Неуравновешенный ребенок советы психолога. Нервные расстройства у детей: что должны знать родители Ребенок неуравновешенный

Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.

Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

Тест «11 признаков»

  1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
  2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
  3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
  4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
  5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
  6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
  7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
  8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
  9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
  10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
  11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?


Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

Умственная отсталость

Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.

Причины

Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины обусловлены:

  • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
  • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
  • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
  • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
  • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
  • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.

Можно ли вылечить?

– патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием , выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

Задержка психического развития

При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

Психический инфантилизм

Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: , письма, чтения и счета.

Каков прогноз?

Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

Чем помочь ребенку?

Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

  • Интересно почитать:

Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.

Синдром дефицита внимания

Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.

Признаки

Диагностируют у ребенка, если наблюдается:

  • чрезмерная возбудимость;
  • неусидчивость;
  • ребенок легко отвлекается;
  • не умеет сдерживать себя и свои эмоции;
  • не способен следовать инструкциям;
  • внимание рассеянно;
  • легко перескакивает с одного дела на другое;
  • не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела;
  • чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника;
  • не умеет слушать;
  • не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.

Почему развивается СДВ?

Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:

  • ребенок генетически предрасположен к СДВ.
  • во время родов была мозговая травма;
  • ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.

Последствия

Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.

Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.

Виды лечения

Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:

  • витаминотерапия и антидепрессанты;
  • обучение детей самоконтролю по различным методикам;
  • «поддерживающая» обстановка в школе и дома;
  • специальная укрепляющая диета.

Аутизм

Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.

Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.

Как проявляется?

У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.

Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи , однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.

  • Возможно, вас заинтересует:

У детей с аутизмом наблюдаются , они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения , могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним , то есть полностью избегают общения.

Причины развития

Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.

Известно, что развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС . Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.

  • Это интересно:

Лечение

Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.

Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:

  • скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими;
  • развивать моторику с помощью специальных упражнений;
  • используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие;
  • решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка;
  • применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.

Шизофрения

При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

Клинические признаки

У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

  • грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
  • в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
  • появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
  • наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.

Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

  • страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и ;
  • даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
  • мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
  • страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
  • появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.


у подростков проявляется такими симптомами:

  • на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
  • деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
  • случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
  • наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
  • проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
  • особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.

Лечение препаратами

Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.

  • Советуем почитать:

Инвалидность

Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

  • Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении , если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
  • При реккурентной шизофрении , особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.

Эпилепсия

Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.

Симптомы приступа

Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.

После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.

Неотложная помощь

Очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.

В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.

Препараты

Потребуется с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25% , либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.


При длительной эпилептическом припадке назначается дегидратация раствором эуфиллина 2,4%, фуромесида, концентрированной плазмой . В крайнем случае применяют ингаляционный наркоз (азот с кислородом 2 к 1) и экстренные меры по восстановлению дыхания: интубация, трахеостомия. Далее следует экстренная госпитализация в реанимационное отделение или неврологический стационар.

Неврозы

Проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.

Как формируются

Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.

На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:

  • Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка.
  • Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги.
  • На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще.
  • Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания – 12-15 лет.

Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.

Расстройства пищевого поведения

Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.

Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

Анорексия

Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния .

Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.

Булимия

Подростки с характеризуются периодическими резкими перепадами веса , потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.
По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.

Профилактика

В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.


Консультация у детского психиатра не обязывает родителей тут же направлять ребенка на лечение в соответствующие учреждения. Однако, часто возникают случаи, когда плановый осмотр психолога или психиатра помогает предотвратить серьезные нервно-психические патологии в более взрослом возрасте, обеспечивая детям возможность остаться полноценными и жить здоровой и счастливой жизнью.

С ребенком, вспыхивающим по любому поводу, непросто иметь дело. От его необдуманных поступков страдают все: братья и сестры, родители, приятели в садике и школе.

Неумение контролировать свои действия в периоды гневных вспышек приводит к тому, что дети начинают распускать руки, кричат, царапаются, кусаются и щипаются.

Что же делать, если у вас в семье подрастает вспыльчивый ребенок? Советы психологов помогут вам переломить эту негативную тенденцию.

Ни первое, ни второе, считают специалисты. Зачастую подобная черта характера проявляется у тех детей, чьи папы и мамы не уделяли должного внимания эмоциональному воспитанию. Ребенок растет вспыльчивым просто потому, что не может иным способом выразить свое настроение.

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет вспыльчивого человека, как склонного к горячности и легко раздражающегося. По мнению же психологов, вспыльчивость – это эмоциональная несдержанность, взрывная раздражительность, свойственная темпераментным детям.

Таким образом, подобная крайняя эмоциональность зависит еще и от детского темперамента. Неуравновешенность больше характерна для маленьких холериков, чем для флегматичных детей. Вспышки плаксивости и злости также можно наблюдать и у меланхоликов.

  1. С раннего детства малыш чрезмерно активен, даже не научившись ходить. Его движения резкие, быстрые, он часто плачет. Устраивая истерики, кроха падает на пол и сучит ногами.
  2. Вспыльчивых детей легко вывести из себя, а свое недовольство они выражают резко и порой агрессивно: ломают игрушки, которые не работают, рвут книжки, если родители отказываются ее читать, толкают других ребятишек.
  3. В сложных ситуациях такой ребенок действует мгновенно. Однако излишняя эмоциональность мешает продуктивности его поступков. Чаще всего детское поведение разрушительно и непоследовательно.
  4. Несдержанных детей можно назвать экспериментаторами. Они первыми вступают в игру, любят проявлять инициативу, но о последствиях собственных поступков задумываются редко.
  5. Таким малышам требуется большое свободное пространство. Они не переносят тесноту, избегают телесных контактов со взрослыми и сверстниками.
  6. Вспыльчивый ребенок нечувствителен к желаниям других людей. Он предпочитает держаться подальше от ровесников, вступая во взаимодействие лишь в особых случаях – например, при защите собственных интересов.

Несмотря на вышеперечисленные негативные черты характера, неуравновешенный ребенок часто обладает большим творческим потенциалом и массой других положительных качеств. И только нарушенный адаптивный механизм психики и отсутствие эмоционального контроля не позволяет окружающим заметить эти позитивные стороны.

Как бороться с детской вспыльчивостью?

  1. С раннего возраста обозначьте перед малышом рамки дозволенного. Выполнять требования нужно неукоснительно, несмотря на разные обстоятельства, настрой ребенка и собственное настроение. Запрет можно выражать в любой форме – от недовольных взглядов до физических ограничений (крепких объятий).
  2. Вспыльчивость, как особенность темперамента, наследуется от родителей. Поэтому воспитывайте детей своим примером – сдерживайте проявления гнева, раздражения, особенно в их присутствии.
  3. Отслеживайте ранние симптомы назревающего срыва. Так вы успеете отвлечь детское внимание и предупредить эмоциональную вспышку. Явными признаками приступа может быть:
  • повышенная двигательная активность и суетливость;
  • замыкание в себе;
  • демонстративное непослушание;
  • хныканье.
  1. Бесполезно требовать от ребенка «замолчать» и «посидеть в тишине». Напротив, вовлеките его в беседу, расспросите, что он чувствует и о чем думает. Если дети научатся рассказывать о своих эмоциях спокойным тоном, то и впредь смогут их выражать более приемлемым способом – через речь и, к примеру, рисунки.
  2. Если вспышку не удалось предотвратить, не кричите на свое чадо. Дайте ему время выплеснуть отрицательные эмоции наружу, чтобы он снял напряжение и успокоился. Однако не забудьте еще раз твердо объяснить, каких поступков вы от него ждете.
  1. На старших дошколят и детей младшего школьного возраста хорошо действуют психокоррекционные сказки, в которых главный герой, будучи вспыльчивым, в итоге побеждает эту наклонность и ведет себя спокойно и сдержанно.
  2. Верьте в нормальность ребенка и донесите эту уверенность до него самого. Многих вспыльчивых детей пугает собственная чрезмерная ярость и агрессивность. Они могут после случившегося приступа «казнить» себя за свой гнев – к примеру, наносить себе побои. Объясните своему чаду, что любите его всяким, в том числе и очень раздраженным.

Что делать мамам и папам, когда бунтующий малыш начинает бить и крушить всё вокруг, кричать и топать ногами на взрослых, а никакие аргументы на него в это время не действуют. В арсенале психологов существует несколько несложных приемов, помогающих выплеснуть негативные эмоции. Попробуйте их все, чтобы подобрать метод, наиболее подходящий для вашего бунтаря.

  1. «Листки гнева»

Ребенок злится? Нарисуйте на листе бумаги его гнев – мордочку с зубами, злого зверька. Дайте ему в руки эту картинку и объясните, что он может разорвать свой гнев, раздражение и вспыльчивость. Можете заранее запастись подобными «листками гнева».

  1. «Бой с подушками»

«Ах, вот ты как! Ну, сейчас ты у меня получишь!», – с такими словами «нападайте» на вспылившего ребенка. Несерьезная битва подушками поможет быстро скинуть напряжение, рассмешить малыша, который скоро забудет о предмете злости.

  1. «Лопни шарик»

Безусловно, в острый момент кризиса вы не успеете надуть воздушный шарик, так что этот способ подойдет тем родителям, у кого уже есть надутые шары. Например, оставшиеся от какого-либо праздника. Предложите ребенку лопнуть шарик или покажите, как можно сдувать пузырьки на упаковочной пленке.

  1. «Обзывалки»

Избавить от агрессии поможет такая простая игра, как «обзывалки». Конечно, обзывать друг друга следует в шутку. К примеру, назовите малыша «морковкой» или «редиской». Только отслеживайте детскую реакцию, поскольку некоторые дети в момент злости могут негативно отнестись к подобному развлечению.

  1. «Домашний театр»

Этот способ можно применять, когда ребенок успокоится и будет готов к взаимодействию. Устройте дома кукольное или пальчиковое представление. В таких постановках играют два персонажа – излишне эмоциональный и спокойный. Ваша задача – показать выгоду от более сдержанного поведения.

Ну и напоследок, нужно понимать, что дети не специально ведут себя вспыльчиво и неуравновешенно, таким поведением они не хотят обидеть родителей. В ваших силах научить ребенка сдерживать свой темперамент, применяя в воспитании твердость и систематичность.

Оценить статью:

(Всего оценок:

В среднем:

Что вы делаете, когда у вашего ребенка истерика или он капризничает? Большинство родителей совершают те же самые ошибки: расстраиваются, пытаются убеждать, спорить, угрожать последствиями или чувствуют себя виноватыми.

У очень чувствительных и вспыльчивых детей есть такие врожденные особенности, которые заставляют их остро реагировать на внутренние и внешние события. Таких детей еще называют «тревожными», «трудными», «взрывными» и «очень эмоциональными». Родители же считают их поведение жестким и негибким. Этим детям обычно нелегко даются незнакомые обстоятельства, новые действия и ситуации и даже умеренные стрессоры. Что же может сделать родитель?

Вообразите шкалу неблагополучия, с делениями от одного до 10. При физическом неудобстве, неудаче или другом стрессе среднестатистический ребенок войдет максимум в оранжевую зону (6 или 7).

Легковозбудимый ребенок при одинаковом стрессоре войдет в так называемую красную зону – от 8 до 10. При этом такой малыш будет кричать, сопротивляться и абсолютно не сможет себя контролировать. А злиться на ребенка, находящегося в красной зоне, все равно, что подбрасывать уголь в костер.

Обычные ожидания ребенка (сон, поход в школу, командные виды спорта) могут казаться вам умеренными стрессорами, но для тревожных и эмоциональных детей они становятся настоящим испытанием. И вполне возможно, что сами дети не справятся с подобной ситуацией. Здесь нужна большая работа по познавательной и эмоциональной коррекции.

Однако не нужно думать, что все зависит от квалифицированной помощи психолога – если ребенок идет домой к своим самым близким и любимым людям (родителям), которые сердиты, раздражены и не обращают на него внимания, то его нервная система просто не справится с хроническими эмоциональными перегрузками.

Специалисты говорят, что при стрессе у эмоциональных детей возникает «чрезмерная реакция». Их нервная система реагирует на стрессор чрезвычайно «эффектно»: это может быть истерика, крики и т. д. Каким же должен быть первый шаг?

Психологи считают, что сначала родителям нужно развить собственные навыки самоконтроля, чтобы затем помочь своим детям успокаивать себя. Например, в случае внештатной ситуации в самолете кислородный пакет должен сначала попасть к родителю, чтобы тот смог оптимально помочь своему ребенку.

Рациональные и умные родители могут легко попасть в ловушку, поступая неправильно с возбужденными и раздраженными детьми. Вызвано ли беспокойство предстоящим днем рождением, игрой в футбол или домашними заданиями, страх находится в голове наблюдателя (родителя), и его не стоит обсуждать в момент эмоционального взрыва.

Психологи советуют: не стоит что-то делать, просто стойте рядом. Другими словами, «не причините вреда» означает, что родители должны вести себя спокойно и тщательно следить за словами и эмоциями, которыми они делятся со своими чувствительными детьми. Раздраженный родительский тон или сталь в голосе могут подтолкнуть ребенка от состояния тревожного беспокойства к бурной истерике.

Исследование нейровизуализации подтвердило то, что мы интуитивно знали – когда мозг одного человека сигнализирует о беспокойстве и тревоге, то эти сигналы передаются стоящему рядом человеку. То есть, дети знают, что чувствуют их родители.

Чувствительные дети могут обнаружить даже неявные отрицательные эмоции: «Нет, она опять истерит», «Как же она не вовремя», «Почему она не такая, как другие дети», и тогда эмоциональный взрыв будет еще ярче.

Таким образом, всем нам нужно попытаться достичь максимально спокойного эмоционального состояния в ответ на поступки чрезвычайно тревожных и эмоциональных детей.

1. Подтвердите чувства своего ребенка. Помните, что сочувствие не означает согласие. Во время кризиса у вашего ребенка повышенный сердечный ритм, он кажется безрассудным и безутешным, а его всего переполняет гормоны стресса, которые вызывают головные боли и боли в желудке. Самая большая сложность для родителей состоит в том, что ребенок не идентифицирует проблему, которая является причиной беспокойства. Поэтому родители часто высказывают пренебрежение, которое приводит к тому, что ребенок кричит еще сильнее, чтобы объяснить, как он расстроен. Вместо того чтобы сказать: «Ты любишь школу. Просто слишком волнуешься сегодня», лучше добавить: «Ты не хочешь идти сегодня в школу. Твой животик болит, и тебе кажется, что это худший день в твоей жизни».

2. Будьте терпеливыми и понимающими то, что испытывает ваш ребенок. Скажите себе: «Она делает все, что может, учитывая ее эмоциональное состояние. Она не виновата в том, что у нее такой темперамент». Сострадание и понимание приведет к более быстрому разрешению эмоциональной вспышки, даже если она продлится дольше, чем вы хотели бы.

3. Повторяйте и слушайте. В то время, как вы сидите спокойно и слушаете своего ребенка, попытайтесь просто повторить то, что он вам говорит. Не спорьте. Скажите ему, что вы его внимательно слушаете. Говорите медленно и очень спокойно.

4. «Тише едешь, дальше будешь». Хотя вы боретесь со своим нетерпением, помните, что тревожность похожа на гравитацию: что поднимается вверх, обязательно окажется на земле, внизу. Другими словами, пусть накал эмоций вашего ребенка растет сейчас, потом он обязательно снизится. Цель родителя в такой ситуации – не сделать хуже, то есть не нужно спорить, критиковать или даже слишком много говорить, потому что любая стимуляция может вызвать еще большее эмоциональное напряжение. Если дело касается ответа родителей на сильные эмоции ребенка, то принцип «Тише едешь, дальше будешь» полностью себя оправдывает.

5. Успокойте себя, что такой подход – это не «порча» или «потакание» вашему ребенку , вместо этого он помогает избавить ребенка от высокой тревожности и вспыльчивости. Хотя вы можете чувствовать, что это занимает слишком много времени или же вам кажется, что вы усиливаете плохое поведение, вспомните, что ваши другие карательные методы не работали.

6. Единственный человек, которым вы можете управлять, это вы сами. Попробуйте успокоиться и сделайте дыхательное упражнение. Вдыхайте в течение пяти секунд и так же пять секунд медленно выдыхайте. Используйте для контроля за временем секундную стрелку на часах и следите за движением живота. Поскольку вы сосредотачиваетесь на самоуспокоении, то ваш ребенок может решить присоединиться к вам.

7. Отвлечение работает. Если у вашего ребенка эмоциональный стресс идет на убыль из красной зоны (от 8 до 10) в оранжевую зону (6-7), то отвлечение внимания поможет ему успокоиться и далее. Возможно, вы сможете рассказать ему историю из своего детства о том, когда вам необходимо использовать такие техники, как глубокое дыхание или позитивный разговор с самими собой для самоуспокоения. Ваш пример покажет ребенку, что каждый человек должен работать над самим собой, чтобы стать лучше.

Дети учатся у своих родителей всему, в том числе и эмоциональному регулированию. Возможно, взрослым стоит начать с себя, чтобы помочь малышам с высокой чувствительностью, тревожностью и вспыльчивостью стать более спокойными и научиться контролировать свои эмоции. Помните, что ваши дети смотрят на вас.

Редакция

Мы знаем, что у ребенка бывают кризис трех лет, кризис семи лет, но что делать, если детские истерики происходят и вне этого времени. Если ребенок на любое ваше замечание реагирует очень эмоционально? Как общаться с эмоциональным, вспыльчивым ребенком, чтобы ребенок услышал вас?

Читай также: Как сделать так, чтобы ребенок слушался вас

Если ваш ребенок переживает частые эмоциональные всплески, вам, конечно, не позавидуешь. С другой стороны, вы должны понимать, что когда ребенок не может выразить свои чувства с помощью слов, включаются эмоции и крайне вероятен срыв, поэтому всегда следует быть готовым к проявлениям истерик, потери самообладания, вызывающего поведения и эмоциональных всплесков.

Эмоциональные всплески у детей могут длиться от тридцати секунд до нескольких минут или даже нескольких часов (терпения вам, родители). И хотя они являются частью взросления, иногда у родителей просто опускаются руки.

Главное родительское правило – в любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Держите еще десять правил, которые помогут вам найти общий язык с очень эмоциональной ребенком и избежать детских истерик.

Читай также: 10 игр для снятия стресса у ребенка

1. Истерику лучше предупредить

Обращайте внимание на ранние признаки назревающих срывов. Признаками приближающегося эмоционального срыва у ребенка могут быть:

  • хныканье, нытье;
  • повышенное двигательное беспокойство и суетливость;
  • выпрашивание;
  • раздражение, иногда ярко выраженное;
  • замыкание в себе.

Вы можете успеть отвлечь внимание ребенка, предупредив эмоциональную вспышку.

Читай также: Все буде добре. Как справиться с детскими истериками

2. Дайте ребенку возможность самостоятельно вернуться в реальность

Независимо от того, где вы находитесь – дома или в общественном месте, не становитесь на пути проявления истерики вашего ребенка. Старайтесь сохранять спокойствие, он должен понять, что вы не контролируете его поведение. Устав от проявления собственных эмоций, ребенок вернется в реальность, возможно, даже через считанные минуты.

3. Выясните истинную причину эмоционального срыва

Когда эмоциональный кризис минул, поговорите с ребенком, постарайтесь аккуратно поинтересоваться, что вызвало его раздражение. попросите его описать, что он чувствовал перед самым кризисом. Это поможет ребенку понять, какие эмоции он должен контролировать в первую очередь.

Проведя с нашей помощью анализ поведения вашего ребенка вы сможете разобраться в том, почему, например, он капризен или неуравновешен, какие черты его характера привели к этому или что мешает ему адаптироваться в среде сверстников.

Поняв какой же он, что им движет и что мешает, вы одновременно при этом открываете путь к коррекции поведения ребенка для более эффективного его развития и воспитания, что значительно облегчит жизнь малыша и сделает ваше общение с ним более легким и приятным.

Вспыльчивых детей характеризует:

* Очень легко огорчаются и сердятся, при этом активно пытаясь изменить то, что им не нравится через моторный (двигательный) акт. Предпочитают действовать, нежели думать и говорить. Им придется много тренироваться, чтобы облекать свои мысли в словесную форму.

* Некоторые дети, даже груднички, склонны использовать мышцы и моторную систему, чтобы высвободить свою отрицательную энергию. У них наблюдается чрезмерная моторная активность, они могут стучать руками, ногами и, даже, головой об пол. Эти действия ребенка создают шумовой эффект, который необходим, как ему кажется, для усиления степени воздействия.

* Ребенок сосредоточен на двигательной активности, на своей моторной системе, воспринимает мир и понимает его лучшим образом через движения.

* Он ведет себя так, как будто пытается втиснуть весь огромный мир внутрь маленькой ракушки.

* Ребенок любит эксперименты. Он ""прыгает в воду"" первым, а затем смотрит куда прыгнул.

* Он начинает обычно с энтузиазмом, но часто не заканчивает работу или игру, так как удовлетворен своей двигательной активностью и не задумывается о цели действия.

* Если игра не работает, он захочет ее сломать; если родители не делают то, что он хочет, он ударит их головой или толкнет. Может отобрать у другого ребенка игрушку, ущипнуть и толкнуть так, чтобы тот упал.

* Ребенок не чувствителен к другим, предпочитает отдаляться от людей, часто не уверен в себе, испытывает страх остаться одному, страх перед разочарованием.

* Нуждается в большом и свободном физическом пространстве. Очень плохо себя чувствует в тесноте при физических контактах с людьми, даже когда и не сталкивается с другими детьми.

Часто родители ребенка опускают руки, прощают и разрешают ребенку все, боясь показаться ворчливыми в глазах окружающих. При этом внутреннее напряжение и дискомфорт в семье усиливаются. Но потом, видя возросшую опасность для ребенка и для своих отношений с ним, родитель неожиданно взрывается и пугает малыша, а затем, переполненный чувством вины, пытается искупить её вновь через всепрощение.

* Родители должны очень четко обозначить рамки дозволенного для ребенка и ни при каких обстоятельствах не снижать свои требования, а, наоборот, иногда в силу необходимости и усиливать их, используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты. Степень реакции и сила голоса взрослого должна быть пропорциональна отрицательному поведению ребенка.

* Чем старше ребенок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше физические ограничения и преграды.

* Чем активнее родители с самого начала устанавливали рамки дозволенного, тем меньше им придется потом бороться с отрицательными формами поведения ребенка для коррекции его характера.

* Родитель должен удерживать ситуации по контролем и использовать каждую из них как возможность обучения ребенка, ходя это довольно трудно и требует больших затрат усилий и энергии.
* Часто дети не воспринимают речь взрослых из-за затруднений в переработке слуховых стимулов. Они обнаруживают, что проще понять самого себя, нежели другого. Им необходима тренировка в двусторонней коммуникации через жесты, поведение, а затем через идеи и речь.

* В возрасте 2,5 года ребенок учится конструктивным образом выражать свои чувства с помощью словесных выражений и, понемногу, начинает справляться с приливами злости.

* Частая ошибка, которую допускают родители ребенка - это его ""изоляция"" с требованиями ""замолчать"" и ""сидеть тихо"". Наоборот, необходимо вовлекать малыша в разговор, спрашивать, что чувствует и как думает. Надо помочь ему выразить свои чувства, такие как злость, разочарование, избыток чувств, более абстрактным способом, через речь и идеи.

* Необходимо сглаживать агрессивность ребенка и использовать альтернативные пути для удовлетворения его нужд.

* У ребенка должно быть четкое представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления, предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять свои потребности.


Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

Бурные истерики и слезы - способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Нервные расстройства детей: лечение

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", - это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.

Многим людям очень не повезло в детстве: их никогда не любили родители . Не сумев понять, что же это такое - родительская любовь, и не испытав ответного чувства, теперь, став взрослыми, они не всегда знают, как именно следует выражать любовь к собственным детям . И в самом деле, как?

Но если вы были любимы в детстве, то скорее всего у вас не будет проблем: вы естественно станете повторять то, что делали ваша мама или отец. И, несмотря на обычную занятость, дети всегда будут чувствовать вашу ласку и тепло - на это вы всегда найдете время.

А ведь ребенку немного надо - всего минут 15 в день. Отложите все свои дела, забудьте про телефон, еду на плите. Поиграйте с малышом, поболтайте с глазу на глаз со школьником, послушайте подростка или сходите с ним в магазин за новым компакт - диском.

Контакт с ребенком

Контакт с ребенком должен быть истинным и значимым для вас обоих. Ваша искренность и участие, в общении с детьми , дадут ребенку возможность не стесняясь рассказывать о самом сокровенном, делиться своими чувствами, просить совета. Это необходимо каждому из нас, а тем более ребенку. И для вас это будет полезным - вы будете знать, каковы ваши дети на самом деле.

Знаете, даже то, как вы со своими детьми говорите, может сделать их вашими союзниками или противниками. Вот пример из книги "Любить детей еще недостаточно", автор Нэнси Самалин. "Если ваш сын пришел из школы сердитый и говорит, что учительница на него целый день кричала, не спешите заметить: "Значит, были на то причины". Лучше переспросите: "Кричала? Как, наверно, это было неприятно слушать! "И тогда без лишних слов ваш ребенок почувствует, что вы его любите и всегда готовы понять. И только теперь можно переходить к сути дела. Поймите, принимая точку зрения ребенка , вы отнюдь не поощряете его поступок. Наоборот, убедив ребенка в своем желании понять его, вы даете ему возможность выслушать и принять ваш совет.

Отвечайте подобным образом на любую реплику ребенка. Если он влетел домой с криком: "Мы выиграли! "- не кричите ему: "Убери куртку в шкаф, не бросай на кресле!". Лучше спросите: "А во что вы играли? " или: "А с каким счетом?", что означает: "Я тебя слышу. Мне интересно. А что было дальше? Расскажи, я с тобой... "

Детские эмоции

Американский психотерапевт Джон Готтман, специализирующийся по проблемам семейных отношений, в своей книге" Как вырастить уравновешенного ребенка " пишет: "Не стоит считать концом света обычное выражение ребенком негативных чувств. Дайте название каждому из них - гнев, разочарование, злость, ненависть, печаль, радость. И это поможет ему справляться со своими эмоциями".

Уважайте любое чувство ребенка и ограничивайте его поступки. Допустим, ваш ребенок залез на стол и швырнул на пол сковородку, когда вы пытались снять его оттуда. Скажите ему: "Конечно, обидно, но на столе сидеть опасно". Называя чувство и оставаясь рядом, вы помогаете ребенку осознать его, справиться с ним и потом не чувствовать себя подавленным, а лишь благодарным.

Но, как и во всяком деле, в стремлении любить своего ребенка , надо знать разумную меру. Это вовсе не значит прощать ему все подряд, боясь испортить отношения. Разумная строгость в ответ на безобразное поведение необходима и не является свидетельством нелюбви, как может показаться на первый взгляд.
Умейте говорить "нет", но только конкретно и без злости. Например, запрещая дочери ехать в магазин на велосипеде, можно так объяснить свое решение: "Не надо, потому что это опасно и я волнуюсь. Надеюсь, тебя это не очень расстроило". Думайте о благе ребенка, а не о своем собственном - и все будет хорошо.

Конечно, бывают дни, когда с утра до вечера в доме крик, обиды и ни слова о любви. И это не страшно.. Главное, чтобы ребенок не сомневался в том, что ваше сердце принадлежит ему навеки. Что, несмотря на разногласия, ваша любовь к нему безусловна.
Известно ли вам, что любимые дети выделяются в среде сверстников? Они социально активны, необидчивы и настроены на успешное решение проблем.
Подумайте о своих отношениях с ребенком , и прислушаться к нашим советам - никогда не поздно. Ведь вы же любите его, не правда ли?



gastroguru © 2017