоящий урод... На этом наш политический дискурс был исчерпан. - Квартиру куда дел? Проиграл? - Нет, ты что! Жене оставил. Все оставил, даже шмотки. Я такой человек, понимаешь... - Менты тебя не обижают? - Нет, что ты! Менты меня знают, молодцы, пацаны! Здороваются, как увидят. Один мент, Ринат, мне вот, костыль новый подарил! - Радик хвалится костылем, - этот у меня давно уже, а вот этот он, Ринат подарил. Хороший мужик! - Когда война была, оренбургские на рейды приезжали, вот они меня прессовали. Как увидят фамилию, первый вопрос: "Ты Шамилю случайно не родственник?" Да, я бы его сам зарезал! - Ты сам как думаешь, почему у тебя так жизнь сложилась? - Молодой был, глупый... Играть начал сразу после перестройки, вот и проиграл. - А после тюрьмы почему опустился? Что тебя сломало? Радик безнадежно машет рукой. Как тут объяснить?
- Как думаешь, что с тобой дальше будет? Надеешься на что-нибудь? - А что будет? До утра бы дожить, и то хорошо. Мне, браток, немного осталось, я же понимаю. Жил как собака, так и сдохну под кустом. Радик тяжело поднимается на ноги и уходит с "пенька":
Пройдя пару метров, он вдруг подходит к стене и, не смущаясь прохожих, расстегивает ширинку и мочится себе под ноги, попадая на штаны и ботинки:
Честно расплатившись с Радиком за интервью, я направился к машине, но меня остановил вот этот человек: - Здравствуйте, - поздоровался он, - а вы из какой газеты? - Здравствуйте, это материал для интернета. Человек со знанием дела покивал головой. - Это Радик, - сказал он, показывая на моего собеседника, - он в наше общежитие частенько за спиртом приходит. Колоритная личность! - А вы, значит, его знаете? - Знаю, как же. Больной он совсем, даже жалко. У них, у пьяниц здоровье совсем плохое. У меня жена пьет много лет, ничего не могу поделать. Уходит из дома и пьет. А когда возвращается, на нее смотреть страшно. Раны открылись на ногах и не затягиваются, гниют. - Здесь место хорошее, - говорит он, показывая на "пенек", - я и сам здесь раньше стоял. Не попрошайничал, а двери покупателям открывал. Хорошо зарабатывал! Бывало за два часа 300-400 рублей давали!, - говорит с радостью, так как будто работал какоим-нибудь топ-менеджером (да, и то, сомневаюсь, что многие из топов с такой интонацией говорили бы про свою работу), - Потом, правда, уйти пришлось, тут мафия решает кому стоять, а кому нет. Я и не стал связываться. Я с любопытством смотрю на этого человека, и понимаю, что он здесь появился не случайно. Вот живой и своевременный пример человека, у которого тоже сложная судьба. Одет просто, но чисто. Рубашка свежая, сам подтянут, говорит быстро, четко, что после Радиковского мычание звучит почти как музыка. Спрашиваю как его зовут и прошу сфотографировать. Алексей, почувствовав себя спокойнее, вдруг говорит: - Простите, а можно вам вопрос задать? Это не просто вопрос, а тест на интеллект. - Задавайте, - говорю. - Такой вопрос: а вы умеете ходить вверх головой? - Умею, я всегда так хожу. - Ух ты! - совершенно по-детски удивляется Алексей, - а когда меня спросили, я неправильно ответил! Долго еще понять не мог в чем тут подвох! Алексей радостно смеется и жмет мне руку, мы прощаемся, пожелав друг другу здоровья. Я уезжаю, а Радик остается сидеть на "пеньке". Нет смысла дальше фотографировать его день. Посидев еще несколько часов, он купит в общежитии самогонки и, залив глаза, уснет под родным кустом.

Когда мыпроходим поулицам, порой наглаза нам попадаюся грязные, оборванные люди— внароде ихименуют бомжами (без определенного места жительства). Содним избобруйских бомжей, которого мывстретили возле СОШ № 26, мырешили познакомиться. Онпредставился Сергеем. Втот момент, когда мыего увидели, бомж собирал остатки еды.

— Выможете рассказать, как выстали бомжом?

— Могу, почему нет.

— Расскажите, где выучились, работали, как жили дотого, как стали бомжом?

— Яучился всельской школе. Несказалбы, что наотлично, нониже троек оценок неполучал. Изшколы яушел после девятого класса, ипосовету родителей пошел всельскохозяйственное училище. После учебы забрали меня вармию. Когда моя служба подходила кконцу, мои родители погибли впожаре. После службы япошел работать водителем вколхоз, создал семью, жена родила сына, жизнь налаживалась. Жил явдоме родителей жены, так как дом родителей сгорел при пожаре. Работал по12 часов всутки, под вечер приходил уставший. Чтобы снять усталость, потихоньку стал выпивать. Инезаметил, как это вошло впривычку. Наработу стал приходить под « градусом» , перестал справляться споставленной задачей. Первое время начальство делало мне выговоры, вело беседы смоей женой, новсе было без толку. Апотом меня уволили, ажена иеёродители выгнали меня издома. Так яоказался наулице, стал бомжом…

— Выпредпринимали попытки зажить нормальной жизнью?

— Втовремя, когда ялишился крыши над головой, развалился Советский Союз. Тогда работу было найти очень сложно. Поэтому явосновном работал грузчиком. Нонаэтих подработках ядолго незадерживался, давал знать осебе алкоголь… Приходилось сталкиваться ссотрудниками милиции… Вели они себя по-разному : одни помогали— давали переночевать вночлежке, другие тосажали вКПЗ, топинали…

— Спиртными напитками вы по-прежнему злоупотребляете?

— Яуже привык кним. Как начал пить когда-то подурости, так досих пор инемогу остановиться…

— Аслучалось вам попадать вконфликтные ситуации наулицах города?

— Случалось, ичасто. Поначалу ядаже боялся выглядывать изсвоего постоянного « временного дома» . Умногих вголове мысль: если бомж, тонад ним можно издеваться— пинать его, кидать внего чем-нибудь … После последней такой встречи япролежал вбольнице две недели… Напоиски еды выхожу днем. Стою товозле рынка, тооколо магазинов, ноиоттуда меня гонят— как будто янежилец вэтом мире… Думают, что если ябомж, томеня нужно бояться как огня. Среди нас есть бывшие водители, врачи, электрики… Мытакиеже, как все…

— Засвою бездомную жизнь чем выболели?

— Только туберкулезам… Вроде ничем больше…

— Где выночуете? Как квашему ночному присутствию относятся обычные жильцы?

— Выбор унас небольшой: теплопроводы, подъезды домов, недостроенные дома, полуразрушенные помещения. Отношение жильцов разное, новедь люди предпочитают жить без посторонних запахов… Ночуя наулице зимой можно запросто уснуть изамерзнуть. Еслибы такое произошло— это былобы даже клучшему— никтобы тебя больше непинал, неоскорблял, ненадо былобы думать где достать еду… Унас только одно избавленье— СМЕРТЬ.

— Как выпроводите день, чем занимаетесь?

— Каждый день похож напредыдущий, заранее можно предугадать, что следующий день будет такимже, каким был игод назад идва. Просыпаясь утром составлять план ненадо, онодин итотже: проснуться, достать деньги, найти еду ибез последствий добраться доочередного места ночевки, заснуть истревогой ожидать следующий день. Когда хожу погороду впоисках еды, денег, стою возле вокзалов или магазинов, зачастую появляется мысль, что доместа ночевки могу недобраться, что слягу прямо здесь, или помогут слечь… Моя жизнь— это испытание напрочность, проверка наживучесть,— сломаюсь или нет. Любой человек знает, что если пирожное недоест сразу, тосъест его позже. Адля нас это непозволительная роскошь: несъел сейчас, несъешь больше никогда… Жизнь бомжа похожа нажизнь сапера, втом плане, что бомжи, как исаперы, ошибаются только один раз, второго шанса уже небудет. Всвободное отпоисков еды, денег иместа ночлега время основным нашим развлечением являются карты. Это единственная вещь, соединяющая нас снормальной жизнью, окоторой мыпомним… Летом купаемся вреке, зимой— вснегу. Вот ивсе развлечения.



gastroguru © 2017